vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Механизмы политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса


Скачать 342.07 Kb.
НазваниеМеханизмы политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса
страница1/3
Дата29.05.2013
Размер342.07 Kb.
ТипАвтореферат
vcvetu.ru > Цветы > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Шарков Дмитрий Владимирович
МЕХАНИЗМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ
НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА


Специальность 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии
(политические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Ростов-на-Дону – 2010

Работа выполнена на кафедре политологии и этнополитики

Северо-Кавказской академии государственной службы


Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Швец Лариса Георгиевна
Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Чапурко Татьяна Михайловна

доктор философских наук, профессор

Коновалов Валерий Николаевич
Ведущая организация: Южный федеральный университет

Защита состоится «18» ноября 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, аудитория № 514.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Северо-Кавказской академии государственной службы.

Автореферат разослан «18» октября 2010 года.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим присылать по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70,
к. 303.

Ученый секретарь

диссертационного совета Артюхин О.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Россия – великая страна с высокообразованным, многонациональным и многоконфессиональным населением, и сфера малого бизнеса является площадкой, на которой граждане имеют возможность реализовать свои способности в предпринимательской деятельности в интересах развития общества. Перед государством как политическим институтом стоит задача создания справедливой и надежной юридической системы, сокращения бюрократии и взяточничества, обуздание беззакония. Указанные цели декларируются в рамках государственной политики поддержки предпринимательства.

Под государственной политикой Сулакшин С.С., Погорел-
ко М.Ю., Репин И.В. понимают совокупность ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений и действий по их достижению, порядка реализации государственно-политических решений (достижения поставленных государственной властью целей) и системы государственного управления этим процессом1. Необходимо вести речь не только о существующих механизмах политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса, но и незадействованных в процессе политического управления организационных и ресурсных возможностях. При этом важно признать определенную общность проблем инфраструктурной и нормативной поддержки, а также регулирования деятельности малого и среднего бизнеса, как в России, так и в экономически развитых странах.

Речь идет о создании институциональных условий, отвечающих требованиям современного предпринимательства, призванных повысить конкурентоспособность малых и средних предприятий, в числе которых: развитие рынка капитала и облегчение доступа малых предприятий к финансовым средствам, упрощение налоговой системы, расширение экспортных возможностей, ликвидация бюрократических формальностей в предоставлении льгот, упрощение доступа к рынкам государственных и муниципальных заказов, повышение защиты от криминальных посягательств и др. В частности, этой цели служит Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Новый этап рыночных преобразований в экономике России вызывает необходимость усиления внимания к проблеме усиления участия малого бизнеса в модернизационных процессах. Основные стратегические ориентиры – увеличение в 1,5 раз числа малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40 % оборота данного сектора; увеличение
в 6 раза числа малых инновационных компаний с 1 % до 6 %); снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз: с 6 % до 1 % от оборота. Борьба с административными барьерами – безусловный приоритет в законодательной работе.

Отсутствие эффективно действующих центров принятия решений в сфере поддержки малого бизнеса на муниципальном и региональном уровне не позволяет достигнуть социально-эконо­мических целей заявленных в рамках госполитики поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо учитывать диалектический характер малого бизнеса и многокритериальности его развития. Для решения указанных задач правительство и бизнес должны работать вместе, чтобы поддерживать благоприятный для инноваций климат.

Необходим анализ проблем политического развития России в XX веке в контексте перспектив модернизации общества и государства, что позволит создать новые и при этом современные направления в различных отраслях экономики страны. Соответственно, именно государство должно создать механизмы финансовой поддержки развития ресурсной базы малого и среднего предпринимательства.

В настоящий же момент большинство компаний малого бизнеса не только в кризисных, но и в обычных условиях не может снижать кредитный портфель за счет выплат из операционного денежного потока. И это одна из многих задач, требующих креативного подхода к ее решению. В современной России практически любой бизнес подвержен политическим рискам.

Именно элита должна способствовать преодолению сложившегося одностороннего, упрощенного подхода к пониманию сущности и закономерностей становления малого предпринимательства, осознание его в качестве сложной, самостоятельной, многофункциональной экономической системы, обладающей тенденцией саморазвития. Очевидно, что обсуждать проблемы модернизации страны без совершенствования механизмов политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса нельзя, что и обусловило актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В общественных науках малый и средний бизнес рассматривается и исследуется как самостоятельная, многофункциональная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, имеющая собственную организацию и сложную внутреннюю структуру, основанную на частной собственности, включающую такие содержательные элементы, как капитал (в том числе фиктивный и теневой), общее количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (в том числе временно не функционирующих), совокупность экономических отношений, принимающих форму функциональных хозяйственных связей различного уровня, предпринимательские способности и трудовые ресурсы, обеспечивающие значительный внутренний потенциал системы1.

Определение содержания малого бизнеса, его места и роли в воспроизводственном процессе формулируется посредством выделения основных характерных особенностей его существования и развития.

Такой методологический подход интересен, прежде всего, тем, что рассматривает малое предпринимательство не как простую совокупность малых предприятий (индивидуальных капиталов), а как самостоятельный сектор экономики с присущими ему специфичными чертами: высокая степень неопределенности; постоянный экономический риск; единство отношений собственности и управления; потенциально высокая способность к внедрению инноваций (принятие нестандартных решений); саморазвитие и адаптируемость к изменениям1.

Разнообразные способы и механизмы политического участия бизнеса рассмотрены Н.А. Кисовской, А.Ю. Зудиным, И.М. Буниным, Р.И. Гайнутдиновым2.

Большой вклад в изучение особенностей развития малого предпринимательства в современной России внесли А.Р. Орлов, И.Ю. Потапова3, Ф.Ф. Хамидуллин4, В.И. Чуев, Е.В. Казурова5 и другие авторы. Понять особенности функционирования механизмов политического влияния невозможно без учета роли правящей элиты.

В этой связи необходимо отметить работы М. Афанасьева1,
В. Ачкасова2, Г. Голосова3, А. Дуки4, В. Игнатова, Н. Лапиной,
В. Ледяева5, В. Мохова, А. Понеделкова6, А. Старостина, Л. Швец.

Известный экономист Й. Шумпетер в начале ХХ века обратил внимание на развитие предпринимательства и инновационный процесс как инструмент, способствующий успешной деятельности предприятия, включая внедрение новых товаров и методов производства, выход на новые рынки, получение источников новых ресурсов и сырья, внедрение новых форм организации отрасли7.

В процессе анализа основных этапов развития малого бизнеса исследователями определены такие закономерности его становления, как стихийность возникновения малых предприятий, низкая капиталоемкость и перелив капиталов в данном секторе экономики, вызванные несовершенством институциональной среды, необходимостью диверсификации и усилением конкуренции, постепенное ослабление всех форм рэкета вследствие снижения уровня доходности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, усиление рискового характера предпринимательской деятельности, увод части капитала в «теневую» сферу, усиление барьеров входа на рынок новым участникам, ограничение сфер деятельности малого бизнеса, отсутствие четких перспектив роста, неопределенность целей развития и др.1

А. Рип и Р. Кемп в работе «Технологическое изменение»2 отводят государству роль посредника, помогающего сбалансировать интересы предложения и спроса на инновационную продукцию, но не управляющего процессом напрямую.

Отметим, что в большинстве работ, посвященных развитию малого и среднего бизнеса, наблюдается доминирование экономического детерминизма, в то время как политические аспекты необоснованно уводятся на второй или даже на третий план.

В частности, речь шла о методах антикризисного управления3, изучалось влияние общественного мнения на процессы государственного управления хозяйственной деятельностью4, зарубежный опыт реализации государственной инновационной политики5, региональные аспекты развития инфраструктуры инноваций1, финансовые аспекты обеспечения региональной инновационной политики2.

Необходимо признать, что в настоящее время не достаточно разработан комплексный, научно обоснованный подход к построению систем стимулирования предпринимательской активности населения. При этом отсутствие единого методологического подхода к определению основных показателей и понятий, характеризующих инновационное развитие, затрудняет изучение и анализ этого процесса. В результате в гуманитарных науках образовалась исследовательская ниша, заполнению которой и служит настоящее диссертационное исследование.

Объект исследования – механизмы политического влияния государства на развитие малого и среднего бизнеса в современной России.

Предмет исследования – государственное руководство механизмами политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса

Целью исследования является выявление особенностей политических практик стимулирования развития малого и среднего бизнеса.

Задачи исследования:

– дать оценку эффективности действия властей по развитию малого и среднего предпринимательства;

– установить вектор ориентации бюрократической культуры в вопросах стимулирования предпринимательской активности;

– выявить дисфункции механизмов снижения административных барьеров для бизнеса;

– предложить инструмент политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса в вопросах правовой защиты;

– дать оценку адекватности действий политической элиты институциональной среде модернизационных процессов, в которых участвует малый и средний бизнес;

– предложить метод государственной политики стимулирования творческой активности малого и среднего бизнеса.

Теоретико-методологическая основа исследования

В исследовании заявленной темы автором диссертации использовались системный, структурно-функциональный, институциональный, конфликтологический, сравнительный методы изучения функционирования механизмов политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса в современной России. Системный и структурно-функциональный подходы позволили выявить связи государственного управления стимулированием предпринимательской активности с политической системой, а также с институтами поддержки инноваций во всем многообразии их форм и проявлений. Использование методологии системного анализа позволило опираться на новые концептуальные подходы к пониманию особенностей взаимодействий государства со структурами малого и среднего бизнеса. Системно-эволюционный и институциональный подход позволил рассматривать малое предпринимательство как динамичную подсистему в рамках функционирования государства.

Эмпирическую базу для авторских оценок и обобщений составляют законодательные и нормативные акты Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, аналитические материалы Совета Федерации Федерального Собрания РФ, федеральные и региональные нормативные акты по вопросам предпринимательской деятельности, статистические данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации, данные Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, материалы публикаций в научной и периодической печати, научных конференций, обзорная и справочная информация, материалы других общественных и коммерческих учреждений, результаты социологических опросов предпринимателей. Кроме того, автор в качестве эмпирического материала использовал результаты вторичного анализа официальных данных органов государственной статистики Российской Федерации, политические факты, опубликованные в прессе, экспертные оценки.

Научная новизна диссертации в содержательном плане состоит в следующем:

– установлено, что неэффективные действия властей по развитию малого и среднего предпринимательства в частности обусловлены отсутствием общественного договора, одним из пунктов которого должны стать обязательства государства в вопросах поддержки различных форм экономической активности граждан;

– доказано, что поскольку традиционная бюрократическая культура не ориентирована на стимулирование предпринимательской активности, необходима общенациональная общественная дискуссия с привлечением экспертов и с формированием общественного мнения по вопросам совершенствованию налогообложения, стимулирования инвесторов, создания условий появления инновационных производств и технологий;

– выявлено, что системные проблемы не позволяют обеспечить гражданский контроль соблюдения правовой защищенности малого и среднего бизнеса и поэтому необходимо согласование интересов власти и предпринимательского сообщества еще на уровне разработки нормативных актов;

– предложено законодательно установить меру ответственности органов власти и должностных лиц за действия, противоречащие или затрудняющие развитие малого предпринимательства на местах и четко определенный механизм реализации этой ответственности;

– доказана неадекватность действий политической элиты институциональной среде модернизационных процессов, в которых участвует малый и средний бизнес;

– предложено осуществить переподготовку государственных и муниципальных служащих по вопросам стимулирования инновационного развития территорий с акцентом на понимание сущности технологических инноваций и методов стимулирования участия в инновационной деятельности всех слоев населения.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, и выносимые на защиту:

1. Малоэффективные действия современных властей по развитию малого и среднего предпринимательства возвращают общество к исходным дебатам о природе Российского государства и возможных путях его демократизации. Авторитаризм при выработке и реализации государственной политики в сфере стимулирования предпринимательской активности населения выражается в отсутствии общественного договора, одним из пунктов которого должны стать обязательства государства в вопросах поддержки различных форм экономической активности граждан.

2. Глубоко внедренная в сознание чиновников традиционная бюрократическая культура не ориентирована и не способствует стимулированию предпринимательской активности и через нее изыскание новых источников бюджетных доходов. В целях «размораживания» сложившейся управленческой ситуации необходима организация общенациональной общественной дискуссии с привлечением экспертов и с формированием общественного мнения по вопросам совершенствованию налогообложения, стимулирования инвесторов, создания условий появления инновационных производств и технологий.

3. Президентские инициативы по снижению административных барьеров для бизнеса сократили полномочия всевозможных надзорных и контролирующих инстанций, что повысило качество взаимодействия государства с предпринимателями. Однако системные проблемы не позволяют обеспечить гражданский контроль соблюдения указанных норм. Комплексность функционирования механизмов политического влияния в вопросах правовой защищенности малого и среднего бизнеса означает не только корректировку правоприменительной практики с целью исключения на нормативном уровне возможностей осуществления неправовых действий со стороны государственных и муниципальных акторов, но и согласование интересов власти и предпринимательского сообщества еще на уровне разработки нормативных актов.

4. Создаваемые государством механизмы защиты малого бизнеса должны обеспечить решительный прорыв в модернизационном развитии страны. Одним из инновационных инструментов политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса должна стать законодательно установленная мера ответственности органов власти и должностных лиц за действия, противоречащие или затрудняющие развитие малого предпринимательства на
местах и четко определенный механизм реализации этой ответственности.

5. Противоречивый характер взаимодействия предпринимательских и властных структур в вопросах модернизации состоит в использовании элитой форм, методов и механизмов государственного регулирования малого и среднего бизнеса не являющихся адекватными действующей институциональной среде. Для реализации модернизационного вектора развития необходимо разработать совокупность мер эффективного государственного регулирования и поддержки малого бизнеса на основе комплексного, системного подхода, обеспечивающего создание благоприятных институциональных условий, а также персональной ответственности чиновников разного уровня за торможение развития инноваций представителями малых и средних предприятий.

6. В России модернизация не может просто свестись к попытке сугубо технологического прорыва, а требует изменений стиля и методов государственной политики стимулирования творческой активности малого и среднего бизнеса, для чего необходимо изменение роли государства в экономике. В частности, необходима переподготовка государственных и муниципальных служащих по вопросам стимулирования инновационного развития территорий с акцентом на понимание сущности технологических инноваций и методов стимулирования участия в инновационной деятельности всех слоев населения.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при разработке малоизученных вопросов теории государственной политики в сфере содействия развитию малого и среднего бизнеса, в преподавании курсов дисциплин политологической направленности, при принятии решений органами власти и управления в сфере практической реализации механизмов политического влияния на развитие малого и среднего бизнеса.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференциях, были опубликованы в статьях и тезисах научных докладов, в том числе в журнале из списка ВАК Минобрнауки РФ. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики СКАГС.

Структура работы. Диссертация общим объемом 127 страниц состоит из введения, трех глав, заключения. Библиография содержит 139 названий.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационно-аналитическая справка о развитии малого бизнеса в Никифоровском районе за 2010 год
Информация о развитии малого бизнеса за 2010 год исполняется к 10 апреля, поэтому характеристика этого сектора экономики представлена...

Реестр получателей  субсидии  на начальной стадии становления бизнеса ...
По Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Развитие предпринимательства и самозанятости – приоритет в решении...
«одного окна», через которую ежегодно проходит более трех тысяч инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса. А в связи с тем...

Выписка из протокола конкурсной комиссии по отбору проектов начинающих...
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009 – 2011 годы» от 15 ноября 2010 года №1

Протокол итогового заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих...
Зонова Т. В. начальник финансово-экономического отдела Администрации Таштагольского городского поселения

Башҡортостан республикаһы стәрлетамаҡ районы муниципаль район хакимиәТЕ
О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого, среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы...

Протокол №4 заседания комиссии по рассмотрению заявок на оказание...
Вазигатов И. А., глава администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, председатель комиссии

Общероссийская общественная организация «Российское аграрное движение – рад»
Россельхозбанк расширяет продуктовую линейку для малого бизнеса. Наряду с уже входящими в неё специализированными продуктами разработаны...

Двадцать восемь безработных жителей края получат гранты на открытие своего дела
В рамках краевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011-2013 годы 28 безработных...

Конкурсная комиссия при администрации спасского района пензенской...
О рассмотрении заявок, представленных начинающими субъектами малого предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru