vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 255.99 Kb.
|
МОАУ лицей № 23 Учебно-исследовательский проект «Кабинет биологии в школе» Выполнен учеником 9 М класса МАОУ лицея №23 г. Калининграда Киселевым Александром Научный руководитель: учитель биологии МАОУ лицея №23 Сеничева Л.В. г. Калининград 2012 год Содержание Введение……………. ………………………………………………….стр.3-5 Глава1. Определение уровня комфортности помещения (кабинета биологии №2) 1.1 Определение площади и кубатуры кабинета………………………стр.5 1.2 Определение температурного режима кабинета…...........................стр.5-6 1.3 Определение естественного и искусственного освещения кабинета.......................................................................................................стр.6-7 1.4 Определение вентиляционного режима кабинета.............................стр.7-8 1.5 Определение относительной влажности кабинета............................стр.8 Глава 2. Озеленение кабинета биологии в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами согласно СанПиН-2.4.2.1178-02....................стр.8-9 Глава 3. Влияние комнатных растений на здоровье человека......................................................................................................стр.9-10 Заключение................................................................................................стр.10-11 Приложение...............................................................................................стр.12-27 Список литературы....................................................................................стр.28 Введение. Одной из ведущих задач экологического образования стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для ее решения требуется освоение теоретических знаний, организация практической деятельности, в ходе которой учащиеся учатся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учатся оценивать состояние окружающей среды, вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие ребят в работе по изучению и оценке экологического состояния, а также осознанное и грамотное озеленение комнатными растениями кабинета биологии в школе. Наш лицей на протяжении 10 лет занимается проблемой здровьесбережения школьников, и поэтому создание благоприятного микроклимата в учебных кабинетах, является для нас актуальной, поскольку в классе мы проводим основную массу учебного времени. Нам стало интересно узнать, отвечают ли наши классные комнаты современным требованиям санитарно — гигиенических норм, и каким должен быть школьный класс в идеале. Эта идея возникла в ходе учебной экскурсии в Калининградский центр экологического образования. Мы посетили оранжерею «Комнатное цветоводство», в которой нам рассказали о роли этих растений в жизни человека. Поэтому я и мой учитель биологии решили разработать проект «Кабинет биологи в школе» Экспериментальным вариантом послужил кабинет биологии №2. Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают среду обитания. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов1. В нашем проекте мы решили собрать коллекцию растений в соответствии с санитарно-гигиеническими рекомендациями не только для кабинета, но и для использования их (в качестве демонстрационного материала, объектов для опытов, экспериментов при изучении различных тем) в школьном курсе биологии. В современных магазинах предлагается огромный ассортимент комнатных растений, и зачастую мы совершенно неосознанно покупаем растение, забывая о том, что оно может быть ядовитым, вызывать аллергию или провоцировать заболевания кожи и дыхательной системы. Специалисты разработали ассортимент комнатных растений, которые не причинят нам вреда.2 Воплощение этой идеи и легло в основу проекта Общая цель проекта: воспитание любви к природе и чувства прекрасного привитие навыков экологического поведения учащимся школы, привлечение их к активному и осознанному озеленению школьных помещений. Конкретная цель проекта: создать комфортный, благоприятный микроклимат в кабинете биологии №2 Объект исследования: кабинет биологии №2 МОУ лицея № 23 Задачи исследования:
Этапы проекта3. 1 Этап. Сбор и обработка информации; 2 Этап. Городская олимпиада по экологии Заключительный этап. Оформление интерьера кабинета. Глава 1. Определение уровня комфортности помещения (кабинета биологии №2) согласно СанПиН-2.4.2.1178-024 1.1 Определение площади и кубатуры кабинета. Площадь учебного кабинета, принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий. При наполняемости класса 25 человек (схема кабинета см. приложение 1 рис. №1)5. Данные по кабинету биологии №2 Длина помещения – 8,45 м. Ширина – 6 м. Высота - 3,10 м. Площадь кабинета – 50, 7 кв.м. Кубатура – 157,7 куб. м. На каждого учащегося приходиться: Площадь 2 кв.м. Кубатура 6,2 куб.м. Вывод: не вполне соответствует санитарно - гигиеническим нормам т.к. здание школы было построено в 1974 году и нормы были другими. 1.2 Определение температурного режима кабинета. При определении температурного режима, использован температурный датчик ЦЛ «Архимед». Монтаж экспериментальной установки в соответствии с инструкцией (см. приложение 2, инструкция № 1)6. Результаты опыта: 16.10.07 Средняя температура = 18.6 0С 17.10.07 Средняя температура = 18.5 0С 18.10.07 Средняя температура = 18.4 0С 19.10.07 Средняя температура = 18.4 0С Рекомендации исследовательской группы: оптимальный режим измерений 5-6 минут (получено экспериментальным путем). Согласно СанПиН-2.4.2.1178-02 раздел 2.5.6.7 Температура для учебных помещений не должна быть ниже 18-20 ОС. Изменение температуры на 3-4 градуса нежелательно. Средняя температура воздуха в кабинете биология № 2 = 18,4 ОС Вывод: соответствует санитарно - гигиеническим нормам. 1.3 Определение естественного и искусственного освещения кабинета. При определении освещенности кабинета был использован датчик освещенности ЦЛ «Архимед». Монтаж экспериментальной установки в соответствии с инструкцией (см. приложение 2, инструкция № 2)8. Согласно СанПиН-2.4.2.1178-02 раздел 2.6.2.9 Световой коэффициент для учебного помещения должен составлять 1/4 – 1/6 площади пола. Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 45 Ватт на 1 кв.м площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50,7 кв.м. должно быть не менее 12 действующих светильников. В кабинете биологии 12 действующих светильников. СК = п/о : п/п где, СК – световой коэффициент; п/о – площадь окон помещения, п/п – площадь пола. СК= 13,86:50,7=0,3 КИО = М * Н: п/п где, КИО – коэффициент искусственного освещения; М – мощность лампы в ватах, Н – количество ламп п/п – площадь пола. КИО=40кВт*12:50,7=95Лк Вывод: соответствует санитарно-гигиеническим нормам. 1.4 Определение вентиляционного режима кабинета. При определении вентиляционного режима, были осмотрены и измерены все вентиляционные отверстия (фрамуги, форточки). Рассчитан коэффициент аэрации (проветриваемости). Согласно СанПиН-2.4.2.1178-02 раздел 2.5.4.10 Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, при условии, что учитываемые отверстия должны открываться не реже, чем один раз в час на 10-15 минут. КА = П : п/п, где, КА – коэффициент аэрации; П – площадь всех вентиляционных отверстий, п/п – площадь пола. КА= П : п/п = 2,9: 50,7= 0,06 Вывод: кабинет проветривается систематически, что соответствует санитарно - гигиеническим нормам. 1.5 Определение относительной влажности кабинета. При определении относительной влажности кабинета был использован датчик влажности ЦЛ «Архимед». Монтаж экспериментальной установки в соответствии с инструкцией (см. приложение 2, инструкция № 3)11. Согласно СанПиН-2.4.2.1178-02 раздел 2.5.2.12 Относительная влажность для учебных помещений должна составлять 40-60%. 16.10.07 Средняя влажность = 54.1 0С 17.10.07 Средняя влажность = 54.0 0С 18.10.07 Средняя влажность = 54.1 0С 19.10.07 Средняя влажность = 54.0 0С Относительная влажность воздуха в кабинете = 54 % Вывод: соответствует санитарно - гигиеническим нормам. Глава 2. Озеленение кабинета биологии в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (согласно СанПиН-2.4.2.1178-02). Приступая к работе, мы обратились к документам и выяснили, в СанПиН-2.4.2.1178-02 указано, что «При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону». Подробно изучив литературу и методические пособия составили сводную таблицу, в которой отразили связь между растениями кабинета и возможностью использования их при изучении тем школьного курса биологии13. 3. Влияние комнатных растений на здоровье человека. Многие комнатные растения не безобидны. Так млечный сок всех молочайных может вызвать раздражение и даже экзему у людей с чувствительной кожей. А клеточный сок некоторых ароидных, в том числе таких популярных, как диффенбахия (см. приложение 3)14, монстера, филодендрон, становится причиной сильных отеков слизистых оболочек при попадании его в глаза или рот. В природе насчитывается порядка 10 тысяч видов ядовитых растений, и многие источники ботанических токсинов украшают наши квартиры и офисы. Самым ядовитым считается адениум тучный (см. приложение 3)15. Буквально все его части могут стать причиной серьезного отравления. К счастью, этот коварный цветок еще не слишком распространен, а вот паслен ложноперечный (см. приложение 3)16, очень часто живущий на кухонных подоконниках, тоже не так прост, как кажется. Дети не могут устоять перед соблазном попробовать его яркие ягоды, содержащие достаточно серьезный яд, действия схожего с атропином. Этот очаровательный кустик стоит на первом месте среди причин отравлений комнатными растениями. Особую осторожность должны проявлять аллергики - у некоторых людей от одного прикосновения к листве примулы обратноконической (см. приложение 3)17 появляется раздражение и воспаление кожи. Людям же с серьезными формами аллергических заболеваний придется вовсе отказаться от комнатных цветов. «Пациентам с классическими аллергическими диагнозами, такими как аллергический ринит или бронхиальная астма, я настоятельно советуем не иметь дома какие-либо предметы, скапливающие на себе аллергены. Цветы - это просто коллекторы пыли, особенно сорта с опушенной листвой, - пишет Татьяна Гусева, врач-аллерголог Института аллергологии и клинической иммунологии. - А где пыль, там и пылевой клещ. И тут не поможет никакая, даже самая тщательная уборка. В цветочных горшках и кашпо развиваются плесневые грибки, которые тоже являются сильнейшими аллергенами. Помимо этого многие комнатные растения имеют довольно сильные ароматы, например душистая герань. Раздражающие запахи вообще-то сами по себе не могут вызвать аллергию, но у пациентов с гиперреактивностью дыхательных путей любой из них может стать причиной сильного приступа основного заболевания». На основе вышеизложенного была сформирована сводная таблица. Заключение 1. Подготовлен экологический паспорт кабинета биологии № 2 (см. презентацию, слайд 33): 2. Разработан дизайн – проект кабинета биологии № 2 в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами и рекомендациями по озеленению (см. презентацию, слайды 39-42); 3. Выпущен буклет с рекомендациями по озеленению учебных кабинетов лицея18; 4. Проведена инвентаризация кабинетов и рекреаций школы, в ходе которой было выяснено, что: - в основном в кабинетах и рекреациях преобладают диффенбахии, фикусы, монстеры, юкки, циссусы, гиппеаструмы и ховеи; - в недостаточном количестве присутствуют растения фитофильтры: хлорофитум, ананас хохлатый, сансевиерии; - в большинстве кабинетов, где установлено интерактивное оборудование отсутствуют растения, снимающие статическое электричество: розмарин, лавр благородный, мирт, герань; - растения расположены на шкафах (в основном), а также на стенах, на подоконниках, что не недопустимо санитарно-гигиеническими нормами; - в некоторых кабинетах присутствуют опасные для здоровья человека растения (см. презентацию, слайды 44-46); 5. Составлены рекомендации расположения растений по сторонам света (см. презентацию, слайды 43-46); 6. Составлен список рекомендуемых растений для озеленения кабинетов и рекреаций школы (см. презентацию, слайды 47-50); 7. Дальнейшее развитие проекта предполагает выделение средств на закупку цветочных горшков и стоек. Один из авторов проекта со своей стороны готовит землю и посадочный материал (см. приложение 4), а результатом будет являться озеленение кабинета биологии № 2 в соответствии со всеми рекомендациями. Приложение 1 Р ![]() Приложение 2 Инструкции по использованию датчиков цифровой лаборатории «Архимед». Инструкция №1 Оборудование: Датчик температуры (-25-110 О С) Соединительные провода для датчиков; Регистратор данных NOVA ПК Монтаж экспериментальной установки: 1. Собрать установку; 2. Присоединить датчик к регистратору данных NOVA. Если при связи между им и ПК вы используете кабель USB, то проведите соединение с его помощью. 3. Включите регистратор данных NOVA перейдя по кнопке ПУСК в программу MultiLab. 4. Запустите программу MultiLab. 5. В программе MultiLab установите параметры измерений ля датчика, открыв окно настроек при помощи кнопки НАСТРОЙКА. Настройка параметров измерений: Частота измерений – 25 замеров/с Количество замеров – максимальное. Порядок проведения эксперимента: 1. Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопу СТАРТ на панели инструментов MultiLab. Показания датчика будет отображаться на экране в виде графика. 2. Записывайте данные в течении 5-6 минут. 3. Остановите регистрацию, нажав на кнопку СТОП. Сохраните полученные результаты. Данные обрабатываются в программе MS Excel. Опыт необходимо проводить в течении 4 дней. Инструкция № 2 Оборудование: Датчик освещенности (0-300 лк) Соединительные провода для датчиков; Регистратор данных NOVA ПК Монтаж экспериментальной установки: 1. Собрать установку; 2. Присоединить датчик к регистратору данных NOVA. Если при связи между им и ПК вы используете кабель USB, то проведите соединение с его помощью. 3. Включите регистратор данных NOVA перейдя по кнопке ПУСК в программу MultiLab. 4. Запустите программу MultiLab. 5. В программе MultiLab установите параметры измерений, открыв окно настроек при помощи кнопки НАСТРОЙКА Настройка параметров измерений: Частота измерений – 1 замер/с Количество замеров – 5000 Порядок проведения эксперимента: 1. Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопу СТАРТ на панели инструментов MultiLab. Показания датчика будет отображаться на экране монитора в виде графика. 2. Записывайте данные в течении 5-6 минут. 3. Остановите регистрацию, нажав на кнопку СТОП. Сохраните полученные результаты. Данные обрабатываются в программе MS Excel. Инструкция № 3 Оборудование: Датчик влажности (0-100%) Соединительные провода для датчиков; Регистратор данных NOVA ПК Монтаж экспериментальной установки: 1. Собрать установку; 2. Присоединить датчик к регистратору данных NOVA. Если при связи между им и ПК вы используете кабель USB, то проведите соединение с его помощью. 3. Включите регистратор данных NOVA перейдя по кнопке ПУСК в программу MultiLab. 4. Запустите программу MultiLab. 5. В программе MultiLab установите параметры измерений для датчика, открыв окно настроек при помощи кнопки НАСТРОЙКА Частота измерений – 20 замеров/с Количество замеров – бесконечно большое. Порядок проведения эксперимента: 1. Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопу кнопку СТАРТ на панели инструментов MultiLab. Показания датчика будет отображаться на экране в виде графика. 2. Записывайте данные в течении 5-6 минут. 3. Остановите регистрацию, нажав на кнопку СТОП. Сохраните полученные результаты. Данные обрабатываются в программе MS Excel. Приложение 3 ![]() ![]() Диффенбахия Адениум тучный ![]() ![]() Примула обратноконическая Паслен ложноперечный Приложение 4 Финансовый план проекта. Для успешной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Приложение 6 Таблица: использование комнатных растений на уроках биологии.
Приложение 8 Сводная таблица: ядовитые, аллергены и колющихся растения
Приложение 9 Первая помощь при отравлениях.
Приложение 10 Рекомендуемые растении для озеленения; амариллис; агава; аспарагус; афелляндра; алоe; ананас хохлатый; адиантум; бальзамин; бегония; бриофиллум (каланхоэ); вашингтония (пальма); гибискус; гемантус; драцена; камнеломка; колеус; колокольчик; колумнея; калатея; крассула; лавр благородный; лимон; маранта; мирт; пассифлора; пеларгония садовая; пахистахис; плющ обыкн.; сансевиерия; спатифиллум; традесканция; узумбарская фиалка; фикус; финиковая пальма; фуксия; хавортия; циперус; циссус;
Список литературы
1 Стр.28-6 2 Стр.28 -8 3 Приложение стр. 18-19 4 Нормативный документ; 5 стр. 12 6 стр.13 7 нормативный документ стр. 12 8 стр. 13-14 9 нормативный документ стр. 14 10 нормативный документ стр. 11 11 стр. 13 12 нормативный документ стр. 11 13 Приложение стр. 21-22 14 стр. 16 15 стр. 16 16 стр. 16 17 стр. 16 18 папка (учебно-исследовательский проект), документ «Рекомендации по озеленению». |
... | Проверяя свои выводы путем многочисленных экспериментов и количественного учета всех типов полученных гибридов, а затем тщательно... | ||
Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, читают и сочиняют сказки, вместе... | Вид проекта: длительный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет | ||
Область исследования: история возникновения и развития одного из наиболее популярных лакомств взрослых и детей | Удивительное творение природы — цветок. По разнообразию расцветок и форм с цветами в природе ничто не может сравниться | ||
По объекту применения пестициды делятся, в зависимости от видов вредных организмов против которых они воздействуют. К основным группам... | В работе сделана попытка осветить вопросы благоустройства учебно-опытного участка с упором на декоративное оформление. В пособие... | ||
Цель: Создать систему хозяйствования, направленную на производство продукции с целью получения дополнительной прибыли, реализуемой... | Общеизвестно, что самое дорогое у человека- это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от нас самих,... |