vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 0.86 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУУПРАВЛЕНИЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ* АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «Дальрыбтехника» (Центр исследования состояния рыбного хозяйства Дальнего Востока и мирового рыболовства)
Научно – технический, научно – исследовательский, информационно – аналитический журнал Издается при спонсорской поддержке «fishnews.ru» ![]() УДК 639.2.05 О субсидировании в рыбном хозяйстве России в условиях присоединения к ВТО (специальный аналитический обзор) © 2008 г. Ю. А. Бобылов, к.э.н., вед. науч. сотр. ОАО «ВНИЭРХ», конт. тел. 624-16-05 (г. Москва), mail:prognos@vnierkh.ru Поступила в редакцию 02.07.2008 г. Справка об авторе Бобылов Юрий Александрович, к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО «ВНИЭРХ», автор около 70 научных статей по тематике экономики и организации рыбного хозяйства России в условиях присоединения к ВТО, а также по экономике ведущих рыболовных стран мира («Рыбное хозяйство», «Рыболовство России», «Вопросы рыболовства», «Морская индустрия», «Рыбные ресурсы», «Новости рыболовства», «БИКИ», «Дальвосточный регион – Рыбное хозяйство», «Вестник экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Менеджмент и бизнес-администрирование», «Политический журнал», «Вопросы экономики» и др.). Субсидирование развития стратегически важных отраслей и производств современной экономики является частью государственной и экономической политики в современном мире. Так, многими странами мира, включая Россию, поддерживается целесообразность субсидирования в аграрном секторе в силу большой потребности населения в продовольствии, а также периодического, крайне неблагоприятного влияния природных и погодных условий на продуктивность сельскохозяйственного производства. Рыбное хозяйство России имеет важное значение в обеспечении продовольственной безопасности страны - общий улов в 2007 г. составил 3,3 млн. т., а внутреннее потребление – 2,6 млн. т. Для сравнения, потребление говядины и свинины в 2007 году в стране достигло 5,1 млн. т, птичьего мяса – 3,18 млн. т., при этом из-за рубежа поступает примерно 30% потребляемой в России говядины и свинины и около 40% мяса птицы. В потреблении в России мясо-рыбных товаров доля рыбных товаров составляет 31%. Вместе с тем, по удельным показателям потребления морской рыбы Россия отстает от ведущих рыболовных стран мира в силу большого вывоза высококачественной мороженой морской рыбы. По статистическим данным ФАО ООН, в России в последние годы суммарное среднегодовое потребление мяса (45 кг/чел) и рыбы (18 кг/чел) существенно отставало от достигнутых в развитых странах, составляя относительно: США – 45%, Франции – 48%, Канаде – 52%, Венгрии – 74%, Польше 76%. Обострение мирового продовольственного кризиса создает угрозы резкого сокращения импортных поставок таких продовольственных товаров в Россию. Это обуславливает в ближайшие годы существенный рост государственной поддержки нашей рыбной отрасли по многих финансовым каналам и направлениям. В мировом морском рыболовстве в последние десятилетия сложилась своя структура государственной поддержки рыбного бизнеса. Новым явлением стало более масштабное субсидирование части затрат на дорожающее топливо для рыболовных судов. Предстоящее присоединение России к ВТО, очевидно, усиливает позиции иностранных товаропроизводителей и поставщиков продовольственных товаров, что предполагает экономическую поддержку многих товаропроизводителей. В этой связи перед Федеральным агентством по рыболовству России встают новые задачи по стабилизации финансового положения в морском рыболовстве и ряде других направлений с ростом государственной поддержки. Следует усилить внимание ученых-экономистов к теории данной рыбохозяйственной проблемы. 1. Необходимо совершенствование системы управления и субсидирования в рыбном хозяйстве России Мировой продовольственный кризис, зафиксированный в конце 2007 – начале 2008 гг., отменяет укрепившийся под влиянием «либеральных» экспертов ФАО и ВТО принцип «нецелесообразности» отдельных видов субсидий в мировом рыбном хозяйстве. Анализ государственной поддержки продовольственных товаропроизводителей в России показывает, что в последние годы она особенно неблагоприятна для рыбопромышленного комплекса. Отчасти такая ситуация обусловлена неадекватной системой управления рыбопромышленным комплексом России. В рыбной отрасли после административной реформы 2004 г. несколько гипертрофирована функция управления морским рыболовством и охраной водных биоресурсов, но ослаблена функция регулирования поставки рыбных товаров на внутренний и внешний рынки, а также научно-технологической поддержки производства таких важных видов пищевых товаров как рыбное филе, рыбный фарш, рыбные консервы и пресервы, биодобавки и др. Также неудовлетворительно решаются задачи улучшения финансового положения предприятий и организаций рыбной отрасли при явно чрезмерном прессе платежей и налогов, в том числе по сравнению с сельским хозяйством. В целом сложившаяся система управления в рыбопромышленном комплексе в условиях перехода к «инновационной экономике» и присоединения России к ВТО не позволяет эффективно решать важные проблемы обновления рыболовного флота, развития портовой и транспортной инфраструктуры, формирования и реализации целевых программ развития отдельных регионов и секторов производства, повышения уровня организации и концентрации производства с созданием крупных интегрированных объединений и др. Как следствие, на уровне Минфина России и Государственной Думы имеет место недооценка важности более масштабной государственной поддержки развития рыбной отрасли. Для сравнения обратимся к структуре управления рыбным хозяйством Дании, где в отличие от российской с 1997 г. существует объединенное Министерство продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства. Дания – одна из ведущих рыболовных стран Европы. В 2006 г. вылов составил 781,65 тыс. т., из них 503,89 тыс.т – на промышленные цели (рыбная мука и жир). Продукция аквакультуры в 2006 г. составила 37,25 тыс. т. В рыбном хозяйстве занято около 15 тыс. чел., из которых 7 тыс. чел. – непосредственно ведущие рыболовный промысел., а 8 тыс. чел работают в секторах управления, торговли, переработки рыбы и аквакультуры. Среднедушевое потребление рыбы в Дании – около 25 кг на человека в год. В рыбной отрасли Дании госаппаратом отслеживается вся цепочка продовольственного процесса – от вылова рыбы до ее переработки и реализации на рынке. Центр-департамент по рыболовству (с законодательными функциями и численностью 40 чел.) состоит из 4 отделов, включая: 1. Отдел по разработке рыболовной политике и законодательству, координации рыболовных исследований, управлению рыболовством; 2. Отдел по маркетингу, экспорту и импорту, рыночному законодательству, стандартам на рыбные товары, торговым соглашениям; 3. Отдел по международным связям, прежде всего с ЕС, в области рыболовства; 4. Отдел по внутренним связям координирует рыбный промысел в прибрежных водах Дании и в зонах третьих стран, развитие аквакультуры и контроль за окружающей средой. Иной особенностью системы управления рыбным хозяйством России является обособленность развития аквакультуры, которое регулируется Минсельхозом России и ГКО «Росрыбхоз». Директорат по рыболовству (в центральном аппарате – 80 чел.) решает текущие задачи в деятельности рыбного хозяйства Дании и состоит из 3 отделов - административного; рыболовного и отдела информационного обеспечения. Россия - одна из развитых рыболовных стран мира (по объемам производства рыбы и морепродуктов занимает 10-е место в мире). При официальном объеме промысла в последние годы на уровне 3,0 - 3.3 млн. т экспортирует около 1,1 - 1,2 млн. т (1,3 млрд. долл. США) и импортирует 0,7 - 0,9 млн. т. (0,7-0,9 млрд. долл. США). По оптимистическому «инновационному сценарию» прогнозируется вылавливать к 2015 г. до 5,2 млн. т, увеличив морской рыбный промысел почти в 1,5 раза. Россия участвует в 13 международных Конвенциях и 23 межправительственных соглашениях по рыболовству, которые могут обеспечивать доступ к 5-6 млн. т биоресурсов Мирового океана. Российский промысел ведется в основном в Северной и Центрально-Восточной Атлантике с выловом 0,6 млн. т. При этом добываются путассу, сельдь, скумбрия, морской окунь, треска, камбала, сардина, ставрида, скумбрия и др. В целом, дополнительный вылов в Мировом океане можно увеличить на 1,5 млн. т. при наличии достаточного количества работоспособных и экономичных рыболовных судов и транспортного флота, а также организации специализированной государственной Корпорации. Лишь потребность России в новых судах в перспективных районах Мирового океана, в том числе для промысла антарктического криля, составляет около 30 крупных судов с общей стоимостью около 1,5 млрд. долл. Срок окупаемости судов – 10-12 лет. Соответственно ежегодное прямое финансирование такого проекта оценивается в размере 300 млн. долл. США (или 7-8 млрд. руб.). Мировое рыболовство показывает противоречивые тенденции динамики добычи рыбы и других водных биоресурсов. В табл. 1 приводятся динамика рыбного промысла ведущими мировыми рыболовными странами в 2001-2005 г. Как следует из этой таблицы, есть страны, которые наращивают морской рыбный промысел. В их числе: Уганда – 189%, Йемен – 183,9%, Мьянма – 146,7% и др. В то же время ряд ведущих рыболовных стран мира значительно снизил свои рыболовные усилия: Дания – 60,3%, Эквадор – 69,4%, Ирландия – 74,3%. и др. Основная причина снижения улова, например, в Дании – уменьшение запасов рыбы в течение этих лет и падение эффективности и привлекательности морского рыбного промысла, особенно среди стран ЕС. В этих условиях датское правительство уменьшало флот все последние годы. В 2007 вышло новое регулирование, согласно которому квоты могут быть куплены вместе с покупкой судна. В ходе осуществляемой рыболовной реформы Евросоюза датский рыболовный флот уменьшился к 2007 г. с 1200 до 700 судов. Фактический датский улов меньше, чем разрешено по квотам. Ряд морских стран мира после 2000 г. начали полнее осваивать свои запасы водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах. Таблица 1. Динамика рыбного промысла ведущими мировыми рыболовными странами в 2001-2005 г., тыс. (данные ФАО)
Источник: Worldfishing. Dec 07/Jan 08 (информационно-рекламная вкладка). Представляется, что для России стратегически важнее по примеру Уганда, Йемен и Мьянмы начать полнее использовать собственные ВБР, которые в большой мере неосваиваются, чем расширять затратный рыбный промысел в удаленных районах Мирового океана. При решении таких проблем рыболовной политики России следует учитывать как экономические, так и геополитические аспекты. По возможности, для России полезно сохранять свое присутствие в ряде исключительных экономических зон иностранных государств и в Мировом океане. Одной из таких целей является начало промысла антарктического криля. В последние годы общие допустимые уловы (ОДУ) исключительной экономической зоны России составляют около 3,5 млн. т., а ежегодный вылов основных видов ВБР – около 2 млн. т., в том числе: минтай – 1 млн. т, треска и пикша – 300 тыс. т., лососевые – 250, сельди – 250, камбала – 70, морской окунь – 50, скумбрия – 50, крабы – 50, креветки – 20. Всего промысел перечисленных видов – 2,04 млн. т. стоимостью около 5 млрд. долл. Неиспользуемые объекты морского рыболовства России включают такие основные виды: кальмары – 500 тыс. т., сайра – 150, осенняя сельдь – 150, сайка – 50, прилов – 40, а также млекопитающие – 60 тыс. т. и морские водоросли – 250. Всего по приведенным видам рыбы и морского зверя не вылавливается – 950 тыс. т. стоимостью до 2 млрд. долл. Причинами неосвоения ОДУ являются: высокая изношенность флота, несоответствие структуры флота имеющимся ресурсам морского рыбного промысла, недостаточная рентабельность морского промысла многих видов ВБР из-за завышенных финансовых платежей и налоговых сборов и др. Создаваемая в Федеральном агентстве по рыболовству новая специализированная Государственная рыболовная компания призвана решить ряд стратегических рыболовных и геополитических задач, потому в первые годы такая новая структура вправе получить целевую государственную поддержку и отдельные льготы и преференции. Ясно, что такая структура рано или поздно должна появиться в рыбной отрасли России. Новая рыбохозяйственная инициатива с опорой на преимущества госсектора экономики РФ требует активизации международного сотрудничества России с рядом рыболовных стран мира и росту экспортного потенциала в условиях идущего увеличения дефицитности продовольствия в мире. 2. Новые факторы развития российского рыбного хозяйства и новые виды субсидии В ряде инвестиционных направлений в обеспечение успешной деятельности новой государственной рыболовной компании предполагает вложение финансовых средств в развитие инфраструктуры на территории иностранных государств и импортеров вылавливаемой рыбы. Особенности возможного расширения российского морского промысла в перспективных удаленных районах Мирового океана показывают традиционную ограниченность возможностей частного капитала по сравнению с государственным сектором экономики. Между тем, для многих рыболовных стран мира, включая Россию обширными удаленным и большей частью северными акваториями, существенное подорожание топлива делает проблемным ведение прибыльного промысла таких видов рыбы, как сельдь, сайка, путассу, кальмары и др. В середине июня 2008 г. Еврокомиссия, столкнувшись с напором массовых протестных акций французских, итальянских и испанских рыболовов. разрешило оказание прямой финансовой помощи своей рыбной отрасли, терпящей убытки из-за роста на топливо. Решено повысить максимально разрешенные государственные субсидии рыбакам с 30 тыс. до 100 тыс. евро. Ранее было запрет на прямое возмещение рыбакам убытков от покупки дизельного топлива по цене, превышающей 0,4 евро/литр. Еврокомиссия позволяет государствам использовать специальные фонды помощи рыбной отрасли отрасли. Особое значение придается оснащению рыболовных судов более экономичными моторами. Также намечены меры по повышению закупочных цен на рыбу. К лету 2008 г. критическая ситуация, в частности, сложилась в российском рыбном Мурманске, ориентированном на массовый промысел сельди и путассу. Промышленный лов этой морской рыбы становится невыгодным. В течение 2007 года горючее подорожало с 17,6 тыс. руб. до 27,8 тыс. руб. за одну тонну. Вторая проблема нарастающего кризиса в регионе - износ судов мурманского рыбопромыслового флота (около 70%). Очевидно, что устаревшие траулеры потребляют гораздо больше горючего, чем новые или модернизированные. В этих условиях большому морозильному траулеру только для покрытия затрат нужно производить в сутки около 40 т сельди при мощности в 55-60 т. Прибыльный промысел смогут вести лишь отдельные наиболее производительные суда мощностью до 200 т. рыбы в сутки. По оценкам промысловиков, ценовые "ножницы" можно компенсировать за счет промысла более дорогих видов рыбы - трески и пикши. Однако квоты на них уже освоены более чем наполовину. При нынешних уловах можно рассчитывать, что к ноябрю квоты иссякнут полностью, и флот окажется в простое. Аналогичная ситуация сложилась практически во всех рыбопромышленных предприятиях региона. Поскольку поставлять охлажденную рыбу на берег в теперешних условиях гораздо дороже, чем мороженое сырье, прибрежное рыболовство рискует обанкротиться. В этой сложной ситуации следует дать оценку финансовой ситуации и проблем субсидирования рыбной отрасли России. Положение в экономике рыбной отрасли таково, что более 50% производителей рыбных товаров в последние 2-3 года были убыточными (просроченная кредиторская задолженность – 4 млрд. рублей, а убытки - 1,5 млрд. рублей). При этом рыбная отрасль одновременно является финансовым донором российской экономики. Финансовая деятельность обеспечивает движение денежных средств в рыбопромышленном комплексе и отдельных регионов страны, включая распределение и перераспределение средств между госбюджетом и предприятиями, а также между различными типами организаций и предприятий, инвестиционные процессы и др. Так, в 2006 г. стоимость товарной продукции предприятий рыбопромышленного комплекса России составила 104,6 млрд. руб., выручка от продаж – 110,8 млрд. руб., а балансовая прибыль – 3,2 млрд. руб. При этом общий объем продаж отрасли структурно распределился таким образом: рыболовство – 56,4%, рыбоводство – 2,3% и переработка – 41,4%%. Рыбное хозяйство является одной из сырьевых отраслей экономики, приносящей России значительные объемы валютной выручки. Вместе с тем, подотрасль «рыболовство» в силу специфики сезонного, а также экспедиционного морского рыбного промысла, является недостаточно рентабельной по сравнению с подотраслями «рыбоводство» и особенно «рыбопереработка». Значительная часть рыболовных компании является убыточной не в силу неудовлетворительного руководства, а по причине чрезмерного финансового пресса собираемых налогов и платежей. В определенной мере дефицит оборотных средств тормозит техническое перевооружение и отчасти обуславливает масштабное браконьерство и нелегальный вывоз российской рыбы из ИЭЗ за границу. В целом в рыбохозяйственном комплексе РФ платежи в госбюджет более чем в 3 раза превышают средства, выделяемые из бюджета на поддержку отрасли. В табл. 2 приводятся данные о величине платежей в бюджет и поступлений (субсидий) из него в рыбную отрасль. По итогам 2006 г. доля убыточных предприятий, преимущественно в рыболовстве, составила 45%, а по сравнению с 2005 г. общий убыток вырос на 139% (было 942 млн. руб., а стало – 1308 млн. руб.). В частности, в Приморском крае доля убыточных предприятий составляет 54%. По мнению автора, такие финансовые результаты деятельности предприятий рыбной отрасли обусловлены недоработками государства в реализуемой финансовой и налоговой политики, включая имеющиеся просчеты в законодательной базе. Также в Федеральном агентстве по рыболовству сохраняется недооценка сформированной в Минсельхозе России практики финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и выделения им различных видов субсидий с целью его заимствования. Примечательно. что в последние годы в сельском хозяйстве России была относительно большая государственная поддержка, чем в рыбном хозяйстве. Таблица 2. Соотношение величине платежей в бюджет РФ и поступлений из него в рыбное хозяйство России. млрд. руб.
Так, по данным НИИ экономики сельского хозяйства, в 2005 г. объем изъятий финансовых средств в виде налогов и сборов в госбюджет составил 36,2 млрд. руб., а с учетом обязательных платежей – 56,8 млрд. руб. При этом государственная финансовая помощь аграрным товаропроизводителям достигла 31,0 млрд. руб. Соотношение изъятий и субсидий в сельском хозяйстве составило лишь - 1,8, что меньше, чем в рыбном хозяйстве на 56%. В силу необходимости нормализации финансово-экономической ситуации в рыбопромышленном комплексе России Президентом и Правительством РФ предпринимаются меры по развитию морского рыболовства и росту вылова водных биоресурсов. Согласно федеральному закону от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.» Федеральному агентству по рыболовству было выделено 8 181 521,7 млрд. руб., что на 38% больше по сравнению с 2006 г. Это самый большой рост за последние 5 лет. В 2007 г. в послании федеральному собранию Президент РФ высказался о целесообразности развития рыбной отрасли. Новые цели рыбохозяйственной промышленной и торговой политики были поставлены в рекомендациях заседания Госсовета России, состоявшегося с участием Президента В.В. Путина 31 августа 2007 г. в Астрахани1. В частности, была подвергнута обоснованной критике деятельность таможенной службы России при проверке декларируемой морской рыбы, выловленной в ИЭЗ и доставленной в рыбные порты России. В целом перечень соответствующих поручений Президента России для исполнения Правительством составил 17 пунктов. Важно, что с сентября 2007 г. в структуре Правительства было вновь воссоздано самостоятельное Госкомрыболовство России, а с июня 2008 г. – самостоятельное Федеральное агентство по рыболовству с расширенными управленческими функциями, что создает организационные возможности более квалифицировано регулировать экономику многопрофильного рыбопромышленного комплекса. По мнению автора, объемность рыбохозяйственных задач для России с ее обширными морскими пространствами и ресурсами требует образования комплексного Минрыбхоза России. В настоящее время среди экономистов Минэкономразвития и Минфина России улучшилось понимание, что рыбное хозяйство России в плане продовольственной обеспеченности и безопасности – весьма важная специфическая отрасль экономики. Это новое понимание ведет к пересмотру приоритетов в финансировании отрасли и особенно морского рыболовства. Следует привести данные о структуре и ранге отдельных расходов федерального бюджета по финансированию (и субсидиям) рыбного хозяйства России в 2005 году (табл. 3.). Таблица 3. Государственная поддержка рыбного хозяйства России в 2005 г.
Большое значение для эффективного развития рыбного хозяйства России имеет рыбохозяйственная наука в лице сети специализированных научных организаций и структура ее деятельности. Наш анализ показывает необходимость выработки комплексной стратегии инновационного развития, особенно повышения технологичности и глубины рыбообработки с целью роста экспорта российских рыбных товаров. Экономический успех в условиях интеграции экономики России (в том числе рыбного хозяйства) в мировую, в условиях резкого усиления конкурентного давления, достижим только при значительном росте уровня конкурентоспособности отечественного производства. Рыбная отрасль стоит перед необходимостью изменения структуры исследований и разработок в сторону «индустриализации» (включая товарное рыбоводство). Это требование имеет свое значение также при ожидаемом росте финансирования отраслевой науки в ближайшие годы По обобщенным данным ВНИРО, в рыбном хозяйстве России преобладающая часть в финансировании отраслевых научных исследований относится к изучению биоресурсов, составив более 87% общего объема финансирования. Показательны такие данные за 2006 г., приведенные в табл. 4. |
Формирование эколого-экономически согласованного комплекса прибрежной рыбохозяйственной деятельности | Обзор результатов производственно-экономических показателей рыбной промышленности Дальнего Востока за 2007 год | ||
Очевидно, что в условиях Приморья возможно создание поликультурных хозяйств: ламинария и еж; моллюски и трепанг. В тоже время повышенные... | Трактовка поднятых в ней проблем, по нашему мнению, не однозначна. Хорошо известно, что во мнении защитников природы, к таковым,... | ||
Перед вами каталог технологических разработок Атлантического научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии... | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральным государственным унитарным предприятием «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный Центр» на сырье, полуфабрикаты,... | Кому рыболовству. В последнее время часть рыболовных хозяйств стала функционировать на коммерческой основе. Сейчас в этом направлении... | ||
Изучение морского периода жизни тихоокеанских лососей на специализированных судах с использованием пелагических тралов | Администрация Красноармейского муниципального района направляет предложения в проект Программы социально-экономического развития... |