vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Мининская основная общеобразовательная школа


Скачать 189.75 Kb.
НазваниеМининская основная общеобразовательная школа
Дата25.04.2013
Размер189.75 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Растения > Тексты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»


Экологический практико-ориентированный проект


Номинация: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дмитриева Полина

7 класс
Руководитель

Голубева Ирина Михайловна,

учитель биологии


Минино

2010

Оглавление


  1. Введение………………………………………………………..3

  2. Механизмы и этапы реализации проекта…………………….4

  3. Результаты реализации проекта…………………………… 12

  4. Практическая значимость проекта………………………… 13

  5. Литература…………………………………………………… 14

  6. Приложение……………………………………………………15


Введение
Цель: разработка модели введения в культуру редких растений с целью

их возврата в естественное местообитание.

Задачи: оценить современное экологическое состояние биогеоценоза;

- познакомиться с видовым составом флоры села;

- изучить биологические особенности растений и выявить их связь

с условиями мест обитания;

- воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к

людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно

оставить Землю пригодной для полноценной жизни.


Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек –

Всю Землю –

Можешь только ты,

Разумный человек.
Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. А.И. Герцен писал: «Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое…Что-то такое, что поётся в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце».

Человек всюду и каждодневно соприкасается с природой. Природные ресурсы нашего района и области – это леса, сады и зелёные насаждения в населенных пунктах, реки, озера и пруды, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, окружающий нас животный мир. Это источник здоровья людей и кладовая народного хозяйства страны. Беречь, любить и охранять природу – дело всех и каждого. Заботиться о сохранении и приумножении богатств родной природы – прямая обязанность и высокий патриотический долг каждого россиянина, жителя нашей святой и легендарной земли.

Окружающая природная среда испытывает все возрастающее воздействие хозяйственной деятельности человека, техногенных и других факторов. Появляются искусственные формы рельефа, распахиваются склоновые земли, нарушается среда обитания многих зверей, птиц, насекомых, сокращается их численность и видовое разнообразие, уменьшаются запасы лекарственных растений.

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных наук, решающую важнейшую проблему – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. И наверное поэтому прогнозисты утверждают, что 21 век – век экологии. А причиной тому – опасная по своей глубине и масштабам степень противостояния человека и остальной природы.

Глобальной проблемой является катастрофическое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет в среднем несколько видов животных и растений, и темп вымирания нарастает. В нашей стране в среднем за 3-5 лет исчезает один вид млекопитающих, а также мы теряем в год несколько видов животных и растений.

Над этим стоит задуматься каждому. Разве не замечательно, когда нас окружает богатый животный и растительный мир!

Вряд ли найдется на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу». На словах ее любят все. Однако любовь проявляется, прежде всего, в реальных делах и поступках, в желании защитить и сохранить природу. Почему же многие люди, оказавшись наедине с природой, считают, что она ничья; относятся к ней потребительски? Почему не знают и не стремятся узнать, как грамотно вести себя в природе, чтобы не причинить ей вреда? Некоторые думают, что вреда не будет. Если собрать охапку цветов, поймать птенца, помыть машину в реке. А это совсем не так. Мы должны вести разъяснительную работу, для того, чтобы становилось как можно больше экологически грамотных людей. Необходимо действовать!

Я очень люблю растения. Мне нравится заниматься их изучением. И меня, как и многих других на Земле, волнует исчезновение ряда видов растений. Поэтому увеличение численности редких растений родного края путем искусственного выращивания с последующим высаживанием в естественную среду обитания является целью моей работы.
Механизмы и этапы реализации проекта
Основная часть

Краткий обзор результатов,

полученных на предыдущем этапе
Данной работой занимались выпускники нашей школы. Я решила продолжить начатое ими дело, так как эта тема меня очень заинтересовала.

Изучив литературу по редким растениям Новосибирской области, я пришла к выводу о том, что нужно делать все необходимое для увеличения численности редких растений. Выбрала в первую очередь красиво цветущие растения: адонис весенний, пион уклоняющийся, прострел раскрытый и венерин башмачок. Ведь своей красотой они привлекают человека, который срывает их на букеты. Эти букеты-веники говорят о душевной черствости, малой культуре человека. Ведь одной цветущей веточки, нескольких умело поставленных в воду цветков вполне достаточно для украшения интерьера.

На школьном учебно-опытном участке были высажены растения: венерин башмачок, пион уклоняющийся, тысячелистник. На протяжении всего вегетационного периода ухаживали за растениями. И когда растения зацвели, в моем сердце пробудилось чувство радости и гордости за то, что работа не прошла бесследно. Это подтверждает то, что редкие растения можно выращивать и возвращать в их естественное местообитание, способствуя увеличению их численности. (Приложение 1).
Охрана растительного мира
В Красную книгу Российской Федерации занесено 36 видов растений Новосибирской области. Из них: башмачок крупноцветковый, адонис весенний, кувшинка белоснежная, лилия кудреватая, кубышка желтая встречаются на территории Венгеровского района.

Территория Венгеровского района – типичная равнина, относящаяся к Барабинской низменности. Рельеф – равнинный, на юге района с отчетливо выраженным гривным характером, а на севере постепенно переходящий в лесные урманы. Леса занимают около 23 % площади района и представлены березовыми колками, березово-осиновыми перелесками, которые на севере района смыкаются в значительные рощи, а к югу количество и размеры уменьшаются. Чаще всего они занимают на гривах и водоразделах блюдцеобразные понижения и развиваются в условиях дополнительного увлажнения за счет накопления в них снега и стока вод с соседних повышений.

Открытые выравненные просторы степей чередуются с лугами. Каких только растений здесь не встретишь! Все вместе они создают пышный, богато расцвеченный ковер, напоенный медовым запахом трав. В летние солнечные дни здесь много работы цветочным и другим насекомым. Повсеместно разбросаны березовые колки, под пологом которых встречаются калина обыкновенная, черемуха обыкновенная, смородина черная. В луговых степях и остепненных лугах северной лесостепи произрастают вейник, тимофеевка, мятлик, подмаренник, тысячелистник, ястребинка, чина, василистник, клевер, земляника, вероника, зопник и многие другие растения.

«Рям», «рямовая клюква», «рямок»…Эти слова привычны в разговорах жителей, а само слово – рям – обозначает «кочковатое болото, поросшее лесом». Рям интересен еще и тем, что это «реликтовый природный комплекс, сохранившийся в малоизмененном виде на протяжении многих тысяч лет». Рямы имеют важное средообразующее значение, поддерживают гидрологический режим окружающих территорий, стабилизирует микроклимат, служит убежищем многим видам животных и растений, как типичных для лесостепи, так и необычных для этой природной зоны. Это своеобразный комплекс лесных и болотных экосистем. Здесь произрастают растения, внесенные в Красные книги Новосибирской области и России. Например, звездчатка ланцетовидная, осот болотный, зверобой большой и др. Помимо низкорослых зарослей березы и сосны, рям являет собой труднопроходимое царство мхов, багульника, голубики, брусники и различных осок. И хорошо, что труднопроходимое. Ведь в том и состоит великая природоохранная и эстетическая служба рямов. В настоящее время под угрозой исчезновения находится болотная растительность. Отрицательно на болотной растительности сказывается обмеление рек, их загрязнение, мелиорация.

Сильно страдают растения и от посещения лесов населением, сопровождающимся разведением костров, замусориванием, неумеренным и неумелым сбором красиво цветущих и лекарственных растений, вытаптыванием и т.п.

Среди лекарственных растений, рекомендуемых к заготовке, наибольшее значение имеют: хвощ полевой, крапива двудомная, донник лекарственный, сныть обыкновенная, череда трехраздельная, тысячелистник обыкновенный, зверобой, спорыш, пижма, земляника лесная.

Некоторые виды лекарственных растений – таволга вязолистная, кипрей болотный, мята полевая, медуница – встречаются реже, и их заготовка должна быть регулируемой. Другие виды – зверобой продырявленный, душица обыкновенная, шиповник – находятся под угрозой исчезновения из-за чрезмерного сбора.

Хозяйственная деятельность приводит к обеднению биологического разнообразия и увеличению списка видов редких и исчезающих растений. Для преодоления этих негативных последствий необходимо расширять сеть особо охраняемых природных территорий и разработать научные основы рационального использования природных ресурсов, провести инвентаризацию и ревизию флоры области, совершенствовать нормативно-правовую базу, усилить охрану, проводить разъяснительную работу среди населения о бережном отношении к природе.

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают ее неприятным, но неизбежным порождением цивилизации, полагая, что мы еще успеем справиться со всеми появившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком, научимся выращивать редкие растения с целью возврата их в естественные местообитания.
Редкие растения Новосибирской области
В последнее время часто говорится о том, что Новосибирская область является зоной экологического напряжения. К такому состоянию нас привело повсеместное интенсивное отрицательное антропогенное вторжение в окружающую среду. При этом пострадал и продолжает страдать растительный покров, что совершенно недопустимо, так как значение растений в нашей жизни трудно переоценить. Не говоря уж об утилитарных их достоинствах (пищевые, декоративные, лекарственные и другие), это еще и кислород, защита от пыли и ядовитых веществ (свинец, радиоактивные вещества), водоохранный барьер, защита почв от эрозии и , наконец, дом для братьев наших меньших.

Изучая растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области, я заинтересовалась, а какие растения из этого списка произрастают в окрестностях села Минино. Вместе с юными экологами нашей школы изучали флору окрестностей села, в том числе познакомились с редкими растениями, произрастающими в нашем крае.

Какие же растения встречались на территории, прилегающей к селу Минино?
Адонис весенний, или горицвет весенний (Adonis vernalis L.), семейство Лютиковые.

Многолетнее кистекорневое растение с удлиненными безрозеточными побегами, которые развиваются по однолетнему типу. Стебли многочисленные, голые или слегка опушенные, обычно маловетвистые, с прижатыми ветвями, в начале цветения высотой 5-20, а затем до 40 см, в нижней части покрытые коричневыми чешуями. Стеблевые листья сидячие, в очертании овальные или пятиугольные; пластинка пальчатораздельная с узкими линейными цельнокрайними долями, после отцветания жестковатыми. Цветки одиночные, до 4-7 см в диаметре, расположены на концах побегов, чашелистики (их 5) зеленые, яйцевидные, сверху притупленные, опушенные, лепестки (12-20) ярко-желтые, продолговато-эллиптические. Тычинок и пестиков много. Плоды сложные, состоят из многочисленных односемянных орешков длиной около 1мм. Размножение в естественных условиях только семенное. Семена, снабженные придатками, растаскиваются муравьями. Цветет в апреле-мае. В природе впервые зацветает в возрасте 10-20 лет. Максимального развития достигает к 40-50 годам.

Относится к декоративным ядовитым лекарственным растениям. Встречается повсеместно с сокращающейся численностью. Занесен в список особо охраняемых растений.
Венерин башмачок крупноцветковый (Cypripedium macranthon Sw.), семейство Орхидные. (Приложение 2).

Это оригинальные орхидеи с необычной окраской и формой цветков, напоминающих туфельку, поэтому все народные названия похожих орхидей отражают это сходство: «Венерины башмачки», «туфельки Венеры», «башмачки леди», «цветки-мокасины», «барышня в шляпке».

Венерин башмачок – редкий вид. Популяции малочисленны. Растет в лиственных и смешанных лесах. Растущие в природе под пологом деревьев орхидеи любят летом полузатененное место без прямых солнечных лучей с притоком свежего воздуха. Размножение семенное и крайне редко вегетативное. Соцветие закладывается в почке за 2 года до цветения. Цветет в июне, плодоносит в июле. Листья 8-16 см длиной, 4-8 см шириной, сидячие, со стеблеобъемлющим основанием. Цветки одиночные, с листовидными эллиптическими прицветниками 7-10 см дл., 2,5-6 см шир. Околоцветник лилово- или фиолетово-розовый, верхний его листочек широкоовальный, 4-6 см дл., 2,5-4 см шир.; боковые – 4-5 см дл., неравнобокие, яйцевидно-ланцетные или ланцетные, острые. Отличается крупной (до 7 см дл.) губой лилово- или фиолетово-розовой окраски.

В результате нарушения местообитаний сокращается количество популяций вида. Цветки собираются на букеты, растения выкапываются.

Необходимы своевременное выявление популяций, создание ряда заказников и микрозаказников для их сохранения, запрещение сбора растений. Внесен в «Красную книгу России» и «Красную книгу Новосибирской области».
Венерин башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.), семейство Орхидные.

Редкий вид. Растение до 50 см высотой. Корневище относительно толстое, ползучее, корни – тонкие, длинные, извилистые. На стебле расположено 3-5 эллиптических листьев. Цветки одиночные или по 2-3. один из листочков внутреннего круга околоцветника (губа) мешковидно вздутый и имеет вид башмачка или туфельки с отверстием у основания, через которое внутрь проникает насекомое-опылитель. Губа имеет светло-желтую окраску, ее размеры 2,5-3,5 см. остальные листочки околоцветника красновато-бурые, длиной до 6 см. предпочитает достаточно увлажненные местообитания с богатой кальцием, магнием и гумусом почвой в разреженных лиственных лесах, на опушках. Размножение семенное. Цветет в июне, плодоносит в июле.

Внесен в «Красную книгу России», «Красную книгу Новосибирской области».
Пион уклоняющийся (Paeonia anomala L.), семейство Пионовые.

Пион тонколистный относится к единственному роду Пион семейства пионовых. Это многолетнее травянистое растение. Корневище мощное, укороченное, с длинными мясистыми веретеновидными утолщениями, с корневыми ответвлениями. На корневище появляются придаточные корни, разрастающиеся в клубневидные утолщения, а на конце клубней развиваются тонкие, так называемые втягивающиеся корни. Стебли мощные, высотой до 25-30 см. Листья пиона тонколистного – дважды-трижды-тройчатые, рассеченные на линейно-нитевидные дольки. Цветки крупные, до 8 см в диаметре, верхушечные, обычно одиночные, с ярко-малиновыми или пурпурными лепестками. Тычинок много. Они яркие, тоже малиновые, пыльники желтые. Плодолистиков 2-5.

Плод – многосемянка. Цветет в апреле – начале мая. Семена прорастают лишь на 2-3 год, что связано с медленным развитием зародыша. Проростки и молодые растения растут также медленно, зацветают на 4-5 году жизни. В естественных условиях размножаются только семенами; в культуре – семенами и вегетативно.

Внесен в «Красную книгу России». (Приложение 3).
Прострел раскрытый, или сон-трава (Pulsatilla patens L.), семейство Лютиковые.

Многолетник высотой от 7 до 45 см, с мощным вертикальным темно-коричневым корневищем. Прикорневые листья собраны в розетку, появляются после цветения и отмирают осенью, в очертании округло-сердцевидные. Сначала волосистые, позднее голые. Стебли прямостоячие, одетые густыми оттопыренными мягкими волосками. Листочки-покрывала прямостоячие, разделенные на узколинейные доли, сильноволосистые. Цветоносы прямые, цветки вначале ширококолокольчатые, позднее звездчато-раскрытые, 6 листочков простого околоцветника имеют длину до 4 см, они узкояйцевидные, сине-фиолетового цвета, снаружи волосистые. Тычинки и плодики многочисленные. Плодики продолговатые, густоволосистые, с длинной перистоволосистой остью длиной до 5 см. Цветет в апреле-мае. Для этого растения характерно раннее цветение и раннее отмирание генеративных органов, листья вегетируют до поздней осени.
Семейство Кувшинковые

Кувшинка белая, лилия белая (Nymphaea alba L.)

Растет вместе с кубышкой в воде, отличается по форме листьев, почти округлых, и по круглым белым цветкам.

Кубышка желтая (Nuphar luteum L.)

Кубышка желтая растет зарослями обычно по стоячим мелким, медленно текущим речкам. Корневище горизонтальное, толстое и длинное, зеленое, внутри белое, пористое, снизу многочисленные корни, укореняющиеся под водой в иле. Листья нижние подводные, полупрозрачные, верхние – плавающие, длинночерешковые, овальные, к верхушке закругленные с глубокосердцевидным основанием, плотные, цельнокрайные. Цветки желтые, пахучие, выдающиеся из воды на 5-6 см. Чашелистиков 5, колоколообразно сходящихся, крупных, желтых, венчиковидных. Лепестков много: они прикреплены к цветоложу, короче чашечки, узкие, желтые. Тычинок много. Плод сочный, зеленый. Семена окружены воздухоносным мешком, поэтому плавают на воде и разносятся на далекие расстояния. Цветет с июня до сентября.

Вид включен в региональные Красные книги. (Приложение 4).
Изучение редкой флоры села Минино
Кто дружит с песней –

Тот за все ответчик:

За чистоту ключей,

Ручьев и речек;

За ясность зорь,

Стекающих в озера.

За песни луга

И за гомон бора;

За взлет глухарки,

За прыжок лосиный.

За малый дом

Пичуги под лозиной;

За бабочек

Мерцающие тени,

За путь пчелы

По радуге цветенья;

За краткость лета

На просторах вечных…

Я тем и жив,

Что я за все ответчик.

Н. Рыленков

Известно, что численность редких растений ежегодно сокращается. Поэтому необходимо изучать эти растения и способствовать увеличению их численности. В окрестностях села Минино я встречала такие растения: горечавка семирассеченная, касатик сибирский, венерин башмачок настоящий, венерин башмачок крупноцветковый, живокость редкоцветная и др. Некоторые растения я сфотографировала, сделала их рисунки. Весь собранный материал использовала в беседе с учащимися школы о редких растениях своего края.

В школе проведены мероприятия:

  • «Наши природные лекари». Устный журнал

  • «Человек и окружающая среда». Экологическое путешествие

  • Красная книга растений.

  • «Значение зеленых растений». Пресс-конференция

  • «Экологический светофор». Викторина

  • «Река – зелёные берега»; об особенностях реки Тартас.

  • «Лесная опушка»: о значении леса в жизни человека.


Сбор семян редких растений
В ходе изучения редких растений я заметила, что некоторые растения встречаются очень редко. Поэтому я решила собрать их семена, вырастить и высадить в окрестностях села. Из редких растений я большее предпочтение по-прежнему отдаю таким растениям: сон-трава, адонис весенний, пион уклоняющийся, венерин башмачок. Весной их срывают на букеты, используют как лекарственное сырье. Хозяйственное освоение лесов, лесные вырубки, пожары значительно влияют на экологическую среду. Изменяется освещенность, влажность, другие микроклиматические показатели и характер растительности в целом. Поэтому нужно уже сейчас проводить мероприятия по увеличению численности этих растений: организовать сбор семян, их выращивание и высадку в окрестностях села.


Посадка редких растений и уход за ними
Редкие растения, семена которых были собраны в ходе исследования:

- пион уклоняющийся;

- венерин башмачок крупноцветковый.

Семена были высеяны на учебно-опытном участке. В течение вегетационного периода за молодыми всходами был организован уход: удаление сорных растений и, по мере необходимости, полив растений.

В прошлом году растения зацвели.

Сроки цветения: пион -15 мая;

венерин башмачок крупноцветковый – 20 июня.

«За пионами ухаживают год,

а любуются ими только десять дней».

(Китайская поговорка)

И действительно, чтобы вырастить пионы нужно постараться.

Семена пионов прорастали очень долго, на второй год появились всходы. Для лучшего прорастания их необходимо стратифицировать на протяжении 6-8 месяцев. Для этого их нужно высеять в ящики с песком и содержать во влажном состоянии при температуре 5 градусов, используя снегование или холодильник. Всходы развивались медленно, давая в первые годы по 3-7 см прироста. В этот период растения притеняли и обильно поливали. На зиму молодые растения обязательно укрывали листьями или ветками.

На учебно-опытном участке проводили опыты по черенкованию пионов. Черенкование необходимо проводить до цветения – в мае.

На школьном участке высадили корневые черенки венериного башмачка. Они успешно прижились. Место выбрали на участке затененное, богатое перегноем. Рядом растут кусты сирени и сосна. (Приложение 5).

При пересадке разделили «башмачки» для размножения.


Мероприятия, проводимые по охране редких растений
На протяжении существования Мининской школы систематически проводятся мероприятия, направленные на охрану редкой флоры родного края. Так, во время проведения Недели биологии одним из мероприятий являются выступления учащихся, которые рассказывают о лекарственных, редких, ядовитых растениях нашего края. Участниками кружка «Юный эколог» собран наглядный материал о растениях края. Дети с большим интересом рассматривали гербарий, старались запомнить редкие растения родного края. У меня возникло желание оформить Уголок природы, где учащиеся школы могли бы постоянно иметь иллюстрированную информацию о редкой флоре и фауне Новосибирской области. Я уверена, что эта информация будет способствовать патриотическому, эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

Много дел у кружковцев. Много новых планов. Надо составить карты грибных и ягодных мест, скопления лекарственных растений, редких и исчезающих трав, организовать их охрану от вытаптывания и варварского сбора. Собирают сведения о народной медицине, записывают рецепты и свойства лекарственных препаратов из различных частей растений, секреты которых забыты сегодня.

Все эти мероприятия направлены на воспитание бережного отношения к природе, на то, чтобы учить детей видеть красоту природы в естественной обстановке, приумножать редкую флору своего родного края.
Результаты по реализации проекта
Работа по изучению редких растений родного края привела меня к следующим выводам:

  1. Новосибирская область входит в число областей РФ, находящихся в зоне экологической напряженности. Это особенно сказывается на сокращении видового разнообразия растений, что совершенно недопустимо, учитывая значение растительных ресурсов в поддержании экологического равновесия в природе и жизнеобеспечении человека. В нашей жизни вряд ли найдется проблема, сопоставимая с охраной живой природы, потому что это – и воздух, которым мы дышим, и продукты, которые мы потребляем, и среда, в которой мы обитаем.

  2. В настоящее время многие растения находятся на грани исчезновения из фитоценозов нашего края, а многие виды статус редких.

  3. Биологическое разнообразие является величайшим капиталом жизни.



Рекомендации:

  1. Регулярно изучать редкие растения, произрастающие в окрестностях

села, организовать в летний период сбор их семян.

  1. Закладывать на учебно-опытном участке опытные делянки для посева

семян редких растений с последующим их высаживанием в окрестностях села.

  1. Необходимо продолжить сбор семян и выращивание редких растений.

  2. Вести учет приживаемости растений, выявлять лучшие сроки высадки редких растений.


Практическая значимость
Результаты работы, проводимой на протяжении четырех лет, доказывают, что можно увеличивать численность редкой флоры родного края путем выращивания редких растений с последующим высаживанием в естественную среду обитания.

Литература


  1. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги. – М.; Педагогика, 1990.

  2. Горышина Т.К. Экология растений. – М.; 1979.

  3. Кравцов В.М. География Новосибирской области. – Новосибирск, 2008.

  4. Стрижев А.Н. Лесные травы. – М.; «Лесная промышленность», 1979.

  5. Энциклопедия для детей. Биология. – М.; 1994.




Приложение 1



Цветник у школы

Приложение 2




Венерин башмачок на пришкольном участке


Приложение 3




Пион, выращенный на пришкольном участке

Приложение 4


Кувшинка белая и кубышка жёлтая

на реке Тартас в районе села Минино

Приложение 5




Ухаживаем за цветами




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Публичный отчет муниципального   общеобразовательного учреждения    ...
Название.   Муниципальное  общеобразовательное   учреждение  Медведковская   основная  общеобразовательная  школа

Основная общеобразовательная школа с. Большая Таволожка Пугачевского района Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Большая Таволожка Пугачевского района Саратовской...

Муниципальное общеобразовательное учреждение Березовская основная общеобразовательная школа

«Лекарственные растения родного края»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная...

Рабочая программа «Технология»
Заместитель директора школы по увр моу «Вожинская основная общеобразовательная школа»

Краткая история вопроса
Калужской области была открыта Степановская основная общеобразовательная школа. Школа основана в деревне Романово, континегент учащихся...

Орхидные на территории памятника природы «Ильменский глинт»: оценка биоразнообразия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа «Гимназия Квант»

«Генно-модифицированные продукты – яд в красивой упаковке.» Гринпис План
...

Сергиево-Горская основная общеобразовательная школа Вязниковского района
Цель работы: Изучение пород, условий содержания, выявление факторов, влияющих на рост и развитие кроликов



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru