vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

«Приспособительные формы организмов» Урок по экологии в 10 классе


Скачать 48.07 Kb.
Название«Приспособительные формы организмов» Урок по экологии в 10 классе
Дата01.03.2013
Размер48.07 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Растения > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

«Приспособительные формы организмов»

Урок по экологии в 10 классе

Учитель экологии

Корнилова

Валентина

Ивановна


Липецк

2012


Цели урока:

  • Образовательная — обеспечить понимание учащимися явления конвергенции, углубить представление о морфологических адаптациях (приспособительные особенности формы тела и его внешних органов);

  • Воспитательная — воспитать бережное отношение к природе как среде обитания человека и его соседей по планете;

  • Развивающая—развить умения: работать с источником информации (учебником, научно-популярной литературой), сравнивать, выделять главное, делать выводы, работать с географической картой, сопровождать рассказ демонстрацией, заполнять таблицу, находить связь строения с функцией.

Оборудование:

  • Карта природных зон;

  • Гербарный материал для иллюстрации жизненных форм растений;

  • Сообщения обучающихся;

  • Комнатные растения – агава, кактус, алоэ, монстера;

  • Изображения животных разных жизненных форм;

  • Препараты конечностей насекомых (бегательные – жужелица, таракан; прыгательные – кузнечик; плавательные – жук-плавунец; роющие – медведка; ходильные – колорадский жук; и др.

  • Черепа жвачных, грызунов, хищных животных;

  • Экологические дневники;

  • Набор плодов и семян, расселяющихся ветром.


Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

1. Индивидуальные ответы на вопросы:

1. Опишите влияние зелёных растений на климат и водный режим.

2. Вопрос №6 после п.5.

3. В чём заключается почвообразующая деятельность живых организмов?

4. Вопрос №5 после п.5.

5. Опишите влияние водных организмов на качество природных вод.

6. Вопрос №7 после п.5.

7. Сделайте вывод о воздействии организмов на среду обитания.

8. Экологический дневник на уроке и дома. Сообщения учеников,

ведущих регистрацию экологических новостей.
III. Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемы перед обучающимися: «Можно ли по внешнему виду животных и растений определить, в какой среде они обитают и какой образ жизни ведут?

  2. Приспособления животных к прыгающему образу жизни. Рассказы учащихся, сопровождающиеся демонстрацией изображений животных и показом на карте мест их обитания.

  3. Работа учащихся в малых группах по инструктивным карточкам.

ЗАДАНИЕ 1. Практическая работа.
Используя раздаточный материал, заполните таблицу «Строение плодов и семян, распространяемых ветром».

Материалы: плоды и семена древесных пород (ель, лиственница, сосна, вяз, тополь, ясень, липа, клён и др.)

Ход работы.

Рассмотрите строение плодов и семян древесных пород. Воспользуйтесь рисунком 31 на с.49 учебника и гербарием. Опишите особенности строения, способствующие их распространению с помощью ветра. Заполните таблицу.

Строение плодов и семян, распространяемых ветром


Растения

Плоды и семена

Особенности строения

Ель

Семена

Имеют по одному крылышку языковидной формы, в несколько раз превосходящему по величине семя.

Сосна

Семена




Вяз

Плоды крылатки

Семя полностью окружено мягким плёнчатым крылышком с реснитчатым краем

Тополь

Плоды коробочки, семена




Берёза

Плоды орешки, семена




Ясень

Плоды крылатки




Липа

Плоды орешки




Клён

Плоды двухкрылатки





Варианты ответов:

-имеют прозрачный крыловидный вырост, по длине значительно превосходящий семя;

-семена очень мелкие, имеют длинные пушистые волоски у основания;

-семена мелкие, лёгкие, имеют по два симметрично расположенных полупрозрачных крылышка, которые шире орешка;

-Имеют одно вытянутое крыло, суженное и закруглённое на вершине, обычно крылатки винтообразно скручены;

-Плоды соединены длинной плодоножкой, имеют общее продолговатое листовидное крылышко;

-Плоды двухкрылатки, околоплодник имеет кожистые крыловидные выросты, при опадании плоды, вращаясь, долго держатся в воздухе.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст.

Летяга- представитель семейства летяговых (Отряд Грызуны). Длина тела от 7 до 58 см. Животное приспособлено к древесному образу жизни. В нашей стране обитает один вид этого семейства – летяга обыкновенная. Она населяет хвойные и смешанные леса Северной и Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Летяга ведёт сумеречный и ночной образ жизни.

Вопрос. Какие черты строения летяги связаны с её образом жизни? Какие животные имеют сходные приспособления для полёта?

ЗАДАНИЕ 3. Рассмотрите конечности разных насекомых. Соотнести особенности их строения и характер передвижения насекомого.

ЗАДАНИЕ 4. Рассмотреть строение черепов жвачных, грызунов, хищных животных; указать особенности строения зубной системы, характер приспособленности к роду употребляемой пищи.
4.Обсуждение результатов работы. Понятие о конвергенции.

5.Понятие о жизненных формах растений. Беседа на основе актуализации знаний из курса ботаники.

IV. Домашнее задание:

П. 6, в.1-6, диск. 1, сообщения «Экологическая инженерия», «Бионика».

V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Формы размножения живых организмов»
Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов

Урок математики в 6 классе
Тип урока : интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии

Конкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Урок Тема: Бесполое размножение. Цель: углубить знания об особенностях...
Образовательная – охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания...

Урок по окружающему миру в 3 классе провела учитель начальных классов Мачалкина Л. В

Урок технологии в 5 классе, на 2 часа
Ознакомить учащихся с волокнами растительного происхождения и способами получения пряжи

Урок окружающего мира в 3 классе «А»
Задачи: сформировать представление об особенностях разведения и содержания домашних животных

Интегрированный научно-исследовательский проект по биологии, химии и экологии
По объекту применения пестициды делятся, в зависимости от видов вредных организмов против которых они воздействуют. К основным группам...

Урок социально-бытовой ориентировки в 7-а классе
Цель: формировать знания учащихся о значении и применении лекарственных растений

Урок в 10 классе на тему
Японии как государство, занимающего 1-2ое место в мире по уровню экономического развития



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru