vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Рабочая программа по биологии для углубленного изучения в 10-11 классах средней школы


НазваниеРабочая программа по биологии для углубленного изучения в 10-11 классах средней школы
страница1/6
Дата22.04.2013
Размер0.87 Mb.
ТипРабочая программа
vcvetu.ru > Растения > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6

Рабочая программа по биологии для углубленного изучения в 10-11 классах средней школы.


Составила учитель биологии МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева» Алексеева Альбина Юрьевна.

За основу взята программа авторов: И.Н. Пономарева, В.М. Константинов, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова.

Пояснительная записка Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена для углубленного изучения биологии. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения. Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для основной школы (6-9 классы), составленной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой. Поэтому программа для 10-11 классов представляет содержание курса «Общая биология» на более высоком теоретическом уровне, отвечает требованиям обязательного минимума и предназначена для использования в классах и школах естественнонаучного профиля обучения. Программа представляет принципиально обновленное содержание курса «Общая биология», построенное на основе современных достижений биологии, принципов интегративности, системности, воспитывающего и развивающего характера обучения в соответствии с образовательным стандартом по биологии и с учетом необходимости познания биологического разнообразия планеты как одного из условий устойчивого развития природы и общества. Прогнозирование климата, получение лекарств, обеспечение пищей, создание высокопродуктивных сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, сохранение редких и исчезающих видов, рациональное использование биологических ресурсов нашей планеты — решение этих вопросов зависит от наших знаний о биологическом разнообразии. Данное обстоятельство было особо подчеркнуто на Международной конференции по линии ООН в Рио-де-Жанейро (1992), о чем свидетельствует принятая Конвенция о биологическом разнообразии. В ней, в частности, отмечается, что следует «использовать средства массовой информации и образовательные программы для того, чтобы помочь общественности понять важность биологического разнообразия и необходимость принятия мер по его сохранению». Все это убеждает в актуальности идеи о необходимости представления биологического разнообразия как особого, системообразующего фактора в изложении учебного материала курса биологии полной средней школы. Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле. Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ. Учебный предмет рассчитан на 170 учебных часа (по 3 ч в неделю в 10 и по 2 ч - 11 классах). Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно.

Тематический план



Наименование темы

Количество часов

1

Введение. Живая природа и ее многообразие

8

2

Живая клетка — основа биологического разнообразия на Земле

22

3

Генетическое биоразнообразие

30

4

Видовое разнообразие бактерий, грибов и вирусов

16

5

Видовое разнообразие растений и животных

12

6

Экосистемное биоразнообразие

14




Итого в 10 классе

102

7

Структурно-уровневое биоразнообразие

9

8

Биологическое разнообразие как результат эволюции

15

9

Происхождение жизни и этапы развития биоразнообразия на Земле

9

10

Экологическое и географическое биоразнообразие

10

11

Социально-этологическое разнообразие

6

12

Происхождение и развитие вида Человек разумный (антропогенез)

9

13

Биоразнообразие и проблема устойчивого развития биосферы

7

14

Заключение. Взаимосвязи общества и природы

3




Итого в 11 классе

68




Итого в 10-11 классах

170

Общая биология 10 класс
(102 ч 3 ч в неделю)

Тема и количество часов

Содержание

Лабораторные работы

Экскурсии и практические работы

1. Введение. Живая природа и ее многообразие. 8ч


Предмет и задачи курса общей биологии. Роль биологии в формировании научного мировоззрения и в профессиональной деятельности. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях проявления жизни на Земле. Отрасли биологии, ее связь с другими науками. Понятие о жизни и живой материи. Отличие живой природы от неживой. Биологическое разнообразие — важное явление живой природы. Биоразнообразие как проблема науки биологии, периоды исследования. Методы биологических исследований: наблюдение, описание, эксперимент, моделирование.

Знакомство с определителями растений и животных. Методика работы с определителями. Определение видов растений и животных




2. Живая клетка — основа биологического разнообразия на Земле. 22 ч


Клетка — биологическая система. Цитология — наука о клетке. История развития науки о клетке. Основные положения клеточной теории. Клеточное строение организмов — основа единства и многообразия органического мира. Клетка — основная структурная и функциональная единица организмов. Химический состав живой клетки. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ клетки. Углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Роль воды и органических веществ в жизнедеятельности клетки. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства и единства происхождения. Строение и функции частей и органоидов клетки. Мембранный принцип организации живой клетки. Структура и функции хромосом. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Многообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Дискуссионные вопросы о происхождении клеток эукариот. Клетки автотрофных и гетеротрофных организмов. Ткани. Многообразие растительных и животных тканей. Процессы жизнедеятельности клетки. Клеточный метаболизм — основа жизни клетки. Биосинтез белка и углеводов в клетке. Матричный характер реакций биосинтеза. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Значение фотосинтеза в природе. Хемосинтез. Роль хемосинтеза на Земле. Обмен веществ и превращение энергии в живой клетке. Обеспечение клетки энергией. Стадии энергетического обмена. Гликолиз как древний путь расщепления углеводов. Брожение и дыхание. Регуляторы биохимических процессов живой клетки: ферменты, витамины, гормоны. Ферменты, их роль в ускорении химических реакций в клетке. Воспроизведение клетки. Деление клетки. Жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Длительность жизни клетки. Клетка — генетическая единица живого. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Редукционное деление клетки. Мейоз. Фазы мейоза. Формирование половых клеток. Сперматогенез и оогенез. Биологическое значение митоза и мейоза.

Изучение строения, химического состава и процессов жизнедеятельности клетки.





3. Генетическое биоразнообразие 30 ч


Зарождение и развитие генетики. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. Методы изучения наследственности. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, аллель, изменчивость, наследственность, мутация, генофонд. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Аллельные и неаллельные типы взаимодействия генов. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Кроссинговер и его биологическое значение. Генетическое определение пола. Типы наследования признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни и аномалии. Профилактика наследственных болезней у людей. Современные достижения генетической безопасности. Оплодотворение у растений и животных. Зигота. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Этапы онтогенеза. Основные закономерности изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивость и ее виды: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Меры защиты среды от загрязнений мутагенами. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Общебиологическая роль закона Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость как главный источник генетического разнообразия организмов в природе. Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции организмов. Генетическое богатство живого мира на Земле. Генетическое биоразнообразие видов, популяций и особей. Методы генетики по созданию генетического разнообразия живого. Искусственный отбор и гибридизация — основные методы селекции. Генетические основы селекции. Результаты селекции — многообразие сортов растений и пород животных. Культурные растения и домашние животные, их многообразие, генетические и фенотипические особенности. Основные направления селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее направления и значение для человека. Центры происхождения и многообразия культурных растений и домашних животных.

Решение генетических задач и составление родословных. Изучение разнообразия сортов растений и пород животных.


Наблюдение модификационной изменчивости у растений и животных, выросших в разных условиях.

4. Видовое разнообразие бактерий, грибов и вирусов. 16ч


Организм и вид — биологические системы. Организмы разных царств живой природы. Воспроизведение организмов и его значение. Способы размножения организмов: половой и бесполый. Видовое (систематическое) биоразнообразие. Система живых организмов на Земле. Клеточная и неклеточная формы жизни. Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение. Грибы, их общая характеристика. Разнообразие и значение грибов. Лишайники — симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников. Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусы — возбудители заболеваний. Особенности строения и функционирования вирусов. Разнообразие и значение вирусов, их происхождение. Размножение вирусов. Вирусные заболевания. Соблюдение мер профилактики распространения вирусных заболеваний и защиты собственного организма. Профилактика вирусного заболевания СПИД.

Выращивание культур и знакомство с различными бактериями. Изучение признаков бактериальных заболеваний растений (бактериоз). Изучение грибов гименомицетов (шляпочные, трутовики), плесневых и одноклеточных грибов.




5. Видовое разнообразие растений и животных. 12 ч


Царство растений: водоросли и высшие растения. Общая характеристика растений. Многообразие и значение растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Генофонд дикорастущей флоры, его значение. Охрана видов. Царство животных. Многообразие, общая характеристика и значение простейших, беспозвоночных и позвоночных животных. Происхождение позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Онтогенез и присущие ему закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития. Жизненные циклы и чередование поколений. Основные этапы эволюции животного мира. Охрана редких и исчезающих видов позвоночных животных. Красная книга России. Обогащение фауны нашей страны. Реакклиматизация и проблемы акклиматизации животных.

Приемы наблюдений и ухода за комнатными растениями. Изучение простейших и беспозвоночных животных.




6. Экосистемное биоразнообразие 14 ч


Биогеоценоз — биологическая система. Понятие о биогеоценозе, экосистеме, их структуре, круговороте веществ и превращении энергии. Видовое и пространственное строение биогеоценоза (экосистемы). Типы связей и взаимосвязей в экосистеме. Пищевые и территориальные связи организмов в экосистеме. Приспособленность организмов (популяций) к совместному обитанию в экосистеме. Структура экосистем: абиотическое окружение, продуценты (производители органических веществ — автотрофы), консументы (потребители готовых органических веществ — гетеротрофы) и редуценты (гетеротрофы, превращающие органические вещества в неорганические соединения). Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Значение разнообразных видов, популяций в экосистемах. Устойчивость экосистемы. Саморегуляция экосистемы. Изменения в экосистеме. Смена экосистем и ее причины. Виды смен. Биосфера как глобальная экосистема. Взаимосвязь живого и неживого вещества в биосфере. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Многообразие экосистем в биосфере. Природные и культурные экосистемы, их особенности. Охрана разнообразия экосистем — основа сохранения видов. Рациональное использование экосистем. Экологические законы природопользования.

Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе, определение и описание собранных видов растений и животных. Приемы описания растительного покрова на территории около школы.





Общая биология 11 класс
(68 ч, 2 ч в неделю)

Тема и количество часов

Содержание

Лабораторные работы


Экскурсии и практические работы

7. Структурно-уровневое биоразнообразие. 9 ч

Многообразие форм жизни на Земле. Понятие о структурных уровнях организации жизни. Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Биологическое разнообразие — уникальное свойство живой материи на планете Земля.







8. Биологическое разнообразие как результат эволюции. 15 ч


Развитие представления об эволюции живой природы в естествознании. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Ч.Дарвин — создатель материалистической теории эволюции. Основные положения об эволюции органического мира в теории Ч. Дарвина: вид — эволюционная единица, индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Наследственность и изменчивость как факторы эволюции. Борьба за существование. Искусственный и естественный отбор. Формы естественного отбора. Дивергенция и конвергенция видов. Приспособленность вида как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Современное учение об эволюции. Вид как биосистема. Критерии вида. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида, как генетическая система и единица эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Генетические процессы в популяциях. Мутации — причина изменений в генах и хромосомах. Размножение организмов — механизм распространения и накопления мутаций в популяциях. Роль мутаций в эволюционном процессе. Закон Харди—Вайнберга. Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе — видообразование. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Роль изоляции в расхождении видов. Пути и скорость видообразования. Способы видообразования: аллопатрическое (географическое) и симпатрическое (экологическое). Видообразование как процесс возникновения новых видов на Земле. Микроэволюция и макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Результаты эволюции — многообразие видов, приспособленность организмов к условиям существования (органическая целесообразность), постепенное усложнение организации живых организмов, система живых организмов на Земле (царства клеточных и неклеточных организмов).

Сравнение и описание признаков у двух видов одного рода растений. Выявление и описание приспособленности растения элодеи к обитанию в водной среде. Сравнение и описание приспособленности дождевого червя к обитанию в почвенной среде. Определение и описание признаков, созданных естественным отбором (у шиповника) и искусственным отбором (у сортовой розы).


Многообразие видов в природе родного края. Приспособленность видов к жизни зимой.


9. Происхожде-ние жизни и этапы развития биоразнообразия на Земле. 9 ч.


Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Первые научные попытки объяснения возникновения жизни. Роль опытов Ф.Реди, Л.Пастера для доказательства материальной сущности возникновения живого. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Постепенные изменения условий на молодой планете. Физико-химическая эволюция на планете как условие возникновения жизни. Биологическая эволюция как условие развития жизни и ее разнообразия. Теории абиогенеза, биогенеза и др. Современные гипотезы о возникновении жизни А.И.Опарина, Дж.Холдейна, Дж.Бернала. Подтверждение материалистического возникновения биополимеров и протоби-онтов. Опыты С.Миллера и С.Фокса. Эволюция протобионтов. Возникновение гетеротрофов, автотрофов, миксотрофов, симбионтов. Выход организмов на сушу. Эволюция органического мира на Земле. Вымершие, древние и современные виды. Проблема сохранения биологического разнообразия. Красная книга России. Система мер по охране природы.

Изучение и описание внешнего вида окаменелостей древних растений и животных. Изучение внешнего вида основных представителей вымерших растений и животных (по изображениям на рисунках, слайдах, электронных носителях).




10. Экологичес-кое и географии-ческое биоразно-образие. 10 ч.


Взаимоотношения организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле как условие появления биоразнообразия: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Многообразие факторов внешней среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Общие закономерности действия факторов среды. Влияние экологических факторов на живые организмы Приспособленность организмов к различным экологическим факторам. Адаптивные свойства растений и животных. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Суточные и сезонные миграции. Экологическое разнообразие организмов по отношению к влаге, свету, температуре. Многообразие приспособлений живых организмов к переживанию неблагоприятных условий среды обитания. Экологическое разнообразие популяций в зависимости от условий среды. Динамика численности популяций в зависимости от условий среды. Экологическая стратегия выживания популяций и видов. Экологические ниши и многообразие биологических форм функционирования видов (популяций) в экосистемах. Биогеография как наука о географическом разнообразии растительного и животного мира. Закономерности распределения живого мира на Земле. Понятие об ареале, флоре, эндемиках и фоновых видах растений и животных. Растительный покров Земли, его многообразие: тундры, хвойные леса, степи, пустыни, субтропические леса, дождевые тропические леса, луга, болота. Фауна и фаунистическое районирование Земли. Принципы фаунистического районирования. Биологическое разнообразие эндемичных и фоновых видов разных биогеографических областей: Австралийской, Неотропической, Эфиопской, Индомалайской, Неоарктической и Палеоарктической. Географическое многообразие культивируемых видов. Центры происхождения и многообразия культурных растений и домашних животных.

Изучение и описание особенностей гидрофитов, мезофитов и ксерофитов на примере комнатных растений. Описание адаптивных свойств раннецветущих растений (на примере местных видов). Постановка опытов по выгонке растений к цветению. Изучение внешнего вида основных представителей растений и животных из разных биогеографических областей (по изображениям на рисунках, слайдах, электронных носителях).





11. Социально-этологическое биоразнообразие. 6 ч


История развития знаний о поведении животных. Этология как научная область исследования поведения животных. Методы этологических исследований. Многообразие типов социальной жизни животных: агрегация, семья, стадо и др. Инстинктивное поведение и научение животных. Ритуализация поведения. Связь врожденного и приобретенного компонентов поведения. Связь поведения и уровня развития нервной системы. Явление подражания и его роль в поведении животных. Исследовательское поведение. Забота о потомстве. Роль импринтинга (запечатление). Реакция следования. Дрессировка как модель формирования приобретенного поведения (научение). Познавательное значение игровой деятельности. Формирование общения в совместных играх животных. Проявление иерархии. Иерархия как путь выживания группы. Сигнализация и согласованность действий в группе. Общение и групповое поведение животных. Виды коммуникаций (с использованием обоняния, зрения и слуха). Многообразие форм поведения животных как путь увеличения жизнеспособности организмов и видов. Роль поведения в эволюции животного мира.

Наблюдение за поведением моллюсков и аквариумных рыб. Наблюдение за проявлением реакций фототаксиса и хемотаксиса на примере эвглены зеленой.





12. Происхожде-ние и развитие вида Человек разумный (антропогенез). 9 ч.


Человек как уникальный вид живой природы. История развития взглядов на происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Доказательство родства человека и обезьян. Эволюция приматов (понгид). Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека. Палеонтологические доказательства эволюционного происхождения человека. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа. Расы современного человека, их происхождение и родство. Расселение людей по земному шару. Механизмы образования многообразия рас. География человеческих рас. Концепции моноцентрического и полицентрического происхождения рас. Целостность вида Человек разумный. Биологические и социальные свойства современного человека. Образ жизни человека — основной фактор здоровья. Природно-климатические факторы и здоровье человека. Влияние факторов внешней среды на генетический аппарат человека. Здоровье человека и безопасность жизни. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. Болезни — следствие нездорового образа жизни. Эндемичные заболевания человека. Роль трудовой деятельности и творчества в жизни человека. Рациональная организация труда и отдыха. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни. Популяционное здоровье людей. Особенности демографии населения в зависимости от природных и социальных факторов. Экологическая напряженность и генофонд человека.







13. Биоразно-образие и проблема устойчивого развития биосферы. 7 ч


Человек как житель биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Актуальность проблемы сохранения многообразия органического мира. Биологическое разнообразие -- большая ценность по экологическим, генетическим, социальным, экономическим, научным, образовательным, медицинским, культурным, рекреационным и эстетическим параметрам. Важность биоразнообразия для удовлетворения потребностей населения в продовольствии и других нужд. Сохранение биологического многообразия — фактор, определяющий устойчивость систем жизнеобеспечения и развития биосферы. Биологическое разнообразие — важный фактор среды жизни человека.







14. Заключение. Взаимосвязи общества и природы. 3 ч

Глобальные изменения в природе под влиянием человека. Роль биологического разнообразия в сохранении равновесия в биосфере.







Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
- роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
- основные уровни организации живого;
- основные свойства жизни;
- основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
- об основных структурных элементах клетки и их функциях;
- о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
- о материальных основах наследственности;
- принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
- об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
- о способах деления клеток;
- об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
- основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
- биологический смысл и основные формы размножения организмов;
- об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
- о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
- основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
- понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, о причинах низкой устойчивости агроценозов;
- понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
- о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
- о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
- законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
- основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
- об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
- об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
- основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
- основные положения учения о виде и видообразовании;
- основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
- основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
- основные события, выделившие человека из животного мира;
- о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.

Повышенный уровень
- о природе устойчивости нормального онтогенеза;
- особенности жизни в разных средах обитания;
- понятие об экологической нише и жизненной форме;
- об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем;
- о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота;
- о природе и профилактике наследственных болезней;
- о происхождении и основных этапах эволюции жизни;
- о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека.

Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи, и благоприятной среды обитания человечества;
- находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
- обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
- пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
- приводить примеры приспособлений у растений и животных;
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.

Повышенный уровень
- находить, какие функции клеток и их нарушения сказываются на жизнедеятельности целого организма;
- использовать знания по теории эволюции и экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

Начало формы
Рабочая программа по биологии базового уровня для 6–9-й классов основной школы

Пояснительная записка

Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на изучение биологии в 6-9 классах в течение 238 часов (в 6-м классе - 34 часов, в 7-9 классах - по 68 часов каждый год).
Школьный курс биологии включает следующие разделы:
1. Биология. Растения, грибы, лишайники. 34 ч (6 класс) 2. Биология. Животные. 68 ч (7 класс)
3. Биология. Человек. 68 ч (8 класс)
4. Биология. Основы общей биологии. 68 ч (9 класс)

Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология»

Изложенные направления обеспечивают целостность биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь - самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле - необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение - личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания - научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.
Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какой книгеон может найти ответ, или у какого специалиста он должен проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным, как для него самого, так и для окружающих.

Основные идеи курса

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. В 7-ом классе. Жизнь - свойство целого, а не его частей. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.
Исторический подход к явлениям жизни. В программе 6-го и 7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
Экосистемный подход. Среднее биологическое образование должно быть экологически ориентированным на решение практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 9-го классов показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, в программе 6-го и 7-го классов - роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах, в программе 8-го класса - роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья.
Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную программу. Поэтому в программу 6 и 7 классов введены разделы, посвященные сравнительному методу.

Преемственная связь в содержании начальной и средней школы

Основой естественнонаучного образования в начальной школе служил курс окружающего мира. В дальнейшем в 7-9 классах идет развитие понятий, полученных ранее и развитие практических умений учащихся.



«БИОЛОГИЯ, РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ» 6-й класс (34 ч – 1 ч в неделю)

Особенности курса.
В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.
Сравнение - очень распространенная логическая процедура. Однако в средней и даже высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому мы посчитали необходимым включить в программу по биологии изучение сравнительного метода. В 7-м классе соответствующие разделы дополняются.
Главной особенностью программы 6 класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня. Демонстрации: живые растения, коллекции, муляжи растений разных отделов, семейств, изучаемых видов, отпечатки ископаемых растений; - движение растений; различные способы распространения плодов и семян, размножения растений; демонстрация опытов, иллюстрирующих химический состав растений, выделение кислорода, образование крахмала в листьях в процессе фотосинтеза, роль корневого давления в поглощении веществ из почвы, передвижение веществ в растении, доказывающих дыхание растений, верхушечный рост корня и побега, значение условий, необходимых для прорастания семян, развития проростка; муляжи плодовых тел шляпочных грибов; натуральные объекты – трутовик, спорынья, головня, гербарные экземпляры лишайников.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса по химии (естественно-научный профиль) 11 класс пояснительная записка
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...

Мбоу сош №33 г. Тамбова Учитель биологии Манохина Александра Юрьевна...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы...

Трайтак Д. И.,Трайтак Н. Д. Биология «Животные» 7 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 а классе, занимающего по программе инос

Рабочая программа по предмету «Технология» (пятый класс основной школы)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по технологии для неделимых 5-7 классов....

Программа по биологии для поступающих в 9 естественнонаучный класс
Освоить программу возможно при достаточной подготовке обучающихся по ранее изученным разделам биологии: ботаника, зоология. В основе...

Пояснительная записка Главной целью изучения данного элективного...
Таким образом, одно из ведущих понятий школьного курса биологии – биосистемы – и послужило названием данного элективного предмета,...

Рабочая программа для 3 класса
...

Рабочая программа по биологии для 7 класса Волковой Елены Петровны
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9...

Рабочая программа по технологии для неделимого 7-го класса сельской...
«Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа по направлению «Технология» для неделимого 7-го класса сельской...

Рабочая программа по биологии
Ет содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru