vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации


НазваниеМинистерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации
страница1/23
Дата24.04.2013
Размер3.11 Mb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Растения > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации

«Охрана окружающей среды»

(на 2012 – 2020 годы)

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Р.Р. Гизатулин


10 декабря 2011 года

Ответственный исполнитель

Ольга Анатольевна Бурканова, заместитель начальника отдела, Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, тел. (499) 124 28 11, boa@mnr.gov.ru

Паспорт государственной программы Российской Федерации
«Охрана окружающей среды» (на 2012 – 2020 годы)


Ответственный исполнитель программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнители программы


Минпромторг России,

Минрегион России,

Росприроднадзор,

Росгидромет,

Ростехнадзор,

Росводресурсы,

Росрыболовство

Роснедра

Подпрограммы программы


  1. Регулирование качества окружающей среды

  2. Биологическое разнообразие

  3. Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды

  4. Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике

  5. Обеспечение реализации государственной программы

Программно-целевые инструменты программы


Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»

Цели программы


Повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем

Задачи программы


1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики

2. Сохранение и восстановление биоразнообразия России

3. Повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды

4. Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике

Целевые индикаторы и показатели программы


Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу ВВП, т на млн. руб. ВВП

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.

Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА>7), млн. чел.

Объем образованных отходов всех классов опасности на единицу ВВП, т на млн. руб. ВВП

Численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию прошлого экологического ущерба (по 15 "горячим точкам"), тыс. чел.

Доля площади Российской Федерации, занятая особо охраняемыми природными территориями всех уровней, %.

Этапы и сроки реализации программы


Срок реализации программы: 2012 – 2020 гг., программа реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований программы


Объем финансового обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета составляет 255 096 097,54 тыс. руб.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств федерального бюджета по годам составляет:

2012 год: 22 712 849,70 тыс. руб.

2013 год: 23 477 768,20 тыс. руб.

2014 год: 24 316 731,30 тыс. руб.

2015 год: 31 309 738,11 тыс. руб.

2016 год: 31 250 139,53 тыс. руб.

2017 год: 30 045 022,87 тыс. руб.

2018 год: 29 295 787,23 тыс. руб.

2019 год: 29 884 948,66 тыс. руб.

2020 год: 32 803 111,95 тыс. руб.



Ожидаемые результаты реализации программы

В качественном отношении:

Эффективная система государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, стимулирующая модернизацию экономики на основе принципов «зеленого роста»

Создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов; развитие рынка экологического девелопмента, товаров и услуг;

Создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения;

Сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление численности популяций редких и исчезающих объектов животного и растительного мира России.

Повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности).

Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Получение новых научных знаний в области изменения климата, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

В количественном отношении к 2020 году будут получены следующие результаты (по сравнению с базовым 2007 г.):

Снижение объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на единицу ВВП снизится в 2,2 раза;

Сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2,7 раза;

Улучшение экологических условий проживания для 36,1 млн. россиян, проживающих в настоящее время в неблагоприятных экологических условиях (в том числе в кризисных в экологическом отношении регионах);

Снижение объема образованных отходов всех классов опасности (т) на 1 млн. руб. ВВП в 1,6 раза;

Улучшение экологических условий жизни для более чем 750 тыс. россиян, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию прошлого экологического ущерба (по данным 15 "горячих точек");

Рост доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней, до 13,5% территории страны – уровня, соответствующего передовым международным стандартам.

.

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Примерно на 15% территории Российской Федерации, где проживает 60% населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным. Из-за загрязненности воздуха средняя продолжительность жизни россиян сокращается примерно на один год, а в наиболее загрязненных городах – примерно на четыре года, и этот фактор может являться непосредственной причиной до 8% общего количества смертей ежегодно. Более того, около 10 млн. человек употребляют питьевую воду, не соответствующую национальным допустимым нормам по содержанию одного или нескольких вредных веществ, в том числе по концентрациям опасных химических веществ1.

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее – Концепция – 2020) на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в европейской части страны). Приоритеты развития страны до 2020 года по переходу к новому, постиндустриальному обществу требуют существенной корректировки действующей экологической политики.

Анализ состояния окружающей среды России позволяет выделить следующие основные проблемы в сфере окружающей среды, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и текущим негативным воздействием на окружающую среду.

Низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Одной из ключевых проблем, обуславливающих ухудшение качества окружающей среды и снижения уровня экологической безопасности России, является неэффективная система нормирования негативного воздействия на окружающую среду. За последние 20 лет в Российской Федерации ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не индексировались. Административные штрафы за нарушение природоохранного законодательства не сопоставимы с уровнем затрат на устранение нарушений. Существующая система нормирования воздействия на окружающую среду основана на соблюдении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на внешней границе санитарно-защитной зоны (для атмосферного воздуха) и в контрольных створах (для водных объектов). Ее основные недостатки в том, что она, с одной стороны, предъявляет избыточно жесткие требования (нормируются более 2000 загрязняющих веществ), с другой стороны - не исключает субъективизма при принятии решений об установлении временных нормативов (лимитов) природоохранными органами. Такая ситуация приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и не имеют никаких стимулов к модернизации. Таким образом, существующая система нормирования не способствует решению проблем снижения загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв.

Высокий и очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах, связанный с ростом транспортных выбросов и недостаточной эффективностью очистных сооружений в промышленности. В 130 городах Российской Федерации, где проживает более 50 % городского населения уровень загрязнения воздуха, характеризуется как высокий и очень высокий. Наиболее остро сложилась ситуация в 30 городах с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. К наиболее крупным из них относятся: Благовещенск (Амурская область), Иркутск (Иркутская область), Красноярск и Норильск (Красноярский край), Магадан (Магаданская область), Екатеринбург и Нижний Тагил (Свердловская область), Новокузнецк (Кемеровская область), Саратов (Саратовская область), Тюмень (Тюменская область) и др. Вплотную приблизились к уровням очень высокого загрязнения и показатели по г. Москва.

Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт (более 40 %); среди отраслей промышленности наибольшая доля выбросов загрязняющих веществ приходится на топливно-энергетический комплекс и металлургию. Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приходится на Уральский и Сибирский федеральные округа; около 20 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приходится на 7 субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации.

Несмотря на определенное снижение выбросов в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, вызванное в том числе снижением промышленного производства в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг.2, качество воздуха в российских городах существенно отстает от среднего уровня Европейского союза (например, среднегодовая концентрация взвешенных веществ в российских городах более чем в 3 раза превышает концентрацию данных веществ в атмосферном воздухе европейских городов; повышенная концентрация взвешенных веществ в атмосферном воздухе может быть причиной до 40 тыс. дополнительных смертей ежегодно, повышенного уровня заболеваемости органов дыхания, в том числе у детского населения).

Высокий уровень загрязнения вод. В водные объекты Российской Федерации сбрасывается до 52 куб. км в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке; свыше 72 % сточных вод, подлежащих очистке (13,8 куб. км), сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17 % (3,4 куб. км) - загрязненными без очистки и только 11 % (2 куб. км) - очищенными до установленных нормативов. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 11 млн. тонн загрязняющих веществ.3 Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов4. Более 10 % российского населения употребляют воду, не соответствующую стандартам безопасности.

Большое количество объектов прошлой хозяйственной деятельности, являющихся источниками загрязнения компонентов природной среды и высокого экологического риска. В Российской Федерации в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности образовалось значительное количество объектов, характеризующихся высокой степенью опасности для окружающей среды и здоровья населения и территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии. В результате прошлой хозяйственной деятельности, нерационального природопользования образовались значительные площади нарушенных земель (около 1 млн. га). Наибольшие площади нарушенных земель расположены на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа (119,0 тыс. га), Свердловской (63,3 тыс. га) и Кемеровской (62,7 тыс. га) областей, Ханты-Мансийского (55,6 тыс. га) и Чукотского (47,6 тыс. га) автономных округов. Необходимо восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота по причине их загрязнения химическими веществами в результате антропогенного воздействия. Особую проблему представляет загрязнение почв. В частности, высокие уровни свинцового загрязнения и концентраций тяжелых металлов наблюдаются в городах с металлургическим производством, расположенных на Урале, в Кузбассе, на Дальнем Востоке и Кавказе. Остается нерешенной проблема обезвреживания пестицидов и агрохимикатов с истекшим сроком годности, накопленных в период широкомасштабной химизации сельского и лесного хозяйства в СССР. Данные вещества относятся к стойким органическим загрязняющим веществам, запрещаемым к производству, использованию и обороту Стокгольмской конвенцией, подписанной Российской Федерацией.

На основании предварительного анализа сложившейся в стране ситуации выделено 194 первоочередные «горячие» экологические точки, на которых накоплены экологические проблемы, вызванные результатом прошлой хозяйственной деятельности. Главными критериями отнесения объектов к перечню первоочередных «горячих точек» являются масштаб экологического ущерба, величина рисков, представляющих угрозу для жизни и здоровья населения, невозможность возложения ответственности за накопленный экологический ущерб на собственников соответствующих объектов (в т.ч. в связи с их ликвидацией или банкротством).

Наиболее проблемными субъектами Российской Федерации (в части накопленного экологического ущерба) являются г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Красноярский край, Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Архангельская, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская и Московская области. Негативное воздействие объектов прошлого экологического ущерба на окружающую среду имеет тенденцию к росту и без принятия мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий может достигнуть катастрофического. Уже сейчас накопленный экологический ущерб приводит к росту заболеваемости населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию. Так по данным исследований Всемирного банка на экологически неблагополучных территориях уровни индикаторной патологии (болезни эндокринной системы, крови, нервной системы, кожи и подкожной клетчатки и т.д.) у детей в 2 – 2,4 раза, у взрослого населения на 40-78 % выше, чем в населенных пунктах с менее загрязненной окружающей средой5. К объектам прошлого хозяйственного ущерба относятся и отработанные скважины, горные выработки, торфяники, заброшенные промышленные и иные хозяйственные объекты, характеризующиеся различным уровнем экологических рисков.

Низкий уровень обезвреживания, переработки и вторичного использования отходов производства и потребления. В Российской Федерации накоплено около 3 млрд. т токсичных отходов производства и потребления; объем отходов производства и потребления имеет тенденцию к росту. Переработке подвергается менее 40 % промышленных отходов и лишь 13,6 % твердых бытовых отходов, в то время как средний уровень вторичного использования ТБО в странах ЕС по состоянию на 2007 г. составил 39,9 %, в отдельных странах (Бельгии, Нидерландах, Австрии – более 50 %). В результате низкой степени вторичного использования и обезвреживания отходов на промышленных площадках, принадлежащих предприятиям, размещено 28,4 млрд. т отходов. С учетом роста объемов отходов производства и потребления под их размещение ежегодно выделяется около 400 тыс. га земель.

Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, отсутствие раздельного сбора и – в большинстве случаев – сортировки отходов; последнее приводит к размещению токсичных отходов, в том числе ртутьсодержащих ламп, на полигонах ТБО без предварительного обезвреживания. Состояние полигонов ТБО также является неудовлетворительным: в 2009 году по данным Роспотребнадзора менее половины полигонов ТБО имели санитарно-эпидемиологическое заключение. В целом, сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.

Загрязнение морских акваторий. Возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и не отвечающее современным требованиям оснащение органов государственного надзора техническими средствами для осуществления государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации являются важными проблемами развития морской деятельности и обеспечения экологической безопасности России. Основными источниками загрязнения морей и морского побережья являются глобальные и региональные переносы загрязняющих веществ, образующиеся в результате деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии и нефтегазодобывающей отрасли.

Важной проблемой является и захламление морских акваторий. В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды, в том числе морских акваторий Арктической зоны Российской Федерации. По результатам мониторинга загрязнения морской среды в районах свалок судов выявлено содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах Кольского залива, в десятки-сотни раз превышающее содержание данных веществ на других участках Кольского залива.

Угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов являются глобальной проблемой, вызванной возрастающей антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Россия является крупнейшим по площади государством в мире и играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы. В России представлены все основные экосистемы Евразии: полярные пустыни, тундры, лесотундры, тайга, бореальные леса, лесостепи, степи, полупустыни, субтропики.

В Российской Федерации произрастает более 12 500 видов сосудистых растений, 2200 – мохообразных, около 3000 – лишайников, 320 – млекопитающих, более 732 – птиц, 80 - рептилий, 29 – амфибий, 343 вида пресноводных рыб, 9 – круглоротых, около 1 500 видов морских рыб, более 100 тыс. видов беспозвоночных животных. По ориентировочным подсчетам около 20 % флоры и фауны России составляют эндемичные виды.

Вклад биоразнообразия России в глобальное видовое биоразнообразие планеты достаточно велик: в нашей стране представлено около 5 % мировой флоры сосудистых растений, 18 % - фауны млекопитающих и почти 8 % - фауны птиц.

К основным проблемам в сфере сохранения и восстановления биоразнообразия в России относятся:

- рост темпов исчезновения видов животных и растений: за последние 400 лет с территории России исчезли 9 видов животных;

- сокращение и деградация естественных местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;

- увеличение масштабов нелегального изъятия природных ресурсов;

- наличие пробелов и противоречий отдельных положений природоохранного законодательства нормам гражданского, земельного и иного отраслевого законодательства, отсутствие достаточной правоприменительной и судебной практики, низкий уровень финансового обеспечения полномочий по охране объектов растительного и животного мира, не отнесенных к охотничьим и водным биоресурсам;

- отсутствие специальных мер стимулирования, оправданных с экономической и социальной точек зрения, стимулирующих сохранение и устойчивое использование компонентов биоразнообразия;

- недостаточный уровень научно-методического обеспечения в области сохранения биоразнообразия, ведения экологического мониторинга, способствующего принятию научно-обоснованных управленческих решений в области сохранения биоразнообразия;

- сохранение значительных межрегиональных различий в сети особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), недостаточный уровень репрезентативности биоразнообразия в действующей сети ООПТ федерального уровня: например, ООПТ занимают лишь 5 % российской Арктики (в зарубежной Арктике – от 20 % до 50 %), на федеральных ООПТ представлено 50 % всего ландшафтного разнообразия России, 63 % видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и 88 % видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

- недостаточная эффективность деятельности на особо охраняемых природных территориях в области охраны природных комплексов и объектов, противопожарной деятельности, ведения экологического мониторинга, экологического просвещения, познавательного туризма ввиду нехватки сильного кадрового потенциала, недостаточной инфраструктуры, плохого оснащения транспортными средствами и противопожарным оборудованием, отсутствия единых методических указаний и инструктивных материалов, по вопросам осуществления основных направлений деятельности на особо охраняемых природных территориях, низкий уровень контроля за деятельностью подведомственных федеральных государственных учреждений;

- недостаточный уровень развития познавательного туризма и экологического просвещения населения, низкий уровень предоставления экосистемных услуг на ООПТ всех уровней;

- минимальный уровень поддержки бизнес-сектора по сохранению и восстановлению биоразнообразия.

Проблема сохранения озера Байкал. В 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия. В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал был принят Федеральный закон "Об охране озера Байкал", в соответствии с которым на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, запрещающий или ограничивающий виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на озеро Байкал. Однако увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее 10-летие привело к ухудшению состояния уникальной экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер по восстановлению и сохранению Байкальской природной территории.

Недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг. Недостаточная заинтересованность предприятий в экологической модернизации производства и снижения негативного воздействия на окружающую среду в сочетании с достаточно низкой долей инвестиций в ВВП России в целом ограничивает развитие экологического сектора экономики, снижает конкурентные преимущества российской экономики в сфере развития ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий. Научный и технологический потенциал России в сфере охраны окружающей среды существенно отстает от уровня зарубежных стран: в 2008 году на данное направление в России приходился лишь 1 % внутренних затрат на научные исследования и разработки, тогда как в Австрии на данное направление приходится 8,2 % внутренних затрат на научные исследования и разработки, в Мексике – 7,8 %, в ЮАР – 4 %. Доля предпринимательского сектора в финансировании научных исследований и разработок в сфере рационального пользования в России составляет менее 25 %6. В Российской Федерации практически отсутствуют технологии экологической реабилитации территорий, в том числе от загрязнения стойкими органическими загрязняющими веществами.

Недостаточный уровень гидрометеорологической безопасности для обеспечения устойчивого развития таких погодозависимых отраслей экономики, как энергетика, транспорт водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство и другие. В 2009 г. лишь 34 % объектов экономики и социальной сферы были защищены от снежных лавин методами предупредительного спуска в общем количестве объектов в лавиноопасных районах, нуждающихся в защите. Предотвращение ущерба сельскохозяйственных угодий от градобития требует существенного расширения площади противоградовой защиты.

Недостаточный объем и качество мониторинга окружающей среды. Плотность существующей наблюдательной сети не соответствует международным стандартам. Количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений составляет от 74 до 85 % от минимально необходимого количества, рассчитанного с учетом рекомендаций ВМО и общих климатических, физико- и экономико-географических условий территории Российской Федерации, выполнение нормативных объемов измерений (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды) – от 44 (загрязнение атмосферного воздуха) до 76 % (загрязнение поверхностных вод). 38 % городского населения России проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. В целом, как отмечается в Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 1458-р, в настоящее время наблюдается несоответствие между возрастающим спросом общества и развивающейся экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды, с одной стороны, и серьезным отставанием развития технической, технологической и кадровой базы гидрометеорологического обеспечения от современного уровня, с другой стороны, что является системной проблемой. Это несоответствие способствует росту дисбаланса между спросом на указанную информацию и возможностями ее формирования и предоставления, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Решение проблемы развития систем гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды приобретает особую актуальность в связи с угрозой ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов.

Отставание уровня и оснащенности научных исследований в Антарктике, вызванное износом отечественной экспедиционной инфраструктуры, недостаточным приборным и технологическим оснащением, низким уровнем материального стимулирования участников экспедиций может привести к утрате российских позиций в Антарктике, недостаточному использованию потенциала Российской антарктической экспедиции для изучения проблем изменения климата, влияющих на формирование российской и глобальной экологической политики, несоблюдением условий Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

Итогом влияния перечисленных накопленных и текущих экологических проблем, является снижение качества жизни и среды обитания, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста. В целом ежегодный экономический ущерб в результате ухудшения состояния окружающей среды составляет 4 – 6 % ВВП7.

Итоги государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ); указах Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (от 4 февраля 1994 г. № 236), "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (от 1 апреля 1996 г. № 440); Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» от 8 июня 2008 г. № 889, направленный на обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов и предусматривающий повышение экологической эффективности электроэнергетики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, обеспечение перехода к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. С учетом положений данного Указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. № 1166-p утвержден комплекс мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации, предусматривающий:

• совершенствование систем нормирования в области охраны окружающей среды, платы за негативное воздействие на окружающую среду, показателей оценки состояния окружающей среды;

• повышение эффективности системы государственного экологического надзора;

• расширение взаимодействия с общественными экологическими организациями с целью привлечения их к решению природоохранных проблем в регионах Российской Федерации;

• реализацию программно-целевых методов в целях обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации;

• активизацию международного сотрудничества, направленного на эффективную защиту интересов Российской Федерации при участии в многосторонних природоохранных конвенциях и двусторонних соглашениях природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением территории Российской Федерации.

В развитие данных мер 27 мая 2010 года было проведено заседание президиума Государственного совета по экологии, на котором были рассмотрены направления развития государственной политики в сфере охраны окружающей среды. В рамках реализации решений, принятых по итогам заседания, Минприроды России были разработаны Основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды, а также подготовлен пакет законопроектов, направленных на реформирование системы регулирования качества окружающей среды и предусматривающих:

- сокращение количества нормируемых загрязняющих веществ в составе выбросов (сбросов) до минимально необходимого уровня, который обеспечивается измерениями и инструментальным контролем;

- переход на технологическое нормирование на основе показателей наилучших доступных технологий (НДТ) для крупных организаций-загрязнителей с внедрением декларирования – для остальных предприятий;

- повышение эффективности экологического мониторинга и государственного экологического надзора на основе использования методов инструментального контроля, концентрации усилий органов государственного надзора на обеспечении соблюдения законодательства крупными загрязнителями, развития механизмов производственного контроля;

- создание экономических механизмов, стимулирующих модернизацию производств на основе внедрения экологически чистых технологий, привлечение инвестиций в сферу переработки и вторичного использования отходов производства и потребления, в том числе загрязнений, являющихся результатами прошлой хозяйственной деятельности;

- развитие правовых и экономических механизмов, обеспечивающих повышение ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение ущерба окружающей среде.

В рамках настоящей государственной программы предусматривается дальнейшее развитие и реализация указанных инициатив.

В целях обеспечения сохранения и восстановления природных комплексов расширяется сеть особо охраняемых природных территорий федерального значения. Начиная с 1992 года, в России было создано 28 новых заповедников, 25 национальных парков и 9 федеральных заказников, территории еще 25 заповедников, 1 национального парка и 1 федерального заказника были расширены. Таким образом, за истекший период лет общая площадь территорий заповедников, национальных парков и федеральных заказников была увеличена почти на 80 %. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 года № 725-р одобрены предложения по организации до 2010 года новых 7 заповедников и 14 национальных парков. В ходе реализации данного документа по состоянию на 1 октября 2010 года были созданы 2 заповедника и 7 национальных парков. В целях повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования ООПТ федерального значения в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия, Минприроды России была разработана Концепция развития особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, рассмотренная Правительством Российской Федерации в 2010 году. Реализация основных положений данной Концепции предусматривается в рамках настоящей государственной программы.

Дальнейшее развитие сферы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды будет осуществляться в соответствии с приоритетами государственной политики, установленными в Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней отраслях на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 1458.

Прогноз развития сферы реализации государственной программы

Прогноз развития сферы реализации государственной программы разработан с учетом положений Энергетической стратегии России до 2030 года, Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030, параметров социально-экономического развития, заложенных в Основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации в 2012 - 2014 гг. и проекте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, подготовленном Минэкономразвития России (инновационный вариант развития), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. При расчете прогнозных значений показателей государственной программы также учитывались тенденции изменения состояния окружающей среды в зарубежных странах, динамика и объем образования твердых бытовых отходов на душу населения в странах Европейского союза, который уже сейчас существенно превышает уровень вывоза ТБО в Российской Федерации.

Результаты расчетов показывают, что с учетом внедрения новых механизмов регулирования качества окружающей среды к 2020 году будет достигнуто определенное снижение удельных показателей негативного воздействия на окружающую среду; наметится постепенный переход российской экономики от стадии экстенсивного развития, приводящего к усилению негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста, к экологически эффективному устойчивому развитию, предусматривающему снижение показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения и захоронения отходов при росте промышленного производства.

Темпы перехода к новой модели развития и соответственно снижения негативного воздействия на окружающую среду существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, формирование технологической базы для ликвидации накопленного ранее экологического ущерба и проведение практических работ по реабилитации загрязненных территорий, развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления, а также другие мероприятия. При сохранении текущих уровней бюджетного финансирования сферы охраны окружающей среды на уровне 0,1 % ВВП достижение целевых параметров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года в сфере снижения негативного воздействия будет отсрочено на 10-15 лет. При этом Россия может упустить благоприятную возможность по формированию конкурентных преимуществ в сфере экотехнологий и экоинноваций, закрепить сложившуюся практику импорта продукции в данной сфере.

В случае роста объемов бюджетного финансирования вопросов охраны окружающей среды до 0,5 % ВВП процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится как за счет разработки и коммерциализации новых технологий в сфере ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и обеспечения экологической безопасности, реализации практических мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, так и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. В этом случае к 2020 году возможно существенное (в разы) сокращение удельных уровней негативного воздействия отраслей, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Наконец, предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года увеличение расходов на охрану окружающей среды до 1,5 % ВВП в сочетании с обеспечением предусмотренных указанной Концепцией темпов экономического роста позволит к 2020 году снизить удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в 3 и более раз.

В сфере сохранения и восстановления биоразнообразия значительную роль будет играть повышение эффективности деятельности действующих особо охраняемых природных территорий и развитие новых ООПТ. В соответствии с проектом Концепции развития особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года, программными документами субъектов Российской Федерации в сфере ООПТ, к концу реализации государственной программы доля площади Российской Федерации, занимаемая ООПТ всех уровней, превысит средний уровень по странам Европейского союза, существенно повысится репрезентативность природных комплексов, охраняемых на ООПТ федерального значения.

Направления и количественные параметры развития гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды определены Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.3010 г. № 1458-р.

Основными направлениями развития являются:

развитие наблюдательной сети;

развитие базовых технологий обработки и распространения данных наблюдений, прогнозирования состояния окружающей среды, ее загрязнения;

развитие Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и других фондов данных;

решение прикладных задач на новой технологической основе.

Прогноз развития деятельности Российской Федерации в Антарктике определен Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу (далее также – Стратегия).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство природных ресурсов российской федерации федеральная...
Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 апреля 2007 года №106 "Об утверждении состава лесохозяйственных...

Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации федеральное...
Характеристика лесных и нелесных земель лесного фонда на территории лесничества. 11

Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации...
Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации

Министерство труда и социального развития российской федерации
Сполнение п. 12 Мероприятий по содействию занятости населения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской...

Муниципальное образование ханты-Мансийского автономного округа Югры
В соответствии со ст. 84, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации...

Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации...
Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации

Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации...
Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации

Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации...
Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации

Министерство экономики российской федерации комитет российской федерации...
Разработан Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Российской Федерации установлены гост р 0—92 «Государственная система стандартизации Рос­сийской Федерации. Основные положения» и...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru