vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Федеральное агентство по рыболовству управление рыбного хозяйства приморского края


НазваниеФедеральное агентство по рыболовству управление рыбного хозяйства приморского края
страница1/5
Дата24.04.2013
Размер0.86 Mb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Цветы > Тексты
  1   2   3   4   5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

УПРАВЛЕНИЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ


*

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «Дальрыбтехника»

(Центр исследования состояния рыбного хозяйства Дальнего Востока

и мирового рыболовства)



Исследования состояния рыбохозяйственного комплекса

Дальнего Востока



3 (12) * 2008 г.

Основан в 2004г.

Выходит 4 раза в год

Свидетельство о регистрации

средств массовой информации

в Приморском территориальном

управлении МПТР России

ПИ №20-0349

от 28.01.2004 г.





Главный редактор-основатель журнала, генеральный директор

И. Иванченко


Зам. главного редактора

И. Улейский


Главный научный редактор

А. Латкин, д.э.н.

Научные редакторы

И. Карпушин, к.т.н.

Ю. Кузнецов, к.т.н.

В. Ерухимович, к.э.н.

А. Жук, к.э.н.

Технический редактор

А.Сурикова

Учредитель:

©АНО НТЦ «Дальрыбтехника»

690106, г. Владивосток,

ул. Нерчинская, 10

тел./факс: (4232) 429-176

428-850

E-mail: drt2004@mail.ru

http://www.drt.slt.ru



Научно – технический, научно – исследовательский,

информационно – аналитический журнал
Издается при спонсорской поддержке «fishnews.ru»


УДК 639.2.05

О субсидировании в рыбном хозяйстве России в условиях присоединения к ВТО

(специальный аналитический обзор)
© 2008 г. Ю. А. Бобылов, к.э.н., вед. науч. сотр. ОАО «ВНИЭРХ»,

конт. тел. 624-16-05 (г. Москва), mail:prognos@vnierkh.ru

Поступила в редакцию 02.07.2008 г.
Справка об авторе

Бобылов Юрий Александрович, к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО «ВНИЭРХ», автор около 70 научных статей по тематике экономики и организации рыбного хозяйства России в условиях присоединения к ВТО, а также по экономике ведущих рыболовных стран мира («Рыбное хозяйство», «Рыболовство России», «Вопросы рыболовства», «Морская индустрия», «Рыбные ресурсы», «Новости рыболовства», «БИКИ», «Дальвосточный регион – Рыбное хозяйство», «Вестник экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Менеджмент и бизнес-администрирование», «Политический журнал», «Вопросы экономики» и др.).
Субсидирование развития стратегически важных отраслей и производств современной экономики является частью государственной и экономической политики в современном мире. Так, многими странами мира, включая Россию, поддерживается целесообразность субсидирования в аграрном секторе в силу большой потребности населения в продовольствии, а также периодического, крайне неблагоприятного влияния природных и погодных условий на продуктивность сельскохозяйственного производства.

Рыбное хозяйство России имеет важное значение в обеспечении продовольственной безопасности страны - общий улов в 2007 г. составил 3,3 млн. т., а внутреннее потребление – 2,6 млн. т. Для сравнения, потребление говядины и свинины в 2007 году в стране достигло 5,1 млн. т, птичьего мяса – 3,18 млн. т., при этом из-за рубежа поступает примерно 30% потребляемой в России говядины и свинины и около 40% мяса птицы. В потреблении в России мясо-рыбных товаров доля рыбных товаров составляет 31%.

Вместе с тем, по удельным показателям потребления морской рыбы Россия отстает от ведущих рыболовных стран мира в силу большого вывоза высококачественной мороженой морской рыбы. По статистическим данным ФАО ООН, в России в последние годы суммарное среднегодовое потребление мяса (45 кг/чел) и рыбы (18 кг/чел) существенно отставало от достигнутых в развитых странах, составляя относительно: США – 45%, Франции – 48%, Канаде – 52%, Венгрии – 74%, Польше 76%.

Обострение мирового продовольственного кризиса создает угрозы резкого сокращения импортных поставок таких продовольственных товаров в Россию. Это обуславливает в ближайшие годы существенный рост государственной поддержки нашей рыбной отрасли по многих финансовым каналам и направлениям.

В мировом морском рыболовстве в последние десятилетия сложилась своя структура государственной поддержки рыбного бизнеса. Новым явлением стало более масштабное субсидирование части затрат на дорожающее топливо для рыболовных судов.

Предстоящее присоединение России к ВТО, очевидно, усиливает позиции иностранных товаропроизводителей и поставщиков продовольственных товаров, что предполагает экономическую поддержку многих товаропроизводителей.

В этой связи перед Федеральным агентством по рыболовству России встают новые задачи по стабилизации финансового положения в морском рыболовстве и ряде других направлений с ростом государственной поддержки.

Следует усилить внимание ученых-экономистов к теории данной рыбохозяйственной проблемы.
1. Необходимо совершенствование системы управления и субсидирования в рыбном хозяйстве России
Мировой продовольственный кризис, зафиксированный в конце 2007 – начале 2008 гг., отменяет укрепившийся под влиянием «либеральных» экспертов ФАО и ВТО принцип «нецелесообразности» отдельных видов субсидий в мировом рыбном хозяйстве.

Анализ государственной поддержки продовольственных товаропроизводителей в России показывает, что в последние годы она особенно неблагоприятна для рыбопромышленного комплекса. Отчасти такая ситуация обусловлена неадекватной системой управления рыбопромышленным комплексом России. В рыбной отрасли после административной реформы 2004 г. несколько гипертрофирована функция управления морским рыболовством и охраной водных биоресурсов, но ослаблена функция регулирования поставки рыбных товаров на внутренний и внешний рынки, а также научно-технологической поддержки производства таких важных видов пищевых товаров как рыбное филе, рыбный фарш, рыбные консервы и пресервы, биодобавки и др. Также неудовлетворительно решаются задачи улучшения финансового положения предприятий и организаций рыбной отрасли при явно чрезмерном прессе платежей и налогов, в том числе по сравнению с сельским хозяйством.

В целом сложившаяся система управления в рыбопромышленном комплексе в условиях перехода к «инновационной экономике» и присоединения России к ВТО не позволяет эффективно решать важные проблемы обновления рыболовного флота, развития портовой и транспортной инфраструктуры, формирования и реализации целевых программ развития отдельных регионов и секторов производства, повышения уровня организации и концентрации производства с созданием крупных интегрированных объединений и др.

Как следствие, на уровне Минфина России и Государственной Думы имеет место недооценка важности более масштабной государственной поддержки развития рыбной отрасли.

Для сравнения обратимся к структуре управления рыбным хозяйством Дании, где в отличие от российской с 1997 г. существует объединенное Министерство продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства. Дания – одна из ведущих рыболовных стран Европы. В 2006 г. вылов составил 781,65 тыс. т., из них 503,89 тыс.т – на промышленные цели (рыбная мука и жир). Продукция аквакультуры в 2006 г. составила 37,25 тыс. т. В рыбном хозяйстве занято около 15 тыс. чел., из которых 7 тыс. чел. – непосредственно ведущие рыболовный промысел., а 8 тыс. чел работают в секторах управления, торговли, переработки рыбы и аквакультуры. Среднедушевое потребление рыбы в Дании – около 25 кг на человека в год.

В рыбной отрасли Дании госаппаратом отслеживается вся цепочка продовольственного процесса – от вылова рыбы до ее переработки и реализации на рынке.

Центр-департамент по рыболовству (с законодательными функциями и численностью 40 чел.) состоит из 4 отделов, включая:

1. Отдел по разработке рыболовной политике и законодательству, координации рыболовных исследований, управлению рыболовством;

2. Отдел по маркетингу, экспорту и импорту, рыночному законодательству, стандартам на рыбные товары, торговым соглашениям;

3. Отдел по международным связям, прежде всего с ЕС, в области рыболовства;

4. Отдел по внутренним связям координирует рыбный промысел в прибрежных водах Дании и в зонах третьих стран, развитие аквакультуры и контроль за окружающей средой.

Иной особенностью системы управления рыбным хозяйством России является обособленность развития аквакультуры, которое регулируется Минсельхозом России и ГКО «Росрыбхоз».

Директорат по рыболовству (в центральном аппарате – 80 чел.) решает текущие задачи в деятельности рыбного хозяйства Дании и состоит из 3 отделов - административного; рыболовного и отдела информационного обеспечения.

Россия - одна из развитых рыболовных стран мира (по объемам производства рыбы и морепродуктов занимает 10-е место в мире). При официальном объеме промысла в последние годы на уровне 3,0 - 3.3 млн. т экспортирует около 1,1 - 1,2 млн. т (1,3 млрд. долл. США) и импортирует 0,7 - 0,9 млн. т. (0,7-0,9 млрд. долл. США).

По оптимистическому «инновационному сценарию» прогнозируется вылавливать к 2015 г. до 5,2 млн. т, увеличив морской рыбный промысел почти в 1,5 раза.

Россия участвует в 13 международных Конвенциях и 23 межправительственных соглашениях по рыболовству, которые могут обеспечивать доступ к 5-6 млн. т биоресурсов Мирового океана.

Российский промысел ведется в основном в Северной и Центрально-Восточной Атлантике с выловом 0,6 млн. т. При этом добываются путассу, сельдь, скумбрия, морской окунь, треска, камбала, сардина, ставрида, скумбрия и др. В целом, дополнительный вылов в Мировом океане можно увеличить на 1,5 млн. т. при наличии достаточного количества работоспособных и экономичных рыболовных судов и транспортного флота, а также организации специализированной государственной Корпорации.

Лишь потребность России в новых судах в перспективных районах Мирового океана, в том числе для промысла антарктического криля, составляет около 30 крупных судов с общей стоимостью около 1,5 млрд. долл. Срок окупаемости судов – 10-12 лет. Соответственно ежегодное прямое финансирование такого проекта оценивается в размере 300 млн. долл. США (или 7-8 млрд. руб.).

Мировое рыболовство показывает противоречивые тенденции динамики добычи рыбы и других водных биоресурсов.

В табл. 1 приводятся динамика рыбного промысла ведущими мировыми рыболовными странами в 2001-2005 г. Как следует из этой таблицы, есть страны, которые наращивают морской рыбный промысел. В их числе: Уганда – 189%, Йемен – 183,9%, Мьянма – 146,7% и др. В то же время ряд ведущих рыболовных стран мира значительно снизил свои рыболовные усилия: Дания – 60,3%, Эквадор – 69,4%, Ирландия – 74,3%. и др.

Основная причина снижения улова, например, в Дании – уменьшение запасов рыбы в течение этих лет и падение эффективности и привлекательности морского рыбного промысла, особенно среди стран ЕС. В этих условиях датское правительство уменьшало флот все последние годы. В 2007 вышло новое регулирование, согласно которому квоты могут быть куплены вместе с покупкой судна. В ходе осуществляемой рыболовной реформы Евросоюза датский рыболовный флот уменьшился к 2007 г. с 1200 до 700 судов. Фактический датский улов меньше, чем разрешено по квотам.

Ряд морских стран мира после 2000 г. начали полнее осваивать свои запасы водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах.

Таблица 1. Динамика рыбного промысла ведущими мировыми рыболовными странами в 2001-2005 г., тыс. (данные ФАО)


Страны

Годы

2005 г.

к 2001 г., %

2001

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

1. Китай

16797,2

16850,3

17051,8

17271,4

17361,6

103,4

2. Перу

7991,7

8771,4

6093,9

9611,9

9393,7

117,5

3. США

4981,8

4984,7

4988,7

4995,4

4924,8

98,9

4. Чили

4031,6

4516,3

3921,9

5309,3

4740,2

117,6

5. Индонезия

4277,4

4379,0

4691,8

4651,1

4389,0

102,6

6. Япония

4827,2

4490,6

4783,8

4427,8

4179,5

86,5

7. Индия

3817,0

37745,4

3720,9

3391,0

3481,1

91,1

8. Россия

3656,2

3287,7

3320,6

2999,6

3241,3

88,7

9. Таиланд

2833,9

2842,4

2849,7

2839,6

2599,4

91,8

10. Норвегия

2862,2

2922,9

2702,2

2672,8

2546,8

89,0

11. Филиппины

1952,3

2034,2

2169,6

2219,2

2249,2

115,2

12. Вьетнам

1724,7

1802,6

1856,1

1879,5

1929,9

111,5

13. Мьянма

1187,9

1284,3

1343,9

1586,7

1742,9

146,7

14. Исландия

2001,0

2144,7

2002,7

1749,5

1682,1

83,9

15. Респ. Корея

2005,6

1681,8

1648,0

1584,4

1654,2

82,5

16. Бангладеш

1068,4

1103,8

1141,2

1187,3

1333,8

124,9

17. Мексика

1445,9

1481,1

1386,4

1286,6

1332,0

92,1

18. Малайзия

1238,8

1279,6

1291.2

1339,8

1218,3

98,3

19. Канада

1056,0

1079,6

1130,6

1193,2

1101,7

104,3

20. Тайвань

1005,3

1042,9

1135,0

980,4

1017,4

101,2

21. Марокко

1093,9

902,9

896,3

907,7

945,5

86,4

22. Аргентина

949,3

958,6

915,9

946,1

931,4

98,1

23. Дания

1510,7

1442,3

1036,2

1089,8

910,6

60,3

24. Испания

1106,8

892,8

896,4

805,2

849,2

76,8

25. ЮАР

782,6

793,5

840,3

910,8

824,2

105,3

26. Бразилия

730,4

755,6

712,1

746,2

750,3

102,7

27.Великобритания

741,0

689,9

635,5

652,8

669,4

90,3

28. Франция

682,1

711,9

798,3

664,3

651,0

95,4

29. Фарерские о.

515,9

525,9

620,9

599,4

565,3

109,7

30. Намибия

548,3

625.6

636.6

570.7

552,6

100,7

31. Нидерланды

518,2

464,0

526.3

521,6

549,2

106,0

32. Н. Зеландия

569,8

588,7

550,9

546,0

535,5

94,0

33. Нигерия

452,1

481,1

475,2

465,2

523,2

115,7

34. Венесуэла

408,6

509,7

520,8

487,0

470.0

115,2

35. Пакистан

543,2

532,1

491,8

480,3

434,8

79,9

36. Турция

527,7

566,7

507.8

550,5

426,5

80,8

37. Уганда

220,7

221,9

241,8

371,8

416,8

189,0

38. Иран

351,1

324,8

350,1

369,9

410,6

116,8

39. Эквадор

586,5

318,6

397.9

336.8

407,7

69,4

40. Сенегал

433,4

406,0

478,5

445,3

405,1

93,5

41. Гана

447,2

371,1

390,8

399,4

392,3

87,7

42. Камбоджа

442,8

406,2

364,4

305,8

384,0

86,9

43. Египет

428,6

425,2

430,8

393,5

349,5

81,5

44. Танзания

341,3

328,4

354,5

348,4

348.3

101,5

45. Италия

312,4

271,8

297,7

288,9

299,9

96,1

46. Ирландия

392,5

318,4

301,2

310,6

292,0

74,3

47. Германия

211,3

224,5

260,9

262,1

285,7

135,5

48. Йемен

142,2

179,6

228,1

256,3

263,0

183,9

49. Австралия

205,1

207,3

224,3

242,5

260,3

126,8

50. Швеция

311,8

294,9

286,9

269,9

256,6

82,3

Источник: Worldfishing. Dec 07/Jan 08 (информационно-рекламная вкладка).
Представляется, что для России стратегически важнее по примеру Уганда, Йемен и Мьянмы начать полнее использовать собственные ВБР, которые в большой мере неосваиваются, чем расширять затратный рыбный промысел в удаленных районах Мирового океана.

При решении таких проблем рыболовной политики России следует учитывать как экономические, так и геополитические аспекты. По возможности, для России полезно сохранять свое присутствие в ряде исключительных экономических зон иностранных государств и в Мировом океане. Одной из таких целей является начало промысла антарктического криля.

В последние годы общие допустимые уловы (ОДУ) исключительной экономической зоны России составляют около 3,5 млн. т., а ежегодный вылов основных видов ВБР – около 2 млн. т., в том числе: минтай – 1 млн. т, треска и пикша – 300 тыс. т., лососевые – 250, сельди – 250, камбала – 70, морской окунь – 50, скумбрия – 50, крабы – 50, креветки – 20. Всего промысел перечисленных видов – 2,04 млн. т. стоимостью около 5 млрд. долл.

Неиспользуемые объекты морского рыболовства России включают такие основные виды: кальмары – 500 тыс. т., сайра – 150, осенняя сельдь – 150, сайка – 50, прилов – 40, а также млекопитающие – 60 тыс. т. и морские водоросли – 250. Всего по приведенным видам рыбы и морского зверя не вылавливается – 950 тыс. т. стоимостью до 2 млрд. долл.

Причинами неосвоения ОДУ являются: высокая изношенность флота, несоответствие структуры флота имеющимся ресурсам морского рыбного промысла, недостаточная рентабельность морского промысла многих видов ВБР из-за завышенных финансовых платежей и налоговых сборов и др.

Создаваемая в Федеральном агентстве по рыболовству новая специализированная Государственная рыболовная компания призвана решить ряд стратегических рыболовных и геополитических задач, потому в первые годы такая новая структура вправе получить целевую государственную поддержку и отдельные льготы и преференции. Ясно, что такая структура рано или поздно должна появиться в рыбной отрасли России.

Новая рыбохозяйственная инициатива с опорой на преимущества госсектора экономики РФ требует активизации международного сотрудничества России с рядом рыболовных стран мира и росту экспортного потенциала в условиях идущего увеличения дефицитности продовольствия в мире.
2. Новые факторы развития российского рыбного хозяйства и новые виды субсидии
В ряде инвестиционных направлений в обеспечение успешной деятельности новой государственной рыболовной компании предполагает вложение финансовых средств в развитие инфраструктуры на территории иностранных государств и импортеров вылавливаемой рыбы. Особенности возможного расширения российского морского промысла в перспективных удаленных районах Мирового океана показывают традиционную ограниченность возможностей частного капитала по сравнению с государственным сектором экономики.

Между тем, для многих рыболовных стран мира, включая Россию обширными удаленным и большей частью северными акваториями, существенное подорожание топлива делает проблемным ведение прибыльного промысла таких видов рыбы, как сельдь, сайка, путассу, кальмары и др.

В середине июня 2008 г. Еврокомиссия, столкнувшись с напором массовых протестных акций французских, итальянских и испанских рыболовов. разрешило оказание прямой финансовой помощи своей рыбной отрасли, терпящей убытки из-за роста на топливо. Решено повысить максимально разрешенные государственные субсидии рыбакам с 30 тыс. до 100 тыс. евро. Ранее было запрет на прямое возмещение рыбакам убытков от покупки дизельного топлива по цене, превышающей 0,4 евро/литр. Еврокомиссия позволяет государствам использовать специальные фонды помощи рыбной отрасли отрасли. Особое значение придается оснащению рыболовных судов более экономичными моторами. Также намечены меры по повышению закупочных цен на рыбу.

К лету 2008 г. критическая ситуация, в частности, сложилась в российском рыбном Мурманске, ориентированном на массовый промысел сельди и путассу. Промышленный лов этой морской рыбы становится невыгодным. В течение 2007 года горючее подорожало с 17,6 тыс. руб. до 27,8 тыс. руб. за одну тонну.

Вторая проблема нарастающего кризиса в регионе - износ судов мурманского рыбопромыслового флота (около 70%). Очевидно, что устаревшие траулеры потребляют гораздо больше горючего, чем новые или модернизированные. В этих условиях большому морозильному траулеру только для покрытия затрат нужно производить в сутки около 40 т сельди при мощности в 55-60 т. Прибыльный промысел смогут вести лишь отдельные наиболее производительные суда мощностью до 200 т. рыбы в сутки.

По оценкам промысловиков, ценовые "ножницы" можно компенсировать за счет промысла более дорогих видов рыбы - трески и пикши. Однако квоты на них уже освоены более чем наполовину. При нынешних уловах можно рассчитывать, что к ноябрю квоты иссякнут полностью, и флот окажется в простое. Аналогичная ситуация сложилась практически во всех рыбопромышленных предприятиях региона. Поскольку поставлять охлажденную рыбу на берег в теперешних условиях гораздо дороже, чем мороженое сырье, прибрежное рыболовство рискует обанкротиться.

В этой сложной ситуации следует дать оценку финансовой ситуации и проблем субсидирования рыбной отрасли России.

Положение в экономике рыбной отрасли таково, что более 50% производителей рыбных товаров в последние 2-3 года были убыточными (просроченная кредиторская задолженность – 4 млрд. рублей, а убытки - 1,5 млрд. рублей). При этом рыбная отрасль одновременно является финансовым донором российской экономики.

Финансовая деятельность обеспечивает движение денежных средств в рыбопромышленном комплексе и отдельных регионов страны, включая распределение и перераспределение средств между госбюджетом и предприятиями, а также между различными типами организаций и предприятий, инвестиционные процессы и др.

Так, в 2006 г. стоимость товарной продукции предприятий рыбопромышленного комплекса России составила 104,6 млрд. руб., выручка от продаж – 110,8 млрд. руб., а балансовая прибыль – 3,2 млрд. руб. При этом общий объем продаж отрасли структурно распределился таким образом: рыболовство – 56,4%, рыбоводство – 2,3% и переработка – 41,4%%.

Рыбное хозяйство является одной из сырьевых отраслей экономики, приносящей России значительные объемы валютной выручки. Вместе с тем, подотрасль «рыболовство» в силу специфики сезонного, а также экспедиционного морского рыбного промысла, является недостаточно рентабельной по сравнению с подотраслями «рыбоводство» и особенно «рыбопереработка».

Значительная часть рыболовных компании является убыточной не в силу неудовлетворительного руководства, а по причине чрезмерного финансового пресса собираемых налогов и платежей. В определенной мере дефицит оборотных средств тормозит техническое перевооружение и отчасти обуславливает масштабное браконьерство и нелегальный вывоз российской рыбы из ИЭЗ за границу.

В целом в рыбохозяйственном комплексе РФ платежи в госбюджет более чем в 3 раза превышают средства, выделяемые из бюджета на поддержку отрасли.

В табл. 2 приводятся данные о величине платежей в бюджет и поступлений (субсидий) из него в рыбную отрасль.

По итогам 2006 г. доля убыточных предприятий, преимущественно в рыболовстве, составила 45%, а по сравнению с 2005 г. общий убыток вырос на 139% (было 942 млн. руб., а стало – 1308 млн. руб.). В частности, в Приморском крае доля убыточных предприятий составляет 54%.

По мнению автора, такие финансовые результаты деятельности предприятий рыбной отрасли обусловлены недоработками государства в реализуемой финансовой и налоговой политики, включая имеющиеся просчеты в законодательной базе. Также в Федеральном агентстве по рыболовству сохраняется недооценка сформированной в Минсельхозе России практики финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и выделения им различных видов субсидий с целью его заимствования.

Примечательно. что в последние годы в сельском хозяйстве России была относительно большая государственная поддержка, чем в рыбном хозяйстве.


Таблица 2. Соотношение величине платежей в бюджет РФ и поступлений из него в рыбное хозяйство России.

млрд. руб.

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Средне-

годовые

значения

показателя

в 2004 -2006 гг.

Выделено из бюджета,

всего


5,36


6,20


6,07


5,88

Платежи в бюджет,

всего


16,76


19,58


21,56


19,30

в том числе плата за использование ВБР


7,07


7,88


8,30


7,75

Относительное превышение платежей в бюджет над субсидиями


3,1


3,2


3,6


3,3


Так, по данным НИИ экономики сельского хозяйства, в 2005 г. объем изъятий финансовых средств в виде налогов и сборов в госбюджет составил 36,2 млрд. руб., а с учетом обязательных платежей – 56,8 млрд. руб. При этом государственная финансовая помощь аграрным товаропроизводителям достигла 31,0 млрд. руб. Соотношение изъятий и субсидий в сельском хозяйстве составило лишь - 1,8, что меньше, чем в рыбном хозяйстве на 56%.

В силу необходимости нормализации финансово-экономической ситуации в рыбопромышленном комплексе России Президентом и Правительством РФ предпринимаются меры по развитию морского рыболовства и росту вылова водных биоресурсов.

Согласно федеральному закону от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.» Федеральному агентству по рыболовству было выделено 8 181 521,7 млрд. руб., что на 38% больше по сравнению с 2006 г. Это самый большой рост за последние 5 лет.

В 2007 г. в послании федеральному собранию Президент РФ высказался о целесообразности развития рыбной отрасли.

Новые цели рыбохозяйственной промышленной и торговой политики были поставлены в рекомендациях заседания Госсовета России, состоявшегося с участием Президента В.В. Путина 31 августа 2007 г. в Астрахани1. В частности, была подвергнута обоснованной критике деятельность таможенной службы России при проверке декларируемой морской рыбы, выловленной в ИЭЗ и доставленной в рыбные порты России. В целом перечень соответствующих поручений Президента России для исполнения Правительством составил 17 пунктов.

Важно, что с сентября 2007 г. в структуре Правительства было вновь воссоздано самостоятельное Госкомрыболовство России, а с июня 2008 г. – самостоятельное Федеральное агентство по рыболовству с расширенными управленческими функциями, что создает организационные возможности более квалифицировано регулировать экономику многопрофильного рыбопромышленного комплекса.

По мнению автора, объемность рыбохозяйственных задач для России с ее обширными морскими пространствами и ресурсами требует образования комплексного Минрыбхоза России.

В настоящее время среди экономистов Минэкономразвития и Минфина России улучшилось понимание, что рыбное хозяйство России в плане продовольственной обеспеченности и безопасности – весьма важная специфическая отрасль экономики. Это новое понимание ведет к пересмотру приоритетов в финансировании отрасли и особенно морского рыболовства.

Следует привести данные о структуре и ранге отдельных расходов федерального бюджета по финансированию (и субсидиям) рыбного хозяйства России в 2005 году (табл. 3.).

Таблица 3. Государственная поддержка рыбного хозяйства России в 2005 г.
Ранг весомости и наименование статьи расходов
бюджета РФ
млн. руб.
Структура, %
Всего
6199,1
100,00
в том числе:
1. Содержание подведомственных рыбоводных предприятий
2673,5
43,13
2. Ведомственное образование
1352,9
21,82
3. Рыбохозяйственная наука
977,1
15,76
4. Содержание аварийно-спасательного флота
538,9
8,70
5. ФЦП «Экология и природные ресурсы России»
158,3
2,55
6. Воспроизводство и сохранение водных биоресурсов

152,4

2,46
7. Ведение мониторинга водных биоресурсов
118,5
1,91
8. Государственное управление и местное самоуправление

68,7

1,11
9. Международная деятельность
54,0
0,87
10. ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области» и строительство объектов для нужд отрасли


49,0
0,80
11.Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам

30,0

0,48
12. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности, предотвращению или ликвидации последствий аварий портовых гидротехнических сооружений


18,9


0,30
13. ФЦП «Юг России» и строительство объектов для нужд отрасли

6,9

0,11

Большое значение для эффективного развития рыбного хозяйства России имеет рыбохозяйственная наука в лице сети специализированных научных организаций и структура ее деятельности.

Наш анализ показывает необходимость выработки комплексной стратегии инновационного развития, особенно повышения технологичности и глубины рыбообработки с целью роста экспорта российских рыбных товаров.

Экономический успех в условиях интеграции экономики России (в том числе рыбного хозяйства) в мировую, в условиях резкого усиления конкурентного давления, достижим только при значительном росте уровня конкурентоспособности отечественного производства.

Рыбная отрасль стоит перед необходимостью изменения структуры исследований и разработок в сторону «индустриализации» (включая товарное рыбоводство). Это требование имеет свое значение также при ожидаемом росте финансирования отраслевой науки в ближайшие годы

По обобщенным данным ВНИРО, в рыбном хозяйстве России преобладающая часть в финансировании отраслевых научных исследований относится к изучению биоресурсов, составив более 87% общего объема финансирования. Показательны такие данные за 2006 г., приведенные в табл. 4.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по рыболовству управление рыбного хозяйства приморского края
Формирование эколого-экономически согласованного комплекса прибрежной рыбохозяйственной деятельности

Федеральное агентство по рыболовству управление рыбного хозяйства приморского края
Обзор результатов производственно-экономических показателей рыбной промышленности Дальнего Востока за 2007 год

Федеральное агентство по рыболовству управление рыбного хозяйства приморского края
Очевидно, что в условиях Приморья возможно создание поликультурных хозяйств: ламинария и еж; моллюски и трепанг. В тоже время повышенные...

Федеральное агентство по рыболовству управление рыбного хозяйства приморского края
Трактовка поднятых в ней проблем, по нашему мнению, не однозначна. Хорошо известно, что во мнении защитников природы, к таковым,...

Федеральное агентство по рыболовству
Перед вами каталог технологических разработок Атлантического научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии...

Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное агентство по рыболовству
Федеральным государственным унитарным предприятием «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный Центр» на сырье, полуфабрикаты,...

Любительское рыболовство в системе рыбного хозяйства внутренних водоемов России
Кому рыболовству. В последнее время часть рыболовных хозяйств стала функционировать на коммерческой основе. Сейчас в этом направлении...

Правки – красным шрифтом на зеленом фоне. Текст, изымаемый из Программы,...
Изучение морского периода жизни тихоокеанских лососей на специализированных судах с использованием пелагических тралов

Администрация красноармейского муниципального района приморского края
Администрация Красноармейского муниципального района направляет предложения в проект Программы социально-экономического развития...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru