vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: Охрана растений


Скачать 143.13 Kb.
НазваниеУрока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: Охрана растений
Дата25.05.2013
Размер143.13 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Растения > Урок
План открытого урока по окружающему миру в 3 классе.
Тема урока: Охрана растений.

Цель: 1. Показать значимость растений в жизни человека.

2.Определить меры защиты природных богатств.

3.Закрепить знания о бережном отношении к растенииям.

4.Учить замечать в поведении людей негативное отнощение к природе.

Оборудование: таблички с надписями «Врачебный консилиум», «Береза», «Ель», «Ландыш», «Художники», «Эксперты», карточки, иллюстрации.
Ход урока.
I.Организация класса.

Класс сидит по 4 группам. На столах таблички, оборудование.
II. Проверка домашнего задания.
1) Викторина «Узнай растение»

Учитель читает описание растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется; вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

На доске:
(Ответ: колокольчик.)

Учитель выставляет картинку с изображением этого цветка.
б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита.
(Ответ: ландыш.)

Учитель выставляет картинку с изображением ландыша.
в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.
(Ответ: ветреница.)

Учитель выставляет рисунок ветреницы.
- Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница.
-Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.)
- К какой группе они относятся?(Группе цветковых растений.)
- Что вы знаете про цветковые растения ?
- А какие еще группы растений вы знаете?
2)Программирование:

- декоративные, кормовые, лекарственные.

Роза, шиповник, ландыш, люцерна, фиалка, валериана, клевер, тюльпан.
3) Как расселяются растения?

Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена.

1.Клен …

2. Одуванчик…

3. Сосна …

4. Репейник …

5. Ель …

( Ответ: клен- ветром, одуванчик – ветром, сосна– ветром, птицами, зверьми; репейник – животными, человеком.)
III. Сообщение темы урока.

Вы уже много узнали о растениях и эти знания сейчас показали. Тема сегодняшнего урока «Охрана растений».
- Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?
- Какие меры по охране растений вам известны?
IV. Значение растений для животных и человека — беседа.

1) Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.
2) Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)
-3)А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани -лен, хлопок, древесину.)
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.
V. Ролевая игра «Лесная лечебница».

Ра-ра-ра, начинается … (игра)

Су-су-су, посмотрите, мы в …(лесу).

- Да, ребята, мы сейчас находимся в лесу, а точнее в лесной лечебнице. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них врачи определят диагноз и эти карточки отдадут художникам. Художники рисуют условную схему по содержанию диагноза и все это отдают экспертам. Эксперты вклеивают в «рецепт» (ватман на доске) соответствующие рисунки и диагнозы, а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.
Приглашаем первую пациентку – березку. (Выходит береза, ей вручается карточка с текстом.) Береза «жалуется»:

- Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору.

Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

— Конечно, мы тебе, березка, поможем! (Врачи ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают художникам.)
Следующей на прием приглашается «ель»:

Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!

Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.
Появляется «Ландыш».

— Пожалуйста, ландыш, проходите,

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.
У врачей на столе следующие карточки:
• Нельзя рвать цветы!
• Не ломайте ветки деревьев!
• На новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлочку.
• Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её.


  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме!




  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!



  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!




  • Не собирай березовый сок, это вредит дереву!




  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через поврежденную кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.


Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.
VI. Итог игры.

Посмотрите, какой «рецепт» получился в нашей лесной лечебнице.

Подумайте, кому он больше подходит, людям или обитателям леса. Почему? Можно ли вылечить природу, если следовать данному рецепту?
VII. Работа по учебнику

1)

- Рассмотрите запрещающие знаки. Что они означают?

Сбор дикорастущих растений для букетов — очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие, как ландыш, колокольчик, ветреница.
2)Ответьте на вопросы раздела «Подумай!»
- Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик вашего класса сорвал бы по 5 штук?
- А если не 5, а 10 штук?
-Какой вывод можно сделать?
Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников — любителей «скромных букетиков».

Запомните, выросший на лугу цветок находится здесь «у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

Прочитайте в учебнике «Правила друзей природы» (стр. 102):

Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

.
3) Чтение фрагмента о лекарственных растениях с.102-103 учебника.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречиху. Но и при их сборе надо помнить правила сбора лекарственных трав.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

Сообщение ученика:

Валериана лекарственная

О целебных свойствах этого растения семейства валериановых было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство.

Считалось, что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в 1 веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».

На Руси валериану также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра I такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. В Москве, например, существовало несколько «аптекарских огородов»: у Кремля, в Немецкой слободе, о чем свидетельствует сохранившееся до наших дней название Аптекарский переулок (находится вблизи от станции метро «Бауманская»).

В лечебных целях используется корневище валерианы, имеющее характерный запах.

Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий; кошачья трава, кошачий корень, ладаница, земляной ладан.

Специфический валериановый запах обеспечивается наличием в корневище этого растения эфирных масел (около 2%). Кроме того, в нем содержатся алкалоиды, органические кислоты, сахар, крахмал, дубильные и другие вещества.

Отвары и настои валерианы и по сей день применяются в народной медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. А также как отличное успокаивающее средство.

Чтение вывода из учебника с.103:

Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
3) Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина —вытаптывание.

Прослушивание сообщения учителя:

…В Академгородке (Новосибирск) есть роща, в которую был запрещен вход. У оград висел плакат с предупредительной надписью «Лес на отдыхе!»

Это мера была предпринята из-за сильного уплотнения почвы в результате массового посещения людьми лесного участка, примыкающего к городу. Ученые полагали, что огражденная от посещения людей роща за пять лет пройдет курс полного «оздоровления».

3) Чтение правила в учебнике с. 104.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
VIII. Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки в учебнике на стр.102-103. Возможно кто-нибудь из вас знает, какие из нарисованных растений занесены в Красную книгу? (Подснежник ветреница, купальница, сон-трава, водяной орех, кувшинка, волчье лыко, колокольчик, ландыш, валериана.)


IX. Викторина «Лекарственные растения»
Викторина «Лесная аптека»
1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.)
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и

гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)
3. Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)
4. Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник.)
5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)
6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)
7. Какие болезни лечит красавица береза?

(Почки березы используют как мочегонное и желчегонное

средство.)

Валериана лекарственная

О целебных свойствах этого растения семейства валериановых было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство.

Считалось, что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в 1 веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».

На Руси валериану также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра I такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. В Москве, например, существовало несколько «аптекарских огородов»: у Кремля, в Немецкой слободе, о чем свидетельствует сохранившееся до наших дней название Аптекарский переулок (находится вблизи от станции метро «Бауманская»).

В лечебных целях используется корневище валерианы, имеющее характерный запах.

Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий; кошачья .трава, кошачий

Специфический валериановый запах обеспечивается наличием в корневище этого растения эфирных масел (около 2%). Кроме того, в нем содержатся алкалоиды, органические кислоты, сахар, крахмал, дубильные и другие вещества.

Отвары и настои валерианы и по сей день применяются в народной медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. А также как отличное успокаивающее средство.


X. Охрана растений - беседа
- А какие еще правила охраны растений вы знаете?

Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Растение — живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни.

Например, листья участвуют в дыхании и питании растений.

Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить?

Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, и к другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины.

Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву!
- Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.

Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц ?
Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных птиц и насекомых.
XI. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Охрана растений» (учебник, стр. 101—105);

ответить на вопросы раздела «Проверь себя».

2. Второе задание (оформить книжку-малышку «Берегите растение») можно выполнить в парах.
XII. Итог:

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Правила сбора и обработки лекарственных растений.
Правило первое: что собирать?

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
Правило четвертое: где собирать?

Каждое растение имеет определенные места произрастания,

которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.
Правило пятое: собирая, сохранять!

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

Программирование.


1 2 3 4 5 6 7 8

Декоративные
Кормовые
Лекарственные

Как расселяются растения?
Напиши после названия каждого растения,

как распространяются у него семена.
1.Клен ________________________________________________
2. Одуванчик___________________________________________
3. Сосна _______________________________________________
4. Репейник ____________________________________________
5. Ель _________________________________________________

Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев!
Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву!
В природе все взаимосвязано.

Нельзя рвать цветы!

Не ломайте ветки деревьев!

На новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлочку.

Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её.


  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме!



  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!



  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!




  • Не собирай березовый сок, это вредит дереву!

Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через поврежденную кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса Тема урока: «Растения и животные поля»
Оборудование: гербарные образцы и таблицы полевых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха; семена хлебных растений и изделия...

Разработка урока окружающий мир. 4 кл. (А. А. Плешаков) Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Развивать у учащихся познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдательность, учить использовать свои наблюдения в...

Открытый урок по окружающему миру
Цели урока: ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены

Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3-ем классе по теме: «Животные поля»
Цели урока: познакомить с животными – друзьями и вредителями растений поля; содействовать формированию бережного отношения к животным...

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе составлена в соответствии...
...

Методическая разработка урока географии Тема урока: Путешествие в...
На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких...

Урок по окружающему миру в 3 классе провела учитель начальных классов Мачалкина Л. В

Конспект урока по материаловедению в 5 классе. Тема: Материаловедение;...
Цель урока: ознакомить учащихся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве....

Тема урока: растениеводство и животноводство
Задачи урока: выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства

Тема урока: Многообразие и значение насекомых
Тип урока: интерактивный, с изучением нового материала на основе знаний учащихся



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru