vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Программа курса «зоопсихология и сравнительная психология» Автор и составитель программы


НазваниеПрограмма курса «зоопсихология и сравнительная психология» Автор и составитель программы
страница1/5
Дата22.04.2013
Размер0.88 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2007 - 2008



Программа курса «ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Автор и составитель программы – кандидат биологических наук,

доцент МГППУ Сотская М.Н.
1. Место курса в учебном плане.
Дневная форма обучения.

Длительность курса: 80 часов

Количество аудиторных часов: 34 часа, при заочной форме обучения – 10

В том числе:

Количество лекций - 34 часа ( 10)

Количество семинаров - не предусмотрено

Самостоятельное изучение - 46 часов, при заочной форме обучения – 70
Первый семестр курса.

Обязательный курс.
Данный курс является обязательным и читается в первом семестре для всех студентов МГППУ. Базовыми для него являются параллельно читаемые курсы общей биологии, антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Важным условием успешного усвоения студентами курса зоопсихологии и сравнительной психологии являются их знания в области зоологии, физиологии и общей биологии, полученные в средней школе. Цель данного курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. В результате изучения курса зоопсихологии и сравнительной психологии у студентов формируются знания об изучении психических процессов у животных в онтогенезе, о происхождении и развитии психики в процессе эволюции, о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания.

2. Краткая аннотация курса «Зоопсихология и сравнительная психология»
Зоопсихология – отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне.

Предмет зоопсихологии – формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.

Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика – форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – один из важнейших способов активного приспособления животных к многобразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.

Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.

Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии, перед ней ставились различные задачи. В связи с этим, авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой.

В нашем курсе сравнительная психология трактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса " Зоопсихология сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева, об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.

В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область, включающую в себя такие дисциплины как этология, зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности и т.д.
3. Тематический план и расчет часов по видам занятий




Номера и наименования тем

Кол-во часов по очной форме

Кол-во часов по вечерней форме

Кол-во часов по очно-заочной форме




Все-го

Лек-ции

Се-ми-нары

Са-мос-тоят.

Лек-ции

Се-ми-нары

Са-мос-тоят.

Лек-ции

Се-ми-нары

Са-мос-тоят.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел I. Развитие науки о поведении.


10








1





1






Тема 1. История развития науки о поведении.




2




2



















Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных




2




2

1







0,5







Раздел II. Основные закономерности формирования поведения.

30










1







0,5







Тема 3. Физиологические основы поведения. Эмоции.




2




2

1







0,5







Тема 4. Коммуникации животных




2




2

1







0,5







Тема 5 Инстинктивное поведение




2




2

1







0,5







Тема 6. Обучение




2




2

1







0,5







Тема 7. Рассудочная деятельность




2




4

1







0,5







Тема 8. Формирование поведения животных.




2




4

1







1







Тема 9. Биологические формы поведения. Пищедобывательное поведение. Оборонительное поведение. Комфортное поведение.




4




8

1







1







Раздел III.Социо-половое поведение.

16







2

1







1







Тема 10. Социальное поведение




2




2

2







0,5







Тема 11 Поведение, связанное с размножением




4




4

1







0,5







Тема12 Онтогенез поведения.




2




2

1







0,5







Раздел IV. Эволюция психики

24



















0,5







Тема 13. Эволюция психики.




2




4

1







0,5







Тема 14. Сравнительная психология.

Всего


80

4

34




4

46

1

17








10







4.Содержание курса
Раздел I. Развитие науки о поведении.

Тема 1. История изучения поведения животных

Эволюция отношения человека к животным. первобытные люди. Культ животных в религиях. Тотемизм. Шаманизм.

Представления о поведении животных в XVII – XVIII вв. Представления о душе животных и человека. Анимизм. Картезианство. Начало экспериментального изучения поведения животных. Работы Ж. Бюффона и Г. Реймауруса.

Изучение поведения животных в XIX и XX вв. Работы Дарвина, Ламарка, Кювье, Ллойда Моргана, Э.Торндайка, У.Мак-Дугалла, У.Джеймса, Ф. Бейтендинка, Я.Юкскеля, У.Крэга, О.Хейнрота, У. Уитмена, д.Сполдинга,К.Лоренца, Н.Тинбергена и др. Российские исследователи поведения животных: К.Рулье, В.Вагнер, В.Боровский, И.Сеченов, Н.Бехтерев, И.Павлов, Н.Ладыгина-Котс, Л.Фирсов, Л.Воронин, П.Анохин, К.Фабри.

В процессе усвоения данной темы учащийся должен получить представления об основных исторических и научных закономерностях развития знаний о поведении животных, а также об основополагающих работах российских и зарубежных исследователей.
Вопросы и задания для самопроверки (устных ответов)

1. Как менялось отношение человека к животным на протяжении периода эволюции последнего?

2. Что имели в виду древние исследователи под понятиями "Инстинкт" и "Разум"?

3. Что такое "антропоморфизм"?

4. В чем заключается основная заслуга Ламарка с точки зрения изучения поведения?

5. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч.Дарвина?

6. Как развивалась наука о поведении животных в России?

7. Какой вклад в развитие науки внес Л.В.Крушинский?

8. Что такое методологическое правило Моргана.
Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных

Особенности развития науки о поведении животных во второй половине ХХ столетия. Формирование разных направлений. Причины, приведшие к обособлению и даже к определенному антагонизму между этологией, зоопсихологией и физиологией ВНД.

Этология. Возникновение этологии как самостоятельной науки. Влияние на формирование этологических представлений Д. Сполдинга, Ч. Уитмена, У. Крэга, О. Хейнрота. Основоположники этологии К. Лоренц и Н. Тинберген. Значение этологии для возник­новения таких направлений как: когнитивная этология, нейроэтология, социобиология, этология че­ловека. Основные направления этологических исследований.

«4 вопроса Тинбергена». Основные положения этологии. Фиксированный комплекс действий (ФКД). Структура поведенческого акта: специфическая мотивация, поисковое поведение, ключевой раздражитель, завершающий акт.

Физиология высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Условный и безусловный рефлексы. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных. Интегративная деятельность мозга. Развитие идей И.П. Павлова о «зачатках конкретного мышле­ния» у животных в рабо­тах Л. Орбели, Л. Фирсова, Л. Крушинского.

Изучение проблемы "мышления", или рассудочной деятельности животных. Предположение о наличии у животных зачатков разума в работах Ч. Дарвин. Точка зрения о эволюции поведения и рассудочной деятельности животных и человека А. Северцова. Работы Э. Торндайка, "метод проблемных ящиков". Представления Э. Толмена о «когнитивных картах» Работы У. Хантера, его "метод отсроченных реакций", «когнитивная карта». Работы И. С. Бериташвили о психонервных процессах представления. Экспериментальное доказательство наличия у человекообразных обезьян элементов разумного поведения в опытах В. Келера, Р. Йеркса. Поисков зачатков мышления у позвоночных других таксономических групп. Работы Н. Майера и Т.Шнейрлы, О. Келера. Л.В. Крушинский и его вклад в развитие науки о поведении и рассудочной деятельности животных.

Экспериментальная психология. Бихевиоризм. Основные положения, сформулированные Дж. Уотсоном Формула «стимул-реакция» (S-R). стала рассматриваться как уни­версальная основа для интерпретации поведения. Вклад в развитие бихевиоризма Б.Ф. Скиннера. "Скиннеровская камера". Необихевиоризм Э.Толмена. Гештальтпсихология и ее роль в анализе сложных форм поведения животных.

Зоопсихология и сравнительная психология. Роль Э Торндайка в становлении зоопсихологии как науки. Различные трактовки целей и задач сравнительной психологии в разных странах. Особенности развития сравнительной психологии и зоопсихологии в России.

Краткая история изучения поведения животных в природе.

Основные направления изучения поведения животных.

Регистрация этограмм. Коммуникации животных. Биологические ритмы.

Изучение популяционных взаимоотношений. Работы Н.Наумова и И.Шилова. Понятие о биологическом сигнальном поле. Пространственно этологическая структура популяций. Популяционная генетика. Методы изучения поведения животных в популяциях: тропление, использование радиактивных изотопов, использование портативных радиопередатчиков.

Изучение поведения отдельных таксономических групп. Краткая история. Поведение насекомых, птиц, млекопитающих: копытных, хищников.

Наблюдения за выращенными в неволе и возвращенными в природные условия животными.

Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания. Полевые наблюдения за шимпанзе Дж. Гудолл. Исследования поведения горилл Дж.Шаллера, Д.Фосси.

Исследования Л.Фирсова поведения шимпанзе в услови­ях, приближенных к естественным. Наблюдения за обезьянами других видов.

В результате проработки этой темы студент должен составить четкое представление об основных направлениях развития науки о поведении, а также главных тенденциях ее развития.
Он должен составлять четкое представление о том, что специальные сведения комплексное изучение поведения в настоящее время возможно только при сочетании лабораторных исследований и полевых наблюдений.

Вопросы и задания для самопроверки

1. История становления науки о поведении животных.

2. Какие науки изучают поведение животных, и в чем заключается различие их методологических подходов?

3. Кто является автором метода "выбор по образцу"?

4. Что такое "инсайт"?

5. Что такое бихевиоризм и необихевиоризм?

6. Что такое гештальтпсихология?

7. Что такое когнитивная карта?

8. Что такое метод проблемных клеток?
Раздел II. Основные закономерности формирования поведения.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса
Автор – составитель – учитель химии и биологии Мочалова Лидия Сосипатровна, моу «Черноярская средняя общеобразовательная школа»

«2000 заговоров и рецептов народной медицины» Автор- составитель...
Автор- составитель Семенцов Анатолий Леонидович e-mail ktp1984@mail ru Fido 2: 452/100. 10

Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений пояснительная записка
Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом...

Рабочая программа курса по химии (естественно-научный профиль) 11 класс пояснительная записка
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...

Программа «Юные зоологи»
Программа составлена на основе элективного курса В. Н. Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы....

Рабочая программа по биологии для 7 класса Волковой Елены Петровны
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9...

Разработка урока. Учитель биологии и химии моу шунерской оош – Оленина Елена Михайловна
Биология 6 класс. Программа курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко. Учебник автор...

Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на...

Гость из Азии
...

Автор программы Матвейчук Любовь Николаевна пояснительная записка
Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru