vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Учебно-методический комплекс по дисциплине "география северного кавказа" для студентов, обучающихся по специальности 020401. 65 "География"


Скачать 253.63 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине "география северного кавказа" для студентов, обучающихся по специальности 020401. 65 "География"
Дата22.04.2013
Размер253.63 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
vcvetu.ru > Растения > Учебно-методический комплекс




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Х.М.БЕРЕЕКОВА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДЕН СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры «_____» 2010 г.

от «___» ___ 2010 г.

Декан ______А.Ю.Паритов

Зав,кафедрой Бураев Р.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ГЕОГРАФИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА"

для студентов, обучающихся по специальности 020401.65 "География"

Нальчик-2010

АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ

БУРАЕВ РАУФ АЛИЕВИЧ доктор географических наук, профессор.
Учебно-методический комплекс “География Северного Кавказа” составлен в соответствии с требованиями Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального образо­вания по специальности: "География".

Дисциплина входит в региональный /ОДП.Р.ОО/ цикл общеобразова­тельных дисциплин и является обязательной для изучения.

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс "География Северного Кавказа" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401-" География "

Дисциплина входит в компонент цикла "Региональный компонент вклю­чал дисциплины но выбору"

1.1.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся и определяются целями ГО ВПО по специальности 020401-“География”

Целью настоящего курса является дать студентам комплексные пред­ставления об основных закономерностях и специфике территориальной организации населения и хозяйства Северного Кавказа и ее регионов с выделением основных проблем социально-экономического в современ­ный период рыночной экономики страны.

Задачи курса следующие:

- дать представление о месте Северного Кавказа в экономике страны

- изучить ее природно-ресурсный потенциал, структурной трансформации экономики в переходный период;

- дать анализ особенностей развития и размещения важнейших отраслевых комплексов и проблем их развития

1.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ,

В соответствии с квалификационными характеристиками специалиста с высшим университетским географическим образованием должны включать

- высокий уровень знаний о территориальной дифференциации природно-ресурсных, социальных и экономических явлений и процессов на территории Северного Кавказа;

-умения дать экономико-географическую характеристику и выявить ключевые проблемы развития основных районов страны; -

- умения и навыки применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач, в том числе в системе региональной политики

По окончании изучения дисциплины "География Северного Кавказа" студент должен:

-вооружиться фактическими сведениями развития и размещения произ­водительных сил региона в целом и его частей, и, самое главное воору­житься знанием закономерностей размещения и пространственного сочетания хозяйственных процессов и явлений формирования и развития ТПК адми­нистративно-территориальных единиц различного ранга республик, краев и области;

- показать умение выделять главное в изучаемых отраслях хозяйства экономического района, объяснить социально-экономические особенности и типологические черты природно-хозяйственных районов Северного Кав­каза;

-получить навыки и умения самостоятельно работать над литературой, картографическими, статистическими материалами и т.д.

1.2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Количество модулей

Всего

В том числе

1.Закономерности и факторы развития и размещения производительных сил

2.историко-экономические предпосылки развития и размещения производительных сил региона

3.География производственно-отраслевой структуры и ее территориальная организация

№ семестра

1

7

7

7

Аудиторные занятия

51

14

16

21

Лекции

34

10

12

12

Практические занятия

17

4

6

7

Самостоятельная работа

85

25

30

30

Всего часов на дисциплину

135

35

45

56

Текущий контроль

3

1

1

1

Промежуточ­ный контроль

Экз.

-

-

-



1.З.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.3.1.ЛЕКЦИИ

ТЕМА I.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА "ГЕОГРАФИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА- 2 часа.

География производительных сил региона - как предает изучения курса, Понятие производительные силы территориальные сочетания в неразрывной связи с производственными отношениями.

Особенности географии производительных сия региона в период перехода к постиндустриальной экономике и связанные с ним структурные трансформации. Ключевые проблемы развития экономики в условиях рыночной трансформации экономики.

Спад в первичном и вторичном секторах экономики и изменения в их размещении. Рост третичного сектора. Отраслевые комплексы специализации.

Изучение географии населения и трудовых ресурсов как главную производительную силу регионами потребителя создаваемых материальных благ.

Экономическая, социальная и политическая география Северного Кавказа общественная наука изучающая развитие и размещение производства, а также территориальную организацию и территориальное разделение труда, условия и особенности социально-экономического и политического раз­витие региона.

ТЕМА 2.ЭК0Н0МИК0-ГЕ0ГРАФИЧЕСК0Е ПОЛОЖЕНИЕ -2 часа

ЭГП - фактор, создающий определенные предпосылки развития и специа­лизации в общероссийском разделении труда. Наиболее существенные особенности географического положения региона и их характеристика. Изменения географического положения Северного Кавказа в связи с раз­валом СССР. Новые условия геополитического положения Северного Кавказа.

Характеристика, оценка приморского положения региона, окраинное положение региона в стране, расположение региона между севером и югом европейское части страны и т.д.

Особенности физико-географического положения Северного Кавказа. Современное геополитическое положение Северного Кавказа и процессы социально-экономического развития региона.
ТЕМА 3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА -6 часов

Многообразие природных условий, их социально-экономическая оценка. Орографические, климатические, почвенные условия, ландшафтная дифферен­циация, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории Северного Кавказа.

Неблагоприятные и опасные явления природы. Дифференциация территории по региональному принципу стихийных бедствий.

Экономическая оценка природных ресурсов. Климатические и агрокли­матические ресурсы и их влияние на специализацию хозяйства.

Земельные ресурсы. Характеристика земельного фонда и земель сель­скохозяйственного назначення. Показателем продуктивности земельных ресурсов. Земельные преобразования происходящие в последние годы.

Минерально-сырьевые ресурсы. Характеристика минерально-сырьевой базы и обеспеченности основными видами ресурсов.

Лесные ресурсы. Характеристика растительных ресурсов, их оценка.

Водные ресурсы. Общая характеристика водных ресурсов. Забор и использование водных ресурсов и сточных вод. Организация водохозяйственной деятельности.

Рекреационные ресурсы. Природное комплексы и их компоненты. Курортно- оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские рекреационные ресурсы Северного Кавказа.

ТЕМА 4.ГЕ0ГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, ПРОЦЕССЫ УРБАНИ­ЗАЦИИ И РАССЕЛЕНИЯ - 10 часов

4.1.Численность структура, воспроизводство и национальный состав

Численность населения, тенденции и тенденции, темпы ее изменения, завершение демографического перехода от традиционного к современному типу воспроизводства. Депопуляционные тенденции воспроизводства. Демографические и социально-экономические факторы снижения рождаемо­сти.

Территориальные различия в естественном движении населения опережающая депопуляция сельской местности и проблема трудоустройства молодежи.

Специфическая незавершенность демографического перехода в смерт­ности.

Половозрастная структура населения как показатель демографической ситуации. Региональные различия в половозрастной структуре населения.

Проблемы многонациональных регионов Северного Кавказа. Этнический состав населения Северного Кавказа. Основные языковые семьи и группы ареалы расселения народов Северного Кавказа. Несовпадение ареала расселения русского этноса с административными границами регионов Этнический состав национальных образований. Влияние этнических особен­ностей на территориальные различия демографических процессов, половозрастную структуру и размеры семьи, подвижность населения расселение, традиционные формы ведения хозяйства и систему природопользо­вания.

4.2.Миграция населения, география рынка труда и занятости населения

Причины и виды миграций населения. Историческая роль миграций населения в освоении территории Северного Кавказа. Основные мигра­ционные потоки советского периода: из села в город, внутрирегиональные миграции населения, межрегиональные миграции. Изменения направлений и объемов миграций в переходные период.

Трудовое ресурсы и экономически активное население. Трансформация отраслевой структуры занятости в переходный период опережающий рост занятости в третичном секторе и его причины. Региональное различия в обеспеченности трудовыми ресурсами и занятости населения. Статисти­ческий учет безработицы. Рынок труда и уровень безработицы в регионах с разной демографической ситуацией и структурой экономики. Увеличе­ние вторичной занятости и самозанятости в личном подсобном хозяйстве» социальные и экологические последствия этих процессов.

4.3.Особенности урбанизации на Северном Кавказе

Историко-географические особенности урбанизации. Динамика и масштабы: бы урбанизации на разных этапах развития Северного Кавказа.

Современная динамика процесса урбанизации. Экономико-географическая классификация городов.

Проблемы агломераций, масштабы их развития на Северном Кавказе,

География сельских поселений. Связь размеров и густоты сельских поселений с природными условиями. Зональные черты сельскохозяйственного расселения.

Расселение и заселенность территорий. Крупные города как фокусы хозяйственной, социальной и культурной жизни. Проблемы развития малых и средних городов. Трансформация сети сельских поселений. Крайне нера­вномерность расселения. Главная полоса расселения и сдвиги в разме­щении населения в переходники период.

ТЕМА 5.ОС0БЕННОСТИ ГЕОГРАФИИ ЭКОНОМИКИ

5.1.Основные этапы развития и особенности пространственной структуры экономики Северного Кавказа-14часов

Этапы индустриализации и развития экономики за годы советской власти. Структурные проблема экономики: нарастающее отставание в тем­пах модернизации экономики, приоритетное развитие ресурсодобывающих отраслей и военно-промышленного комплекса. Закрытость экономики при преимущественно сырьевом характере экономики. Индустриализация аграр­ной периферии. Выравнивание территориальных пропорций как основная парадигма пространственного развития.

5.2.Динамика развития и структурные изменения в переходный период.

I этап-кризисный период 1991-1998 г.г. Структурные сдвиги в эконо­мике в связи с внедрением законов рыночной формы хозяйствования. Паде­ние производства .Обострение конкуренции на потребительском ринке и частичное вытеснение отечественных производителей импортной продукцией. Отрасли с минимальными и максимальными темпами спада. Свертывание дальних кооперационных связей ослабление горизонтальной и вертикальной интеграции в условиях сокращения производства и резкого удорожания транспортных издержек. Дробление крупных производств и передел собственности. Формирование и сложности развития малого бизнеса»

  1. этап - экономико - географические особенности развития Северного Кавказа после финансового кризиса 1998 г.Начало промышленного роста в отраслях внутреннего спроса. Изменение соотношения форм собственности. Рост инвестиций компаний, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в развитии сырьевой базы. Новые формы горизонтальной и вертикальной технологической интеграции на основе передела собственности.

Влияние процессов Федерализации и регионализации на экономическое развитие в 90-годы. Общеэкономические причины сокращения межрегиональ­ных обменов и локализации рынков :спад производства, резкое сокращение государственного заказа в промышленности и государственных инвестиций в развитие инфраструктуры.

5.3.Развитие и размещение отраслей хозяйства.

Современная отраслевая структура экономики Северного Кавказа. Наиболее развитый в России агропромышленный комплекс района и ее роль в обеспечении продовольствием населения страны. Ведущая роль района в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции. Пищевая промышленность-важнейшая отрасль специализации в общероссийском разделении труда.

Топливно-энергетический комплекс. Снижение обеспеченности горючими источниками - энергии. Дефицит производимой электроэнергии и развитие атомной энергетики.

Отрасль специализации промышленности Северного Кавказа - машино­строение Факторы развития, сложность отраслевой структуры. Проблемы развития сельскохозяйственного машиностроения в условиях резкого сокращения платежеспособности хозяйствующих объектов.

Горнорудная промышленность. Проблемы развития отрасли истощение сырьевой базы горнодобывающей промышленности у не конкурентноспособность производимой продукции на мировом рынке ввиду высокой себестоимости продукции, изношенности оборудования и т.д. География добычи, и обогащения и выплавки цветных металлов.

Химическая промышленность-важнейшая отрасль специализации. Север­ный Кавказ один из главных регионов производителей в стране минера­льных удобрений. Значительность сырьевой базы возможного производства карбонатных и сульфатных удобрений. Регион производитель таких ви­дов продукции как технический углерод, цинковые белила, пластмассы и др.

География промышленности строительных материалов. Многообразие сырьевой базы, богатство нерудных ископаемых. Развитие цементной про­мышленности.

Северный Кавказ—южные морские “ворота” России. Крупнейшие морские порты России специализация на экспорте российской транзитной нефти.

Развитие территориально-рекреационных систем. Крупнейшие санаторно-курортные комплексы России: бальнеологический комплекс "Кавказские минеральные Воды", курорты Черноморского побережья, горно-спортивнее центры. Рекреационная инфраструктура района.

5.4.География отраслей и региональные типы сельского хозяйства. Факторы и закономерности территориальной организации сельского хозяйства Северного Кавказа. Природные условия и агроклиматические ресурсы как факторы территориальной дифференциации сельского хозяйства. Проблемы изменения форм собственности и адаптации к рынку. Региональ­ное разнообразие форм собственности в сельском хозяйстве. Проблемы развития фермерского хозяйства. Структура производства сельскохозяй­ственной продукции.

Растениеводство. Обусловленность размещения культурных растений природными и социально-культурными факторами. Зерновое хозяйство. Пшеница как важнейшая продовольственная культура района. Зон возделывания. Основа района выращивания кукурузы и технических культур. География производства плодоовощных культур и других видов виногра­дарства производство риса и др. /.

Животноводство. Особенности размещения отраслей животноводства и их сочетаний. Обеспечение пастбищными ресурсами. География отраслей животноводства: скотоводств, овцеводство свиноводство, птицеводство и другие.

1.3.2. Семинарские занятия и лабораторные работы предусмотрены.

1.3.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема №1. Положение Северного Кавказа в стране .............................2 часа

Тема№2. Природные условия и обеспеченность Северного Кавказа естественными ресурсами…………………………………………………4 часа

Тема №3. Демографический потенциал и основные региональные различия в структуре населения, процессах урбанизации …………………………4 часа

Тема №4. Трансформация экономики в условиях формирующейся

рыночной экономики………………………………………………………2часа

Тема №5. Изменение отраслевой структуры экономики и характера их развития и размещения……………………………………………………5 часов

Практические занятия на основе широкого использования картографи­ческих материалов и работ с контурными картами. Целью и задачами

I.4.Форма контроля - экзамен

1.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ

I.Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. М.-Ростов-на-Дону

Издательский центр “Март”

2.Маслов Е.П. Производительные силы Северного Кавказа/Проблемы географии и освоения ресурсов/.Изд-во "Наука",М.,1966.

3.Региональная экономика. Под ред., профессора Морозовой Т.Г.,М.,1999.

4. Macлов Е. П. Северный Кавказ.Учпедгиз, М.,1962.

5.Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России."Финансы и

статистика"М. ,2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Ӏ.Родионова И.А.Экономическая география и региональная экономика.

Издание 2-е.М.,2002.

2.Гладкий Ю.Н.,Доброскок З.А,Семенов С.П.Экономическая география

России.М.,1999.

З.Скопин А.Ю.Экономическая география России.М.,2003

4.Бураев Р.А.Социально-экономическая география Кабардино-Балкарии.

Нальчик.издат.центр ’’Эльфа’’,2005.

Ӏ.6.ПРОТОК0Л СОГЛАСОВАННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

на 2010/2011 учебный род

Наименование дисциплин, изучение которых; опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об измене­ниях в пропорциях мате­риала, порядке изложения

Подпись заведующего

кафедрой

1.7. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

на 200 / учебный год

В рабочую программу вносят следующие изменения:

Разработчик профессор Бураев Р.А.

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
"__"__________2010 г.

Внесение изменения утверждаю

Декан БФ А. Ю.Паритов

"__"__________2010 г.


2.УЧЕБН0-МЕТ0ДИЧЕСК0Е ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.Ӏ. МЕТ0ДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Глубокое и всестороннее изучение учебной дисциплины определяет необходимость разработки матрицы наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и практических занятий. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы в целях эффективного завершения изучения дисциплины на высоком уровне. Пакет заданий для самостоятельной работы следует давать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Занятия для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

Главное звено дидактического цикла обучения студентов в ВУЗ/е/-лекция. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

-изложение материала от простого к сложному, от известного к не известному;

-логичность, четкость и ясность в изложении материала;

-возможность проблемного изложения, дискуссионность, диалог в целях активизации деятельности студентов;

-необходимость опоры смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в ВУЗ/е/,должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Необходимо учитывать, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй на 3О-35-й минутах.

В профессиональном общении надо исходить из того, что восприятие лекций младших и старших курсов существенно отличаются по готовности и умению.

Семинарские и практические занятия проводятся по узловым и наи­более важным темам, разделам учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. Главная и определяющая особенность любого семинара/или прак­тического занятия/ в системе географических научных дисциплин это наличие анализа и синтеза, элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке/семинара/ практических занятий желательно придерживаться следующего алгоритма:

а/Разработка учебно-методического материала:

-формулировка темы, соответствующей программе;

-определение целей и задач занятия;

-выбор методов, приемов и средств для проведения /семинара/ практического занятия, подготовка объектов исследования и оборудования;

-при необходимости проведение консультаций для студентов.

б/Подготовка обучаемых и преподавателя:

-составление плана /семинарского/практического занятия из 3-4 вопросов и предоставление студентам 4-5 дней на подготовку к нему;

-предоставление рекомендаций о последовательности изучения лите­ратуры/учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники, статистические данные и т.д./;

-создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги практического/семинарского/занятия можно использо­вать следующие критерии/показатели/ оценки ответов:

-полнота и конкретность ответа;

-последовательность и логика изложения;

-связь теоретических положений с практикой;

-обоснованность и доказательность излагаемых положений;

-наличие качественных и количественных показателей;

-наличие иллюстраций к ответам в виде картографических материалов исторических фактов, примеров и пр.;

-уровень культуры речи;

-использование наглядных пособий и т.п.

В конце занятий рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

-качество подготовки;

-степень усвоения знаний;

-активность;

-положительные стороны в работе студентов;

-задачи и пути устранения недостатков.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности.
2.2.МЕТ0ДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ,

представляют собой комплекс рекомендаций, разъяснений, позволяющих оптимально самостоятельно изучать дисциплину. Наличие методических рекомендаций особо важно для организации учебного процесса студентов, особенно заочного обучения.

Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы студентам предоставляется:

-учебные пособия по специальности приобретенные кафедрой и биб­лиотекой университета;

-методические и учебные пособия, подготовленные преподавателями;

- наглядные пособия/таблицы, графики, карты и т.д./ должны мотивировать студентов к самостоятельной работе.

2.4.0БЕСПЕЧЕНН0СТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Кафедра располагает специализированной аудиторией или кабинетом. Учебные занятия проводятся в обычных лекционных аудиториях.

2.5.КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наименование дисциплины

Количество экземпляров

в библиотеке КБГУ

Автор, название, место издания, изд-во, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на I обучающего

География Северного Кавказа

15

Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. Учебный курс. М.-Ростов-на Дону.,2007.

0,5




15

Региональная экономика. Под ред.профессора Морозовой Т.Г.М.,1999

0,5




15

Радионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. Изд-ние 2-ое.М.,2002.

0,5




15

Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России М.,2003.

0,5




15

Маслов Е.П. Северный Кавказ.Учпедгиз.М.,1962

0,5


2.6.ПЕРЕЧЕНЬ ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЕМЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, МУЛЬТИМЕДИА И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В учебном процессе для освоения дисциплины "Экономика и экономи­ческая география КБР" используют следующие технические средства:

-Компьютеры;

-Интернет-ресурсы;

-Ссылки на интернет-ресурсы.

3.ТЕКУЩАЯ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

В соответствии с учебным планом предусмотрен /экзамен/или зачет/ Формы контроля: текущий и промежуточный контроль.

3.1.БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине "География Северного Кавказа" проводится в соответствии с "Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттеста­ции студентов KБГУ"

3.1 1.ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основной целями введения балльно-рейтинговой аттестации являю­тся:

- стимулирование повседневной систематической работы студентов; -

-снижение роли случайностей при сдаче экзаменов/зачетов/;

-повышение состязательности в учебе;

-исключение возможности протежирования не очень прилежных студен­тов;

-создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение учебы/магистратура, аспирантура и т.п./;

-повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

3.1.2: СОСТАВ И ПЛАНИРОВАНИЕ В БАЛЛАХ ТЕЙТИНГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Вид отчетности

1 рейтинговый контроль

2рейтинговый контроль

3 рейтинговый

контроль


Текущий
Коллоквиум

Тестирование Посещение

4

10

6

3

4

10

6

3

4

10

6

4

Итого

23

23

24


Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы - 70 баллов.

3.1.3 Шкала оценок по дисциплине

Минимальное количество средних баллов, которое дает право студенту на положительные отметки:

-от 36 до 50 баллов – удовлетворительно;
-от 51 до 61 – хорошо;

-от 61 до 71 – отлично.

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах и оценках.


3.1.4. ГРАФИК БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

РЕЙТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ О РЕЙТЙНР0ВОЙ СИСТЕМЕ ПРОВОДЯТСЯ:

1.рейтинговая контрольная точка -5-6 недели;

2.рейтинговая контрольная точка - II-12 недели; 3.рейтинговая контрольная точка - 16-17 недели.
3.1.5. УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРИ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

-ведомость учета текущей успеваемости;

-зачетная или экзаменационная ведомость.

Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра.
3.2.СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена.

3.2.1.ПОРЯДОК И СДАЧА ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ

Для допуска к экзамену, а также к дифференцированному зачету или зачету; которым только заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 бал лов. Для допуска к зачету или экзамену необходимо выполнение всех запланированных по программе практических работ независимо от чис­ла, набранных баллов по дисциплине.

Для получения зачета студенту необходимо набрать не менее 61 балла. На экзамене студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой 15 баллов, то студенту выставляется 0.

3.2.2. ОТРАБОТКА И ПОВТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно, имеют право на однократное повторное изучение/прослушива­ние/ не освоенных надлежащим образом курсов. Если не зачетный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов по данной группе.

В результате повторного прослушивания курса студент для про­должения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже "удовлетворительно". В противном случае студент предс­тавляется к отчислению независимо от того, имеет ли какие-либо еще задолженности. Студент, получивший баллы, в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семес­тра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания.

B случае, если качество учебных работ приз­нано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество знаний или работ в течение 10 дней признано неудовлет­ворительным по одной дисциплине студент может обратиться в установ­ленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра.

В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослуши­ванию, аннулируются все набранные им раннее баллы по этой дисципли­не.

4.ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

На занятии по географии Северного Кавказа могут быть использованы видеофильмы. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности /методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренировки в использовании технических средств/. Использование сов­ременных инновационных технологий в учебном процессе позволяет:

-сочетать высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса;

-широко использовать информационные ресурсы в учебном процессе;

-существенно расширить возможности традиционных форм обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ботаника»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...

Тюменский государственный университет
Л. н вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно – методический комплекс для студентов специальности «Сервис». Издательство Тюменского государственного...

9 класса с использований мультимедийных презентаций по теме «Европейский...
России – политико-административная, физическая, Северного Кавказа, компьютер и проектор; презентации учащихся по республикам Северного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Памятники природы Краснодарского края»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоология позвоночных»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Настоящие методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введению в специальность» предназначены для студентов, обучающихся...

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Систематика растений. Учебно-методический комплекс по дисциплине / Составитель Теплова Л....

Л. В. Пермякова, Т. Ф. Киселева общая технология отрасли
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения теоретической части дисциплины «Общая технология отрасли» студентами специальности...

Конспект лекций по дисциплине «Биотехнология растений» для студентов...
Государственного общеобязательного стандарта высшего образования госо рк 08. 076-2004, типовой учебной программы по дисциплине «Биотехнология...

Учебно-методическое пособие: «Федеральные округа Российской Федерации»...
Административно- территориальный состав: город Москва, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская,...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru