vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Советом школы №201 от 31. 08. 12


Скачать 343.75 Kb.
НазваниеСоветом школы №201 от 31. 08. 12
страница1/3
Дата02.04.2013
Размер343.75 Kb.
ТипСовет
vcvetu.ru > Растения > Совет
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к Утверждена приказом

утверждению методическим МБОУ Мучкапской СОШ

советом школы № 201 от 31.08.12

протокол № 1 от 28.08.12 Директор школы:

________________/Мишина Л.Н./

Рабочая программа учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»
для 6 класса
на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Прудникова Н.И.

2012 год

Пояснительная записка

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

 иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).

6. Примерная программа основного общего образования по биологии. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).

8. Сборник нормативных документов. Биология. /сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.–М.: Дрофа, 2007.

7.Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта 2004 года и на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы под редакцией И.Н.Пономаревой.

Рабочая программа отражает содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в том числе 7 практических и лабораторных работ, 3 контрольные работы.

Для обеспечения психологической комфортности обучения используются
различные формы организации образовательного процесса - фронтальная,
групповая, парная, индивидуальная. Данная программа будет реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов личностно-ориентированного и проектного обучения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа и реализована в учебнике:И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология./ под ред. И.Н.Пономаревой.-М.:Вентана-Граф, 2006
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ.

Ботаника — наука о растениях. Ботаника как часть биологии — науки о живой природе. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Мир растений: культурные, дикорастущие; однолетние, многолетние. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы (корневищные, стержнекорневые, кистекорневые, клубневые, луко­вичные). Разнообразие растений.

Признаки растений. Высшие и низшие растения. Семенные и споро­вые растения. Цветковые растения. Растения как одно из царств живых организмов. Внешнее строение высших растений. Основные органы цвет­ковых растений: вегетативные (корень и побег) и репродуктивные (цветок, плод, семя), их разнообразие и видоизменения. Растение — живой орга­низм.

Условия жизни растений. Почва, ее состав и свойства. Плодородие почвы. Минеральные соли, вода, свет, температура, воздух.

Многообразие растений в связи с условиями их произрастания: расте­ния светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые; влаголюбивые, водолю­бивые, засухоустойчивые; холодостойкие, теплолюбивые.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Подстилка.

Осенние работы по уходу за растениями, в комнатных условиях, в саду в парке, огороде и на пришкольном участке.

Практические работы. Рассмотрение семенных и споровых растений (на примере: плодов пастушьей сумки, (ветки) сосны с шишкой, вайи папоротника, кукушкина льна). Знакомство с вегетативными и репродуктивными органами цветковых растений.

Планируемые результаты обучения:

Знать: основные термины и понятия: ботаника, биология, органы цветковых растений, среды обитания растений.

Уметь: определять органы цветковых растений; характеризовать условия жизни растений.

.

2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования уве­личительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструмента­рий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Строение растительных клеток: оболочка, органоиды (ядро, цитоплазма, пластиды), вакуоль с клеточным соком, включения (капли масла, крахмаль­ные зерна, кристаллы соли). Хлоропласта. Окраска содержимого клеток.

Разнообразие растительных клеток по форме и размерам: округлые, звездчатые, цилиндрические, длинные с заостренными концами, мелкие — покровные, крупные — запасающие и др.

Ткани растений и их разнообразие. Клеточное строение органов расте­ния. Растение — многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы в клетке. Связь процессов жизнедеятельно­сти клеток с жизнедеятельностью растений. Зависимость процессов в клетке от условий окружающей среды.

Практические работы: Знакомство с приемами работы, с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Приготовление микропрепарата. Рассмотрение строение клетки. Рассмотрение строения листа элодеи, кожицы чешуи лука.

Планируемые результаты обучения:

Знать: строение и функции клетки; процессы жизнедеятельности клетки; ткани и виды тканей,

Уметь: пользоваться увеличительными приборами, гото­вить микропрепараты и работать с ними.

3. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Семена. Строение семян. Типы семян,- строение семени однодольных и дву­дольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Хозяйственное значение семян.

Условия прорастания семян (вода, воздух, температура, свет, запас пи­тательных веществ в семени). Покой семян. Длительность сохранения всхожести семян. Значение скорости прорастания семян в природе и в хо­зяйстве человека.

Значение семян для растения. Прорастание семян. Строение пророст­ков. Надземное и подземное прорастание. Развитие растения из, проростка.

Практическая работа: Рассмотрение строения семени двудольных и однодольных растений

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа расте­ния. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменение корней в связи с вы­полняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, присо­ски, ходульные, втягивающие).

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных мине­ральных веществ из почвы. Роль воды. Условия, обеспечивающие корневое питание растений. Удобрения: азотные, калийные, фосфорные. Подкормка растений.

Внекорневое питание растений. Поглощение углекислого газа. Автотрофы и гетеротрофы. Сапрофиты, паразиты, хищники.

Практическая работа: Изучение внешнего строения корней у проростков гороха. Рассмотрение главного, боковых и придаточных корней (у гороха и овса).

Побег. Строение и значение побегов у растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Практическая работа: Строение вегетативных и цветочных почек.

Лист как боковой орган растения. Внешнее и внутреннее строение
листа. Многообразие листьев по форме, размерам, выполняемым функ­циям: Особенности листьев светолюбивых и теневыносливых, влаголюби­вых и засухоустойчивых растений. Продолжительность жизни листьев у разных растений.

Практическая работа: Внешнее строение листа.

Основные функции листа. Образование органических веществ. Общее понятие о фотосинтезе. Испарение. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от окружающей среды (температуры, света, воды и углекислого газа

Космическая роль зеленых растений: накопление органической массы, поддержание постоянства углекислого газа в атмосфере, накопление кис­лорода, участие в создании озонового экрана планеты Земля.

Стебель как осевой орган побега и .как орган проведения питательных веществ. Проводящие клетки и ткани. Рост стебля в длину и толщину.

Многообразие побегов. Наземные и подземные побеги: укороченные и удлиненные побеги (розетка, корневище, клубень, луковица и др.).

Побеги у растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустар­никами в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Практические работы: Внутреннее строение стебля. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе дерева. Изменение толщины годичного кольца прироста дерева в разные годы. Определение листо- и почкорасположения на побегах. Нахождение листовых следов на зимних побегах растений.

Распознавание 4—5 видов растений по безлистным побегам.

Цветок и плод. Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическая роль соцветий.

Практическая работа: Рассмотрение строения цветка.

Цветение и опыление растений. Виды опыления растений в природе и в хозяйстве человека. Приспособительные особенности цветков и растений к опылению на примере насекомоопыляемых и ветроопыляемых.

Оплодотворение растений и развитие плода и семян. Разнообразие плодов и семян: сухие, сочные; односемянные и многосемянные. Приспо­собительные особенности у растений к распространению плодов и семян.

Понятие о вегетативном размножении. Естественное и искусственное вегетативное размножение (черенкование, прививки). Использование веге­тативного размножения в растениеводстве.

Половое размножение растений. Понятие об опылении и оплодотворе­нии. Половой процесс. Половые органы. Половые клетки (яйцеклетка и спермий). Споровое и семенное размножение растений. Споры и семена как органы размножения и расселения растений.

Понятие о вегетативном размножении. Естественное и искусственное вегетативное размножение (черенкование, прививки). Использование веге­тативного размножения в растениеводстве.

Половое размножение растений. Понятие об опылении и оплодотворе­нии. Половой процесс. Половые органы. Половые клетки (яйцеклетка и спермий). Споровое и семенное размножение растений. Споры и семена как органы размножения и расселения растений.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Контрольная работа по теме: ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ.

Планируемые результаты обучения:

Знать: строение органов цветковых растений и основные процессы жизнедеятельности,

Уметь: вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями; проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями; ухаживать за растениями, выращивать их; проводить работы на учебно-опытном участке, знания по биологии растений при их выра­щивании; соблюдать правила поведения в природе; работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабо­раторным работам, находить в тексте сведения для со­ставления и заполнения таблиц и схем.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования администрации г. Томска муниципальное общеобразовательное...
Рассмотрено и рекомендовано к печати научно-методическим советом средней общеобразовательной школы №28 г. Томска

Производственная история школы-интерната
А. А. Неверов, П. В. Путилин. Практически с первых лет существования школы велась работа по совершенствованию материально-технической...

Паспор т учебно-опытного участка Супоневской средней общеобразовательной...
В настоящее время его площадь составляет 1,18 га. Расположен участок в 40 метрах от здания школы. На участке имеется сарай (15 м2)...

Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства расхн
Ученым советом гну «Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства расхн» и Научно-техническим советом Министерства...

Программа дисциплины для студентов
Одобрена Учебно-методическим Советом агротехнологического факультета Протокол №3 11. 2009 г

Благоустройство школьной территории в 2011 2012 учебном году
Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится в центре села, состояние территории школы всегда в поле зрения...

201 Энциклопедия кошек, 1С, 1997
Учебное пособие предназначено для различных групп обучающихся, рассчитано как на школьников, так и на студентов колледжей и вузов,...

Выращивание рассады на пришкольном участке, используя биоэнергию и энергию солнечного света
Рекомендовано районным методическим советом отдела образования Свислочского райисполкома

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курс по выбору «Экология и охрана природы» разработан в соответствии с концепцией профильного образования и предназначен для ориентации...

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru