vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/72
Дата20.07.2013
Размер8.59 Mb.
ТипУчебное пособие
vcvetu.ru > Цветы > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

"ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ

И БИОФИЗИКИ"

Учебное пособие

Красноярск

2009
УДК
Учебное пособие «История и методология биологии и биофизики» / Кратасюк В.А., , Немцева Е.В., Есимбекова Е.Н., Свидерская И.В., Суковатая И.Е. Красноярск, СФУ, 2008, 613 стр.
Авторы:

Кратасюк В.А., Свидерская И.В., Немцева Е.В., Есимбекова Е.Н., Суковатая И.Е., Барцев С.И., Межевикин В.В., Сетков Н.А., Пахарькова Н.В. , Сапожников В.А,


Учебное пособие по дисциплине «История и методология биологии и биофизики» разработаны специалистами Сибирского федерального университета.

Настоящее учебное пособие является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «История и методология биологии и биофизики», включающего также банк тестовых заданий и презентационные материалы к лекциям, методические указания к семинарским занятиям, методические указания по самостоятельной работе, организационно-методические указания.

Учебное пособие составлено в соответствии с проектом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.Дисциплина «История и методология биологии и биофизики»» относится к циклу М.3. - профессиональный цикл, профильная (вариативная) часть, по направлению «010700 физика» укрупненной группы «010000 физико-математические науки» и имеет своей целью расширить и углубить знания студентов по вопросам истории и методологии науки вообще, и биологии и биофизики, в частности, обучить их научному проектированию и научному методу. В учебном пособии рассматривается методология науки всех периодов развития биологии и биофизики: от протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения); от естественной истории к современной биологии (биология Нового времени до середины XIX в.); установление и развитие современной биологии (с середины XIX в. до начала XXI в.)

Предназначено для очного, очно-заочного и заочного обучения студентов, том числе с применением дистанционных образовательных технологий, по направлениям подготовки магистров 010701.68 – физика и дипломированных специалистов (интегрированный магистр) - 010701.65 – физика, 010708.65 – биохимическая физика.

Введение
Дисциплина "История и методология биологии и биофизики" играет объединяющую и централизующую роль в системе биологических и физических дисциплин, составляющих основное содержание современной биофизики. Этот курс призван также установить взаимосвязь между естественно-научными и гуманитарными предметами, помочь студентам, выполняющим свою научную работу, овладеть методологией научного творчества.

В рамках методологической части курса дается развернутое определение биофизики, характеризующее специфику и место этой науки среди других естественных наук, рассматриваются важнейшие понятия и модели, используемые в главных биологических и физических дисциплинах, и их отражение в системе подходов и методов, используемых в биофизике. Методология биофизики не является разделом философии и по сути дела не имеет прямого отношения к последней, это часть биологии и физики, соотнесенная с общей методологией естествознания. При этом биофизика не является простой суммой биологии и физики, а имеет свою хорошо развитую методологию.

Основная задача исторической части курса состоит в том, чтобы представить формирование биофизических понятий на основе исторического развития биологии, физики и химии не только во времени, но и в пространстве (кроме истории здесь подразумевается и ее "география"). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира – эти центральные стержневые темы – основываются на фактах, датах, именах, представленных в истории биологии. Одной из целей курса является тщательный подбор фактического материала, стремление к отражению лишь капитальных обстоятельств истории, включение только тех данных, которые необходимы для убедительного изложения основных идей. В то же время обстоятельно представлены биографии величайших биофизиков, биологов и физиков прошлых веков и настоящего времени, тех, кто определил магистральные направления развития науки. Для того, чтобы их имена и заслуги, биографические сведения запомнились студентам, им представляется возможность самостоятельно подготовить презентации о великих ученых, провести исторический анализ отдельных отраслей биофизики и биологии вплоть до современности для понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки и практической ценности предмета. Курс полезен также и для подготовки дипломных и курсовых работ, а также магистерских диссертаций, так как студенты составляют обзор по истории изучения вопроса по теме их диссертации. Презентации и новые материалы, подготовленные студентами, будут способствовать постоянному расширению и совершенствованию курса.

Главное место в курсе (по значимости и по объему) занимает история биологии и биофизики. Изложение вопросов истории и методологии опирается на конкретные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных представлений. Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю, конечно же, необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако биофизика находится в этом отношении в особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней весьма различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов далеко не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации научных концепций в биологии, физике и химии очень помогает разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке.

Дисциплина «История и методология биологии и биофизики»» относится к циклу М.3. - профессиональный цикл, профильная (вариативная) часть, по направлению «010700 физика» укрупненной группы «010000 физико-математические науки» и имеет своей целью расширить и углубить знания студентов по вопросам истории и методологии науки вообще, и биологии и биофизики, в частности, обучить из научному проектированию и научному методу.

Задачи изучения дисциплины заключаются в освоении научной методологии биологии и биофизики, рассмотрении с позиций методологии науки всех периодов развития биологии и биофизики:

  • от протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения);

  • от естественной истории к современной биологии (биология Нового времени до середины XIX в.) ;

  • становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. до начала XXI в.).

Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области основ естественнонаучных знаний, получение высшего углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать следующими универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда:

а) универсальными:

– углубленными научными компетенциями (УНК): углубленные знания в области математики и естественных наук (УНК-1);

- системными компетенциями (СК): способность порождать новые идеи (креативность) (СК-1);

б) профессиональными:

– углубленными профессиональными компетенциями (в соответствии с видами деятельности) (УПК), а именно:

1). научно-исследовательская деятельность: свободное владение фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач в соответствии со своей магистерской программой по биологии и биофизике (УПК-1);

2). способность использовать знания современных проблем биологии и физики, новейших достижений в своей научно-исследовательской деятельности (УПК-3);

– профессионально-профилированными компетенциями:

1). способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области биологии и физики в соответствии с профилем магистерской программы по биофизике и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования и информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ППК-1);

2). способность и готовность применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей в соответствии с профилем магистерской программы по биофизике (ППК-2).

Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Биология», «Биохимия», «Молекулярная биология и генная инженерия», «Физиология человека и животных», «Физико-химические методы анализа биологических объектов», «Регуляция метаболизма», «Биофизика», «Биофизика наземных и водных экосистем», «Математическая биофизика», «Физико-химические механизмы ферментативного катализа», «Фотобиофизика», «Биофизика популяций», «Биофизика сложных систем», «Физические принципы биологической эволюции». Курс «История и методология биологии и биофизики» служит основой для освоения студентами таких дисциплин как «Современные проблемы биофизики», «Избранные главы биофизики» и др., а также в подготовке дипломных работ и магистерских диссертаций по биологии и биофизике. Курс готовит магистрантов к поступлению в аспирантуру, так как одним из условий успешного завершения аспирантуры является сдача кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская федерация министерство образования и науки федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская федерация министерство образования и науки федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Формирование системы теоретических знаний и практических навыков для создания ландшафтных композиций и их использования в интерьерах...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru