vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства №1518 от 8 сентября 2003 г


Скачать 306.79 Kb.
НазваниеКонцепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства №1518 от 8 сентября 2003 г
Дата24.04.2013
Размер306.79 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Цветы > Тексты

КОНЦЕПЦИЯ развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года
Утверждена распоряжением Правительства №1518 от 8 сентября 2003 г.

(Материал подготовлен Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству)

Введение

Россия традиционно является одной из ведущих мировых рыбопромышленных держав. Однако за последние десять лет в рыбном хозяйстве страны сложились условия, негативно влияющие на его динамичное развитие.

Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (далее Концепция) определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития отрасли на долгосрочный период. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы обеспечения национальных интересов России в части эффективного использования водных биологических ресурсов.

Правовую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и рыбоводства.

1. Современное состояние рыбного хозяйства Российской Федерации и его роль в экономике государства

Рыбное хозяйство России является комплексным сектором экономики, охватывающим широкий спектр видов деятельности материального производства и непроизводственной сферы: от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбой и рыботоварами в стране и за рубежом.

Со многими государствами действуют постоянные межправительственные соглашения об организации использования водных биологических ресурсов в зонах иностранных государств, конвенционных районах и исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В рыбохозяйственном комплексе работают более 4 тысяч предприятий различных форм собственности.

Важную роль в экономике страны рыбное хозяйство играет в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и другой). В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков сегодня составляет около 10%, а в мясорыбном балансе - около 25%.

Рыбное хозяйство является одним из градообразующих секторов экономики, обеспечивающих занятость населения во многих приморских регионах страны. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народностей.

Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд характерных особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биоресурсов во времени и пространстве, трудностью достоверного прогнозирования запасов водных биоресурсов, определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов обеспечиваются специализированным научным, рыбопромысловым, рыбоохранным, вспомогательным флотами и объектами по воспроизводству рыбных запасов.

С 1991 по 2002 год динамика изменений объемов вылова (добычи) рыбы и нерыбных объектов промысла характеризовалась общим снижением с 6,93 до 3,29 млн. тонн (на 52,5%), значительным сокращением объемов вылова (добычи) в зонах иностранных государств (на 58,5%) и открытых районах Мирового океана (на 67%), существенным уменьшением запасов наиболее востребованных видов водных биоресурсов (минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и некоторые другие).

Данное положение было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и ужесточением регламентации промысла в зонах иностранных государств и конвенционных районах.

В результате значительная часть отечественного промыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации, что привело к превышению мощностей добывающего флота над водным биопотенциалом по основным промысловым объектам. В 2002 году в рыбохозяйственном комплексе насчитывалось около 2500 единиц добывающего, 46 единиц обрабатывающего, 366 единиц транспортного рефрижераторного и более 700 единиц вспомогательного флота. Кроме того, во внутренних водоемах работало более 5500 единиц мелких судов различных типов.

В то же время запасы многих видов гидробионтов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и другие). В водных экосистемах происходит замещение наиболее ценных промысловых объектов малоценными, или не имеющими промыслового значения.

За рассматриваемый период уловы во внутренних водоемах страны сократились почти в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину, производственный потенциал прудовых хозяйств используется не более чем на 40%, в зачаточном состоянии находится марикультура.

Сокращение уловов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 2,8 млн. тонн. Значительно снизилось производство непищевой продукции, в том числе рыбной муки и кормов.

Экспорт рыбных товаров в последние годы находится на уровне 1,1 млн. тонн. Более 90% его приходится на рыбные товары с низкой степенью переработки сырья.

Импорт рыбных товаров в 2002 году увеличился по сравнению с уровнем 1991 года в 2,8 раза и составил 610,0 тыс. тонн.

Наблюдается тенденция снижения отечественного производства рыбных товаров и наращивания на российском рынке их импортных аналогов.

Потребление рыбных продуктов на душу населения сократилось в 1,6 раза и составило 10 кг в год. Произошло снижение доступности рыботоваров для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня платежеспособного спроса.

Отсутствие благоприятных условий обслуживания промысловых судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах, закрепило экспортную направленность отрасли, снизило загрузку соответствующих отечественных предприятий.

Ухудшилось положение с транспортировкой готовой продукции из мест ее массового производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в основные районы потребления (Европейская часть России). К причинам данного явления следует отнести отмену льгот по тарифам на железнодорожные перевозки, продолжающееся удорожание транспортных расходов и тарифов на обслуживание.

Значительно замедлились темпы обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства существенно снизился. В среднем уровень физического износа основных производственных фондов составляет более 50%. За пределами нормативных сроков службы находятся свыше 60% судов, в том числе 65% - добывающих. За последние годы приобретено большое количество старого флота зарубежной постройки, в связи с его низкой стоимостью по сравнению с новыми судами. В отрасли отсутствует нормативная правовая база по выводу из эксплуатации избыточного и морально устаревшего промыслового флота. Крайне неудовлетворительным является состояние государственного вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов.

Капитальные вложения в 2000 году в целом по рыбохозяйственному сектору составили около 30% от уровня 1990 года.

Ухудшилась ситуация с занятостью населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, особенно в районах Европейского Севера и Дальнего Востока.

Не получило развитие фермерское рыбоводство, как один из важнейших факторов занятости сельского населения страны.

За последние десять лет численность работающих в рыбном хозяйстве сократилась на 33% и составила около 370 тыс. человек.

Система охраны водных биоресурсов и среды их обитания настоятельно требует дальнейшего совершенствования.

Существенно возросли масштабы незаконного промысла рыбы и морепродуктов, а также нелегального вывоза рыбных товаров за рубеж, что негативно сказывается на состоянии рыболовства и, в первую очередь, на запасах ценных видов водных биоресурсов.

В рассматриваемом периоде не удалось создать эффективную нормативную правовую базу функционирования рыбного хозяйства, обеспечить оперативную координацию деятельности органов федеральной исполнительной власти по совершенствованию системы управления водными биологическими ресурсами.

В контексте изложенного необходимо принять ряд системных и действенных мер, направленных на преодоление отмеченных кризисных явлений, создать условия для эффективного развития рыбного хозяйства России.

2. Основные проблемы рыбного хозяйства Российской Федерации на современном этапе

Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет обозначить основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию. Прежде всего, это:

- отсутствие концептуального подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства Российской Федерации;

- отсутствие необходимой нормативной правовой базы, механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биоресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства;

- рост масштабов незаконного промысла рыбы и морепродуктов и нелегального вывоза их за рубеж;

- резкое снижение водного биологического потенциала территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, особенно ценных видов водных биоресурсов;

- наличие существенного дисбаланса между объемами водных биоресурсов, в первую очередь, в исключительной экономической зоне России и производственными мощностями для их изъятия;

- высокий уровень физического износа и морального старения основных средств;

- сырьевая направленность экспортных операций с продукцией морского рыбного промысла;

- отсутствие развитого рынка рыбных товаров и эффективной рыночной инфраструктуры.

На основе анализа основных проблем определяются цели, и направления для выработки мер, ориентированных на вывод рыбохозяйственного комплекса из кризисного состояния и разработки путей его эффективного развития.

3. Цель и задачи развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года

Целью развития рыбного хозяйства Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биоресурсов, развития аквакультуры, направленных на удовлетворение внутреннего спроса на рыбные товары. Одновременно должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбных товаров, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.

Достижение сформулированной цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства Российской Федерации, создания эффективной системы управления и предусматривает решение следующих задач:

  • разработка нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, адекватной задачам эффективного развития;

  • создание и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биоресурсами на основе их рационального использования;

  • формирование устойчивой сырьевой базы морского отечественного рыболовства за счет сохранения и рационального использования водных биоресурсов и уменьшения нагрузки на водные биоресурсы в исключительной экономической зоне Российской Федерации на основе постепенной передислокации флота в зоны иностранных государств, конвенционные и открытые районы Мирового океана;

  • достижение баланса между существующими запасами водных биоресурсов и промысловыми мощностями;

  • расширение научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, совершенствование методов определения общих допустимых уловов, укрепление научно-технического и образовательного потенциалов;

  • совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, обеспечение действенного государственного контроля за рыболовством в целях сокращения браконьерства и нарушений установленных правил рыболовства, а также нелегального вывоза рыбных товаров;

  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану рыбных запасов;

  • развитие системы информационного обеспечения рыбного хозяйства;

  • развитие искусственного воспроизводства рыбных запасов, формирование генофондных коллекций и маточных стад ценных видов рыб отечественной ихтиофауны;

  • разработка комплексных мер по развитию различных направлений аквакультуры России;

  • приоритетное развитие прибрежного рыболовства;

  • разработка мер государственной поддержки отечественного судостроения и технического перевооружения рыбопромыслового флота;

  • формирование развитого рынка рыбных товаров в России, в т.ч. создание соответствующей инфраструктуры;

  • разработка государственной социальной стратегии в рыбохозяйственном комплексе, обеспечивающей оптимальную занятость трудового населения окраинных приморских территорий.

4. Направления и этапы реализации Концепции

Основными направлениями реализации настоящей Концепции являются:

  • совершенствование управления водными биоресурсами;

  • регулирование промысловой деятельности и создание условий поставки уловов и рыбопродукции на территорию Российской Федерации;

  • организация и развитие прибрежного рыболовства и аквакультуры;

  • работа российских ресурсопользователей в зонах иностранных государств, конвенционных и открытых районах Мирового океана;

  • совершенствование мер контроля за охраной водных биоресурсов и их сохранением;

  • совершенствование системы отраслевых научных исследований и образования.

Предусматривается дифференцированный подход при организации прибрежного рыболовства и рыболовства в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Утверждаемые Правительством Российской Федерации общие допустимые уловы (ОДУ) предполагается распределять по следующим видам квот:

  • промышленные квоты для прибрежного рыболовства (в основном в территориальных водах Российской Федерации);

  • промышленные квоты в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

  • промышленные квоты, выделяемые по межправительственным соглашениям;

  • научно-исследовательские квоты.

Все промышленные квоты будут выделяться на платной основе в соответствии с налоговым законодательством.

Прибрежное рыболовство осуществляется маломерными промысловыми судами и стационарными орудиями лова с поставкой продукции на российский берег.

Организация прибрежного рыболовства будет базироваться на предоставлении на длительный период пользователям на конкурсной основе промысловых участков в прибрежной зоне с установлением предельно допустимых объемов вылова водных биоресурсов по участкам и видам в процентном отношении от ОДУ. При этом промысловое усилие на участках подлежит регулированию. (Под прибрежной зоной, до принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие “прибрежное рыболовство”, понимаются районы территориального моря).

Госкомрыболовство России совместно с администрациями субъектов Российской Федерации в кратчайшие сроки проведет инвентаризацию и паспортизацию участков, уже находящихся в пользовании рыбопромышленных предприятий. Высвободившиеся в результате этого участки будут перераспределены на конкурсе, проводимом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Госкомрыболовством России.

Рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации будет основано на предоставлении традиционным пользователям права пользования водными биоресурсами на долгосрочной основе в долевом отношении от общего допустимого улова по объектам промысла с учетом специализации этих пользователей. При этом доля каждого пользователя должна определяться гласно на основании объективных данных, исходя из усредненного соотношения между величиной общего допустимого улова по каждому объекту промысла и фактическим его выловом в течение последних лет работы.

Учитывая дисбаланс между производственными мощностями и возможностями сырьевой базы, предполагается ввести ограничения на количество используемых на промысле судов путем установления минимального объема вылова на одно среднестатистическое судно, обеспечивающего его рентабельную работу.

Для обеспечения полноценных возможностей реализации прав пользователей на доли в ОДУ предполагается организовать вторичный рынок долей, на котором владельцы могли бы свободно продавать их по собственному усмотрению, с последующей регистрацией сделки в установленном порядке. Покупателями доли будут юридические или физические лица, имеющие лицензию на промышленное рыболовство.

Одновременно предусматривается возможность залога долей под кредиты банков с установлением правил их последующего оборота.

При распределении квот недоиспользуемых, перспективных и вновь вводимых в эксплуатацию видов водных биоресурсов, а также для их промысла во вновь осваиваемых районах планируется использовать иной порядок.

Объемы научных квот предполагается уменьшить на величину ликвидных видов биоресурсов в районах промысла, выделяемых в настоящее время для проведения государственного мониторинга (контрольного лова).

Контрольный лов ликвидных видов биоресурсов в промысловых районах должен осуществляться промышленными предприятиями в пределах их долей от ОДУ под руководством научных наблюдателей специализированных научных организаций.

Научные квоты, устанавливаемые решением Правительства Российской Федерации, будут включать в себя: собственно квоты для проведения ресурсных исследований; квоты для контрольного лова в зонах запрещенных для промысла, по объектам, которые не осваиваются, а также по объектам, промышленный промысел которых запрещен; квоты для изучения анадромных видов рыб в морской период жизни с использованием дрифтерный сетей; квоты для целей воспроизводства. Эти квоты будут осваиваться непосредственно судами научно-исследовательских институтов, привлеченными специализированными судами иных юридических лиц, а также рыбоводными предприятиями. Произведенную при этом продукцию надлежит реализовывать институтам, а вырученные средства зачислять полностью на их специальный счет и использовать на компенсацию расходов на научно-исследовательские цели в рамках решений, принятых Правительства Российской Федерации.

Квоты, выделяемые по межправительственным соглашениям, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Проведение переговоров с зарубежными странами и распределение ресурсов между иностранными пользователями осуществляется Госкомрыболовством России. В случае представления иностранным пользователям ресурсов на платной основе, коммерческие переговоры предполагается возложить на поверенную организация, отобранную на конкурсе.

Будут созданы исчерпывающие организационные и правовые предпосылки для обеспечения работы российского промыслового флота в зонах иностранных государств, конвенционных и открытых районах Мирового океана.

Плата за ресурсы, выловленные в конвенционных районах и зонах иностранных государств, производится в соответствии с нормами международного права, условиями соответствующих межправительственных соглашений и нормативной базой международных конвенций. Если нормативной базой конвенций допускается взимание платы с пользователей водных биоресурсов, то она будет определяться на уровне, установленном налоговым законодательством для соответствующих видов биоресурсов. Распределение ресурсов между пользователями следует производить на конкурсной основе.

Одновременно необходимо применять меры по стимулированию промысла в конвенционных районах по невостребованным квотам вылова и в открытых районах Мирового океана.

С целью совершенствования системы охраны водных биоресурсов будут определены зоны и пределы ответственности ведомств, задействованных в ней, а также осуществляющих контроль за вывозом продукции за рубеж, будет налажена их эффективная координация.

Необходимо активизировать контакты с иностранными государствами по заключению соглашений, содержащих обязательства сторон по взаимному обмену информацией о выгрузках рыбопродукции в портах и другим мерам борьбы с браконьерством и контрабандой.

Совершенствование системы отраслевого образования и научного обеспечения будет направлено на оптимизацию структуры образовательных и научных организаций и сокращение их количества с формированием бассейновых научных центров и университетских комплексов. Будет также усилено взаимодействие учебных заведений и организаций, связанных с научными разработками в рыбном хозяйстве.

Необходимо обеспечить приоритет научных исследований в определении общих допустимых уловов и проведении перспективных фундаментальных исследований, как в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, так и в открытой части Мирового океана, освободив отраслевые научные организации от несвойственных им хозяйственных функций.

На первом этапе (2003-2005 годы) - системного обновления, основное внимание будет направлено на решение первоочередных задач по созданию нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты рыбохозяйственной деятельности и структурных преобразований, осуществляемых в период подготовки и проведения административной реформы.

Необходимо разработать механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности, связанной с использованием (изъятием) объектов водного промысла, включая организацию прибрежного рыболовства, разработать правила распределения промышленных квот в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, внести изменения в программы научно-исследовательских работ с определением объемов изъятия биоресурсов в научных целях, подготовить конкурсный материал по квотам, выделяемым на основе межправительственных соглашений, подготовить предложения по отбору пользователей для работы в зонах иностранных государств и конвенционных районах, предпринять меры по обеспечению более эффективной координации действий ведомств, осуществляющих охрану водных биоресурсов, исключить возможность дублирования ими функций.

Для проведения структурных преобразований, совершенствования управления водными биологическими ресурсами, организации современных перерабатывающих производств и цивилизованного рынка сбыта, необходимо:

  • разработать нормативную правовую базу, регулирующую государственное управление в рыбохозяйственном комплексе;

  • провести инвентаризацию объектов рыбохозяйственного комплекса;

  • создать единую оптимальную систему распределения биоресурсов на долгосрочной основе в зависимости от экономических показателей пользователей и на основании объективных данных;

  • ввести общую платность за пользование водными биологическими ресурсами в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

  • создать условия, стимулирующие продажу рыбных товаров на территории России, в том числе путем создания благоприятных условий для захода российских рыболовных судов в отечественные порты для сдачи рыбопро-дукции на береговые перерабатывающие предприятия;

  • содействовать формированию рыночных институтов (включая биржевые торговые площадки) и мер, гарантирующих развитую конкуренцию на внутреннем рынке;

  • совершенствовать систему охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания. Предложить меры по усилению ответственности за организацию браконьерского лова и незаконного предпринимательства, связанного с рыбодобычей;

  • создать условия для возрождения экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана и разработать систему его научного сопровождения;

  • создать условия для разработки и реализации высокоэффективных проектов рыбопромысловых судов российского производства;

  • разработать и осуществить меры по улучшению экологической и эпизоотической обстановки на рыбохозяйственных водоемах и в товарных рыбоводных хозяйствах;

  • разработать систему мер по стимулированию развития пресноводной и морской аквакультуры на индустриальной основе. Оптимизировать территориальное размещение и видовую специализацию племенных и генофондных рыбоводных хозяйств;

  • осуществить реорганизацию подведомственных Госкомрыболовству России научных организаций для обеспечения бассейново-целевого принципа управления;

  • разработать меры по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота;

  • создать условия для ускоренного развития прибрежного рыболовства;

  • разработать и обеспечить введение защитных мер для отечественных рыбных товаров на внутреннем и внешнем рынках в условиях подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию, включая стандартизацию.

Завершение первого этапа предполагает создание условий для выхода рыбохозяйственного комплекса из кризиса, перехода к рыночным механизмам управления отраслью и формированию соответствующей рыночной инфраструктуры, создание эффективной системы распределения водных биологических ресурсов.

Второй этап (2006-2010 годы) — стабилизационный. Предполагает переход рыбного хозяйства к устойчивому развитию на основе достижений научно-технического прогресса, в том числе развития высокотехнологичных производств. Предусматривается увеличение океанических уловов и рост объемов выпускаемой продукции пресноводных и морских аквахозяйств на пастбищной и индустриальной основе, повышение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли. Значительное внимание будет уделено практической отработке системы концессиональных отношений. Предполагается, что развитие рыночной инфраструктуры отрасли будет стимулировать инвестиционную активность как отечественных ресурсопользователей, так и заинтересованных в присутствии на российском рынке иностранных профильных компаний.

Особая роль отводится развитию межгосударственного сотрудничества на взаимовыгодной основе, что обеспечит присутствие российских рыбаков в экономических зонах иностранных государств, и будет способствовать расширению участия России в международных организациях в области рыболовства.

Стабилизация развития рыбохозяйственного комплекса потребует совершенствования механизмов кредитования рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий с учетом специфических особенностей его работы.

В целом на этапе рыночной стабилизации будут определены приоритеты политики государства в области добычи и переработки водных биоресурсов. Рыбохозяйственный комплекс станет более значимой для России сферой транснациональных интеграционных отношений, как со странами СНГ, так и дальнего зарубежья.

Основными направлениями реализации данного этапа являются:

  • расширение сотрудничества с иностранными государствами по вопросам рыболовства на взаимовыгодной основе;

  • активизация участия Российской Федерации в международных ры-бохозяйственных организациях с дальнейшим развитием процессов международной кооперации;

  • совершенствование мер государственной поддержки строительства на отечественных судоверфях современных рыбопромысловых судов;

  • достижение баланса между объемами допустимого улова водных биоресурсов по основным объектам промысла и производственными мощностями по их изъятию;

  • расширение деятельности отечественного рыбопромыслового флота в зонах иностранных государств, конвенционных и открытых районах Мирового океана;

  • увеличение объемов производства рыбы в водоемах различного типа методом пастбищной аквакультуры, создание воспроизводственно-товарных рыбоводных комплексов на крупных водоемах России. Развитие фермерского и рекреационного рыбоводства;

  • переход к продаже рыбной продукции на береговых площадках в России, дальнейшее развитие биржевой, опционной и фьючерсной торговли рыбными товарами;

  • дальнейшее развитие производственной инфраструктуры рыбного хозяйства (порты, судостроение, судоремонт, сетеснастное и тарное производства и др.) для увеличению занятости трудоспособного населения в приморских регионах;

  • реализация мер по комплексной подготовке и переподготовке специалистов в целях обеспечения нужд рыбного хозяйства;

Главный итог второго этапа - создание условий для устойчивого расширенного воспроизводства рыбохозяйственного комплекса преимущественно на базе внутренних накоплений и привлечения заемных средств, что в свою очередь послужит основой существенного увеличения поставок рыбных товаров на внутренний рынок страны, расширения их ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности.

Третий этап (2011-2020 годы) — период устойчивого развития, будет характеризоваться активным движением капитала предприятий комплекса, в том числе и объединением капиталов национальных и иностранных финансово-промышленных объединений. Рынок ценных бумаг будет являться наиболее действенным фактором регуляции. Вопросы охраны и мониторинг запасов водных биологических ресурсов, в целях определения общего допустимого улова (ОДУ) водных биоресурсов, сохранятся в сфере прямых государственных интересов. Искусственное воспроизводство биоресурсов, развитие аквакультуры, освоение новых объектов и районов промысла, система кадрового обеспечения, вопросы модернизации флота и внедрения новых технологий перейдут в значительной степени в сферу интересов рыночных институтов.

Основу стабильности будут составлять единые нормы и правила в деятельности, связанной с использованием биоресурсов, максимально унифицированные с государствами, имеющими границы по водным системам.

Меры по развитию рыбного хозяйства позволят решить проблему занятости, обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в отдаленных приморских регионах, создать условия устойчивого социально-экономического развития рыбопромышленных регионов.

Продолжится работа по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями российских и международных стандартов качества образования и потребностями рыбохозяйственного комплекса в квалифицированных специалистах.

Наращивание уловов и выпуска продукции, сбалансированная структура экспорта, а также стабильное налоговое и гражданское законодательство, создадут объективные предпосылки для укрепления финансового положения организаций. Ожидается (с учетом дальнейшей стабилизации финансово-кредитной системы в стране) увеличение доли долгосрочных кредитов, используемых на обновление флота. Кроме того, будет расширяться использование средств страховых институтов, активизироваться процесс эмиссии акций и других форм привлечения средств.

Завершится перевод аквакультуры на широкомасштабное использование научно-технических достижений и передового отечественного и мирового опыта.

Созданный механизм устойчивого долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, в т.ч. механизм их распределения между пользователями, позволит ликвидировать дисбаланс между промысловыми мощностями и допустимыми объемами изъятия водных биоресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Расширение ресурсных исследований позволит включить в промысловый оборот малоизученные и недоиспользуемые объекты промысла, освоить новые промысловые районы, как в собственной исключительной экономической зоне, так и в открытых и конвенционных районах Мирового океана.

Развитие прибрежного рыболовства обеспечит расширение сырьевой базы за счет недоиспользуемых объектов промысла и станет одной из важнейших составляющих экономики прибрежных регионов Российской Федерации.

Использование морских прибрежных зон, пригодных для пастбищного и садкового выращивания рыб и беспозвоночных, а также для организации спортивного (любительского) рыболовства, создадут условия для развития в отрасли малого предпринимательства.

Значительное развитие получит рыболовство и рыбоводство во внутренних водоемах России. Существенно возрастет доля высокопродуктивных пород рыб, выращиваемых в рыбоводных хозяйствах.

Мероприятия в области научно-технического прогресса приобретут направленность на повышение эффективности добычи и переработки водных биологических ресурсов за счет внедрения новой техники и технологии, глубокой и комплексной переработки сырья, совершенствования методов хранения и транспортировки.

Будут созданы условия, обеспечивающие рост производства и поставок кормовой, а также технической продукции для удовлетворения спроса других потребителей.

5. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает:

  • государственное регулирование и контроль в сфере управления водными биологическими ресурсами;

  • разработку и реализацию мероприятий, в том числе федеральных и региональных программ, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;

  • координацию действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на обеспечение устойчивого развития рыбного хозяйства Российской Федерации;

  • внесение соответствующих поправок в действующее законодательство, подготовку и утверждение других нормативных актов по управлению водными биоресурсами, развитию рыночных отношений, повышению инвестиционной привлекательности и защите интересов отечественного производителя;

  • создание системы анализа и оценки информации о текущем состоянии отрасли;

  • объединение усилий государства и хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Намеченные пути развития рыбного хозяйства Российской Федерации в долгосрочной перспективе создадут условия для роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной рыночной среды и повышения роли России как ведущей морской рыбопромышленной державы.

6. Правовое обеспечение реализации концепции

Реализация Концепции предполагает разработку целостной нормативной правовой базы функционирования рыбохозяйственного комплекса. Основными принципами при этом должны стать:

  • последовательность и преемственность развития правовой базы;

  • комплексность законодательства в сфере рыболовства.

В процессе реализации Концепции будет создано единое, унифицированное правовое пространство, способное полностью обеспечить законодательную основу рыбохозяйственной деятельности в Российской Федерации.

В этих целях потребуется разработка и принятия целого ряда нормативных правовых актов и, в первую очередь, Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который должен быть ориентирован на комплексное регулирование многоплановых проблем в области изучения, воспроизводства, использования и сохранения водных биоресурсов.

На законодательном уровне получат свое закрепление нормы, касающиеся права собственности на водные биоресурсы, квотирования и лицензирования в области рыболовства, установлены основные права и обязанности пользователей водных биоресурсов, а также полномочия органов государственного управления. С принятием закона станет возможным единообразное понимание и применение правовых норм в сфере управления водными биоресурсами, а также принятие необходимых правовых актов в целях его реализации.

Необходимо разработать и принять Федеральный закон “Об аквакультуре”. Он позволит законодательно установить систему мер, стимулирующих промышленное культивирование ценных рыб, других животных и растений как в пресной, так и в морской воде.

Изменение подходов к управлению водными биоресурсами и механизмов регулирования их использования также потребует внесения изменений в действующие законодательные акты, включая федеральные законы:

- от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире”;

- от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”;

- от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”;

-от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”;

-от 1 апреля 1993 года № 4730-1 “О государственной границе” и другие.

Систематизация и усиление мер административной и уголовной ответственности за правонарушения в области рыболовства потребует внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Реализация мер по усилению и упорядочению государственного контроля за деятельностью юридических лиц при осуществлении промысла осетровых и лососевых видов рыб, хранения, продажи, приобретения, реализации, а также экспорта продукции из них, включая икру. Это потребует принятия нормативного правового акта “Об усилении мер государственного регулирования оборота рыб осетровых и лососевых видов, а также продукции из них, включая икру”.

Изменение законодательной базы потребует разработки и принятия правовых актов Правительства Российской Федерации по следующим направлениям:

1. Использование водных биологических ресурсов:

- “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1010 “О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации”;

- “Об организации прибрежного рыболовства в Российской Федерации”;

- “Об организации рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации”;

- “Об организации промысла российскими судами в зонах иностранных государств, конвенционных и открытых районах Мирового океана” и другие.

2. Охрана и воспроизводство рыбных запасов:

  • “О системе обеспечения охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля ”;

  • “Об утверждении Устава службы органов рыбоохраны”;

  • “О вывозе продукции промысла водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации за пределы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации”;

  • “О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1999 № 226 “Об отраслевой системе мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов”;

  • “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 № 390 “ Об утверждении Положения об определении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов”;

  • “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2001 № 566 “Об утверждении Правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях” и другие.

3. Развитие рыбопромыслового флота:

- “Об утверждении Положения о государственной регламентации и экспертизе проектов и типов судов флота рыбной промышленности” и другие.

В процессе реализации настоящей Концепции возникнет необходимость издания иных правовых актов различного уровня.

Справка
о подготовке проекта Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года

Проект Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (далее проект Концепции) разработан на основании поручений Президента Российской Федерации (от 18.11.2002 № Пр-2029) и Правительства Российской Федерации (от 09.04.2002 № АГ-П1-05000, от 30.11.2002 № МК-П1-16747), обращения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации от 13.11.2002 № 458-СФ и от 09.04.2003 № 94-СФ).

Проект Концепции одобрен на заседании Правительственной комиссии по организации разработки нормативных правовых актов в целях улучшения работы рыбохозяйственного комплекса 2 июля 2003 года.

Концепция учитывает положения, содержащиеся в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года (Пр-1387), федеральной целевой программы “Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 г. № 860, других федеральных целевых программ, включающих вопросы развития рыбного хозяйства, прогноза социально-экономического развития страны, современного состояния рыбохозяйственного комплекса и тенденции его развития в нашей стране и за рубежом.

В проекте Концепции определены основные направления формирования единой государственной политики в области рыболовства на долгосрочный период, намечены цели, задачи и способы достижения национальных интересов России по эффективному использованию водных биологических ресурсов.

Целью развития рыбного хозяйства Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биоресурсов, развития аквакультуры, направленных на удовлетворение внутреннего спроса на рыбные товары. Одновременно должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбных товаров, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.

Достижение намеченной цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства Российской Федерации, создания эффективной системы управления и предусматривает решение следующих задач:

  • разработка нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, адекватной задачам эффективного развития;

  • создание и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биоресурсами на основе их рационального использования;

  • формирование устойчивой сырьевой базы морского отечественного рыболовства за счет сохранения и рационального использования водных биоресурсов и уменьшения нагрузки на водные биоресурсы в исключительной экономической зоне Российской Федерации на основе постепенной передислокации флота в зоны иностранных государств, конвенционные и открытые районы Мирового океана;

  • достижение баланса между существующими запасами водных биоресурсов и промысловыми мощностями;

  • расширение научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, совершенствование методов определения общих допустимых уловов, укрепление научно-технического и образовательного потенциалов;

  • совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, обеспечение действенного государственного контроля за рыболовством в целях сокращения браконьерства и нарушений установленных правил рыболовства, а также нелегального вывоза рыбных товаров;

  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану рыбных запасов;

  • развитие системы информационного обеспечения рыбного хозяйства;

  • развитие искусственного воспроизводства рыбных запасов, формирование генофондных коллекций и маточных стад ценных видов рыб отечественной ихтиофауны;

  • разработка комплексных мер по развитию различных направлений аквакультуры России;

  • приоритетное развитие прибрежного рыболовства;

  • разработка мер государственной поддержки отечественного судостроения и технического перевооружения рыбопромыслового флота;

  • формирование развитого рынка рыбных товаров в России, в т.ч. создание соответствующей инфраструктуры;

  • разработка государственной социальной стратегии в рыбохозяйственном комплексе, обеспечивающей оптимальную занятость трудового населения окраинных приморских территорий.

Реализация Концепции предполагает объединение усилий государства и хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Намеченные пути развития рыбного хозяйства Российской Федерации в долгосрочной перспективе создадут условия для роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной рыночной среды и повышения роли России как ведущей морской рыболовной державы.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года
Концепция определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития отрасли на долгосрочный...

Об утверждении Программы развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы
Вержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года n 903, и в целях дальнейшего развития рыбного...

Проблемы искусственного разведения рыб в аспекте концепции развития...
Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности от...

Ежедневный агро-дайджест сети internet 16/07/2012 На заседании Правительства...
Правительства Российской Федерации Николай Федоров представил проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования...

Правительство российской федерации распоряжение от 18 ноября 2011 г. N 2074-р
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее...

Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства
Публикации сотрудников Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (1928-2003)/ Библиографический указатель....

Министерство труда и социального развития российской федерации
Сполнение п. 12 Мероприятий по содействию занятости населения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской...

Приказ от 28 мая 2012 г. N 324 об утверждении статистического инструментария...
Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г....

Ю. М. Лужкову Исх. №2/21 от 21. 02. 2007 г. Предложение Российского...
Целевая отраслевая программа “Развитие производства и глубокой переработки сои в Российской Федерации на период 2003-2010 гг.”. Утверждена...

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии
Современное состояние и перспективы развития рыбной промышленности Российской Федерации



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru