vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Конкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»


Скачать 238.78 Kb.
НазваниеКонкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Дата29.05.2013
Размер238.78 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Дерьвья > Урок
МО Красноуфимский округ

МОУ Тавринская средняя общеобразовательная школа

Конкурс «Урок года»

Тема урока: «Путешествие в Бразилию»

Номинация: «Инновационная деятельность»

Автор: Васюкова Гульшат Тельмановна

Должность: Учитель географии

Квалификационная категория: высшая


Тавра, 2010 год

Пояснительная записка

к конкурсному материалу «Урок года».

Учитель географии МОУ Тавринская СОШ Васюкова Г.Т.

Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы.

На уроке присутствовали члены экспертной комиссии по аккредитации Тавринской школы и начальник Тавринского территориального отдела Пастухова З.А.

Форма проведения урока – педагогическая мастерская, которая представляет собой многомерную интегрированную рефлексивную технологию с вероятностным результатом, ориентированную на личностно-деятельностный подход, поэтому данная работа представлена в номинации «Инновационная деятельность».

Основная цель инновационного подхода – развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

В педагогической мастерской учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию: выполняет функцию режиссера, а не главного источника новой информации, играет роль организатора, соучастника совместного поиска. В отличие от традиционного урока в основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящее удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно осваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Новшество также связано с процессуальными внутренними изменениями в учебном процессе, которое предполагает:

-активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

-организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

-обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

На уроке постаралась, чтобы каждым учеником была осознана цель предстоящей деятельности; предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности (работали с различными источниками информации: обращались к словарям, энциклопедиям, интернет – ресурсам, составляли мультимедийную презентацию и т.д.). Формирование групп происходило в начале урока: учащиеся выбирали контур страны по цветовой окраске (учащиеся, которые выбрали зеленый контур – группа «первооткрывателей», синий контур- «физгеографы», желтый – «демографы», фиолетовый -«экономисты»). Учащиеся заранее не знали тему урока, контур страны, в какой группе будут работать, но некоторыми принципами мастерской они были ознакомлены. На уроке также была обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия, создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, произвести самооценку.

При составлении технологической карты урока использована статья Шамовой Т.И., Давыденко Т. «Технология организации обучения в форме

Педагогических мастерских».

Технологические этапы

Действия учителя

Действия ученика

«Индукция» -создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения

Нарисуйте познавательный объект.

Запишите вопросы, слова (ассоциации и т.п.)

Рисуют познавательный объект, составляют вопросы.

«Самоконструкция»-индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете о данном познавательном объекте

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.

«Социоконструкция»-работа учащихся в парах

Организует работу в парах

Работают в парах по заданию учителя

«Социализация»-выступление ученика в группе

Организует работу в группах. предлагает учащимся дополнительные задания

Работают в группах. Выполняют дополнительные задания

«Афиширование»-вывешивание произведений –работ учеников в классе и ознакомление с ними.

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представляют результаты работы групп. Задают друг другу вопросы по поводу выполненных заданий.

«Разрыв»-внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учащихся в группах с источниками информации.

Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания.

«Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

Осуществляют рефлексию


Тема урока: «Путешествие в Бразилию».
Цели:

1.Обучающие: обучение умениям ставить проблемы и творчески искать ответ.

2.Развивающие: развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативных компетенций;

3.Воспитывающие: воспитание уверенности в своих творческих способностях.
Задачи:

Создать условия для

1)формирования образа Бразилии: ее ЭГП, природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, территориальной структуры, культуры и традиций;

2) выявления взаимосвязей: ЭГП страны на развитие экономики, населения, природных условий и ресурсов на развитие хозяйства;

3)освоения понятий: латифундии, сельва, самбо, метисы, мулаты

4)самоанализа, мироощущения.
Оборудование: компьютер, политическая карта стран Южной Америки, географические атласы, тексты с описанием природы, населения, хозяйства, справочник «Страны мира», энциклопедия «Я познаю мир», энциклопедия для детей «География», электронный учебник «Экономическая и социальная география мира», рисунки, картины, контурные карты, ватман, фломастеры, клей.
Ход урока – мастерской.

Эпиграф к уроку:

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Р.Рождественский

1.Индукция

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником путешествий и географических открытий. Мы не редко испытываем чувства, подобные тем, о которых сказал, поэт Р.Рождественский (зачитывается эпиграф к уроку).

Однако я знаю: возможность сделать открытие есть - примите участие в мастерской. (Звучит латиноамериканская музыка).

Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну, которую называют страной контрастов. «И контрасты действительно имеются. И пожалуй, самые разительные на нашей планете. Одни граждане этой страны водят в небесах реактивные лайнеры, делают пересадки сердца, и строят атомные электростанцию; другие не подозревают до сих пор о существовании колеса, письменности и добывают огонь трением деревянных палочек друг о друга.

Одни граждане этой страны покупают роскошные лимузины, другие за 4 реала моют их. Одни строят роскошные дворцы на Копакабане, другие живут в них». О какой стране идет речь? Учащиеся называют страны -Индию, Китай. Учитель дальше продолжает описание страны:

«Эта страна – пятая по территории и седьмая по числу жителей государство мира. Она превышает по площади территорию США, 12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, пальма

бурите, шоколадное дерево, бутылочное дерево и другие). Название этой стране дано от породы красного дерева «паул-бразил», древесина которого во времена колонизации играла значительную роль в торговле.

Что эта за страна? (Бразилия)

Итак, сегодня мы вместе отправимся в многоликую Бразилию.

2.Самоконструкция.

Мысленно отправимся в Бразилию. Какие ассоциации у вас возникают при слове Бразилия? Отразите ваши ассоциации в виде рисунков или запишите слова, с которыми связано ваше восприятие Бразилии. Учащиеся рисуют познавательный объект, записывают слова-ассоциации (Приложения 10,11).

3.Социоконструкция.

Обсудите в парах, что у вас получилось. Что Вы хотели бы узнать об этой стране? Обсудите в парах и запишите ответ на листах. Учащиеся работают в парах.

4.Афиширование.

Озвучивание работ (по желанию). Учащиеся вывешивают работы на доске, поясняют результаты работы. У большинства учащихся Бразилия ассоциируется с рекой Амозонкой, непроходимыми лесами - сельвой, Бразильским плоскогорьем, статуей Иисуса Христа, бразильскими сериалами, кофе, шоколадным деревом, футболом и знаменитыми футболистами, карнавалом и т.п.

5.Формирование групп.

Объединитесь в группы по 4 человека по выбранным контурам страны. Учащиеся, которые выбрали зеленый контур – группа «первооткрывателей», синий контур- «физгеографы», желтый – «демографы», фиолетовый -«экономисты».
6.Социализация. Работа в группе.

1. Ознакомьтесь с предложенными текстами и заданиями (Приложения 1,2,3)

2.Изучите таблицы, карты в атласах, СД- диск, статьи в энциклопедиях, учебниках.

3.Составьте характеристику, используя тексты, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы.

4.Выявите причинно- следственные связи: 1 группа – влияние ЭГП, истории на развитие страны, 2 группа- природных условий и ресурсов на развитие экономики, структуру импорта и экспорта, 3 группа- населения, трудовых ресурсов на экономику, 4 группа - природно-ресурсной базы на развитие промышленности и сельского хозяйства.

5.Оформите результат вашей работы на ватмане или составьте мультимедийную презентацию.

6.Представьте характеристику вашей работы от лица «первооткрывателей»

(Общие сведения о стране, ЭГП, история страны)

«Физгеографов» ( природные условия и ресурсы)

«Демографов» (особенности населения, традиции, праздники)

«Экономгеографов» ( хозяйство и территориальную структуру).

Учащиеся на этом этапе знакомятся с текстами, заданиями, распределяют задания в группе, работают с различными источниками информации, оформляют работу на ватмане, группа «демографов» работает с интернет –ресурсами, электронными учебниками, составляет мультимедийную презентацию (Приложения 4,5,6,7, 13 )

Социализация: учащиеся представляют результаты групповой работы, обсуждают вопросы, которые возникли в ходе подготовки и выступления.

Группы «первооткрывателей», «физгеографов», «экономистов» представили результат работы на ватмане, а «демографы» составили мультимедийную презентацию.

7. Рефлексия.

Учащиеся осуществляют рефлексию (Приложение 8,9)

- Как менялись ваши чувства и настроение во время выполнения заданий?

(в начале урока, во время работы в группе, во время защиты?)

-Какое открытие сделали для себя? Какое значение имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?

-На все ли вопросы вы получили ответ?
Рефлексия учителя:

Поставленные цели и задачи полностью достигнуты. Учащиеся активно работали на всех этапах урока, самостоятельно работали с различными источниками информации, отбирали необходимый материал, отвечали на вопросы одноклассников. На уроке была деловая атмосфера.

Настроение хорошее.

Приложение 1.

Задания для «первооткрывателей»
Цель: выявить особенности ЭГП Бразилии, составить визитную карточку страны, ознакомиться с историей страны.
Задание 1. Ознакомьтесь с визитной карточкой страны, составьте краткую характеристику. Используя тексты, расскажите о государственной символике (герб, флаг). Оформите результат работы на ватмане.
Задание 2. Используя тексты и карты атласа, выявите особенности ЭГП Бразилии.

План характеристики ЭГП страны:

1.Положение по отношению к соседним странам. 2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.

4.Вывод об ЭГП.

Задание 3. Изучите историю страны. Составьте краткую характеристику.
Результаты работы оформите на ватмане. Ответьте на вопросы:

1.Как ЭГП и история освоения повлияли на развитие страны?

Рассказ представьте от лица «первооткрывателей»: «Мы, первооткрыватели, хотим ознакомить вас с визиткой страны…

Задания для «физгеографов».
Цель: изучить природные условия и ресурсы страны, выявить взаимосвязь между природными условиями, ресурсами и развитием страны.
Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами.
Задание2.Дайте характеристику природных условий и ресурсов Бразилии.

Памятка для работы:

1.Рельеф, климатические условия.

2.Ресурсы: минеральные, водные, лесные, земельные, агроклиматические, рекреационные.
Задание 3.Оформите результат работы на ватмане.

Ответьте на вопрос: Как природные условия и ресурсы влияют на развитие страны? Какие достопримечательности предлагаете посетить туристам?

Представьте рассказ от лица «физгеографов».


Приложение 2.
Задания для «демографов».
Цель: изучить особенности населения Бразилии, ознакомиться с культурой и традицией народов.
Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами.
Задание 2. Составьте компьютерную презентацию по плану:

1.Численность, тип воспроизводства.2. Возрастно-половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень образованности, продолжительность жизни населения 3.Национальный и религиозный состав. 4.Размещение, темпы урбанизации, крупные города.
Задание3. Изучите традиции и культуру страны, выявите особенности.
Результат оформите в виде презентации.

Ответьте на вопрос: Как население может повлиять на развитее страны?

Задания для «Экономистов»
Цель: выявить особенности экономического роста Бразилии, изучить отрасли хозяйства.
Задание1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами. Дайте общую характеристику экономики страны (промыщленности, сельскому хозяйству)
Задание 2. Определите структуру экспорта и импорта страны.

Результат работы оформите на ватмане.
Ответьте на вопросы: В чем особенности экономического роста тропического гиганта в последние десятилетия?

Какие изменения произошли в территориальной структуре хозяйства?
Представьте рассказ от лица «экономистов».
Приложение 3.

Тексты и статистические материалы для работы в группах.

БРАЗИЛИЯ, Федеративная Республика Бразилии (Republica Federativa do Brasil), самое большое государство в Южной Америке. Омывается Атлантическим океаном. Граничит с Французской Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой, Колумбией, Перу, Боливией, Парагваем, Аргентиной и Уругваем. Площадь 8,5 млн км2. Население 188,078 млн человек (2006, пятое место в мире). Столица Бразилия. Крупные города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Салвадор, Белу-Оризонти, Бразилия, Ресифи, Порту-Алегри, Манаус. Крупные морские порты: Рио-де-Жанейро, Сантус, Риу-Гранди, Паранагуа, Порту-Алегри, Тубаран, Сан-Себастьян.

Государственное устройство

Президентская федеративная республика. Федерация в составе 26 штатов и Федерального (столичного) округа. Глава государства и правительства — президент. Законодательный орган — двухпалатный Национальный конгресс. Состоит из федерального сената и палаты депутатов.

Исторический очерк

Название страны происходит от португальского наименования ценной породы красного дерева. Индейцы, с древности населявшие территорию Бразилии, принадлежали к примитивным племенам. В начале 16 в. Бразилия завоевана португальскими конкистадорами, уничтожившими большую часть коренного населения. Для труда на плантациях использовались рабы-негры. В результате освободительного движения в 1822 Бразилия провозглашена независимой империей (с 1889 — федеративной республикой). До 1888 сохранялось рабство. Негласное истребление индейских племен продолжалось до 1930-х годов.

С конца 19 в. в Бразилию проникал английский и североамериканский капитал. Конец 19 в. отмечен борьбой крестьянства за землю. Особенно крупное выступление — в шт. Баия в 1896-97. В период после Второй мировой войны в экономике Бразилии усилились позиции США и ФРГ. Попытки ряда правительств (особенно Ж. Д. Варгаса и Ж. Гуларта) в 1950-60-х годах поставить под государственный контроль добычу и переработку нефти, обеспечить независимую от иностранных держав внешнюю политику натолкнулись на сопротивление. После военного переворота 1964 у власти до 1985 находились военные. В 1993 в Бразилии прошел референдум, по результатам которого предпочтение было отдано республиканскому правлению во главе с президентом, к власти пришли правые силы. Основной социальной проблемой страны является расслоение общества на очень бедных и очень богатых, практически при полном отсутствии «среднего класса». Поэтому общество не поддержало реформ правого правительства, следовавшего указаниям Международного валютного фонда, а на президентских выборах 2002 победил кандидат от левых Л. И. Лулу да Силва. Его правительству удалось стабилизировать инфляция и добиться существенных успехов в социальной сфере. Тем не менее да Силва с трудом одержал победу над соперником от правых сил во втором туре в 2006.

Население

Св. 95% населения — бразильцы, нация, сформировавшаяся в результате смешения португальских и других европейских переселенцев с аборигенами — индейцами (тупи-гуарани, же и др.) и с вывезенными в 16-19 вв. из Африки неграми-невольниками (йоруба, банту, эве и др.). По этническому составу белые составляют 54%, мулаты — 38,5% и негры — 6%. Индейцы (св. 1 млн человек) населяют главным образом внутренние районы бассейна р. Амазонка. Официальный язык — португальский. Большинство верующих — католики (св. 72%), остальные — протестанты (22,5%), сохраняются и африканские культы. Средняя. плотность населения 21,4 чел/км2. На северо-востоке, юго-востоке и юге страны (40% территории) проживает св. 90% населения, в т. ч. ок. 50% населения проживает на узкой полосе Атлантического побережья, составляющей 8% территории страны. Городское население 78% (1995).

Свыше половины населения страны — молодежь в возрасте до 20 лет. Люди старше 50 лет составляют всего 10%.

Природа

На огромной территории Бразилии выделяются две основные природные области: экваториальные лесные равнины Амазонии на севере и мозаика тропических ландшафтов Бразильского плоскогорья на остальных 2/3 страны.

Дорога в лесу

Во влажных экваториальных лесах Амазонской низменности (амазонской сельве) произрастает свыше 4000 видов деревьев (каждое четвертое дерево в мире растет в бассейне Амазонки). Эти леса считаются легкими планеты. Их ускоренная вырубка вызывает законное беспокойство у экологов всего мира. Леса богаты фауной: широконосые обезьяны, ленивец, муравьед, опоссум, ягуар, пума, оцелот, свинки-пекари, тапир, капибара. Многочисленны змеи, пресмыкающиеся, птицы. Амазонская низменность лежит в области экваториального и субэкваториального климата. Температура круглый год 24–28 °C, осадков выпадает от 3000 до 3500мм в год, в субэкваториальном климатическом поясе есть относительно засушливый период — с августа по октябрь.

Река Амазонка обеспечивает около 15% общего годового стока всех рек земного шара. Вместе с притоками она образует гигантскую водную систему длиной более 25 тыс. км. Главное русло Амазонки судоходно на 4300 км, а океанские суда поднимаются на 1690 км от устья до Манауса.

Река Кауабури

К востоку сельва постепенно сменяется каменистым редколесьем (каатинга). Характерны колючие и жгучие полукустарнички и всевозможные кактусы, над ними возвышаются сухолюбивые кустарники и деревца, столбчатые кактусы и древовидные молочаи.

Бутылочные деревья — достопримечательность каатинги. В зимне–весенний сухой период здесь за месяц выпадает менее 10 мм осадков при средних температурах 26–28 °C. Осенью бурные ливни приносят за один месяц 300 мм и более, при годовой сумме осадков 700–1000 мм. Осадки крайне неравномерны не только в течение года, но и из года в год. Из 100 лет 50 отличаются или крайней засухой, или катастрофическими наводнениями, когда реки затопляют поля и постройки и сносят без того маломощный слой почвы. Главная река каатинги — Сан-Франсиску. В самом центре Бразильского плоскогорья — царство кустарниковых и мелкодревесных саванн и редколесий (кампос серрадос). Здесь главный район пастбищного скотоводства страны.

Западнее, к югу от 17–18° южной широты простираются обширные равнины верхней Параны — плато Параны. Здесь оптимальные условия для выращивания кофе: средние температуры самого холодного месяца не ниже 14 °C, осадков выпадает около 1500 мм в год, а необходимый для просушки зерен засушливый период выражен хорошо, но не слишком резок. Богатые гумусом лиловато–красные почвы («терра–роша») особенно благоприятны для кофейного куста. Южнее 24° южной широты прямо на поверхность выходят обширные лавовые плато. Уступы застывшей лавы заставляют «прыгать» вниз, словно по ступенькам, все левые притоки Параны, образуя многочисленные пороги и водопады. Особенно известен водопад Игуасу.

Водопад Фоз-до-Игуачо.

Совершенно особая природная область Бразилии — Пантанал (в переводе с португальского «болотистая местность») — расположена в верховьях реки Парагвай, почти в центре Южной Америки. Это обширная тектоническая впадина, лежащая всего на 50–70 м выше уровня моря. С севера, востока и юго–востока она резко ограничена обрывами Бразильского плоскогорья. На многие месяцы Пантанал превращается в своеобразное озеро–болото. А в зимнюю засуху это пятнистый ландшафт непросыхающих полузаросших болот, озер и едва различимых блуждающих русел рек, солончаков, песчаных отмелей и травянистых участков. Здесь в изобилии встречаются птицы: аисты, цапли, ибисы, бакланы, утки, розовая колпица. Многие прилетают сюда на зимовку из северного полушария. Под лесом — 38% территории страны. Св. 20 нац. парков (Арагуая, Жау, Игуасу, Пику-да-Неблина, Тапажос, Шингу и др.); заповедники, заказники

Экономика

Космическая держава. Крупнейшая по экономическому потенциалу страна в Южной Америке. По объему ВВП входит в первую десятку стран мира. ВНП на душу населения 3640 долларов (1995). Доля в ВВП (1995, %): промышленности 23 ( в т. ч. обрабатывающей 22), сельского хозяйства 12,2, торговли, финансов и сферы услуг 43,3. В горнодобывающей промышленности значительное место занимает добыча железной (180 млн. т в 1996, одно из ведущих мест в мире; штаты Минас-Жерайс, Каражас, Пара) и марганцевых (ок. 2 млн т в 1995, штаты Амапа, Пара, Минас-Жерайс) руд; всего св. 90% добычи этих руд в Латинской Америке, ок. 80% — экспортируется. Добывают бокситы (ок. 10 млн. т в год), олово (шт. Рондония; одно из ведущих мест в мире), медь, свинец, цинк, никель. Бразилия — крупный поставщик на мировой рынок стратегического сырья: руд ниобия и бериллия (св. 1/2 мировой добычи), тантала, циркония, слюды, кристаллического кварца. Растет добыча радиоактивных минералов (содержащих уран и торий), монацитовых песков, золота (ок. 80 т в год), алмазов и др. драгоценных и полудрагоценных камней (аквамарины, топазы, сапфиры и др). Добыча нефти (38,7 млн. т в 1996) и угля (св. 5 млн. т в год ) не удовлетворяет нужд страны, поэтому осуществляется политика замены нефти альтернативными видами топлива, гл. обр. этиловым спиртом (на нём работает 90% всего автопарка страны). Развита гидроэнергетика ( всего действует 18 ГЭС, включая бразильско-парагвайскую ГЭС Итайпу, одну из крупнейших в мире). По выплавке чугуна (24 млн т в 1996) и стали (25,2 млн т) Бразилия входит в первую десятку стран мира. Главные центры чёрной металлургии — гг. Волта-Редонда, Тубаран, Сабара, Жуан-Монлевади, Белу-Оризонти.

В цветной металлургии — выплавка алюминия (на юго-востоке страны и в штате Пара), меди, никеля, олова, кобальта ( гл. обр. штаты Сан-Паулу, Минас-Жерайс). Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности — машиностроение, химическая и нефтехимическая, пищевкусовая, лёгкая, целлюлозно-бумажная и промышленность стройматериалов. Наиболее развито транспортное машиностроение, в т. ч. автомобилестроение (ок. 2/3 всего производства в Латинской Америке; автозаводы в основном сосредоточены на небольшой территории между г. Сан-Паулу и портом Сантус), судостроение (осн. верфи — в бухте Гуанабара) и авиастроение (производство пассажирских самолётов, Сан-Жозе-дус-Кампус). Развиты также станкостроение, электротехническая и электронная (производство вычислительной техники, микросхем, полупроводников и др.; гл. центр — Кампинас) промышленность. Очень динамично развивается производство компьютерной техники и её компонентов. Бразилия — крупный производитель и экспортёр вооружения. Разнообразная химическая и нефтехимическая промышленность (производство химических волокон, синтетического каучука, азотных и фосфорных удобрений, красителей и др.; штаты Сан-Паулу, Баия, Риу-Гранди-ду-Сул). В промышленности стройматериалов особенно выделяется производство цемента (штаты Минас-Жерайс, Сан-Паулу). Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на базе культуры эвкалипта (на юго-востоке и в штате Парана) и быстрорастущей мягкой древесины Амазонии. Производство бумаги и картона (крупнейший комбинат газетной бумаги — в Монте-Алегри, штат Парана), древесностружечных и древесноволокнистых плит, шпона из ценных пород деревьев и др. Среди отраслей легкой промышленности выделяются текстильная (2/3 ее продукции составляют хлопчатобумажные ткани, преимущественно на экспорт; развивается производство тканей из искусственного волокна) и кожевенно-обувная. В пищевкусовой промышленности

выделяются традиционные отрасли — сахарная, мясная, маслобойная, табачная.

Бразилия занимает 1-е место в мире по производству и экспорту концентрированного и замороженного апельсинового сока и 2-е место в мире по экспорту переработанного мяса птицы.

Сельское хозяйство — важная отрасль экономики страны, имеет ярко выраженную экспортную направленность (дает ок. 2/5 стоимости экспорта). Используется 6,0% территории страны, луга и пастбища занимают 21,9%, под лесом 57,7% (Бразилия занимает 1-е место в мире по запасам ценных пород древесины). Преобладает крупное помещичье землевладение (ок 1,5% земельных собственников-латифундистов владеют ок. 1/2 обрабатываемых земель; св. 80% занятых в сельском хозяйстве земли не имеют). Ведущая отрасль — растениеводство (дает ок. 60% стоимости сельскохозяйственной продукции). Бразилия — крупнейший в мире производитель и экспортер кофе и сахарного тростника, а также один из ведущих мировых производителей и экспортеров какао-бобов, сои, апельсинов и бананов; значительное производство и экспорт хлопчатника. Главные продовольственные культуры (занимают ок. 1/2 всех посевных площадей): кукуруза, рис, коричневая фасоль, маниок. Возделывают также пшеницу, ячмень, овес, табак. Развито плодоводство и овощеводство. Животноводство преимущественно пастбищное, мясного направления. Развито коневодство. Морское и речное рыболовство. В лесах — сбор латекса дикорастущих каучуконосов, карнаубского воска, бразильских орехов, плодов пальмы, парагвайского чая (йерба-мате), заготовки хвойной древесины (главным образом араукарии).















Приложение 4.

Работа в группах: «Первооткрыватели»



«Физгеографы»




Приложение 5.

Технологический этап «Социализация»

Работа в группах: «Демографы»




Приложение 6.

Социализация: выступление «Физгеографов»



Выступление «Первооткрывателей»




Приложение 7.



Выступление «Демографов»



Приложение 8.

Рефлексия.


Приложение 9.

Рефлексия.



Приложение 10.

Ассоциации учащихся, связанные с Бразилией



Приложение 11.

Ассоци

Ассоциации учащихся, связанные с Бразилией.



Отзыв об уроке.

Тема урока «Путешествие в Бразилию», учитель Васюкова Гульшат Тельмановна.

Вначале урока учащиеся отгадывали страну, в которую они отправятся путешествовать. Были интересные версии и суждения.

Учащиеся записывали свои ассоциации, связанные с Бразилией, потом обсуждали в парах, перед классом.

Учащиеся работали в группах, выполняли творческие работы,

итогом работы было выступление групп.

В конце урока учащиеся высказывались «чему научились на уроке?», «что понравилось?»

На уроке была доброжелательная атмосфера, учащиеся работали активно. Было интересно, увлекательно, занимательно, познавательно!

Начальник Тавринского территориального отдела:

Пастухова Зинаида Алексеевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики 4 класс Путешествие булки от поля до магазина. Тема...
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для арифметического диктанта, карточки для самостоятельной работы

Методическая разработка урока географии Тема урока: Путешествие в...
На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких...

Конкурс «Учитель года 2010» Урок окружающего мира 3 класс
Давайте, вспомним название изучаемого раздела по окружающему миру. («Чему учит экономика»)

Конкурс проводится в 2 этапа: 1 тур городской (отборочный) проводится...
Городской конкурс «Юные цветоводы» (далее – Конкурс) проводится в рамках городского экологического марафона 2012 года

Урок-соревнование по природоведению. Тема. «О наземных защитниках урожая»
Цели урока. В игровой форме повторить знания об отраслях растениеводства. Сформировать представления о биологической защите сельскохозяйственных...

Конкурс «Урок здоровья» Тема: «Рациональное питание»
К сожалению, статистика дает нам неутешительные результаты. За последние 10 лет количество школьников с хроническими патологиями...

Урок математики в 6 классе
Тип урока : интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии

Тема урока: растениеводство и животноводство
Задачи урока: выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства

Урок «Секреты бабушкиного сундука» Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с традиционным народным промыслом и с технологией производства полотна

Тема урока: Многообразие и значение насекомых
Тип урока: интерактивный, с изучением нового материала на основе знаний учащихся



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru