vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Разработка урока окружающий мир. 4 кл. (А. А. Плешаков) Тема: «Растениеводство в нашем крае»


Скачать 121.7 Kb.
НазваниеРазработка урока окружающий мир. 4 кл. (А. А. Плешаков) Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Дата06.03.2013
Размер121.7 Kb.
ТипРазработка урока
vcvetu.ru > Растения > Разработка урока
Краснодарский край, Северский район

МБОУ СОШ №16

Учитель начальных классов Омельченко Зинаида Павловна

Разработка урока

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 4 кл. (А. А. Плешаков)

Тема: «Растениеводство в нашем крае».

Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в Краснодарском крае ,познакомить с отраслями растениеводства нашего края, расширить знания о растениях. Развивать у учащихся познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдательность, учить использовать свои наблюдения в практической деятельности. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к окружающему нас миру.

Оборудование: м/к, презентация «Растениеводство в нашем крае», гербарий-5экземпляров (полевые культуры), зёрна полевых культур (пшеница, рис, ячмень, просо, кукуруза, подсолнечник, гречиха, рожь),тест «Жизнь пресного водоёма»- 26экземпляров.

Литература:

1.«Сборник загадок». М. Т.Карпенко. Москва. «Просвещение».1988г.

2.«Кубанская азбука». О. Хамцова. ОИПЦ «Перспективы

образования». Краснодар .2007г.

3.«Любимый уголок земли». Н. Я.Паскевич. ОИПЦ «Перспективы

образования». Краснодар.2005г.

4. «Путешествие по родному краю» И.П. Лотышев. ОИПЦ «Перспективы

образования». Краснодар.2004г.

5. «Судьба и гордость моя Кубань».ООО «Печатный салон».

6. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». О.И. Дмитриева. ,

О. А. Мокрушина. Москва. «ВАКО.»

7. Словарь русского языка. С. И. Ожегов. Москва. «Русский язык».1987г.

8. Организация воспитательной работы.Выпуск1. практика реализации общеобразовательными учреждениями краевой антикризесной программы «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани.» Кубанский учебник. Краснодар.2000г.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Хотят знать обо всём на свете.

  1. Сообщение темы урока, целей урока.

Загадка.

Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение).

Как называется наука о растениях? (Ботаника).

А как называется наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. (Растениеводство).

Тема нашего урока сегодня-

Слайд 1. «Растениеводство в нашем крае».

  1. Словарная работа.

Слайд 2.

IV. Проверка домашнего задания.

А сейчас мы узнаем, что вы запомнили и узнали по теме «Разнообразие жизни в водоёме», изученной на предыдущем уроке .

1.Тестовая работа.

Тест «Жизнь пресного водоёма».

  1. К искусственным водоёмам относятся:

а) реки, моря, океаны;

б) водохранилища, пруды, каналы;

в) ручьи, реки, моря, озёра, океаны.

2. Растения водоёма это…

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

б) брусника, черника, мох;

в) кувшинка, ряска, тростник.

3.Санитарами пресных водоёмов считают…

а) рака, беззубку;

б) прудовика, катушку;

в) жука-плавунца, клопа-водомерку.

4. Живым фильтром называют…

а) раков;

б) двухстворчатых моллюсков;

в) головастиков.

5.Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются…

а) люди;

б) цапли;

в) ондатры;

г) бобры.

6.Хищниками пресных водоёмов являются…

а) раки, мотыли, раки;

б) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;

в) циклопы ,прудовики, головастики.

7. С водоёмами связана жизнь…

а) зябликов, трясогузок, соек;

б) цапель, уток;

в) лебедей, тетеревов, сов.

8. Водоём называют природным сообществом, потому что…

а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

б) в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;

в) в нём от поверхности до дна обитают разнообразные живые ор- ганизмы .

9.Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…

а) это плавает ряска;

б) много микроскопических водорослей;

в) на дне много ила.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

2.1. Составь цепи питания в пресном водоёме.

2.2. Карточки.

Слайд №3.

Слайд №4.

Слайд №5.

2.3.Дай ответ на интересный вопрос:

1. Почему в водоёмах рядом с полями , животноводческими фермами может наблюдаться снижение численности рыб? Почему тончайшая плёнка нефти на поверхности воды может привести к гибели рыб, водоплавающих птиц?

( Происходит вымывание минеральных солей и химикатов с полей в водоёмы.

Рыбам не хватает для дыхания кислорода. У птиц нарушается терморегу- ляция, склеиваются перья.)

  1. То, что щука- хищник, известно всем. В меню этой пресноводной рыбы входят головастики, лягушки, рыбы, небольшие птицы. Она может закусить и своими неосторожными собратьями. Но почему же щуку называют санитаром пресных вод?

(добычей щуки в первую очередь становятся слабые, больные животные. Так хищница-щука помогает очистить водоём.)

  1. Лягушки - хищники. Они ловят насекомых ,поедают червей, моллюс- ков. Головастики питаются подводными растениями, они «грызут» их роговыми зубчиками. Но увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Почему?

(«Пьёт» лягушка кожей своего тела - впитывает воду сквозь кожу.)

4.Водолюбы, водомерки… Почему так называют этих животных?

(Водолюбы- жуки, любящие воду. Водомерки скользят по поверхности воды, словно меряют её.)

5.Почему ряска занесена в Книгу рекордов Гинеса?

(Это самое маленькое цветковое растение в мире.)

3.Отчёт о поисковой работе.

Сообщения учащихся об обитателях водоёма, подготовленные самостоя –тельно (3-4 человека, остальные работы сдаются учителю для проверки).

Слайд №6.

4.Пользуясь схемой доказать, что водоём - это природное сообщество.

5.Вывод.(учащиеся)

В пресном водоёме обитают разнообразные живые организмы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Природное сообщество водоёма необходимо охранять.

V.Работа над новым материалом.

Слайд №7.(тема урока).

Слайд №8.

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов - моя земля.

И. Варавва

Слайд №9.(чтение)

Наша Родина очень велика. В большой стране у каждого из нас есть свой маленький уголок- деревня, город, село, улица, дом, где он родился и вырос, а как называется наша малая родина? (Кубань.)

Кубань –земля детства, её природа ,история греют и подпитывают человека всю жизнь. Поэтому, куда бы вы ни поехали, всегда можете с гордостью сказать: «Я – кубанец!»

Любить свой край – значит знать о нем всё!

И сейчас я вам хочу рассказать одну поэтическую легенду…

Давно это было. Господь призвал к своему трону все племена человеческие и начал делить по справедливости между ними землю. Случился казус. Все народы получили полагающие им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстаёт пред очами создателя некий человек, уставший, наработавшийся до пота. А все наделы уже розданы! И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботах своих о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в том уделе всё, что есть на земле- плодородные равнины и крутые горы, бурные моря и полноводные реки,густые леса и ненаглядные степи, тёплые незнающие зимы уголки и поднебесные вершины, с которых даже летом не сходит снег.

Ребята, догадались о каком уголке нашей земли идёт речь?

Совершенно верно – в этой легенде вся наша Кубань.

Хороша земля у нас,

Плодородна очень.

Слайд №10.

Географическое положение и природно-климатические условия определили Краснодарскому краю место.лидера по производству и переработке сельско -хозяйственной продукции в России. Кубань является важнейшим сельско -хозяйственным регионом страны. Не случайно её называют житницей России.

Слайд №11.

Кубань даёт почти 10%российского валового (общего производимого объёма продукции в стоимостном выражении за какой-либо определённый период- С.И. Ожегов) объёма зерна, треть общероссийских заготовок томатов и две трети овощного гороха, около 40% плодов и ягод, половину винограда, свы -ше 70% риса, весь объём мясных консервов детского питания, российского чая, субтропических и цитрусовых культур.

Слайд №12

Посевные площади сосредоточены в основном в северо-восточной и центральной частях края, занимая почти всю Азово-Кубанскую равнину. На сотни километров многоцветным ковром расстилается кубанская нива. Только море может поспорить с её величавой красотой.

Примерно на пяти миллионах гектаров плодородной пашни возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.

Когда-то на земле не было культурных растений. Были только дикорастущие. Человек стал выращивать некоторые из них возле своего жилья. Люди отбирали, с охраняли, размножали лучшие из них .Так постепенно возникли культурные растения -они приобрели свойства, необходимые человеку.

Человек вывел разнообразные сорта культурных растений.

Сейчас в мире одного только лука репчатого 1000 сортов, крыжовника – 1500, слив – 2000, груш – 5000, яблонь- не менее 10 000сортов!

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий.

Растениеводство в нашем крае делят на несколько отраслей, которые мы с вами сейчас попытаемся определить.

Слайд №13-20.

Я предлагаю вашему вниманию слайды, а вы подумайте как можно назвать эту отрасль хозяйства?

(Высказывания учащихся.)

Слайд №21.

Эта отрасль сельского хозяйства называется- цветоводство. А зачем нужна эта отрасль?

(Высказывания учащихся.)

А какие ещё вы знаете цветы, которые выращиваются в нашем крае? (Высказывания учащихся.)

В любое время года можно увидеть, украсить окружающий нас мир и приобрести украшение земли –цветы.

VI. Физминутка

Слайд №22.

VII. Работа над новым материалом.(продолжение.)

Практическая работа в группах.

Рассмотрите в гербарии полевые культуры нашего края и определи с помощью рисунка на слайде их название.

Слайд №23.

Проверка выполненного задания в группах.

Какие ещё полевые культуры выращивают на Кубани?

Какое из растений указанных на слайде не выращиваю у нас на Кубани?

Соотнесите зёрна и растения (пшеница, рис, ячмень, просо, кукуруза, подсол- нечник, гречиха, рожь).

Проверка выполненного задания.

Где растут эти растения? Как будет называться отрасль растениеводства? (Полеводство).

Слайд №24.

Сделайте вывод - что такое полеводство? (Полеводство – это выращивание полевых культур).

Среди полевых культур главными являются зерновые. К ним относятся пшеница (озимая и яровая), рожь, ячмень, овёс, просо, рис, кукуруза. На Кубани сеют высокоурожайные сорта озимой пшеницы, выведенные нашим земляком академиком Павлом Пантелеймоновичем Лукьяненко.

Слайд №25.

Другой кубанский селекционер – академик Михаил Иванович Хаджинов – прославил Краснодарский край выведением им высокоурожайным сортом кукурузы. Кубань – родина высокомасличных сортов подсолнечника, созданных академиком Василием Степановичем Пустовойтом.

Слайд №26.

Словарная работа.

СОРТ- разновидность культурных растений, обладающих одинаковыми признаками.

АКАДЕМИК – член академии (высшее научное учреждение) наук, а также звание члена академии.

СЕЛЕКЦИОНЕР – специалист по селекции.

СЕЛЕКЦИЯ – улучшение сорта растений или породы животных и выведение новых сортов и пород животных. ( С. И. Ожегов)
А сейчас вашему вниманию предлагаются загадки:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи.

(Капуста).

Слайд №27.

Скинули с Егорушки

Золотые пёрышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

(Лук.)

Слайд №28

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь.)

Слайд №29

Над землёй трава,

Под землёй алая голова.

(Свёкла.)

Слайд №30.

Растут на грядке

Зелёные ветки,

А на них

Красные детки.

(Помидоры.)

Слайд №31.

Ребята, скажите, а к какой теме относятся слова- отгадки? Как одним

словом можно назвать их? (Овощи.)

Слайд №32.

А как будет называться эта отрасль растениеводства ?(Овощеводство).

Овощеводство развито в Крымском районе. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах.

Слайд №33.

Ребята, посмотрите слайды и ответьте на вопрос –какая отрасль растениевод ства занимается выращиванием этих вкусностей?

Слайд №34-35. (Просмотр слайдов.)

Ответы учащихся.(Плодоводство.) Известна на Кубани славянская агрофир ма «Сад- Гигант». Яблоки, груши, сливы, вишни и другие фрукты отсюда вывозят в различные города страны. Садоводчество широко развито на Тамани.

Слайд №36.

На большей территории края Слайд №37.

развито виноградарство

Слайд №38.

- ещё одна отрасль растениеводства. В зависимости от почвенных и климатических условий, количества осадков в разных районах выращивают различные сорта винограда. Наиболее благоприятными условиями отличается черноморская зона. В северо-западной части её, на Тамани и в районе Анапы, выращивают столовые сорта винограда, сорта, идущие на производство виноградных соков и марочных вин. В общей сложности более 50-ти сортов винограда.

В южной части черноморской зоны выращивают в основном столовые сорта винограда. В северной части края, отличающейся засушливостью, выращивают высококачественные сорта, которые пользуются спросом в крае и за его приделами.

Слайд №39.

Кубань – родина вина. Отсюда лоза стала распространяться по всему миру. И именно местные виноделы научили греков (а те в свою очередь и другие народы Европы) делать вино. Возделыванием винограда и производством вина в Краснодарском крае занимаются 48 предприятий. Наши вина получают медали на престижнейших российских и зарубежных выставках и поставляются в Кремль. Основные предприятия края по переработке винограда находятся в Анапском, Темрюкском, Ейском, Геленджикском, Крымском, Новокубан ском, Гулькевическом и др. районах.

Бахчевые культуры возделываются преимущественно в западных, а также в Белоглинском, Кущёвском и Усть-Лабинском районах.

Слайд №40.

Арбузы и дыни требуют для выращивания большого количество тепла.

Тыква является наиболее холодостойкой культурой. Бахчеводство- это ещё одна отрасль растениеводства в Краснодарском крае.

VIII. Закрепление.

  1. Перечислите отрасли растениеводства нашего края.

  2. Самостоятельная работа.

Запишите в виде схемы отрасли растениеводства.

Проверка.

Слайд№41

3.Заполни таблицу:

Отрасль растениеводства

Название культур, которые выращивает отрасль (не менее трёх культур)





































Взаимопроверка.

Вывод.

IХ.Домашнее задание.

  1. Читать текст учебника, отвечать на вопросы. Стр. 202-207

  2. Задание по группам(поисковая работа).

Подготовить материал о том, чем занимается отрасль и что получают из выращиваемых культур.

1гр.- полеводство;

2 гр.- плодоводство;

3гр. – овощеводство;

4 гр.- виноградарство

5гр.- бахчеводство.

Слайд №42.

Растениеводство для человека имеет огромное значение, это прежде всего витамины в нашей жизни.

6 гр.готовит материал о значении витаминов для здоровья человека.

Х. Итог урока.

1.Ребята, что нового вы узнали на этом уроке о своем крае?

2. Анализ работы учащихся на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока окружающего мира в 4-б классе Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае; познакомить с отраслями растениеводства; расширить знания...

Урок 31 Растениеводство в нашем крае
Сформировать представления учащихся о растениеводстве в на­шем крае. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о...

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №21»
Плешакова А. А., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Окружающий...

Тема урока : Окружающий мир
...

Окружающий мир пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 2 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф,...

Основная образовательная программа
Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется...

Тема урока: растениеводство и животноводство
Задачи урока: выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства

Рабочий урок по предмету «Окружающий мир» с применением технологии икт
Цели урока: повторить о природных зонах России, о климате, о животном и растительном мире

Методическая разработка урока географии Тема урока: Путешествие в...
На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких...

Урок по предмету «Окружающий мир и обж» Тема: «Животноводство»
Цели: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru