vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Методическая разработка «развитие мотивации обучающихся к познанию, активной творческой деятельности»


НазваниеМетодическая разработка «развитие мотивации обучающихся к познанию, активной творческой деятельности»
страница1/7
Дата24.04.2013
Размер0.56 Mb.
ТипМетодическая разработка
vcvetu.ru > Растения > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7


Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»

МО Тосненский район Ленинградской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОЗНАНИЮ,

АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Автор: педагог дополнительного образования

Булатова Ирина Александровна

Направленность деятельности: эколого-биологическая

2012 год

Содержание

Пояснительная записка................................................................................................................3

Содержание методической разработки……………..………………………………………….5

Заключение...................................................................................................................................12

Библиография...............................................................................................................................13

Приложение ……………………………………………...……………………………………..15

Пояснительная записка

К участию в конкурсе Ярмарка инноваций в образовании представлен методический материал по теме: «Развитие мотивации обучающихся к познанию, активной творческой деятельности»

Цель:

развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося

Задачи:

- способствовать всестороннему развитию обучающихся, повышению уровня их знаний, умений и воспитанности;

- содействовать развитию любознательности, стремления к познанию окружающего мира;

- способствовать развитию способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний;

- способствовать развитию памяти, творческих способностей, волевых качеств (активность, целеустремленность, эмоциональная устойчивость и др.)
Новизна методики

Борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний и на сегодняшний день продолжает оставаться одной из важнейших задач образования. В школе внешним стимулом к обучению для части учеников остается оценка. Она создаёт условия для успешной учебной деятельности, формирования положительных устремлений ученика, играет также и воспитательную функцию. В дополнительном образовании оценка лишается своей ценности, педагогам приходится искать новые стимулы для развития ребёнка.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что стимулирование ребёнка к различным видам деятельности производится посредством «Линейки роста», в которой все достижения обучающегося оцениваются в виде баллов. Каждый ребёнок, набрав определённое количество баллов, занимает определённую нишу в «линейке роста». При этом он имеет возможность подняться на более высокую ступень и получить определённый статус, в данном случае звание юннат.
Перспективность реализации методики

Данная методическая разработка является одной из форм работы с детьми и может использоваться для развития мотивации обучающихся к познанию, творчеству, стремлению к самостоятельной познавательно - поисковой деятельности. В результате её применения у детей будут развиваться рефлексивные, творческие, исследовательские умения и навыки. Данная форма работы может быть также использована педагогами для определения качества усвоения содержания образовательной программы.

Содержание методической разработки

«Линейка роста обучающегося» четко и просто сформулирована, понятна и доступна для понимания ребенка. За основу была взята классификация животных от простого к более сложному. Чтобы продвигаться по линейке роста дети должны ознакомиться с памятками «как можно набрать, или потерять поощрительные баллы». Для более быстрого продвижения по «линейке роста» обучающимся предлагается получить лицензии и сертификаты, подтверждающие их уровень знаний и умений по образовательной программе. Для получения сертификатов знаний требуются знания, от объема которых зависит степень сертификата. Сертификаты знаний дают возможность обучающимся участвовать в проведении экскурсий по уголку живой природы, экологической тропе, могут использоваться ими в написании исследовательских работ, в последующем освоении школьных предметов, в повседневной жизни, помогут в профессиональном ориентировании. Для получения лицензий на право работы разработаны контрольные вопросы. К контрольным вопросам предлагаются конспекты, поощряется самообразование ребенка. Обладатели лицензий и сертификатов 3 уровня могут претендовать на звание «член лицензионно - сертификационной комиссии», в обязанности которой входит возможность давать консультацию по вопросам их получения, проводить совместно с педагогом лицензирование обучающихся и выдачу им сертификатов.

Для привлечения внимания к окружающему миру, развития умения наблюдать, делать выводы в данной методической разработке обучающимся предлагается вести дневник наблюдения за животными уголка живой природы, за сезонными изменениями в природе, за что они также получают соответствующее количество баллов.


Методический материал:

- «линейка роста обучающегося»;

- памятка «Как можно набрать поощрительные баллы» - 1 шт.;

- памятка «Как можно потерять набранные баллы» - 1 шт.;

- перечень контрольных вопросов необходимых для получения лицензии для работы с животными - 1 шт. (Приложение №1);

- варианты оформления лицензий – 7 шт. (Приложение №2);

- условия получения лицензий - 6 шт. (Приложение №3);

- конспекты ответов на вопросы по лицензиям «уход и содержание животными» - 5 шт. (Приложение №4);

- требования к знаниям необходимые для получения лицензий - 2 шт. (Приложение №5);

- сертификаты знаний и положения об их получении - 5 шт. (Приложение №6);

- конспекты ответов на вопросы для получения сертификатов знаний - 2 шт. (Приложение №7);

- положение об удостоверении «член лицензионно - сертификационной комиссии» - 1 шт. (Приложение №8);

«Линейка роста» обучающегося
Каждый из обучающихся в объединении имеет возможность в течение учебного года получить почётное звание «Юннат». Для этого необходимо: пройти «линейку роста» от амёбы до примата:

  • Амёба - лицо, изъявившее желание посещать занятия, и заполнившее

вступительные анкеты, имеющее рабочую папку, тетрадь и альбом.

  • Инфузория туфелька - обучающийся, набравший 10 баллов.

  • Гидра - обучающийся, набравший 20 поощрительных баллов.

  • Морская звезда - обучающийся, набравший 30 баллов.

  • Червь - обучающийся, набравший 40 поощрительных баллов.

  • Моллюск - обучающийся, набравший 50 поощрительных баллов.

  • Рак - обучающийся, набравший 60 поощрительных баллов.

  • Паучок - обучающийся, набравший 70 поощрительных баллов.

  • Божья коровка - обучающийся, набравший 90 поощрительных баллов.

  • Бабочка - обучающийся, набравший 110 поощрительных баллов.

  • Рыбка - обучающийся, набравший 130 поощрительных баллов.

  • Лягушка - обучающийся, набравший 150 поощрительных баллов.

  • Черепаха - обучающийся, набравший 170 поощрительных баллов.

  • Ящерица - обучающийся, набравший 190 поощрительных баллов.

  • Птичка - обучающийся, набравший 210 поощрительных баллов.

  • Крыска - обучающийся, набравший 230 поощрительных баллов.

  • Кошка - обучающийся, набравший 250 поощрительных баллов.

  • Обезьянка - обучающийся, набравший 270 поощрительных баллов.

  • Юннат - обучающийся, набравший 300 поощрительных баллов.









Юннат, набравший поощрительные баллы с преимуществом баллов за:


  • лицензии, сертификаты, участие в конкурсах, викторинах, получение на занятии жетонов за правильные ответы, выполнение домашнего задания, сбор материала для написания исследовательских и проектных работ, написание реферата, участие в проведении экскурсий по уголку живой природы и кабинету зоологии, по экологической тропе и т.д. - получает звание юннат - знайка.


Юннат, набравший поощрительные баллы с преимуществом баллов за:


  • полезные дела, качественное дежурство, уход за животными уголка живой природы и т.д. - получает звание юннат - добрая душа.


Юннат, набравший поощрительные баллы с преимуществом баллов за:


  • изготовление поделок и участие в выставках поделок и рисунков, ремонт клеток и т.д. - получает звание юннат - золотые руки.


Юннат, проявивший себя во всех качествах, получает звание старший юннат.


Памятка

«Как можно набрать поощрительные баллы»

Баллы начисляются обучающимся объединений за:

1 балл

  • посещение занятия

  • полезные дела (угощение животных уголка живой природы и кабинета зоологии своими кормами и т.д.)

  • изготовление поделок и рисунков (каждый день работы)

  • получение на занятии 10 жетонов за правильные ответы


2 балла

  • качественное дежурство

  • выполнение домашнего задания (каждый день работы)

  • полезные дела (уборка террариумов и клеток с животными, уход за животными, чистка скворечников, участие в приобретении животных и т.д.)

  • участие в викторинах и конкурсах внутри объединения

  • участие в выставках поделок и рисунков внутри объединения

  • получение на занятии 20 жетонов за правильные ответы


3 балла

  • ведение дневника наблюдения (каждый день работы)

  • оформление коллекций (из 3 наименований)

  • сбор материала для написания проектных и исследовательских работ (каждый день работы)

  • получение 1- 3 места в конкурсах, викторинах, выставках внутри объединения

  • полезные дела (выгул и кормление хищников, вычёсывание, ремонт клетки и т.д.)

  • помощь педагогу в проведении занятия (сбор материала, проведение занятия с младшими обучающимися)

4 балла

  • получение 1 лицензии (на уход и содержание, лицензии на выгул животных и т.д.)

  • изготовление стенгазеты

  • написание реферата

  • написание текстовой части к коллекции

  • помощь педагогу в подготовке к проведению массового мероприятия (сбор материала, оформление выставки поделок и рисунков и т.д.)

  • участие в экологической акции

5 баллов

  • получение 1 сертификата знаний

  • получение 1 - 3 места в районных конкурсах, викторинах, выставках

  • оформление проектных и исследовательских работ

  • помощь педагогу в проведении массового мероприятия


6 баллов

  • участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества детей

  • участие в проведении экскурсий по уголку живой природы и кабинету зоологии, экологической тропе

  • оформление дневника наблюдения

  • презентация проектных и исследовательских работ в группе


10 баллов

  • участие в районном и областном конкурсах исследовательских и проектных работ


15 баллов

  • получение 1-3 места в районном и областном конкурсах исследовательских работ

20 баллов

  • получение 1-3 места во всероссийских конкурсах исследовательских и проектных работ

Памятка

«Как можно потерять набранные баллы»

Баллы теряются если обучающийся:

  • не убирает за собой рабочее место в конце занятия - 1 - 2 балла

  • не соблюдает технику безопасности на занятиях - 3 балла

  • открывает клетки, вольеры, вынимает животное без разрешения педагога - 4 балла

  • оставляет не закрытые вольеры, клетки, террариумы после работы с животными - 5 баллов

  • проявляет не уважительное отношение к своим одногруппникам (обзывается, провоцирует драки и т.д.) - 5 баллов

  • проявляет не уважительное отношения к педагогу (разговор во время проведения занятия и т.д.) - 5 баллов

  • использует ненормативную лексику - 5 баллов

  • проявляет агрессию по отношению к животным (пугает, дразнит и т.д.) - 5 баллов


Заключение. Ожидаемые результаты

Данная методика:

  • воздействует на мотивационную сферу обучающегося, опираясь на внутренние стимулы и интерес

  • акцентирует внимание ребёнка на то, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей

  • побуждает к продвижению вперед, способствует тому, чтобы обучающийся намечал перспективу своего развития

  • способствует проявлению интереса к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены

  • ориентирует на эталонный образец

  • развивает умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов

  • обучающийся приобретает оптимистическую веру в свои возможности, повышается его самооценка.


В результате реализации данной методической разработки у обучающихся наблюдается развитие интеллектуальных и творческих возможностей, которые проявляются в том, что они

будут стремиться:

- к познанию и самостоятельному освоению окружающего мира;

- к самообразованию, применению полученных знаний;

- проявлять чувство добра и гуманности к окружающей их природе

у них будет развиваться:

- логическое мышление;

- интерес к учению и стремление учиться

- любознательность и наблюдательность;

- память, воображение и творческие способности;

- чувство прекрасного, способность к восприятию красоты окружающего мира;

- желание и умение работать в группе

получат умения и навыки:

- оформлять результаты наблюдений, делать соответствующие выводы;

- подготавливать сообщение, реферат, доклад
Библиография

  1. Акимушкин И. «Мир животных», М. «Мысль», 1998 г.

  2. Александров С., Косова Т. «Кролики. Разведение, выращивание, кормление Серия: Библиотека фермера», изд.: АСТ, ВКТ, 2010 г.

  3. Бондаренко С. «Разведение хищных пушных зверей. Серия: Хозяину на заметку», изд: «Сталкер», 2004 г.

  4. Бергхоф Петер К. «Хомяки и морские свинки. Содержание, кормление, лечение мелких домашних животных», изд. «Аквариум», 1998 г.

  5. Гусев В. Г. «Наши питомцы», М. Лесная промышленность, 1986 г.

  6. Гуржий А. «Ваш террариум», издательство: Аквариум-Принт, 2007 г.

  7. Коборн Д. «Водные и сухопутные черепахи. Содержание и уход», издательство: Аквариум-Принт. Серия: Домашние животные, 2009 г.

  8. Кокс Розамунд Кидман «Цветы», «Деревья», «Бабочки», «Рыбы», «Мои любимцы», серия « Моя первая книга о природе», «АСТ - Пресс», Москва, 1995 г.

  9. Круковер Владимир «600 практических советов. Домашние животные. Дрессировка», издательство: Континент-Пресс. Серия: Мои животные, 2002 г.

  10. Мари - Рене Пимон «Жизнь леса», изд. «Махаон», 2004 г.

  11. Наумов Д. В. «Книги по зоологии», М., Просвещение, 1981 г.

  12. Рахманов А.И. «Декоративные крысы. 99 советов. Уход и содержание», изд. «Аквариум бук», 2002 г.

  13. Савенкова В. А. «Змеи в домашнем террариуме», издательство: АСТ, Сталкер, Серия: Аквариум, 2002 г.

  14. Ульихина Л.И «Справочник кроликовода», изд. «Феникс», 2004 г.

  15. Формозов А. Н. «Спутник следопыта», Московский университет, 1989 г.

  16. Шмитц Зигфрид «Ваш террариум. Содержание черепах, ящериц, тритонов, насекомых в домашних условиях», издательство: Аквариум, 2000 г.

  17. Яхонтов А. А. «Зоология для учителей», М., Просвещение, 1985 г.

  18. Энциклопедия для детей «Биология» М. Аванта+, 1997 г.


Список интернет сайтов


  1. Курсовая на тему Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки учащихся. http://www.coolreferat.com

  2. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki

  3. Легенды о деревьях http://setstolica.ru:

  4. Легенды о деревьях http://www.liveinternet.ru/

  5. Всё о травах и не только http://herbalogya.ru

  6. Архив природы России http://природа.рф

  7. Блог учителя http://oslina.blogspot.com

  8. Легенды о растениях http://uellin.narod.ru/

  9. http://www.life-nature.ru

  10. http://pochemuchca.ru

  11. Энергия деревьев astromeridian.ru›

  12. Толковый словарь В.Даля - Словари - Словопедия slovopedia.com›

  13. Ответы@Mail.Ru: otvet.mail.ru

  14. Сколько живут деревья? tsvetnik.info›answers/trees-lifespan.htm

  15. Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой http://mnogoraznogo.com

  16. Толковый словарь С.И.Ожегова http://mirslovarei.com

  17. Линней, Карл. Материал из Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki

  18. Окружающая среда, среда обитания http://www.zooeco.com

  19. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка http://lib.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Перечень контрольных вопросов

для получения лицензии на право работы с животными:


  1. Видовое разнообразие животных (отряд грызуны, хищные, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, ракообразные и т.д.) содер­жащихся в уголке живой природы.

  2. Клички животных СЮН.

  3. Срок жизни в природе, в неволе.

  4. Условия содержания в неволе, оборудование клеток, вольеров, аквариумов, террариумов.

  5. Рационы питания, животных содержащихся в уголке живой природы, частота кормления, способы дачи корма.

  6. Правила ухода за животными.

  7. Признаки здорового животного.

  8. Признаки больного животного.

  9. Правила работы с животными уголка живой природы.

  10. Правила фиксации животных уголка живой природы.

  11. Техника безопасности при работе с животными в уголке живой природы.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ





Лицензия

на право работы с животными СЮН

отряды грызуны и зайцеобразные

Выдана «_____»______________20___ года

_____________________________________

(фамилия и имя владельца лицензии)

Владелец лицензии, работающий с животными,

полностью отвечает за их сохранность во время работы





Лицензия

на право работы с животными СЮН

отряд хищные

Выдан «_____»______________20___ года

_________________________________________

(фамилия и имя владельца лицензии)

Владелец лицензии, работающий с животными,

полностью отвечает за их сохранность во время работы









  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...

Методическая разработка открытого занятия
Целью является развитие навыков анализа информации, выбора и построение своего пути в реализации творческого замысла

Методическая разработка для прохождения производственнойтехнологической и преддипломной практики
Методическая разработка предназначена для учащихся,проходящих производственную технологическую и преддипломную практику по специальности...

Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области
Одним из важнейших направлений является развитие свободной, активной, творческой и ответственной личности, обладающей яркими индивидуальными...

Туристическая компания «le guide», астрахань международный колледж...
Цель программы – развитие языковой, межкультурной и коммуникативной компетентности учащихся в процессе творческой деятельности, активный...

Урок 21 Стыд, вина, извинение. Цель: Формирование мотивации к осознанному...
Оборудование: репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка»; толковый словарь; глоссарий, учебное пособие для обучающихся,...

Конспект урока технологии по теме
Цели: Через проектную (творческую) деятельность познакомить детей с техникой оригами, с культурой Японии, дать представление об этапах...

Программа уроков сельскохозяйственного труда для учащихся 5 – 9 классов
Возможности трудового обучения как учебного предмета в реализации стратегической направленности школы на развитие личности ученика...

Темы вашего учебного проекта
Развитие у обучающихся элементарных практических навыков по способам выращивания растений. Освоение навыков коммуникативной культуры,...

Высшее и второе высшее образование по направлению Квалификация (степень): Бакалавр
Область профессиональной деятельности бакалавра является: вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru