vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Программа вступительного испытания по предмету «География» Программа вступительных испытаний по географии для абитуриентов, поступающих на все формы обучения на все специальности Челябинского юридического колледжа


Скачать 404.46 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по предмету «География» Программа вступительных испытаний по географии для абитуриентов, поступающих на все формы обучения на все специальности Челябинского юридического колледжа
страница1/3
Дата21.04.2013
Размер404.46 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Огород > Программа
  1   2   3
НОУ СПО

Челябинский юридический колледж

Программа вступительного испытания

по предмету

«География»
Программа вступительных испытаний по географии

для абитуриентов, поступающих на все формы обучения

на все специальности Челябинского юридического колледжа

на базе среднего (полного) общего образования.


Челябинск

2012


Одобрена

на заседании предметно-цикловой комиссии математики, информатики и вычислительной техники

Протокол № 5от «30»января 2012 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии: С.Ю. Коваленко

Составитель: Горячева С.Л.

Рецензенты : Грицан Н.В.

Г.В. Киреева

Составлена в соответствии с Порядком приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования и Правилами приема в НОУ СПО ЧЮК на 2012-2013 учебный год
Заместитель директора по учебной работе И. Л. Васильева

- преподаватель высшей квалификационной категории предметно-цикловой комиссии математики, информатики и вычислительной техники

Челябинского юридического колледжа
- преподаватель высшей квалификационной категории предметно-цикловой комиссии математики, информатики и вычислительной техники

Челябинского юридического колледжа

- Начальник учебно-методического отдела Челябинского юридического колледжа, заместитель председателя приемной комиссии НОУ СПО ЧЮК преподаватель высшей квалификационной категории предметно-цикловой комиссии математики, информатики и вычислительной техники

Пояснительная записка

Программа по географии составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
При изучении курса географии на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Современные методы географических исследований», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира» водится линия «географические аспекты современных глобальных проблем человечества».
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины;

  • традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

  • различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;

  • проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Вступительное испытание проводится в форме компьютерного тестирования в течение 60 минут. Тест содержит 20 заданий, каждое из которых оценивается в 5 баллов.
Основное содержание предмета «География»
Современные методы географических исследований.Источники географической информации. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Природа и человек в современном мире. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Население мира. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

География мирового хозяйства. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Раздел. Регионы и страны мира. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Россия в современном мире. Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Перечень примерных вопросов/заданий

для подготовки к сдаче вступительных испытаний

по предмету « География»


  1. Как называется политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах?

  2. Как называется форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству?

  3. Как называется форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному парламенту, а исполнительная власть – правительству?

  4. К каким формам правления относятся большинство стран мира?

  5. Какие страны относятся к экономически развитым?

  6. Как подразделяются по формам правления страны мира?

  7. В каком районе расположены нефтеэкспортирующие страны?

  8. Укажите островное государство.

  9. Какие страны имеют полуостровное положение?

  10. Какие страны имеют приморское положение?

  11. К каким географическим странам относится Россия?

  12. По каким особенностям административно – территориального устройства подразделяются страны мира?

  13. К новым индустриальным странам относится?

  14. Теократической монархией является?

  15. Какие страны являются наименее развитыми?

  16. В какой части света в конце 20 века появилось наибольшее количество новых государств?

  17. Частью какого государства в 20 веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

  18. Какой континент не имеет монархий?

  19. В каком государстве монарх является и светским государем и главой церкви?

  20. Какие страны относятся к новейшим государствам Европы?

  21. К какой форме правления относятся большинство стран?

  22. Где располагается Большинство новых индустриальных стран?

  23. В какой части Света расположено большинство стран с абсолютной монархией?

  24. Группировка нефтеэкспортирующих стран называется…

  25. Страны, добившиеся огромного скачка в развитии в 80-х и 90-х годах…

  26. «Азиатскими драконами» - это…

  27. Большее число стран мира относится к…

  28. Природные ресурсы – это...:

  29. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется…

  30. Часть земной природы, с которой человеческое общество взаимодействует в процессе своей жизнедеятельности на данном этапе своего развития, называется…

  31. Какие ресурсы можно отнести к исчерпаемым невозобновимым?

  32. Природные богатства, которые можно использовать для отдыха и восстановления здоровья людей, называются…

  33. К неисчерпаемым ресурсам относятся…

  34. Главным потребителем пресной воды является…

  35. Какие страны лидируют в структуре мирового земельного фонда?

  36. Какой процент мирового земельного фонда приходится на обрабатываемые земли?

  37. Укажите страну, которая наиболее обеспечена водными ресурсами

  38. Укажите страну, которая наиболее обеспечена лесными ресурсами

  39. Укажите страну, которая экспортирует на мировой рынок нефть

  40. Доля пресной воды в мировых водных ресурсах составляет…

  41. Если принимать во внимание объемы разведанных запасов энергетических ресурсов и масштабы их использования, то на большее количество лет человечеству хватит…

  42. Главной причиной обострения водной проблемы на Земле является…

  43. Главный путь решения водной проблемы человечества – это…

  44. Наиболее высокая доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда характерна для каких стран

  45. Леса умеренных широт в наибольшей степени пострадали от вырубки, в каких странах?

  46. Направление поиска полезных ископаемых «вширь» характерно для…

  47. Главной причиной уменьшения площади сельскохозяйственных угодий в мире является, что?

  48. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают, какие страны?

  49. Большая часть мировых запасов природного газа сосредоточена где?

  50. Где в настоящее время наиболее интенсивно используются ресурсы Мирового океана?

  51. Большая часть запасов нефти сосредоточена, где?

  52. Главный путь решения проблемы загрязнения окружающей среды – это…

  53. Черную и цветную металлургию можно отнести к группе отраслей…

  54. Демографическая политика – это система мер…

  55. Первый тип воспроизводства населения характерен для стран…

  56. Основным показателем уровня урбанизации является…

  57. Демографический взрыв в настоящее время свойствен…

  58. Наиболее высокие величины рождаемости и смертности свойственны странам…

  59. Наиболее многонациональной страной мира является…

  60. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам…

  61. Процесс урбанизации в развитых странах характеризуется, чем?

  62. Резкое увеличение численности населения – это…

  63. Наивысшая плотность населения, как правило, характерна для…

  64. Наивысшую рождаемость и естественный прирост среди стран мира имеет…

  65. Наиболее пестрый национальный состав населения свойствен странам…

  66. Средняя плотность населения Земли составляет (чел. на кв. км)…

  67. К национальной религии относится…

  68. Процесс роста городского населения, увеличение числа городов называется…

  69. Мужское население преобладает в…

  70. Самую низкую плотность населения из полуостровов имеет…

  71. Главная причина высокой плотности населения в странах Южной и Юго - Восточной – Азии – это…

  72. Для структуры занятости населения большинства развивающихся стран характерно преобладание занятых в…

  73. Язык, который используется в Индии в качестве государственного (наряду с хинди), - это…

  74. К районам с высокой плотностью населения относится…

  75. Для современного этапа урбанизации характерной чертой является…

  76. Самый высокий уровень урбанизации в…

  77. Специализация отдельных стран на производстве отдельных видов продукции или услуг и обмен ими называется…

  78. Совокупность национальных хозяйств мира, объединенных внешними экономическими связями – это…

  79. «Зеленая революция» - это…

  80. Район с выгодным ЭГП, для которого устанавливается льготный и таможенный режим, особые условия ценообразования с целью привлечения иностранного капитала и новейших технологий – это…

  81. В эпоху научно – технической революции среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами развиваются…

  82. Чем характеризуется индустриальная структура хозяйства?

  83. Что преобладает в структуре экспорта развивающихся стран?

  84. Из развитых стран в «большую семерку» входят…

  85. К отраслевой экономической группировке принадлежат…

  86. Главным экспортером нефти является…

  87. В пределах северного лесного пояса на переработке древесины специализируются…

  88. В районах с муссонным климатом главной зерновой культурой является…

  89. Какое место по грузообороту занимает транспорт?

  90. Наиболее высокая доля энергии, производимой на ГЭС, характерна для каких стран?

  91. Укажите страну, которая экспортирует на мировой рынок руды черных металлов

  92. Укажите страну, которой принадлежит промышленная корпорация «Рено»

  93. Что явилось главной предпосылкой формирования мирового хозяйства ?

  94. Новый фактор размещения производства в эпоху НТР – это…

  95. Наиболее крупные нефтеперерабатывающие заводы Западной Европы расположены, где?

  96. Высокие темпы развития машиностроения в странах Восточной и Юго – Восточной Азии в первую очередь связаны с наличием чего?

  97. России принадлежит первое место по запасам и добыче чего?

  98. Основные мировые районы рисосеяния расположены в каких областях?

  99. Грузом номер один мирового транспорта является что?

  100. Главным фактором размещения предприятий черной металлургии – является …

  101. Наибольшая доля в структуре мирового потребления энергоресурсов принадлежит кому?

  102. Первое место в мире по производству автомобилей занимает какая страна?

  103. Главным производителем и экспортером натурального каучука является какая страна?

  104. Транспортная система развивающихся стран отличается чем?

  105. Наибольшее число главных центров международного туризма расположено где?


Рекомендуемая литература


  1. Максаковский В.П. География. - М.: Просвещение, 2006

  2. Гладкий Ю.Н. География. - М.: Просвещение, 2008

  3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.: Инфра-М, 2007. – 256 с.

  4. Арустамов Э.А. Природопользование. - М.: Дашков и К, 2008. – 312 с.

  5. Экологические основы природопользования / Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Дашков и К, 2007. – 236 с.

  6. Экологические основы природопользования / Под ред. Ю.М. Соломенцева. – М.: Высшая школа, 2009. – 253 с.

  7. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов на / Д.: Феникс, 2008



Тестовые задания по дисциплине «География»

Политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах, называется:

  1. суверенным

  2. демократическим

  3. федеративным

  4. унитарным

Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:

              1. монархия

              2. республика

              3. диктатура

              4. метрополия

Форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному парламенту, а исполнительная власть – правительству, называется:

  1. республика

  2. монархия

  3. федерация

  4. метрополия

К экономически развитым странам относят:

  1. Японию

  2. Новую Зеландию

  3. Китай

  4. Республику Корея

Укажите островное государство:

  1. Филиппины

  2. Португалия

  3. Лаос

  4. Нидерланды

Полуостровное положение имеет страна:

  1. Италия

  2. Швейцария

  3. Польша

  4. Румыния

Приморское положение имеет страна:

  1. Китай

  2. Афганистан

  3. Швейцария

  4. Монголия

Россия относится к странам:

  1. странам с переходной экономикой

  2. «ключевым»

  3. новым индустриальным странам

  4. нефтеэкспортирующим

По особенностям административно – территориального устройства страны мира подразделяются на:

  1. федеративные и унитарные

  2. экономически развитые и развивающиеся

  3. республики и монархии

  4. доминионы и протектораты

К новым индустриальным странам относится:

  1. Республика Корея

  2. Египет

  3. Бразилия

  4. Кувейт

В какой части света в конце 20 века появилось наибольшее количество новых государств?

  1. в Европе

  2. в Африке

  3. в Азии

  4. в Америке

В каком государстве монарх является и светским государем и главой церкви?

  1. теократическая монархия

  2. абсолютная монархия

  3. конституционная монархия

  4. парламентская республика

К новейшим государствам Европы относят:

  1. Словакия

  2. Албания

  3. Монако

  4. Сан - Марино

Большинство стран по форме правления относятся к:

  1. республикам

  2. монархиям

  3. унитарным

  4. федеративным

Большинство новых индустриальных стран располагается в:

  1. Юго – Восточной Азии

  2. Западной Азии

  3. Южной Америке

  4. Средней Азии

Наибольшее число абсолютных монархий расположено в:

  1. Зарубежной Азии

  2. Зарубежной Европе

  3. Африке

  4. Латинской Америке

Страны, добившиеся огромного скачка в развитии в 80-х и 90-х годах, их называют «азиатскими драконами» - это:

  1. новые индустриальные страны

  2. «ключевые страны»

  3. страны с переходной экономикой

  4. страны «большой семерки»

Большее число стран мира относится к:

  1. развивающимся

  2. развитым

  3. странам с переходной экономикой

  4. ключевым странам

Какая из указанных стран является одновременно гигантом и по площади, и по населению:

  1. США

  2. Индонезия

  3. Нигерия

  4. Австралия

Какой континент не имеет монархий?

  1. Америка

  2. Европа

  3. Азия

  4. Африка

Природные ресурсы – это:

  1. компоненты природы и их свойства, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности

  2. полезные ископаемые

  3. компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности

  4. топливно – энергетическая и сырьевая база страны

Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:

  1. ресурсообеспеченность

  2. природные ресурсы

  3. ресурсный баланс

  4. коэффициент природного потенциала

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов,...
Логос” наука, учение) наука о жизни, ее формах и закономерностях. Это название науки было предложено в 1802 г немецким ботаником...

Правила вступительного испытания по географии, проводимого университетом...
Вступительное испытание по географии состоит из двух частей: письменного задания и теста

Программа для проведения вступительных испытаний у поступающих на...
Вступительные испытания проводятся в форме экзамена, который включает основные вопросы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам...

Программа и правила проведения вступительного испытания по дисциплине...
Для лиц поступающих, имеющих среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенным программам бакалавриата соответствующего...

Программа вступительного испытания по предмету «Почвоведение» для...
Почва как самостоятельное природное тело и как среда обитания. Уровни структурной организации почв. Методы исследования почв

Демонстрационный вариант теста по географии для абитуриентов, поступающих...
Теста по географии для абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения в пгпу им. В. Г. Белинского в 2012 г

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология»
Программа составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приложение к Приказу Министерства...

Минобрнауки россии
...

Министерство образования и науки РФ
Программа вступительных испытаний по биологии содержит краткие рекомендации, перечень основных вопросов вступительных испытаний и...

Программа вступительных испытаний (профильного экзамена) для поступающих...
Единообразие генетический анализ. Учет и использование его в селекционном процессе



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru