vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Конкурс «Урок здоровья» Тема: «Рациональное питание»


Скачать 159.83 Kb.
НазваниеКонкурс «Урок здоровья» Тема: «Рациональное питание»
Дата21.07.2013
Размер159.83 Kb.
ТипКонкурс
vcvetu.ru > Огород > Конкурс
Районный педагогический конкурс

«Урок здоровья»

Тема: «Рациональное питание»



Выполнила работу: Чумакина Ирина Леонидовна,

учитель биологии МОУ Рождественская СОШ.



Районный конкурс

«Урок здоровья»



1. Возрастная категория


для учащихся 11-14 лет



2. Название урока

«Рациональное питание»

3. ФИО автора

Чумакина Ирина Леонидовна

4. Полное название организации, в которой работает автор

МОУ Рождественская СОШ

Купинский район, Новосибирская область

5. Адрес, телефон и электронная почта организации

НСО, Купинский район ,

с. Рождественка, ул.Южная,85

26-539, rogd86@yandex.ru

6. Электронная почта и телефон автора

26-582

7. Дата заполнения

20.02.10



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее десятилетие становятся более заметными отклонения в состоянии здоровья школьников на фоне значительного снижения двигательной активности подростков, их низкой мотивации к урокам физической культуры, росте психоэмоционального напряжения . К сожалению, статистика дает нам неутешительные результаты. За последние 10 лет количество школьников с хроническими патологиями возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию.

В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья школьников, создание здоровых и безопасных условий труда является одной из ключевых задач нашей школы. Совместные усилия родителей, педагогов, специалистов, позволяют формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно.

Если мы не будем заботиться о своем здоровье,— у нас не будет будущего. Будущее нашей страны— счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми— сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей.





Тема: Рациональное питание

Цель: формирование представления об основных питательных веществах, продуктах, их содержащих, о рациональном питании.


Задачи:

1. Сформировать у учащихся четкое представление о том, что важным фактором здоровья является правильное питание.

2. Показать основные принципы правильного питания, а также основные правила гигиены и режима питания.

3. Воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование: презентация, высказывания учёных, карточки для практической работы, стихи, сообщения, викторина, пословицы о еде.

Ход урока:

Эпиграф (написан на доске): “Сто болезней входит через рот”. (Китайская пословица).

1. Организационный момент.

2. Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хотела бы начать с таких слов

(чтение эпиграфа)

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересует, наверно, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье человека «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам дается только один организм, и заменить его невозможно. И поэтому свое здоровье, свой организм нужно беречь уже с детства. Тема нашего урока называется «Рациональное питание» (1 слайд)

3. Изучение новой темы.

Учитель: Цель нашего урока – научиться правильно относиться к своему здоровью. Сегодня мы узнаем, что такое рациональное питание, каковы его основные принципы.

Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей, и это неудивительно, т.к. от характера питания зависят рост и развитие организма, его здоровье. В то же время не утихают споры о том, что значит «правильно питаться». Существуют разные взгляды на питание: сторонники одной теории придерживаются вегетарианской диеты, другие предпочитают сыроедение, третьи являются сторонниками энергетического питания.

– Кто же из них прав? Попробуем в этом разобраться.

Ученик (читает стихотворение):

«Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать. Кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь».

Учитель: (слайд 2)

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто.»
Никто еще не оспорил Сократа, но и следуют его совету немногие. Ведь для большинства людей еда – наслаждение, которое часто приводит к нарушению обмена веществ и различным заболеваниям.

Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Самый главный источник болезней – неправильное питание.

(слайд 3)

Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным. (от латинского – расчет, мера, разумный).

Каковы же принципы питания человека ? Внимание на экран. ( слайд 4)

1. Соблюдения умеренности в количестве съедобной пищи.

2. Правильное распределение приёма пищи в течение дня.

3. Необходимо учитывать конституциональные, генетические особенности каждого человека, его возраст, режим труда и климатогеографические условия.

(учащиеся записывают в тетрадь)

Хотелось бы остановиться на вопросе качественного состава пищи. Прежде всего, необходимо решить, какой пище – растительной или животной – отдавать предпочтение?

Известно, что вегетарианцы на несколько лет превосходят мясоедов в продолжительности жизни. Уже давно стало очевидным, что избыток мяса вреден для здоровья.

Но как же тогда живут некоторые народы, употребляющие большое количество мяса?

Послушайте сообщение , которое приготовила Ракецкая Настя

4.(чтение сообщения ,приложение 1)

(слайды 5-6)

1. «О вреде и пользе мяса».

Учитель: Итак, ребята, какой вывод можно сделать из услышанного?

(ответы учащихся)

Учитель: «Всё, что вы сказали сейчас, ребята, конечно же верно.

Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это действительно так, ведь от того, как и что ест человек зависит его здоровье. А как ещё сделать нашу пищу более безопасной и полезной расскажут Нуралинова Женя и Прима Надя

2. «Как сделать пищу более безопасной» ( Нуралинова Женя) (приложение 2)

(рассказ с использованием презентации, слайды 7-8).
3. «Продукты для мозга» Прима Надя (приложение 3)

(слайд 9)

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь давайте подведём итог вышесказанного.

. Итак, в рацион ребенка школьного возраста обязательно должны входить следующие продукты. Внимание на экран.

( слайд 10)

  • молоко или кисломолочные напитки ;

  • творог, сыр, рыба ;

  • мясные продукты и яйца;

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: (11 слайд)

  • сливочное и растительное масла;

Необходимые продукты в меню школьника: (12-13 слайды)

  • хлеб, крупы, картофель,

  • мед , сухофрукты, сахар;

Вывод: Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.

«В здоровом теле - здоровый дух!»- гласит русская народная пословица.

Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Ведь в движении – жизнь!

Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Физминутка.

(проводит заранее подготовленный ученик)

(Комплекс упражнений, стимулирующих обмен веществ )

1. Ноги врозь. Наклон влево, руки скользят вдоль туловища и ног – вдох. Выдох. Наклон вправо (8 раз).

2. Стоя прямо, ноги вместе. Левую руку – на бедро, правой описать круг, начиная движения вперед, а потом назад. Затем правую руку на бедро, левой описать два круга (6 раз).

  1. Ноги на ширине плеч, руки упираются в бока, наклоны вправо, влево.

5.Закрепление.

Вопросы и задания для обсуждения.
Учитель: Обоснуйте физиологический смысл следующих высказываний:

(каждому ученику даётся одно из высказываний)

*“Аппетит приходит во время еды”, “Когда я ем, я глух и нем”.

* Почему не всякую пищу можно есть сырой?

* Какое значение для пищеварения имеют сервировка стола и хорошее настроение?

*Почему надо соблюдать режим питания и в чем его смысл?

*Почему надо тщательно пережевывать пищу?

*Почему не рекомендуется много есть на ночь?

*Полезно ли питание в сухомятку?

Учитель: Молодцы, ребята. А хотите узнать, правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе больше.

(Предлагается тест «Правильно ли вы питаетесь»)

Учитель: Какое важное правило питания мы можем выделить? Поможет нам в этом следующее задание

«Восстанови историю» (задание по группам: из отдельных слов учащиеся в группах должны собрать высказывания о правильном питании и прочитать его)

  • ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес;

  • придерживайтесь рациона с низким содержанием жиров, насыщенных жирных кислот, холестерина;

  • включайте в рацион больше овощей, фруктов и продуктов из злаковых растений;

  • ограничивайте употребление соли, сахара.

Учитель: Итак, каковы же основные правила питания? (слайд 14)

Какое питание называется рациональным? (ответы учащихся)

Ребята, давайте вспомним интересные истории, связанные с растениями, которые мы все употребляем в пищу и которые обладают полезными свойствами. Вашему вниманию предоставляется викторина. (слайды 15-16)

-Много пословиц, поговорок, стихов, песен сложено о здоровье, о пище. Давайте вспомним некоторые из пословиц. (слайд 17)

(Пословицы на экране компьютера учащиеся читают по одному)

Рефлексия: (слайд 18)

Закончите предложение : Сегодня на уроке я поняла, что.....

Я узнала....

6.Заключительная часть.

В своей жизни каждый человек идет особым путем, но счастливым может быть только тот, кто живет просто, питается чисто, мыслит искренно и доброжелательно, уважает и ценит духовные богатства, любит и бережет природу, знает, что такое справедливость и доброта.

Правильное питание лежит в основе всех этих ценностей, это – начало пути…

(слайд19)

Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно». 

И. Брехман.

Учитель: Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины.

А закончить наш урок я хотела бы такими словами:

Подведём теперь итог:

Чтоб расти нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник для завода

Не пойдёт ни тик, ни так.

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда-

Важнейшее условие
Подведение итогов. Домашнее задание : составить кроссворд на тему «Рациональное питание».

Всем спасибо за урок.

Приложение 1 (сообщения учащихся)

1. «О вреде и пользе мяса»
Во первых, народы , которые употребляют много мяса, например на юге, где часто готовят и шашлыки и множество мясных блюд, употребляют только свежее мясо и с большим количеством зелени и овощей, или (в случае питания почти одним мясом – северные аборигены) они употребляют мясо только в сыром виде, в том числе и внутренние органы (печень, почки и др.), что обеспечивает их витаминами, антиоксидантами и веществами, помогающими усваивать мясную пищу. Как утверждают антропологи, именно со времен ледникового периода человек отошел от растительной диеты и стал употреблять мясо. Этот продукт питания сохранился и до наших дней - в силу привычки, необходимости, или условий жизни. Но чаще всего, причина употребления мяса - просто непонимание того, что для того, чтобы оставаться здоровым, совершенно не обязательно есть мясо. За последние полвека специалисты в области здравоохранения, диетологи и биохимики обнаружили неоспоримые доказательства тому, что диета, приемлемая для хищников, может нанести вред человеку.

Что ж, даже защитники мясного рациона признают, что мясо – пища не безвредная. Существуют неоспоримые факты взаимосвязи высокого потребления мяса населением в некоторых странах и высокой смертностью в них от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Имеются так же данные о том, к чему приводит чрезмерное потребление белка – повышению кислотности, остеопорозу, накоплению в организме токсических веществ, дополнительной нагрузке на почки и печень.

И всё же питательные ценности мяса несомненны. Прежде всего довольно высокое содержание (15—20 %) высококачественного белка, имеющего полный набор аминокислот. (слайд)

Содержание белка в разных видах мяса в %

Баранина нежирная

19,90

Свинина

19,07

Баранина жирная

15,54

Свинина жирная

13,81

Телятина

19,87

Говядина нежирная

19,54

Телятина жирная

17,93

Говядина жирная

17,46

Мясо козы

18,85

Мясо кролика

20,39

Кроме того, мясные продукты являются и источником минеральных веществ. Их содержание колеблется от 0,8 до 1,6 %, в основном это фосфаты калия, кальция, магния, цинк и медь, а также железо (содержащиеся прежде всего в печени и других органах, а также в крови).

Говоря о витаминах, следует указать на комплекс В. Впрочем, витамин B12 содержится в мясе в небольшом количестве. Зато в печени велико содержание витаминов группы В, витамина B12, а также витаминов A, D.

Животный жир играет в питании большую роль, но роль эта имеет свои положительные и отрицательные стороны. Он увеличивает калорийность и содержание много насыщенных жирных кислот, а также холестерина. При скудном питании животный жир, безусловно, является ценной пищей. Но когда продуктов достаточно, большой процент содержания животного жира в ежедневном питании вреден, так как приводит к развитию полноты и склероза, накоплению холестерина в стенках сосудов.

(слайд)

Содержание жиров в разных видах мяса в %

Свинина жирная

35,47

Говядина средней жирности

5,25

Баранина жирная

29,51

Мясо курицы жирное

4,84

Мясо гуся

27,26

Мясо дикой утки

3,10

Говядина жирная

20,33

Говядина нежирная

1,91

Мясо кролика жирное

9,27

Курица нежирная

1,40

Телятина жирная

7,04

Мясо зайца

1,10

Свинина нежирная

6,30

Мясо голубя

1,00

Баранина нежирная

5,48

Телятина нежирная

0,78

Поэтому мясо для диетического питания, если его все-таки готовят, лучше отварить в нескольких водах.

Вывод: Но, тем не менее, большинство медиков склоняются к тому, что нельзя совсем исключить мясо из рациона человека, особенно детей и активной здоровой части населения, поскольку считается, что растительная пища не в состоянии полностью удовлетворить потребности человека в аминокислотах и других веществах. Просто нужно знать, что употреблять, и главное – сколько.


2. «Безопасное питание». (Приложение 2)

Пословица «Любой жуёт, да не любой живёт».
Режим питания – это количество пищи и время ее приема (3-4 раза в день).
В питании человек должен максимально использовать продукты, сохранившие свои естественные биологические свойства и следовать определённым правилам питания:
1. Максимально ограничивайте употребление соли, лучше вообще отказаться от неё. Для улучшения вкусовых качеств блюд больше используйте различные пряности, травы (укроп, петрушка и т.п.), при отсутствии свежих трав, их можно использовать в подсушенном виде; не забывайте заготавливать их летом во время каникул.
2. Шире применяйте в питании различную зелень, овощи и фрукты, богатые микроэлементами, витаминами и другими биологически активными веществами.
3. Не забывайте употреблять лук, чеснок, они сохраняют зубы, нормализуют
4. Водите в свой рацион блюда (в виде каши) из цельных зёрен – овса, пшеницы, перловой крупы, гречки, риса.
5. Ежедневно вводите в меню до 50 г., сухофруктов (курага, чернослив, изюм, груши, яблоки).
6.Чрезвычайно полезными свойствами обладает пчелиный мёд. Это концентрат всевозможных биологически активных веществ и сахаров.
7. Из молочных продуктов целесообразнее употреблять кисломолочные продукты (творог, кефир, простокваша.)


  1. Мясо и мясные продукты необходимо максимально ограничить, особенно подвергавшиеся интенсивной тепловой обработке.


3.«Продукты для мозга» (Приложение 3)

Мозг растущего человека - это довольно голодный орган, который поглощает огромное количество питательных веществ из попадающей в организм пищи (больше, чем любой другой орган).

Очень важно давать детям правильную пищу для их нормального развития. Вот десять видов продуктов, благоприятно влияющих на работу головного мозга, которые стоит включить в детскую диету:

1. Лосось

Жирная морская рыба содержит полезную для мозговой функции жирную кислоту омега-3, употребление которой улучшает когнитивную функцию мозга. Ребенку можно давать с собой бутерброд с жаренным или тушеным лососем и овощами (нарезанным огурцом, помидором или листьями салата).
2. Яйца

Желтки содержат холин, элемент, улучшающий память. Школьнику можно на обед дать жаренное яйцо или омлет между двумя кусочками хлеба из цельного зерна.
3. Арахисовое масло

Арахис - источник витамина Е, антиоксиданта, защищающего нервные мембраны в мозгу. Несоленый арахис можно добавлять в любые салаты, а арахисовое масло очень вкусно со свежим хлебом.
4. Цельное зерно содержит и глюкозу и клетчатку (регулирующую сколько глюкозы поступает в кровь), а также витамины группы Б, питающие нервную систему.

5. Овсянка

Овес - это лучший завтрак для ребенка, потому что содержит витамин Е, Б, цинк. Эти элементы и витамины помогут полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал.

6. Ягоды

Клубника, черника, вишни, малина, ежевика и пр. содержат антиоксиданты, предотвращающие раковые заболевания. Исследования показали, что в частности клубника и черника улучшают память, а семена в малине, клубнике, ежевике и землянике богаты омегой-3.

  1. Бобовые

Очень полезна фасоль, горох, нут (бараний горох) и чечевица, благодаря содержанию протеина и так называемых сложных углеводов (которые незначительно повышают уровень сахара в крови) и клетчатки, плюс витаминов и минералов.

8. Разноцветные овощи

Помидоры, брокколи, баклажаны, тыква, морковь, шпинат, болгарский перец, кукуруза - овощи ярких насыщенных цветов содержат большое количество антиоксидантов, восстанавливающих поврежденные клетки.
9. Молоко и йогурт

Молочные продукты богаты протеином и витаминами группы Б - важный компонент роста мозговой ткани.
10. Нежирная говядина

Нежирное мясо - источник железа и цинка, способствующие улучшению функции мозга. Употребление нежирного мяса вместе с пищей, богатой витамином С (помидоры, болгарский перец, апельсины, клубника) помогают организму лучше усваивать железо.

Приложение 4
Тест «Правильно ли вы питаетесь?»

1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

а) Всегда, круглый год.
б) Иногда, когда заставляют.
в) Никогда. 2. Сколько раз в день вы едите?

а) 4–6 раз.
б) 3 раза.
в) 2 раза.
г) 7–8 раз, сколько захочу.

3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

а) Ежедневно, несколько раз в день.
б) 2–3 раза в неделю.
в) Очень редко.
г) Никогда.

4. Когда и что вы едите на ночь?

а) Мясо с гарниром в 9 часов.
б) Кашу молочную в 9 часов.
в) Стакан кефира или молока в 9 часов.
г) Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов вечера.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

а) Иногда петрушку и укроп в супе, салате б) Лук и чеснок не ем никогда.
в) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве.
г) Ем иногда или когда заставляют.

1. а) – 5, б) – 2, в) – 2, г)- 0 .
2. а) – 5, б) – 3, в) – 0, г) – 0.
3. а) – 5, б) – 3, в) – 1, г) – 0. 
4. а) – 1, б) – 2, в) – 5, г) – 0. 
5. а) – 1, б) – 0, в) – 5, г) – 2.

Учитель: Если вы набрали 13–15 баллов, то вы достаточно едите овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9–12 баллов, это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
0–9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании: и о том, что вы едите, и о том, как часто. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: правильное питание работающего за компьютером – залог здоровья.
Открытый урок учителя информатики Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Энгельса...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение, детский сад...
Рациональное питание дошкольников одно из условий создания здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях. Известно, что важнейшим...

Рациональное питание полностью удовлетворяет повышенные пластические...
Рациональное питание полностью удовлетворяет повышенные пластические и энергетические потребности развивающегося организма ребенка...

Конкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

2 рациональное питание рекомендуемые уровни потребления пищевых и...
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Конкурс социальных проектов
Что может быть важнее здоровья? Как сказал один мудрый человек: «Здоровье – это еще не все, но все ничто без здоровья»

Питание является одним из основных условий существования человека,...
Правильное питание – важнейший фактор здоровья, оно положительно сказывается на работоспособности человека и его жизнедеятельности...

Новые слова и термины. Естествознание. Животные
Урок «Внутреннее строение: питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств»

V городской конкурс реферативно-исследовательскихабот
Но эти запасы не беспредельны. С каждым годом всё острее встаёт вопрос их охраны. Важнейшей задачей современности является наиболее...

Урок по теме: «Химический состав и минеральное питание растений»
Сформировать знания о химическом составе, о неорганических и органических веществах растений



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru