vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Программа по биологии


Скачать 257.92 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии
Дата29.05.2013
Размер257.92 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Растения > Программа
Программа по биологии
Предисловие
Вступительный экзамен по биологии является профильным при поступлении

- в ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК на специальности «Биология», «Безопасность жизнедеятельности», »Экология», «Психология» (заочная форма обучения)

- в ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПСИХОЛОГИИ на специальность « Специальная психология»

- на ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

- на ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА на специальности « Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Дошкольная педагогика и психология»

- на факультет НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ на специальности «Домоведение» и «Олигофренопедагогика»
Вступительные экзамены по биологии проводятся письменно ( в виде теста). Задания тестов включают все разделы школьного курса биологии в соответствии с программой средней школы.

Тест включает 60 заданий.. Каждое задание оценивается в 1 балл.

Продолжительность письменного экзамена – 90 минут (полтора часа). Пользоваться учебниками, словарями, справочниками на экзамене не разрешается.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

На экзамене по биологии поступающий должен показать:

  1. Знание строения и жизнедеятельности представителей основных царств живой природы и их классификации.

  2. Знание основных понятий, закономерностей и законов развития
    органического мира.

  3. Умение логически мыслить, обосновывать выводы с использованием биологических понятий, объяснить явления природы, применять знания в практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ.

Биология - наука о живой природе. Взаимосвязь живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Основные направления биологии. Достижения совре­менной биологии. Значение биологии для сельского хозяйства, медицины, промышленности.

Методы изучения живой природы: микрокопирование, наблюдения, эксперимент, систематизация и др.

Общее представление о клетке. Организмы одноклеточные и многоклеточные. Понятие о ядерных и неядерных организмах. Питание организмов. Типы питания.

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид.

Современные представления об основных царствах живой природы.

БАКТЕРИИ.

Строение бактериальной клетки как безъядерного организма. Жизнедея­тельность бактерий (питание, рост, размножение) и их приспособ­ленность к различным средам жизни. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине и хозяйственной деятельности чело­века. Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними.

ГРИБЫ.

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы: их строение и питание, размножение. Симбиоз грибов и растений. Съедобные и ядовитые грибы.

Плесневые грибы. Пеницил, его использование для получения антибиотиков. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

ЛИШАЙНИКИ.

Лишайники - симбиотрофные организмы. Строение и жизнедеятельность (питание, рост, размножение) лишай­ников.

Роль лишайников в биосфере и хозяйственной деятельности человека.

РАСТЕНИЯ.

Ботаника - наука о растениях. Деление растений на высшие и низшие и их характеристика. Деление высших растений на споровые и семенные. Основные отделы царства растений. Роль растений в природе и жизни человека.

ВОДОРОСЛИ. Отделы водорослей: зеленые, красные, бурые и др. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Особенности их строения и жизнедеятельности (питание, рост, размножение). Значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека.

МХИ. Строение, питание и размножение мхов (кукушкин лен, сфагнум). Роль мхов в природе и хозяйстве.

ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ. Общая характеристика. Особенности строения и размножения. Роль в биосфере и различных сооб­ществах.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ. Особенности организации голосеменных (строение и размножение). Распространение голосеменных. Значение хвойных пород в природе и народном хозяйстве.

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ. Особенности строения и жизнедеятельности, покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений. Многообразие и класси­фикация цветковых растений. Понятие о вегетативных и генеративных органах.

Корень. Функции корня, Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня. Видоизменения корней. Минеральное питание растений. Почва, ее состав и значение для растений. Удобрения.

Побег. Понятие о побеге. Его составные части. Виды побегов. Почка - зачаточный побег. Типы почек. Строение почек и их функции. Развитие побега из почки. Видоизменение побега: корневище, луковица, клубень. Их строение. Причины видоизме­нений. Биологическое и хозяйственное значение.

Л и с т. Функции листа. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. Листья светолюбивых и теневыносливых растений. Видоизменения листьев.

Стебель - осевая часть побега. Функции стебля. Виды стеблей. Рост стебля в длину, ветвление. Формирование кроны. Внутреннее строение стебля в связи с его функциями. Кора, древесина, камбий, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образо­вание годичных колец. Передвижение воды (с минеральными солями) и органических веществ по стеблю.

Вегетативное размножение растений. Размно­жение растений с помощью вегетативных органов в природе и сельском хозяйстве. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Цветок - видоизмененный побег. Значение цветка в жизни растений. Строение цветка. Цветки обоеполые и раздельнополые, правильные и неправильные. Растения одно­домные и двудомные.

Соцветия и их биологическое значение. Опыление. Виды опыления: естественное и искусственное. Перекрестное опыление ветром, животными. Самоопыление. Оплодотворение и его биоло­гическое значение.

Образование и распространение плодов и семян. Типы плодов.

Семя. Значение семенного размножения для растений. Строение и состав семян. Семена однодольные и двудольные.

Классификация цветковых растений.

Класс Двудольные рас­тения. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасле­новые, Сложноцветные и др.

Класс Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Злаки.

Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, пло­дово-ягодные, овощные, масличные и др.).

Примечание: При характеристике семейств необходимо отме­тить морфологические особенности представителей, значение в природе и жизни человека.

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.

Многообразие растений, их происхождение. Основные направ­ления и этапы эволюции растений. Господство покрытосеменных в настоящее время, их многообразие и распространение на земном шаре.

РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Растение - целостный организм. Взаимосвязи морфо-анатомической организации растений со средой обитания. Растения различных мест обитания. Виды жизненных форм: деревья, кустарники и кустарнички и травы. Проблемы охраны растений.

Воздействие человека на природу как экологический фактор. Возрастающая роль этого воздействия. Охрана растений, защита среды их обитания. «Красная книга». Редкие и исчезающие виды растений родного края. Заказники, заповедники.

ЖИВОТНЫЕ.

Зоология - наука о животных.

Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Многообразие животного мира. Классификация животных. Роль животных в природе, хозяйственной деятельности человека.

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Общая характеристика простейших. Многообразие одноклеточ­ных животных (эвглена зеленая, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька). Паразитические и морские простейшие (фораминиферы, радиолярии).

Особенности строения клетки одноклеточного организма. Среда обитания. Передвижение. Питание. Дыхание. Выделение. Размно­жение. Образование цисты. Значение простейших в природе и жизни человека.

Тип КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. Общая характеристика типа. Пресноводная гидра как представитель кишечнополостных. Среда обитания. Внешнее строение. Лучевая симметрия. Двухслойность. Строение стенки тела гидры. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение.

Многообразие кишечнополостных (коралловые полипы и меду­зы), их значение.

Тип ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ. Общая характеристика типа. Много­образие (белая планария, бычий цепень, эхинококк, печеночный сосальщик). Двусторонняя симметрия. Особенности строения и процессов жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей. Значение плоских червей, меры профилактики глистных заболеваний.

Тип КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ. Общая характеристика типа. Много­образие. Человеческая аскарида - паразит человека. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, обусловленные пара­зитическим образом жизни. Меры предупреждения заражения.

Тип КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Общая характеристика и многообразие типа. Многощетинковые черви. Малощетинковые черви. Дождевой червь как представитель кольчатых червей. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, передвижение, процессы жизне­деятельности. Регенерация. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании.

Тип МОЛЛЮСКИ. Общая характеристика и многообразие моллюсков (большой прудовик, виноградная улитка, беззубка, слизни, устрицы, мидии). Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, питание, дыхание, размножение. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Тип ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. Общая характеристика типа. Класси­фикация.

Класс Ракообразные. Среда обитания. Особенности строе­ния и жизнедеятельности. Размножение. Многообразие и значение ракообразных.

Класс Паукообразные. Особенности внешнего и внутрен­него строения, питание, дыхание, поведение пауков в связи с жизнью на суше. Клещи как представители паукообразных. Внеш­нее строение клеща. Клещи как вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи - возбудители и переносчики опасных заболеваний человека и животных. Меры защиты от клещей.

Класс Насекомые. Особенности строения, процессы жизне­деятельности. Размножение. Типы развития насекомых. Основные отряды насекомых: Чешуекрылые, Жесткокрылые (жуки), Двукры­лые, Перепончатокрылые, Прямокрылые и др.

Примечание: При характеристике отрядов необходимо отметить особенности строения крыльев, ротового аппарата, размножение и развитие; показать значение в природе и жизни человека.

Тип ХОРДОВЫЕ. Общая характеристика типа. Классификация. Ланцетник. Особенности его строения как низшего хордового-животного. Сходство ланцетника с беспозвоночными и позвоночными животными.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры. Внутреннее строение (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, нервная и выделительная системы) рыб в связи со средой обитания и образом жизни. Поведение. Размножение и развитие. Нерест. Забота о потомстве. Многообразие рыб (отряды Сельдеобразные, Кистеперые, Осетровые и др.). Хозяйственное значение рыб. Искусственное разведение рыб. Охрана рыб. Рациональное использование рыбных богатств.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Осо­бенности внешнего и внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания (на примере лягушки). Размножение и развитие. Многообразие зем­новодных (отряды: Хвостатые, Бесхвостые), их происхождение, значение и охрана.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Особенности строения, размножения, поведения пресмыкающихся в связи с жизнью на суше (на примере ящерицы). Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся (отряды Чешуй­чатые, Черепахи, Крокодилы), их практическое значение и охрана. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения, обмена веществ птиц, связанные с полетом. Усложнения нервной системы, органов чувств, пове­дения птиц. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве.

Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе (гнездование, кочевки, перелеты). Происхождение птиц.

Экологические группы птиц - птицы парков, садов, лугов, полей, лесов, болот, побережий, водоемов, степей, пустынь. Хищные птицы.

Роль птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Проис­хождение домашних птиц, их породы. Система мероприятий по охране птиц.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры, внутрен­него строения, обмена веществ млекопитающих. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве.

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. От­ряды плацентарных: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Копытные, Приматы.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана. Происхождение домашних животных. Содержание, кормление, разведение.

Основные этапы эволюции животного мира. Охрана животных. «Красная книга». Редкие и исчезающие животные родного края. Заказники. Заповедники.

Примечание:

При выяснении общей характеристики класса (типа) необходимо придерживаться следующего плана:

  1. Представители;

  2. Среда обитания, образ жизни;

  3. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания
    (форма тела, отделы тела, покровы, окраска);

  4. Особенности внутреннего строения (пищеварительная, кровеносная­, дыхательная, нервная, выделительная, половая
    системы);

  5. Размножение и развитие;

  6. Роль в биосфере и значение для человека.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Значение знаний о строении, жизнедеятельности и гигиене человека для охраны его здоровья.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Органы и системы органов. Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Гуморальная и нервная регуляция деятельности организма. Рефлекс, рефлекторная дуга.

Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Кора больших полушарий.

Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Значение опорно-двига­тельной системы. Скелет человека. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, социальным образом жизни и прямохождением.

Строение и состав костей. Рост костей. Типы соединения костей. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах и переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утом­ление.

Значение физических упражнений для правильного форми­рования скелета и мышц. Предупреждение искривления позво­ночника и развития плоскостопия.

КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, межклеточная жидкость. Состав крови: плазма и форменные элементы крови, их строение и функции. Свертывание крови и фагоцитоз как защитные реакции организма. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфек­ционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Донорство. Значение крови и кровообращения.

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Сердечный цикл. Регуляция деятельности сердца.

Большой и малый круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам.

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употреб­ления алкоголя на сердце и сосуды.

ДЫХАНИЕ. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыха­тельные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гумо­ральная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекци­онные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций. Гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания.

ПИЩЕВАРЕНИЕ. Значение пищеварения. Пищевые продукты и питательные веще­ства. Строение и функции органов пище­варения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Роль И.П.Павлова в изучении функций органов пищеварения. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пище­варение.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. Общая харак­теристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Влияние алкоголя и токсических веществ, наркотиков на обмен веществ. Витамины. Их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание. Режим питания школьников.

ВЫДЕЛЕНИЕ

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы, их функции. Почки, их строение и функции. Образование пер­вичной и вторичной мочи. Профилактика заболеваний.

КОЖА. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и сол­нечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке.

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИИ. Значение желез внут­ренней секреции для роста, развития и регуляции функций орга­низма. Гормоны. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная, половые.

Роль половых желез в развитии организма. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки.

АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТЬ. Анализаторы. Строение и функции. Органы чувств, их значение, гигиена.

Высшая нервная деятельность. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление, сознание. Социальная обусловленность пове­дения человека.

Сон, его значение и гигиена. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Гигиена умственного труда. Режим дня школь­ников. Вредное влияние наркотиков, алкоголя и никотина на нервную систему.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. Система органов размножения. Половые органы. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство. Характе­ристика подросткового периода.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.

Изучение общих биологических законо­мерностей - задача заключительного раздела курса биологии. Уровни организации живой природы: клеточный организменный, видовой, биоценотический, биосферный. Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы.

ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ. Цитология – наука о клетке. Методы изучения клетки – микроскопирование, метод культуры клеток и тканей, центрифугирование. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, оболочки, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Содержание химических элементов в клетке. Макро- и микроэлементы. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основы жизне­деятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущ­ность. Значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗ­МОВ. Половое и бесполое размножение организмов. Способы бесполого размножения.

Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организма. Подготовка клетки к делению. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Фазы деления клетки (митоз).

Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Двойное оплодотворение цветковых растений и его значение. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие на примере животных. Прямое и непрямое развитие.

ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики. Гибрид. Моно - и дигибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота.

Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Гибридологический метод. Едино­образие гибридов первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Цитологические основы едино­образия гибридов первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы.

Сцепленное наследование. Нарушения сцепления. Перекрест хромосом.

Генетика пола. Половые хромосомы и аутосомы.

Роль генотипа и условий внешней среды при формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Виды мутаций. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости, сформулированный Н.И.Ва­виловым. Экспериментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение мутагенами природной среды и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций.

Значение генетики для медицины и здравоохранения.

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. Селекция как наука, Предмет и задачи селекции. Основные методы селекции: гибридизация и отбор.

Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Гибридизация. Близкородственное и неродственное скрещивание.

Селекция растений. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Полиплоидия и отдаленная гибридизация (работы Г.Д.Карпеченко). Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещиваний и методы разведения. Достижения селекции животных.

Селекция бактерий, грибов и ее значение для микробиологической промышленности.

Биотехнология и ее основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. Значение биотехнологии для селекции.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ. Развитие биологии в додарвиновский период. Метафизическое мировоззрение. Значение работ К.Линнея для развития систематики. Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возник­новения учения Ч.Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Значение теории эволюции для дальнейшего развития естествознания.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы борьбы за существование и естественного отбора. Ведущая роль естествен­ного отбора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость-основа выведения пород домашних животных и сортов культурных рас­тений. Понятие сорта растений и породы животных.

Элементарные факторы эволюции - мутационный процесс, изоляция, популяционные волны.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

Вид. Критерии и структура вида. Популяция - единица вида и эволюции. Микроэволюция. Видообразование.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. Доказательства эволюции органического мира (палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические и др.). Главные направления эволюции: биологи­ческий прогресс и биологический регресс. Основные пути эволю­ции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотноше­ние различных направлений эволюции. Основные закономерности биологической эволюции: дивергенция, конвергенция.

Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направ­ления эволюции растительного и животного мира.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Положение человека в системе животного мира. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы.

Этапы эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. Предмет и задачи экологии. Среда обитания. Экологическая ниша. Экологи­ческие факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Комплексное воздействие факторов на организм. Фотопериодизм.

Вид. Его экологическая характеристика. Популяция, изменение ее численности, способы регулирования численности. Рацио­нальное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз как природное сообщество (на примере леса, луга, водоема). Роль растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе. Компоненты биогеоценоза: продуценты, консументы и редуценты. Цепи питания. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений. Охрана биогеоценозов.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ. Биосфера. В.И.Вернадский о возникновении биосферы. Границы биосферы. Биомасса поверх­ности суши, мирового океана, почвы. Компоненты биосферы - живое вещество и его функции, биогенные элементы (уголь, нефть и др.), биокосное вещество (почва). Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Ноосфера.

Тест.

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых вам нужно выбрать один правильный.

  1. Полное или частичное нарушение целостности кости это:

а) вывих

б) ушиб

в) перелом

  1. Дыхание у инфузории происходит через:

а) жабры

б) порошицу

в) всю поверхность тела

  1. Количество хромосом уменьшается вдвое при:

а) мейозе

б) митозе

в) партеногенезе

  1. Основные закономерности наследственности были впервые установлены:

а) Ч.Дарвином

б) Г.Менделем

в) И.Вавиловым

5. Явление сцепленного наследования генов изучал:

а) Т.Морган

б) Г.Мендель

в) И.Мичурин

6. Генная мутация приводит к:

а) уменьшению числа хромосом

б) увеличению числа хромосом

в) изменению нуклеотидов в хромосомах

7. Удвоение участка хромосомы – это мутация:

а) хромосомная

б) геномная

в) генная

8. Инбридинг приводит к:

а) сохранению гетерозиготных форм

б) переводу рецессивных генов в гомозиготу

в) появлению гомозиготных и гетерозиготных форм в равных количествах

9. Движущей силой эволюции по Линнею является:

а) Линней отрицал сам факт эволюции

б) прямое приспособление к условиям среды

в) скрещивание видов между собой, происходящее в природе постоянно

10 Определенная изменчивость по Ч.Дарвину характерна для:

а) большого числа особей и носит массовый характер

б) единичных особей и носит индивидуальный характер

в) отсутствуют закономерности

11. Появление раннецветущей и поздноцветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах является примером действия отбора:

а) движущего

б) дизруптивного

в) стабилизирующего

12. Примером конвергенции в эволюции является:

а) колокольчик раскидистый и колокольчик персиколистный

б) лягушка и крокодил

в) белянка капустная и белянка репная

13. Первые многоклеточные животные относились к типу:

а) членистоногие

б) плоские черви

в) кишечнополостные

14. Уплощенное тело ската является:

а) идиоадаптацией

б) дегенерацией

в) ароморфозом

15. Густой волосяной покров у человека является примером:

а) атавизма

б) рудимента

в) дегенерации

16. Правильно составленная пищевая цепь – это:

а) полевка – злаки – куница лесная

б) злаки – полевка – куница лесная

в) злаки – куница лесная – полевка

17. Взаимоотношения человека и аскариды представляют собой:

а) паразитизм

б) комменсализм

в) хищничество

18. Консументы осуществляют:

а) использование готовых органических веществ

б) синтез органического вещества

в) разложение остатков органических веществ

19. К агроценозам относится:

а) парк

б) лес

в) озеро

20. Внешняя твердая оболочка земного шара называется:

а) литосфера

б) атмосфера

в) гидросфера

21. Акация желтая относится к:

а) кустарникам

б) травам

в) деревьям

22. К семейству крестоцветных относят:

а) редьку дикую, капусту, пастушью сумку

б) перец, баклажан, капусту

в) капусту, огурцы, редис

23. У ржи плод:

а) колос

б) семянка

в) зерновка

24. Для уничтожения сорняков почву:

а) вскапывают и удобряют

б) вскапывают и культивируют

в) культивируют и удобряют

25. С помощью ложноножек среди простейших передвигаются:

а) инфузория туфелька

б) обыкновенная амеба

в) эвглена зеленая

26. Нервная система у дождевого червя состоит из:

а) головного узла и нервных ответвлений

б) нервных стволов с ответвлениями

в) окологлоточного нервного кольца и брюшной цепочки

27. Дафний и циклопов относят к классу:

а) паукообразные

б) ракообразные

в) насекомые

28. Один круг кровообращения имеют в кровеносной системе:

а) птицы и млекопитающие

б) взрослые земноводные и пресмыкающиеся

в) рыбы и личинки земноводных

29. Слуховая зона коры больших полушарий находится в доле:

а) височной

б) затылочной

в) лобной

30. Слизистая оболочка внутренней поверхности имеет ворсинки в:

а) желудке

б) толстом кишечнике

в) тонком кишечнике

31. Симпатическая нервная система:

а) не оказывает влияния на размер зрачка

б) вызывает сужение зрачка

в) вызывает расширение зрачка

32. Оплодотворенная яйцеклетка цветкового растения развивается в:

а) завязи пестика

б) пыльнике

в) семядолях

33. На границе левого предсердия и левого желудочка расположен:

а) трехстворчатый клапан

б) двустворчатый клапан

в) полулунный клапан

34. Инстинкт – это:

а) совокупность навыков

б) совокупность условных рефлексов

в) совокупность безусловных рефлексов

35. Плод у растения образуется из:

а) завязи пестика

б) тычинок

в) пыльника

36. У черемухи плод:

а) ягода

б) костянка

в) зерновка

37. Насекомые с полным превращением линяют:

а) на личиночных стадиях развития

б) на личиночных и куколочных стадиях развития

в) на стадиях личинки, куколки, имаго

38. К высшим растениям относятся:

а) многоклеточные зеленые водоросли

б) мхи

в) цианеи

39. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная – по артериям:

а) в большом круге кровообращения

б) в малом круге кровообращения

в) в воротной системе печени

40. К продуцентам относится:

а) ель

б) подберезовик

в) кролик

41. Образовательной тканью является:

а) луб

б) пробка

в) камбий

42. У сирени соцветие:

а) кисть

б) зонтик

в) метелка

43. У насекомых с неполным превращением в развитии отсутствует стадия:

а) личинки

б) куколки

в) имаго

44. Сердце насекомых:

а) в виде трубки

б) однокамерное

в) двухкамерное

45. У организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, наблюдается:

а) увеличение интенсивности обмена веществ и дыхания

б) увеличение содержания воды в тканях

в) снижение интенсивности обмена веществ и дыхания

46. Лишайники не растут в городах потому что:

а) там нет субстрата для роста лишайников

б) загрязнен воздух

в) нет грибов

47. Для представителей типа хордовые характерна нервная система типа:

а) сетчатая

б) брюшная нервная цепочка

в) в виде трубки

48. Органы выделения у десятиногих раков открываются наружу:

а) у основания усиков

б) на последнем членике брюшка

в) около последней пары ходильных ног

49. Сжигание природного топлива на ТЭЦ с целью получения электрической энергии относится к факторам:

а) абиотическим

б) антропогенным

в) биотическим

50. Сердце впервые появилось у:

а) членистоногих

б) хордовых

в) кольчатых червей

51. Какой из названных грибов относится к пластинчатым грибам:

а) масленок

б) рыжик

в) подберезовик

52. Из споры папоротника вырастает:

а) заросток

б) взрослое растение

в) спорангий

53. Длинный отросток нейрона называется:

а) аксон

б) дендрит

в) нефрон

54. Серое вещество спинного мозга:

а) скопление отростков нервных клеток

б) скопление тел нервных клеток

в) скопление нейроглий

55. Ягель относится к:

а) накипным лишайникам

б) кустистым лишайникам

в) листоватым лишайником

56. Гормоны это:

а) биологически активные вещества, вырабатываемы организмом

б) соединение белков и витаминов

в) биологически активные вещества, поступающие с пищей

57. Печень относится к железам:

а) внутренней секреции

б) внешней секреции

в) смешанной секреции

58. Кровь относится к:

а) соединительной ткани

б) эпителиальной ткани

в) мышечной ткани

59. Сократительная вакуоль у одноклеточных животных выполняет функцию:

а) дыхания

б) выделение неперевареных остатков пищи

в) выделение жидких продуктов обмена и воды

60. Какое из перечисленных животных является промежуточным хозяином печеночного сосальщика:

а) малый прудовик

б) белая планария

в) циклоп
КЛЮЧ К ТЕСТУ

Правильные ответы на вопросы: 1в, 2в, 3а, 4б, 5а, 6в, 7а, 8б, 9а, 10а, 11б, 12б, 13в, 14а, 15а, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 21а, 22а, 23в, 24б, 25б, 26в, 27б, 28в, 29а, 30в, 31б, 32а, 33б, 34в, 35а, 36б, 37а, 38б, 39б, 40а, 41в, 42в, 43б, 44а, 45в, 46б, 47в, 48а, 49б, 50а, 51б, 52а, 53а, 54б, 55б, 56а, 57б, 58а, 59в, 60а.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Биология: Пособие для поступающих в вузы / Под ред. М.В.Гусева, А.А.Каменского.- М.: Изд-во МГУ, Мир. 2002.

  2. Быховский Б.Е., Козлова Е.В. и др. Биология: Животные.- М.: Просвещение, 1993.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р.Сопера. - М.: Мир, 2004.

  4. Захаров В.Б.Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.: Дрофа,2003.

  5. Корчагина В.А. Биология: Учебник для 6-7 классов. - М.:Просвещение, 1991.

  6. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные - М.: Дрофа,2004

  7. Мамонтов С.Г. Биология: Справочное издание для подготовительных отделений вузов. - М.: Высшая школа, 1991.

  8. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. -М.: Просвещение, 1992.

  9. Мезина С.И. Законы классической генетики. - Новосибирск, 1992.

  10. Опорные конспекты по биологии: Пособие для учащихся, слушателей подготовительных курсов, студентов и учителей биологии / Под ред. Р.И. Айзмана. - Новосибирск, 1996.

  11. Полянский Ю.И. и др. Общая биология: Учебник для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 1992.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу сош №33 г. Тамбова Учитель биологии Манохина Александра Юрьевна...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы...

Программа по биологии для поступающих в 9 естественнонаучный класс
Освоить программу возможно при достаточной подготовке обучающихся по ранее изученным разделам биологии: ботаника, зоология. В основе...

Программа вступительных экзаменов по биологии
Экзамен проводится в письменной форме в виде теста и направлен на проверку знаний абитуриентов по биологии

Программа по биологии для поступающих на базе 9 классов
На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен уметь

Рабочая программа по биологии для 7 класса Волковой Елены Петровны
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9...

Рабочая программа по биологии для углубленного изучения в 10-11 классах средней школы
Составила учитель биологии моу «Аликовская сош им. И. Я. Яковлева» Алексеева Альбина Юрьевна

Авторская программа
Программа рассчитана на учащихся 7 -8 классов, имеющих базовый уровень знаний по разделу биологии ботанике

Разработка урока. Учитель биологии и химии моу шунерской оош – Оленина Елена Михайловна
Биология 6 класс. Программа курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко. Учебник автор...

Программа курса «Овощеводство защищенного грунта» 68 ч
Программа предназначена для технологической подготовки учащихся 10 11 классов общеобразовательной сельской школы. Преподавание может...

Программа вступительного экзамена по биологии для поступающих в ставропольскую государственную
На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать знание основных понятий, закономерностей и законов...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru