vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Программа факультативного курса «Загадочный мир растений» (5 класс)


Скачать 176.74 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «Загадочный мир растений» (5 класс)
Дата11.03.2013
Размер176.74 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Растения > Программа
Программа факультативного курса «Загадочный мир растений» (5 класс)

учителя биологии первой квалификационной категории Миненко Ларисы Анатольевны
Презентация «Роль факультатива «Загадочный мир растений» в коррекции речи учащихся 5-го класса
Пояснительная записка

Программа предусматривает изучение мира растений учащимися пятого класса, расширение кругозора в области биологии, развитие навыков ухода за растениями, формирование бережного отношения к окружающему миру, повышение мотивации здорового образа жизни, закрепление речевых навыков, совершенствование умения вести наблюдения, работать с информационными источниками, делать сообщения, оформлять результаты своей деятельности.

Программа разработана в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей работы. Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практическому значению растений, их влиянию на здоровье человека, роли растений в природе и взаимосвязи с другими организмами.

Неотъемлемой частью программы является изучение комнатных растений, правил ухода за ними, их влияния на человека. Программа предусматривает формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Пропедевтика биологических знаний в 5 классе способствует усвоению знаний учащимися в 6 классе.
Цель: знакомство учащихся с миром растений, его разнообразием, значением растений в природе и жизни человека,

использованием растений для укрепления здоровья и создания благоприятного психологического климата.
Задачи:

1. Подготовить учащихся к изучению биологии.

2. Расширить кругозор в области биологических знаний.

3. Повысить мотивацию изучения биологии.

4. Формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки.

5. Закреплять навыки правильной, красивой речи; умение говорить четко, ясно, внятно.
Принципы коррекционной работы:

* развития (учитывается развитие нарушения во времени, предупреждение появления вторичных отклонений);

* системности (работа направлена на формирование у детей функциональной системы, психической деятельности в целом);

* комплексности (работа в контакте с медицинскими работниками, педагогами, психологом);

* онтогенетичности (при выборе последовательности и содержания коррекционной работы учитывается развитие функции или операции в нормальном онтогенезе);

* дифференцированного и индивидуального подхода (учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка);

* обходного пути (формирование любой функции с опорой на сохранные функции).
Коррекционные задачи:

1. Подготовка детей к выполнению единого речевого режима.

2. Создание психологического настроя на правильную речь.

3. Воспитание спокойного неторопливого темпа речи.

4. Работа над лексическим значением слов-терминов.

5. Расширение словарного запаса.

6. Формирование умения слушать и точно выполнять требования, указания к работе.

7. Закрепление умения составления развернутого высказывания.

8. Работа над речью в процессе деятельности.

9. Формирование умения находить взаимосвязи организмов с окружающей средой, вести наблюдения.

10. Закрепление умения устанавливать причино-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формы занятий:

* путешествие

* игра

* сказка

* соревнование

* проект

* презентация

* викторина

* экскурсия

* живая газета
Формы работы:

* Практическая работа

* Самостоятельная работа

* Наблюдение

* Эксперимент

* Индивидуальная работа

* Групповая работа
Методы:

  1. Свободного выбора (свободная беседа; выбор способа действия; выбор способа взаимодействия).

  2. Активные методы (ученики в роли учителя; обсуждение, дискуссия, ролевая игра; ученик как исследователь).

  3. Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимопомощи).


Приемы:

Демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.д.
Предполагаемый результат:
овладение учащимися знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений;

бережливое отношение к растениям;

умение вести наблюдения и оформлять результат своей работы;

устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Инструментарий:

  • Наблюдение за работой учащихся

  • Беседа

  • Анализ творческих работ

  • Тестирование

  • Контрольно-методические срезы

  • Анализ продуктов деятельности учащихся


Критерии для мониторинга:

  • Овладение знаниями о жизни растений;

  • Сформированность навыков ухода за растениями;

  • Овладение умениями:

  • вести наблюдения за растениями;

  • оформлять результат своей работы;

- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
Тематическое планирование




п.

Тема занятия

Форма

занятия

Коррекционные задачи

1

Загадочный мир растений

Путешествие


Подготовить детей к выполнению единого речевого режима

2

Жители Царства Растения

Сказка


Создать психологический настрой на правильную речь

3

Где живут растения?

Экскурсия

Развивать пространственные представления

4

Роль растений в природе

Беседа

Воспитывать спокойный неторопливый темп речи

5

Растения и человек

Лекция


Формировать умение слушать

6

Низшие и Высшие растения

Игра


Расширять словарный запас

7

Водоросли в жизни человека

Викторина

Отрабатывать четкую артикуляцию

8

Что мы знаем о лишайниках?

Что? Где? Когда?

Закреплять слитность и мягкость произношения

9

Какие бывают мхи?

Путешествие


Работать над лексическим значением слов-терминов

10

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Игра

Формировать умение выполнять правила

11

Голосеменные растения

Сказка

Формировать умение составлять высказывание с опорой на наглядность

12

Цветковые растения

Виртуальная экскурсия

Развивать воображение и образное мышление

13

Цветки и соцветия

Соревнование

Развивать память и внимание


14

Как образуются плоды?

Устный

журнал

Формировать умение составления развернутого высказывания

15

Распространение плодов и семян

Игра

Работать над использованием слов-терминов во фразовой речи

16

Условия прорастания семян

Эксперимент

Развивать умение выделять главное, делать выводы

17

Как дышат растения?

Беседа

Формировать умение составления рассказа

18

Почвенное питание растений

Лекция

Закреплять умение слушать и выделять главное

19

Воздушное питание растений

Беседа

Развивать умение вести диалог

20

Комнатные растения

Экскурсия


Формировать умение строить рассказ с опорой на наглядность

21

Размножение комнатных растений

Практикум

Закреплять умение озвучивать свою деятельность

22

Влияние света на растения

Телепередача

Формировать умение взаимодействовать в вопросно-ответной форме

23

Влияние температуры на растения

Устный

журнал

Закреплять умение делать сообщения

24

Влияние влажности на растения

Практикум

Формирование умения наблюдать и делать выводы

25

Болезни растений


Исследование

Расширять умение устанавливать причинно-следственные связи

26

Использование растений человеком

Беседа

Формировать умение находить взаимосвязи организмов с окружающей средой

27

Декоративные растения

Путешествие

Расширять словарный запас, использовать новые слова в речи

28

Моя зеленая зона

Презентация


Развивать умение делать сообщения

29

Растения пришкольного участка

Экскурсия

Закреплять умение наблюдать и делать выводы

30

Многолетние и однолетние растения

Соревнование

Формировать умение сравнивать

31

Красивоцветущие растения

Игра


Расширять словарный запас

32

Жизненные формы растений

Экскурсия

Закреплять умение выяснять лексико-грамматическое значение слов

33

Как ухаживать за растениями?

Телепередача

Четкое произнесение окончаний

34

Что мы узнали о растениях?

Викторина


Повышать активность речевой деятельности


Презентация «Роль факультатива «Загадочный мир растений» в коррекции речи учащихся 5-го класса


Литература:

  1. Я познаю мир. Растения: энциклопедия /авт.- сост. Л.А. Багрова.- М.; АСТ Хранитель, 2008.

  2. Комнатные растения в вашем доме. – М.; ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005.

  3. Тайный язык цветов. – С.-Пб.; Издательство «Тригон», 2004.

  4. Растения. Полная энциклопедия. М.; Эксмо, 2007.

  5. Атлас комнатных растений. Лимаренко А. Ю., Палеева Т. В. – С.-Пб.; Сова. М., Эксмо, 2003.

  6. Ботаника для учителя. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. - М.; Просвещение, 1996.

  7. Энциклопедия живой природы. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1999.

  8. Тайны живой природы. – М.; Росмэн, 1996.


Методическая разработка
Открытое факультативное занятие

«Комнатные растения – наши друзья и помощники»

Цель:

Расширение знаний о многообразии комнатных растений, их значении для сохранения здоровья человека
Задачи:

  1. Расширить знания о многообразии и значении комнатных растений.

  2. Познакомить с влиянием растений на сохранение здоровья человека.

  3. Воспитывать бережное отношение учащихся к природе.

  4. Формировать умение использовать информационные источники.

  5. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.

6. Совершенствовать навыки работы на компьютере, создавать презентации, выполнять задания с использованием ИКТ.
Речевые задачи:

1. Расширить словарный запас учащихся.

2. Формировать навыки устной, заранее подготовленной и спонтанной речи, с опорой на наглядность и ключевые слова.

3. Закрепить формы ситуативной речи

4. Преодолевать лексико-грамматическое недоразвитие учащихся.

6. Формировать языковую компетенцию через ситуативную форму речи.
Здоровьесохраняющие задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, через сохранение окружающей среды.

2. Формировать мотивацию здорового образа жизни.
Оборудование:

мультимедийная техника, полоски терминов, иллюстрации комнатных растений, натуральные объекты, слайды, презентации с изображением комнатных растений, таблички с названиями растений.
Ход факультативного занятия:

Вводная часть

Организация класса
Тема факультативного занятия:

«Комнатные растения – наши друзья и помощники»

Цель:

Закрепить знания о комнатных растениях и их влиянии на здоровье человека
Речевые задачи:

выполнять речевые правила;

отвечать полным ответом;

говорить четко, ясно, внятно.
Организационный момент

Сегодня на занятии мы поговорим о комнатных растениях и о том, как они помогают человеку. Прежде чем начать разговор вспомните свои речевые правила, настройтесь на правильную речь, говорите четко, ясно, внятно, отвечайте полным ответом.

Работать вы будете в группах, за правильные ответы получите жетоны. Победит группа, набравшая наибольшее количество жетонов.

Победителей ждут призы.
Слово для представления команд:
1 команда «Фиалка»

Узамбарская фиалка – это сказочный цветок!

Вызывает восхищенье,

Всем поднимет настроенье!
2 команда «Коланхое»

Заведите Каланхое,

Оно избавит вас от бед.

Будет лекарь в вашем доме –

Вот вам добрый наш совет!
3 команда «Алоэ»

Фикус – лучший из цветов

Он помочь всегда готов.

Поддержать нас в трудный час,

Потому что любит нас.
Проведем соревнование команд.
Каждой команде по очереди предлагается ответить на вопросы. Если команда не справляется, то следующая команда может заработать дополнительный балл, ответив на этот вопрос.

  1. Как называют растения, которые выращивают в помещениях? Приведите примеры.

(комнатные)

  1. Как называются растения, которые человек использует для лечения болезней? Приведите примеры

(лекарственные)

  1. Как называют растения, которые человек использует для украшения помещений? Приведите примеры

(декоративные)

  1. Как называют растения, которые красиво цветут? Приведите примеры.

(красивоцветущие)

  1. Как называют растения, у которых красивые листья? Приведите примеры.

(декоративно-листные)

  1. Как называют растения, которые любят влагу? Приведите примеры (влаголюбивые)

  2. Как называют растения, которые любят свет? Приведите примеры (светолюбивые)

  3. Как называют растения, которые хорошо переносят тень?

Приведите примеры

(теневыносливые)

  1. Как называют растения, которые хорошо переносят засуху? Приведите примеры

(засухоустойчивые)

Используя вышеназванные слова, расскажите о своем растении

Команда «Фиалка»

Узамбарская фиалка, или Сенполия – комнатное растение. Свое название она получила по названию своей Родины – Узамбарских гор Южной Африки. А еще по имени открывшего ее ботаника Сент-Поля Хилера.

Фиалка – красивоцветущее растение. Ее цветки бывают: белые, розовые, голубые, фиолетовые и даже желтые. Это растение успокаивающе действует на атмосферу дома, вносит уют, помогает в обучении пению и рисованию. Одним своим присутствием она уничтожит болезни горла.

Сенполия – светолюбивое, засухоустойчивое растение.
Команда «Каланхое»

Каланхое – комнатное растение. Некоторые виды каланхое имеют красивые цветы, поэтому его можно назвать красивоцветущим. Есть виды каланхое, которые используют при лечении болезней. Поэтому оно – лекарственное. У каланхое плотные, мясистые листья – они содержат влагу. Поэтому оно засухоустойчивое. У нас в кабинете три вида коланхое.
Команда «Фикус»

Фикус – это высокое дерево. Оно может достигать 20 метров в высоту. У него толстый ствол, широкие плотные листья. Это теневыносливое, влаголюбивое растение. Известно большое количество сортов этого растения. Фикус читается лучшим помощником в укреплении семьи.
О каком растении идет речь?


  1. Это растение влияет на раскрытие творческих способностей, помогает в обучении искусству пения, игре на музыкальных инструментах, рисованию.

  2. (Голубая фиалка)

  3. Это растение улучшает работу легких. Оно поглощает энергию, излучаемую при работе телевизора.

  4. (Папоротник)

  5. Это растение наполняет атмосферу дома энергией творчества, вносит в дом жизнерадостность, вдохновение.

  6. (Гибискус)

  7. Это растение обладает положительной энергией и улучшает самочувствие. А если вдруг его листья начинают желтеть и мельчать, значит, в доме существует отрицательная энергия.

  8. (Традесканция)

  9. Это растение помогает человеку тратить меньше времени на сон, а храпящему во сне – избавиться от этой привычки.

  10. (Циперус)

  11. Это растение считается лучшим помощником в укреплении семьи. (Фикус)


Физминутка!

(Ребята, давайте поиграем! Если я назову растение, которое есть у нас в кабинете, вы поднимаете руки вверх, а если нет, то приседаете.)

Циперус, фиалка, роза, хлорофитум, астра, гладиолус, фикус, ромашка, колеус, гвоздика, пеларгония, бегония.
Продолжите фразу: «А вы знаете, что…»
А вы знаете, что фиалки полезно иметь в доме, где есть грудные дети.

А вы знаете, что сеткрезия на свету – бордовая, а в тени – зеленого цвета.

А вы знаете, что хлорофитум очищает воздух в помещении.

А вы знаете, что монстера предсказывает погоду. На ее листьях выступают капельки воды.

А вы знаете, что алоэ лекарственное растение.

А вы знаете, что абутилон укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровь.

А вы знаете, что папоротник поглощает отрицательную энергию. Его полезно держать рядом с телевизором.

А вы знаете, что герань является энергетическим фильтром. Она очищает воздух.

А вы знаете, что белая фиалка благоприятно воздействует на нервную систему.
Угадай растение по описанию:


  1. Это растение имеет вытянутые листья с зазубренными краями, на которых находятся небольшие шипы. Сок этого растения, обладает лекарственными свойствами.

(Алоэ)

  1. Листья этого растения длиной 90 – 120 см, плотные, расположены вертикально. В народе его называют Щучий хвост.

(Сансевьера)

  1. Растение с листьями, напоминающими по форме листья крапивы. Они окрашены в зеленые, красные и фиолетовые тона.

(Колеус)

  1. Растение с длинными узкими листьями. Способно очищать воздух от вредных веществ.

(Хлорофитум)

  1. Растение, которое способно менять окраску в зависимости от света. (Сеткрезия)

  2. Светолюбивое, влаголюбивое растение, которое в народе называют Ванька мокрый.

(Бальзамин)
Письменное задание «Соедините стрелками»
1 команда

Герань Пеларгония

Узамбарская фиалка Сенполия

Бальзамин Ванька мокрый
2 команда

Алоэ Столетник

Гибискус Китайская роза

Сансевьера Щучий хвост
3 команда

Каланхое Живое дерево

Зигокактус Декабрист

Рами Денежное дерево
Проверка данного задания – устно.
Конкурс капитанов
Игра «Назови растение»
(Капитаны по очереди называют растения.

Выиграет тот, кто больше назовет растений)
Презентация Одинокова Андрея «Моя зеленая зона»

  • Окна нашей квартиры смотрят на юг, даже зимой у нас очень солнечно и тепло. У нас много комнатных растений.

  • У маранты двухцветные, подвижные листья. Днём они располагаются горизонтально, а на ночь поднимаются вверх и сворачиваются.

  • Пустынный Кактус. Этот кактус похож на колючий шар. Он цветёт несколько раз в году. Цветок растёт примерно месяц, а цветёт один день.

  • Канарский финик. Ещё у нас растёт настоящая пальма. Выросла она из косточки вяленого финика, купленного в магазине. Пальма уже выше меня.

  • Кофе. Папа принёс с работы веточку кофе и посадил в горшок с землёй. И вскоре веточка зацвела, а недавно мы собрали первый урожай.

  • Фикус. А это настоящее дерево, только маленькое. Но оно продолжает расти, и я не знаю, до каких размеров оно вырастет.

  • А это мой кактус. Он был совсем маленький, всего несколько сантиметров, а вырос вот в такой куст.

  • Этот кактус стоит у меня на столе и помогает мне делать уроки. Его высота около двух метров и он продолжает расти. Он не любит когда его трогают, и защищается короткими, но крепкими иголками.


Ребята, у кого есть вопросы к Андрею?


  1. Андрей, у тебя дома много комнатных растений?

  2. А какие у тебя есть растения?

  3. Какое растение нравится тебе больше других?

  4. Расскажи, пожалуйста, о твоем любимом растении!

Ребята, вы заметили, что у Андрея очень много кактусов?
Посмотрите, какие еще бывают кактусы (учитель обращает внимание на иллюстрации кактусов) Они очень красиво цветут и имеют необычную форму. Что они вам напоминают?

Кактусы цветут у тех людей, которые их любят и заботятся о них.
Подведение итогов:

Растение – живое существо и требует внимания, заботы и любви. Как и животные, растения, прекрасно чувствуют отношение к себе хозяев и могут даже завянуть и погибнуть в неблагоприятной эмоциональной обстановке.

Человек и комнатные растения живут в доме в замкнутом пространстве. Они влияют друг на друга. Если человек ощущает симпатию к растению, то оно помогает.
Растения, окружающие человека обладают способностью не только дарить эстетическое наслаждение, но и благоприятно воздействовать на нервную систему. Они улучшают настроение и сохраняют здоровье.

Совершая экскурсию по нашей школе можно встретить такие растения: хлорофитум, традесканция, гибискус, папоротник, каланхое, циперус, сенполия, пеперомия, молочай, бальзамин, кактус, алоэ, колеус, бегония, сансевьера, сеткрезия и многие другие.

Определение победителей.

Оценка работы учащихся.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса по опд
Л. В. Занкова, главной задачей которой является представить уч-ся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего...

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Программа внеурочных занятий рассчитана на 35 часов и имеет своей целью расширение биологических знаний учащихся младшей школы. Программа...

Литература 7 класс «Загадочный мир хокку»
Японсая поэзия. Великое в малом. Малое в великом. Красота в обыденном. Росинка на цветке. Причудливый камень. Полет бабочки. Иероглиф....

Окружающий мир пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 2 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф,...

Примерная программа учебного курса
Цель и задачи курса формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений,...

Примерная программа учебного курса
Цель и задачи курса: формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений,...

Рабочая программа курса по химии (естественно-научный профиль) 11 класс пояснительная записка
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...

Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на...

Программа кружковой деятельности «Мир лекарственных растений»
Цель: формирование экологической культуры школьников в процессе освоения опыта практического применения знаний и умений при заготовке...

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №21»
Плешакова А. А., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Окружающий...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru