vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с углублённым изучением информатики с. Дивное


Скачать 105.76 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с углублённым изучением информатики с. Дивное
Дата22.04.2013
Размер105.76 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Цветы > Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с углублённым изучением информатики с.Дивное


Конспект

открытого урока

окружающего мира,

проведённого

в 3 «а» классе

Учитель: Крячко С.Н.

Тема урока

Пернатые изобретатели


Урок окружающего мира в 3-ем классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Цель


Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.

Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Познакомить с редкими видами птиц, обитающих на озере Маныч.

Задачи

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия


Личностные :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях птиц к полету)

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока


Технология проблемно - диалогического обучения

Технология продуктивного чтения

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы

Оборудование: скелет птицы, таблица «Птицы», раздаточный материал, перья страуса, цесарки.

Ход урока


I. Орг. момент. Настрой.

II. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото: с одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение.

1) Животные, состоящие из одной клетки.(Простейшие)

2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.(Насекомые)

3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)

4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)

5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими и кожей. Откладывают икру. (Земноводные)

6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)

- А другие группы животных есть? (Думаем, что мы не все группы животных изучили)

III. Постановка цели и темы урока

- Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:

а) Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.(Дятел)

б) И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

в) Скажи ты мне, какой чудак

И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)

- О ком мы будем говорить на уроке? На доске изображения дятла, страуса, пингвина.(О птицах)

- Как звучит тема урока в учебнике? Стр. 104. (Пернатые изобретатели).СЛАЙД

- Что значит изобретать? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее)

- Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.). Давайте слово пернатые разберём по составу.

- Попробуйте дать определение: птицы – это… (Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать)

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете? (Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши) СЛАЙД

IV. Постановка проблемной ситуации.

У меня три модели самолета:

  • обычный из бумаги,

  • из бумаги, но с укороченной площадью крыльев,

  • из тяжелого картона.

- Какой из самолетов полетит дальше? Проверим на практике правильность предположений.

Вывод: Вы были правы. Для полета тело должно быть лёгким и иметь большие крылья

- На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (Какие приспособления нужны птицам для полета?)

- А к чему должны были приспособиться птицы? (К воздушной среде)

-Опираясь на картинки, выскажите ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать? (Птицы должны иметь обтекаемую форму. У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими)

V. Формулирование темы урока

Давайте сформулируем цели нашего урока:

1.Выяснить, как птицы приспособились к воздушной среде.

2. Определить, какое главное изобретение птиц.

V. Изучение нового материала

- Распределитесь по группам.

- Опираясь на текст учебника страницах 104- 105 и наглядные пособия (скелет, кости птиц, перья), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение». СЛАЙД

- Какие правила работы в группах вам помогут выполнить задание? (Выбрать командира группы и хранителя времени. Говорить по очереди. Выслушать каждого)

- Составьте план выполнения задания. (Прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки, изучить наглядные пособия. Написать список. Принять общее решение. Поместить его на доске. Сесть на свои места)

- Кто может читать текст в группе? (Тот, кто хорошо читает, или читаем по очереди)

- Время работы в группах 10 минут.

- Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? (Работа групп, в результате которой вывешиваются списки приспособлений, которые сравниваются и уточняются в ходе проверки:

1. Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полета и для того, чтобы оторваться от земли. Поэтому у птиц легкий скелет. Вместо зубов – лёгкий клюв.

2. Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.

3. Хорошо развиты полётные мышцы.

4.Сердце и легкие совершенны.

5. Благодаря им у птиц обмен веществ идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную , птицы –высокую температуру тела, + 40 теплокровные животные.

6. Для полета нужна энергия, птицы запасают ее в жировых отложениях.

7. Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.

Главное изобретение птиц – перья.)

- Оценим работу групп. Что нужно было сделать? (Написать список «изобретений» птиц, которые помогают им летать. Выделить главное «изобретение»)

- Какой вклад в список «изобретений» сделала каждая из групп? - Кто правильно назвал главное «изобретение»? - Почему работа в группе удалась? - Какие были трудности? (Оценивание работы групп командирами)

- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц? (Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы).

Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч..Задача. Сколько сапсан может пролететь за 3 часа? Как узнали?

Отгадайте загадку: «В воде купался, сухим остался?»

_Почему гусь остаётся сухим? ( Водные птицы, например гуси, смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.) Как называют таких птиц? (водоплавающие)

- В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Они вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать. СЛАЙД

Решим задачу. Масса одного страуса 85 кг. Сколько весят 4 страуса? (340)

Заполнение таблицы. Сравнение с пресмыкающимися (скелет, размножение)

-Что происходит в жизни птиц весной? (Птицы строят гнёзда, откладывают яйца, насиживают их)

- Кто ещё откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся)

- Что могло бы обеспечить детенышам пресмыкающихся, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников? (Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников)

-Сравните, в чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. Что даёт забота о потомстве? (Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают). Существует два вида птенцов: выводковые и птенцовые) СЛАЙД

- Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу. СЛАЙД

- Что происходит в жизни птиц осенью? (Многие виды птиц улетают на юг)

- Рассмотрите рисунок на странице 107 в учебнике, какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные. (Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера)

Чтение из словаря значения слова оседлые. Разбор слова перелётные по составу

- Как вы думаете, с чем может быть связан отлет птиц? (С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше)

- Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, дятел)

- Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны…(Н. Рубцов)

- Как можно помочь оседлым птицам зимой? (Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало)

Р.К. –Как называется озеро, которое находится недалеко от нашего села? На озере Маныч много видов водоплавающих птиц. Среди них есть и такие, которые находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Это розовый пеликан, кудрявый пеликан, розовый фламинго, колпица, кулик ходулочник. В степи обитает редкая птица дрофа. СЛАЙДЫ

- Физминутка. Проводится под запись пения жаворонка полевого.

Работа в группах

- Рассмотрите рисунки на страницах 108 - 109 учебника: определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания. (У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти)

- Полезны или вредны хищные птицы? (В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах)

- Одна сова за лето съедает 1000 мышей – полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна. Решите задачу. «Сколько кг зерна сбережёт одна сова за лето? Сколько это тонн?»

Самостоятельная работа в тетради

- Самостоятельно выполните задание 4 на стр. 50 тетради: обозначь цифрами действия, которые могут выполнять эти клювы: 1- долбить, 2- ловить мелких рачков, 3- ловить ночных бабочек, 4- разрывать крупную добычу на части, 5- пить нектар, 6- носить рыбу, 7- разгрызать вишневые косточки, 8- ловить лягушек, 9- искать червей в сырой почве.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске: дятел – 1, колибри - 5, дубонос – 7, утка – 2, козодой – 3, бекас – 9, орлан – 4, пеликан – 6, цапля – 8. СЛАЙД

- Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют отметке 4, 3-4 ошибки – отметке 3. Оцените свою работу по алгоритму:

1.Что нужно было сделать?

2. Полностью выполнена работа?

3. С ошибками или без?

4. Самостоятельно или с помощью? (3-5 человек оценивают работу вслух, затем остальные оценивают свою работу, рассуждая про себя по алгоритму) СЛАЙД

- Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения. (Не знали, чем питаются некоторые птицы)

- Сделайте общий вывод, почему у птиц такие разные клювы? (Форма клюва зависит от способа добывания пищи)

Работа в группах. Викторина «Знаете ли вы о птицах?»

Найдите в художественных произведениях биологические неточности или, наоборот, точное описание биологических явлений.
А.Н. Плещеев

 

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

(Ошибка: ласточка – насекомоядная птица, поэтому зерна не ест; в природе первоначально солнышко блестит, а затем травка зеленеет)

 

С. Есенин

 

Выткался над озером алый цвет зари,

На бору со звоном плачут глухари.

Плачет где–то иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется – на душе светло.

(Ошибка: иволга в дупле не живет, она всю жизнь проводит в кроне деревьев, где в развилке веток и прячется, и строит гнездо.)

  

В.А. Жуковский

  

Где же ты, птаха!

Где ты, певичка!

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты.

Там и поешь ты песню свою.

(Ошибка: перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине; в теплых краях они спасаются от холодной зимы.)

    

С.Я. Маршак

 

А эта веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.)

 

Пьеса Р.Б. Шеридана «Школа злословия», где главные герои поют песенку:

 

Голубок и горлица

Никогда не ссорятся,

Мирно живут,

Целый день целуются.

(Ошибка: брачные пары создаются только между представителями одного вида; горлица и голубь – два разных вида (так же, как ворон и ворона.)

VI. Закрепление

- Где встречаются страусы, пингвины, гуси? (Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару)

- Какой вывод можем сделать? (Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету)

- Прочитайте вывод учебника на стр. 107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль изучаемой темы. (Птицы – лучшие летуны в животном царстве)

- Дома на стр. 50 рабочей тетради выполните два из оставшихся заданий на выбор. Стр. 105-107. Подготовить сообщение об одной из птиц.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование Фитонцидная активность комнатных растений Елизова Анастасия...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поротниковская средняя общеобразовательная школа», 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов
Моу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36»

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36»

«Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка» Проект Дайте жалобную книгу для растений!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка»

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Рабочая программа по биологии 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru