vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся 1—2-х классов общеобразовательной школы. Коррекционно-развивающая программа


Скачать 222.07 Kb.
НазваниеПреодоление общего недоразвития речи у обучающихся 1—2-х классов общеобразовательной школы. Коррекционно-развивающая программа
Дата21.07.2013
Размер222.07 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Цветы > Программа

Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся 1—2-х классов общеобразовательной школы. Коррекционно-развивающая программа


Галковская Оксана Юрьевна, учитель-логопед

Пояснительная записка.

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В современной логопедии отсутствуют программы для коррекции речевых нарушений у обучающихся общеобразовательных школ, несмотря на то, что процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  • устранение дефектов звукопроизношения;

  • формирование фонематических процессов;

  • уточнение и расширение лексического запаса;

  • формирование грамматического строя речи;

  • формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  • активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;

  • формирование просодической стороны речи;

  • активизация внимания, памяти, мышления;

  • развитие мелкой пальцевой моторики;

  • развитие языковой интуиции;

  • индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы “Развитие фонетико-фонематической стороны речи” подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы “Развитие лексико-грамматической стороны речи” также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы “Развитие связной речи” включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции ОНР III уровня рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Первый год обучения - реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 90 занятий (часов), занятия проводятся три раза в неделю.

Второй год обучения - реализация II и III этапа коррекционной программы - предусматривает 60 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения (два года) предполагает 150 занятий (часов).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.

Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Рассмотрим это подробнее. Представленная далее классификация речевых нарушений несколько отличается от традиционной, но, на взгляд автора, является наиболее полной и детальной.

Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает 1 период I этапа работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.

Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР. Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает 2 период I этапа работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год.

Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематичсекое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР. Коррекция ФФНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь I этап работы. Сроки коррекции: 1-1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки продлеваются до 2 лет.

Недоразвитие речи, охватывающее лексико-грамматическую сторону речи, обозначают как ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ЛГНР. Данное нарушение в чистом виде часто встречается у детей, где русский язык не является родным. Коррекция ЛГНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ЛГНР охватывает II и III этап коррекционной работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год.

Недоразвитие речи, охватывающее все вышеперечисленные компоненты, обозначают как ОНР (общее недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ОНР. Коррекция ОНР III уровня, дислексии и/или дисграфии на фоне ОНР III уровня охватывает I, II и III этапы работы. Сроки коррекции: 2 учебных года.

Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР) или их совокупностью (ОНР III уровня), является отработка устно пройденного учебного материала в письменной речи.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Содержание программы.
Первый год обучения (90 часов).
I этап. Развитие фонетико-фонематической стороны речи


1 период. Формирование фонематических процессов (90 часов)

Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений) (20 часов). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко-слогового состав слова (12 часов). Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв) (58 часов). Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).

Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.

Постановка дефектно произносимых звуков. Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки.

Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.

Второй год обучения (60 часов).
II этап. Развитие лексико-грамматической стороны речи

3 период. Формирование грамматического строя речи (40 часов).

Состав слова. Словообразование (6 часов). Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.

Части речи. Согласование и управление (24 часа). Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Местоимение. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам. Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.

Предложение (10 часов). Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса (не имеет расчасовки, планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).

Тематическая активизация и обогащение словаря. Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.

Семантика слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Переносный смысл слов.

III этап. Развитие связной речи
5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи (20 часов)


Уточнение представлений о тексте (2 часа). Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

Анализ текста (6 часов). Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.

Построение самостоятельного связного высказывания (12 часов). Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам обучающихся.


К концу первого года коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

  • о значении правильного дыхания;

  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

  • называть отличия гласных и согласных звуков;

  • правильно обозначать звуки буквами;

  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

  • определять место ударения в слове;

  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

К концу второго года коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  • значения многих лексических единиц;

  • правила связи слов в предложении;

  • основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся должны уметь:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;

  • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;

  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);

  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

  • грамматически правильно связывать слова в предложении;

  • составлять текст на определенную тему;

  • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;

  • интонационно оформлять высказывание.


Развитие образной памяти


Головина Ирина Сергеевна, учитель

Начать свою статью я решила с теста.

Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу. Оцените теперь себя по следующей шкале:

Не вижу -------------------------------------------------------0

Еле заметны черты, которые быстро исчезают-------------1

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый--------------2

Устойчивый черно-белый образ-----------------------------3

Устойчивый цветной образ-----------------------------------4

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами--5

Можете изменить его цвет, форму и т. д. ---------------------6

Вы согласитесь со мной, что в нас преобладает 1 – 2 уровень. Тогда я должна сказать парадоксальную вещь – все, что я сейчас буду рассказывать об образной памяти, будет или не понятно или даже не принято в себя. Так как у нас у взрослых преобладает словесно-логическая память, мы практически утратили возможность оперировать образной памятью. Но почему же все-таки “Образная память”?

Объем памяти.

Измерить объем памяти пока никому не удалось. Ученые полагают, что он соизмерим с объемом информации, которая хранится в государственной библиотеке им. В. И. Ленина. По мнению американского исследователя С. Коэна: “мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг работает лишь на ничтожную часть своей мощности. Психологи все чаще высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем талантами, гениями – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого, повысить его КПД, начать использовать, наконец, колоссальный кредит, отпущенный нам природой. Очевидно, чтобы справиться с такой задачей, первым делом нужна хорошая память.

Понятие образной памяти.

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Вырабатывалась самая лучшая форма запоминания: память на звуки, запахи, цвета и т. д. Причем, память яркая, четкая – человек этим жил. Т. о, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг: чтобы улучшалась память – надо все время специально учиться и тренироваться; для того чтобы учиться, нужна память.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, слова, буквы) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление – это схема. И образы вставляются в нее как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали.

Функциональная межполушарная асимметрия мозга.

Почему же так? Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое – образное полушарие, левое словесное. Правое – это эмоции, левое – разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ – модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом, не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда. 90% информации подается в усеченном виде – голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т. д. В одном полушарии оно впечатывается, в другом - бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание, дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип: “Повторение – мать учения”. Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет.

А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. Не тратишь время на зубрежку – оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить – значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял – представил. Представил – уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать целую картинку после беглого взгляда и т. д.

Межполушарная функциональная ассиметрия мозга явилась революцией в физиологии и психологии. Человек не рождается с ней. Активная умственная деятельность способствует специализации полушарий.

Различные авторы на основании результатов исследований приходят к выводу, что в первые годы жизни доминирует правое полушарие и только, начиная с 10-летнего возраста – левое. Если дети попадают в атмосферу разностороннего развития, когда активация левополушарных компонентов мышления уравновешивается стимуляцией образного мышления, они могут развить свой творческий потенциал очень высоко. Можно предполагать, что “аналитиками” дети становятся в результате особенностей воспитания дошкольного и раннего школьного. Стиль мышления, господствующий в семье, оказывает очень большое влияние на ребенка даже без всяких целенаправленных усилий со стороны родителей. А уже через 1 год посещения детского сада мышление становится логическим.

Итак, два пути развития образного мышления:

  • введение элементов образности в абстрактный материал и установление смысловых связей в разнородном конкретном материале;

  • целенаправленная работа по развитию как теоретического, так и образного мышления.

Однако приходится сожалеть, что в повседневной школьной практике не существует системы стимуляции воображения в обучении, тогда как развитию умения анализировать, абстрагировать, обобщать и т. д. посвящено многое (пример, описанный в книге К. Паустовского “Далекие годы”: У учителя географии Черпунова стояли на столе бутылки с желтоватой водой, залитые сургучом. На каждой бутылке была наклейка: “Вода из Нила”, “Вода из реки Лимпопо” … Старый учитель любил показывать эти бутылки на уроке. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира. “Смотрите, - он взбалтывал бутылку, - сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта”. Через несколько лет гимназисты узнали, что в бутылках была обыкновенная водопроводная вода. ) Черпунов придумал эти бутылки с наклейками, считая, что таким путем он дает толчок развитию воображению гимназистов.

Как развивать память.

До появления в свет книги Лурия А. Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приемы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику и эйдотехнику (от слова “эйдос” с греческого – образ). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Во многих зарубежных школах учат, как правильно запоминать. Опыт школы “Эйдетики” убеждает, что запоминать мы и так умеем, надо учить не запоминать, а воспроизводить.

А как учиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса, сверхвоспоминание всегда сопровождается яркими образами. Из этого следует, что резервы нашей памяти связаны с активизацией правого полушария, отвечающего за конкретно-образное мышление.

Среди шести призеров Международных соревнований между Центрами развития памяти не было ни одного, кто использовал методы логического запоминания. Все были эйдетики.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

МНЕМОТЕХНИКА (методы, основанные на вербально-логическом мышлении)

1. Логические закономерности.

При запоминании последовательности геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и т. д. Ученики рассуждают так: движение по кругу – символ вечности, совершенства; прямоугольник напоминает ворота и может быть символом домашнего очага; квадрат - символ устойчивости, надежности; треугольник – символ жесткости, воли, прогресса. Такие ассоциации помогают, затем вспомнить исходные фигуры.



При запоминании телефона 236-44-10 размышления могут быть такими: 2*3=6, 4 – это четвертая цифра в числе, 10 – получается сложение двух четверок с первой. Этот метод подходит мыслительному типу, со слабо развитым воображением. Недостаток метода в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции

2. Последовательные ассоциации.

На примере списка слов можно увидеть, как легко вспомнить не только сами слова, но и их порядок. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет. Есть творчество.

Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен. Это непроизвольное запоминание по ходу дела. Например, надо запомнить слова: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА, СОЛОМА, БРЮКИ, КЛЯКСА, МЕДВЕДЬ, ЧЕРЕШНЯ, ДВОРЕЦ, ПИАНИНО.

Вот как запоминает ученик: “Я вижу, как КОМАР летит с САБЛЕЙ на боку. Рукоятка сабли сделана в виде КОШАЧЬЕЙ головы. У кошки усы, как СОЛОМА. Из соломы можно сплести брюки, на которых КЛЯКСА. Эта клякса похожа на МЕДВЕДЯ. Он, наверное, любит ЧЕРЕШНЮ и из косточек сделал себе ДВОРЕЦ. Внутри дворца я вижу ПИАНИНО.

3. Связанные ассоциации.

При этом методе используются слова, ранее запомненные. Это дает экономию времени и сил. Например, надо запомнить слова МЯЧ, СТОЛ, КОСТЕР и т. д. Я использую ранее запомненный список слов: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА… С этими словами я связываю новые, и получается: комар сидит на МЯЧЕ, в СТОЛ воткнута сабля, а у КОСТРА кошка, измазанная сажей. Для использования этого метода надо всегда иметь в запасе готовые слова-ассоциации. Недостаток метода – он ограничивает импровизацию творческим натурам.

4. Фонетические ассоциации.

Этот метод хорошо применять при запоминании иностранных слов и телефонов. Суть метода в удачном подборе созвучных ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово musculus (мускулус) – МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУЛЫ и перевода МЫШОНОК.



Carota (карета) – МОРКОВЬ созвучное ему КАРЕТА. Сюжет на картинке.



Карету погрузили морковью. Чувствую вкус моркови и скрип колес кареты.

Можно придумать не одно, а несколько созвучных слов. Например, CASEUS (касеус) – СЫР. Созвучные слова: Кощей Усатый.

 

Сюжет на картинке. .

5. Автобиографические ассоциации.

В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово PUDDLE (падл) ЛУЖА. Созвучное слово ПАДАЛ. Вспоминаю, как в детстве, вовремя игры, мяч несколько раз падал в лужу.

При запоминании телефона 395-72-49 я использую ассоциации: 39 – начало II мировой войны, 57 – год моего рождения, 249 – номер моей квартиры. Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода.

6. Очог.

Метод ОЧОГ называется по начальным буквам слов: ориентировка, чтение, обзор, главное. Суть: первоначальная ОРИЕНТИРОВКА в тексте, с целью понимания основной мысли. Затем внимательное повторное ЧТЕНИЕ, с выделением второстепенных деталей, затем ОБЗОР текста, с углубленным пониманием (правильно ли текст разделили на главные и второстепенные мысли); и, наконец, мысленный пересказ текста, с выделением главной мысли.

Эйдетики убеждают в неэффективности этого метода. “Использовать его, все равно, что учить спринтера быстро бегать на основе исследований биомеханики бега черепахи”.

7. Повторение.

Эйдетики считают, что “Повторение не мать, а – мачеха учения”. Мы от природы умеем и должны запоминать без зубрежки. И выставлять повторение как главный метод запоминания недопустимо. Он ведет нас в тупик. Исследования эйдетиков показали, что люди с хорошо развитыми способностями к визуализации и прошедшие специальную подготовку, могут вспомнить буквально любой день своей жизни.

ЭЙДОТЕХНИКА.

9. Оживление.

Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление. Эксперименты показывают, что чем ярче представления, тем легче происходит отсроченное припоминание. Йенш (немецкий психолог) утверждал, что эйдетизм – закономерная стадия детского развития и, что пик развития воображения приходится на 11-16 лет. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется тактика запоминания при использовании этого метода. Рассказывает ученик 11 лет: “Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в ГОЛОВУ мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул ШЕЮ – это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Дальше вижу ПЛЕЧИ - это КВАДРАТ. УЛЫБКА – это ТРЕУГОЛОНИК. Застывшие фигуры с помощью оживления превращаются в улыбающегося мальчика.



Хорошо этот метод зарекомендовал себя и при запоминании исторических дат. Как только ученики развивают способность к визуализации, тут же раздвигаются границы памяти. Представьте перед собой несколько картинок, иллюстрирующих исторические даты, и вам не надо мучительно вспоминать эти даты. А если эти картинки нарисует не художник, а воображение учеников, то эффект будет – двойной. Этот метод сослужит вам хорошую службу на уроках в школе.

10. Вхождение

Само название метода подсказывает действие – войти внутрь представляемой картинки, рассказа, фильма. Например, при запоминании английского слова TEAR (тиэр) – СЛЕЗА: вы представляете себя в тире, слышите выстрелы, держите ружье; при этом вы не заметили, как исчезла комната, в которой вы сидели, стол, эта книга, картинка. В данном случае метод “вхождения” хорошо дополняется методом “фонетических ассоциаций”. “Вхождение” легко усваивается детьми с развитым воображением. Взрослым приходится овладевать этим методом через медитацию, аутотренинг.

На примере геометрических фигур можно увидеть, как различается тактика представления учеников при методе “оживления” и методе “вхождения”. Ученик видит: “Нажимаю на КНОПКУ (КРУГ) лифта. Открываются ДВЕРИ (ПРЯМОУГОЛЬНИК) лифта, и я удивляюсь ЗЕРКАЛУ (КВАДРАТ) в нем. Стеклянный ЛИФТ (ТРЕУГОЛЬНИК) бесшумно скользит вниз. При методе “оживления” картинка просто оживает перед глазами, а здесь ученик чувствует себя участником события. Это представить несколько сложнее, но и эффект будет сильнее. Мы ведь знаем, то, что происходит с нами, не забывается.

11. Трансформация.

Этот метод применяется в том случае, когда надо трансформировать представляемый вами образ: черно-белый превратить в цветной, плоский – в объемный, маленький – в большой и т. д. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется стратегия представления: “колесо велосипеда поворачивается и ломается, наезжая на камень”.

12. Образные крючки.

.

Этот метод можно применять пи запоминании цифр. Цифры могут быть похожи на различные предметы. Например, 3 – МОРСКАЯ ВОЛНА, ИЗОГНУТЫЙ ЛУК, УСЫ.

Так на каждую цифру создается несколько картинок. И когда надо припомнить цифры, припоминаются, фактически, картинки. Картинки выполняют роль крючков на вешалке вашей памяти.

13. Образное мышление.

Иногда ученики видят целый сюжет. Запоминаемые значки, слова или цифры превращаются в действующих героев на экране. Причем, это может происходить мгновенно. Важно отметить, что при этом методе образ первичен, а не наоборот. Обычно советуют наоборот: придумать ассоциацию, а затем представить. При обучении этому методу надо сделать так: поставить задачу и дождаться, когда ее решение придет не путем решений-рассуждений, а сразу, отметая привычные логические таможни в нашей голове, прорвется в виде готовой картинки. И осмысление картинки, быть может, подтвердит, как интересно и неожиданно решение проблемы и что мы талантливы. Этот метод ближе всего подходит к творческому мышлению. Он может работать и днем и ночью, когда решения приходят во сне.

Вот как видятся ученикам геометрические фигуры на экране: дельфин жонглирует МЯЧИК (КУГ), летят брызги из БАССЕЙНА (ПРЯМОУГОЬНИК), дельфина награждают РЫБОЙ (ТРЕУГОЛЬНИК).

Вот пример применения метода при запоминании телефонов: 155 – 09 – 22 – телефон справочной аэрофлота.

1 – это самолет, заходящий на посадку, 55 – это шасси, которые выпускает самолет,0 – это круг, который делает самолет при заходе на посадку, 9 – это самолет резко взмывает вверх и делает мертвую петлю, потому что на взлетной полосе 22 – два гуся.

Я вижу этот фильм, как на экране, и мне легко будет его вспомнить.

 

14. Соощущения.

Метод соощущения помогает усилить ваши представления. Известно, что у музыкантов бывает “цветной” слух, они видят цвет музыки.

15. Графические импровизации.

Дети, начиная рисовать, часто не знают, что получится в результате. Это и есть импровизация. Он каждый раз непредсказуем и поэтому интересен. Применение метода можно увидеть на примере запоминания телефона Акционерного банка “Деловая Россия” 299 - 02 – 43 . Ученик: “Я представляю солидного, умного банкира и начинаю рисовать его лицо. Мне удобнее брать цифры с конца: 3 – это лоб, ухо; 4 – нос; 2 – улыбка; 0 – это пенсне, оно предает солидность; 99 – это, конечно же, глаза; 2 – это подбородок. Банкир готов, его лицо – это телефонный номер.



Упражнения на развитие этого метода: дорисовать закорючку до узнаваемого элемента.

 

Т. о. суть методики обучения образной памяти: научить оба полушария работать одновременно и воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как делали наши предки и еще способны делать наши дети. Чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по предмету «Технология» для 10-11 классов учитель: Чалая Л. В
Программа предназначена для профессиональной подготовки учащихся 10 11 классов общеобразовательной сельской школы. Преподавание может...

Программа курса «Овощеводство защищенного грунта» 68 ч
Программа предназначена для технологической подготовки учащихся 10 11 классов общеобразовательной сельской школы. Преподавание может...

Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на...

Овощеводство защищенного грунта
Программа предназначена для технологической подготовки учащихся 10 11 классов общеобразовательной сельской школы. Преподавание может...

Аналитическая справка о проведении и итогах мониторинга информационно-коммуникативных...
Щего образования Томской области №507 от 08. 09. 2010г. О проведении регионального мониторинга качества образования в оу системы...

Урок биологии Тема: «Борьба за существование и её формы»
Развивающая – развитие логического мышления, речи,, умения анализировать, делать выводы

План работы уоу за 2007-2008 уч г. Моу хмелевской основной общеобразовательной школы
Положение об учебно-опытном участке моу хмелёвской основной общеобразовательной школы

А. С. Раутиан рабочая программа «биология» 5-9 классы программа
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Программа кружка «Юный краевед» для 1 класса Пояснительная записка...
Представленная программа кружка «Школа юного краеведа» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного...

Рабочая программа по технологии для неделимого 7-го класса сельской...
«Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа по направлению «Технология» для неделимого 7-го класса сельской...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru