vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Методическая разработка урока по географии еао 8 класс Тема: «Внутренние воды еао»


НазваниеМетодическая разработка урока по географии еао 8 класс Тема: «Внутренние воды еао»
страница1/5
Дата17.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Растения > Урок
  1   2   3   4   5




Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Найфельд»


Методическая разработка урока

по географии ЕАО

8 класс

Тема: «Внутренние воды ЕАО»

Составила: учитель географии

Чапляева Татьяна Борисовна.

с.Найфельд

2007 год

Тема урока: Внутренние воды ЕАО.

Цели и задачи:

- называть и показывать основные речные и озёрные системы;

- определять питание и режим рек ЕАО;

- описывать реки и озёра;

- закрепить знания зависимости рек от рельефа и климата;

- научить применять в комплексе знания, умения; навыки с опорой на раннее изученное;

- продолжить обучение грамотному чтению географической карты и работы с контурными картами;

- через географический материал воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к малой Родине.

Оборудование: Физическая карта ЕАО, электронная презентация, контурные карты у учащихся, атлас по географии ЕАО, фото рек.

Литература:

Учебное пособие , Ф.Н. Рянский ИКАРП ДВО РАН 1992;

Энциклопедический словарь ЕАО, Биробиджан 1999;

«Только в сердце да в песне…» П.С.Комаров, Хабаровск 1987.

Вырезки из газет «Биробиджанская звезда»;

Методическое пособие по курсу «География ЕАО»

Методическое пособие «География России. 8-9» И.И.Баринова, В.П.Дронов М «Дрофа» 2005

Ход урока.

1. Организация начала урока

Цели: Настроить учащихся на работу, проверить готовность к уроку.

  1. Подготовка к основному этапу.

Цель: Проверить и скорректировать знания учащихся.

Вопросы: - Что называется гидросферой?

- Дайте определение внутренним водам?

- Какие виды внутренних вод вам известны?

3. Новая тема. Объявление темы и цели урока.

Цель: Показать роль и место этой темы. Заинтересовать учащихся темой урока.

А) Беседа по вопросам:

  1. Что является причиной жизни рек?

  2. Каковы источники питания рек в России?

  3. Что такое режим реки?

  4. На какие типы водного режима подразделяются все реки России?

  5. От чего зависит тип водного режима рек?

  6. Что влияет на характер течения реки?

  7. На доске схема: Слайд 2

Климат- образование Рельеф, типы Регулятор горные

Объёма вод породы озёра, Реки,

болота,

подземные

воды.


Задание: проанализируйте схему и сделайте вывод.

Вывод: В формировании каждого типа внутренних вод выступают климат и характер рельефа.

Б) Работа по карте. Слайд 3

- Какие крупные реки протекают по ЕАО? Назвать и показать их по карте.

- Что является устьем этих рек?

- Каков характер течения данных рек? Слайд 4

- К бассейнам какого океана и реки относятся реки ЕАО?

- Каковы источники питания рек ЕАО?

- А каков тип водного режима рек в ЕАО? Обоснуйте ответ? Слайд 5

В) Работа по контурной карте.

Задание: Используя географический атлас обозначить на контурной карте крупные реки ЕАО.

Г) Топонимика. Сообщения учащихся. Слайд 6

Ребята подготовили сообщения о происхождении названий рек нашей области.

р. Кульдур - (эвен.) «горячий».

р. Хинган - (эвен.) «хребет с крутыми обрывистыми склонами».

р. Икура - (эвен.) «икэ» - «ямка в земле», «котел». На алдано-зейском диалекте слово «икурэ» -«свести судорогой».

р. Кирга - на урмийском диалекте эвенского языка «кирга» - «косить, уничтожать людей», р. Биджан - (тунг.) упрощенное от «бира-джи-кан», что означает "стойбище людей в далеком месте".

р. Амур - (тунг.) «амар» - «большая река». У китайцев - «Хэйлунцзян» («Река черного драко­на»).

Д) Сообщение ученика о реке Бира. Слайд 7,8

Река Бира - левый приток Амура. Ее длина 261 км. Она образуется при слиянии рек Сутара и Кульдур, впадает в протоку Головинская. Площадь водосбора 9580 кв. км. В переводе с тунгусо-тюрского диалекта слово «бира» означает «большая вода». Древние жители здешних мест называли себя «бирары» - «люди большой воды». По своему гидрологическому режиму Вира относится к рекам амурского типа: дождевое питание, паводок летом, подъем воды до 4 м и более, межень - в зимний период (реки Амур, Биджан, Самара и др.).
Сообщение учащихся о реке Икура. Слайд 9,10

Около нашего села протекает река Икура. Река Икура протекает в восточной части ЕАО. Свое начало берет в горах заповедника Бастак, а впадает в реку Бира и является ее левым притоком. Рельеф бассейна Икуры является горно-низменный. Начало реки протекает на горной территории, а остальная часть располагается на низменной территории ( в большей степени заболоченной). Икура относится к рекам горного типа с быстрым течением воды, с многочисленными углублениями в русле и даже в летнее (теплое) время года с холодной водой. Площадь бассейна реки составляет = 409 км2; Длина реки =120 км; Основным источником питания реки являются летне-осенние дожди. Паводки реки, вызванные летними ливневыми осадками, приводят к разливу реки.

Самостоятельная работа с учебником.

Задание. Прочитайте самостоятельно о реке Амур и дайте ей характеристику.

Подведем итог. По территории ЕАО протекает более 5000 рек. Все они относятся к бассейну рек:и, Амур. Протяженность речной сети - 8231 км. Речной сток области в средний по водности год составляет 236,4 куб. км. Доля дождевого стока — 50-70%, 10-20% приходится на снеговое пита­ние, остальное обеспечивается за счет подземного питания.
Е) Особенности размещения озёр по территории ЕАО. Слайд 11

- Что называется «озером»?

- Какие виды озёрных котловин вам известны?

Вывод: Озера на территории преимущественно поименные, небольшие. Глубина озер - до 2 м, берега низкие, болотистые, дно илистое, вязкое. Некоторые озера соединены между собой узкими прото­ками. Замерзают озера на 7-10 дней раньше рек, освобождаются ото льда в конце апреля.

Задание. На контурной карте отметить озёра ЕАО.

Ж) Болота Слайд 12

В ЕАО S= 27%. В основном располагаются в Ленинском Октябрьском Смидовичском районах.

- Что способствовало заболачиванию территории?

- Каково значение болот?

Вывод: Болота травяные и мохово-травяные. Большинство бо­лотных массивов проходимы. Замерзают болота в конце ноября. Глубина промерзания к концу зимы достигает 1 м, а иногда и более. Оттаивание заболоченных участков происходит медленно и заканчивается к концу июня.

Задание: На контурной карте штриховкой отметить заболоченные территории.

З) Подземные воды. Слайд 13

Задание. Дать характеристику подземным водам .

Какими лечебными свойствами обладают минеральные воды ЕАО?

Задание. Нанесите на контурную карту месторождения минеральных вод.

В пределах автономии выделяются артезианские и грунтовые воды. Все подземные воды подразделяются на пресные и термоминеральные. Воды используются для быто­вых и технических нужд. Минеральные воды - в здравоохранении. Кульдурские воды имеют тем­пературу на выходе 72°С. Они слабоминерализованы (азотно-кремнистая гидрокарбонатно-натриевая минеральная вода с высоким содержанием микроэлементов).

4. Проверочный тест по теме. Слайд 14

Ответьте на вопросы утверждения.

Внимательнее прочитайте утверждение. Напро­тив утверждения ставьте знак "+", если утверждение верно, и "-", если утверждение неверно.

Утверждения:

а) В ЕАО много крупных рек.

б) Амур - самая крупная река ЕАО.

в) Амур достигает глубины до 9 метров.

г) Бира начинается при слиянии рек Кульдур и Сутара.

д) Озера области соленые.

е) В ЕАО много мелких рек и озер.

ж) По территории протекает множество горных рек.

з) Питание рек ЕАО в основном дождевое.

и) Межень реки Амур приходится на зимнее время.

к) Наводнения наносят большой ущерб сельскому хозяйству.

Проверьте правильность ваших ответов.

Оцените работу по следующей схеме: 11 правильных ответов -

«5»; 10-9 правильных ответов - «4»; 7-8 - правильных ответов -

«3»: менее 7 - «2».

5. Итог урока. И в заключении мне хочется прочитать стихотворение замечательного поэта дальневосточника Петра Комарова «Хинганский родник»

 

«Тебя я вижу, мой Хинган,—

И лес, и горы, и туман.

Там, среди зарослей густых,

Звенит без устали родник.

Он день и ночь в тиши лесной

Поет серебряной струной.

Тайги хоромы вековые

В нем отражаются весной.

Когда бы утренняя мгла

Над ним сгущаться не могла,

Я 6 различил, какой тропой

Олень спешит на водопой.

Он подойдет, напьется тут,

И капли звонко упадут

С пугливых губ на камень голый,

Где даже змеи не живут»

5. Домашнее задание.

Записи в тетради, стр. 22-24

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Найфельд»


Методическая разработка урока

по географии ЕАО

8 класс

Тема: «Оценка водных ресурсов. Практическая работа «Прогнозирование опасных гидрологических явлений.»

Составила: учитель географии

Чапляева Татьяна Борисовна.

с.Найфельд

2007 год

Тема: Оценка водных ресурсов. Практическая работа «Прогнозирование опасных гидрологических явлений.

Цели и задачи:

- Формирование умений оценки водных ресурсов ЕАО;

- дать оценку водным ресурсам ЕАО;

- сформировать представление о многообразии водных ресурсов;

- углубление знаний о видах внутренних вод, о питании и режиме рек;

- показать учащимся роль воды в жизни человека;

- отрабатывать навык использования географических знаний в жизненных ситуациях;

- отрабатывать навык работы с дополнительными источниками информации;

- воспитывать бережное отношение к рекам и озерам области.

Оборудование:

Географический атлас ЕАО (у учащихся), физическая карта ЕАО, электронная презентация к уроку.

Литература:

Учебное пособие , Ф.Н. Рянский ИКАРП ДВО РАН 1992;

Энциклопедический словарь ЕАО, Биробиджан 1999;

Методическое пособие по курсу «География ЕАО»

Методическое пособие «География России. 8-9» И.И.Баринова, В.П.Дронов М «Дрофа» 2005

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Вопрос. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Так как на прошлом уроке мы с вами изучали внутренние воды ЕАО, то сегодня нам с вами нужно дать оценку этим внутренним водам.

( сообщение целей и задач урока).

Но сначала давайте повторим этот пройденный материал.

  1. Повторение.

  1. Работа учащегося у доски.

Задание. Дать характеристику реке Икура по плану.

План характеристики реки:

1. Географическое положение (в какой части области находится, к бассейну какого океана отно­сится; исток, устье; притоки).

2. Характер течения (горная, равнинная).

3. Режим реки (в какое время года наиболее пол­новодна, когда бывает межень, почему).

4. Неблагоприятные явления и их причины.

5. Возможности использования человеком.

6. Экологические проблемы.


  1. Дать общую характеристику рекам ЕАО. У доски.

  2. У доски. Работа с топонимикой. Отгадать кроссворд. Определите, какое ключевое слово здесь зашифровано.



  1. Какая река в переводе с эвенкийского означает «горячий» (Кульдур),

  2. Как называется озеро находящееся в 0,5 км от с.Найфельд (Колючее),

  3. На урминском диалекте название этой реки звучит как «косить, уничтожать людей» (Кирга),

  4. Название этой реки переводится как «ямка в земле» (Икура),

  5. ( по вертикали вниз) Название этой реки в переводе с эвенкийского звучит так «хребет с крутыми обрывистыми склонами» (Хинган),

  6. Название этой реки в переводе с тунгусского означает «стойбище людей в далёком месте» (Биджан)

  1. Работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1

  1. Дайте определение понятиям:

Гидросфера

Внутренние воды

Река

Озеро

Исток

Устье


Карточка № 2.

. Заполнить таблицу.

Крупные реки ЕАО

Название реки

Крупные притоки

Куда впадает

Длина реки

Тип питания






























































Карточка № 3.

Приведите примеры самых крупных озер ЕАО, укажите их происхождение.

Озера ЕАО

1.

2.

3.

4.














Карточка № 4.

. Ответьте на вопросы:

  • Что такое болото?

  • Каковы причины образования болот?

  • Как человек использует болота?




  1. Новая тема.

1. Вопросы: Слайд 2.

- Что относится к водным ресурсам?

- Каково значение рек?

- Каково значение озёр?

- Каково значение болот?

- Как используются подземные воды?

- Какие стихийные явления связаны с реками и озёрами?

2. Выполнение практической работы Слайд 3.

Предлагаю вам письменно, самостоятельно ответить на некоторые вопросы.

А) Какие стихийные явления связаны с реками и озёрами?

Б) Чем отличается половодье от паводка?

В) В чем причины наводнений? На каких реках нашей области они бывают наиболее часто?

3. Оценка водных ресурсов области.

Задание. На основе анализа карт атласа и материала учебного пособия дайте оценку водных ресурсов своего района.

Воды, пригодные для использования человеком, называют водными ресурсами.

- Как распределяются водные ресурсы области? Слайд 4.

- Какими видами водных ресурсов наиболее богата область?

- Какие негативные изменения происходят с водными ресурсами, вызванные деятельностью человека? Слайд 6,7,8.

( - загрязнение рек, водоемов тяжелыми металлами, нефтепродуктами и другими неорганическими и органическими веществами;

- Обмеление рек, в результате вырубки лесов;

- изменение долин рек при добыче полезных ископаемых)

- Каково состояние качества поверхностных вод ЕАО в настоящее время? Слайд 9.

  1. Около нашего села протекает река Икура. Слайд 10. Как человек использует данный водоём? Какова экологическое состояние этой реки в настоящий момент и можем ли мы каким либо образом её изменить?

5. Какие меры принимаются для охраны и сбережения водных ресурсов?

Предложите пути решения данной проблемы.

    1. Уменьшение водоемкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды.

    2. Сооружение водохранилищ, регулирующих пресный сток.

    3. Вырубка деревьев в специально отведенных местах. И т д.

Вывод: Потребности человека в пресной воде непрерывно возрастают. Большое количество воды расходуется в сельском хозяйстве и промышленности. В связи с этим остро встаёт вопрос об экономном и бережном использовании вод. Вопросы использования водных ресурсов, государственный контроль их охраны регулируется специальными законодательными актами. Слайд 11.

4. Итог урока.

5. Задание на дом.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Найфельд»


Методическая разработка урока

по географии ЕАО

8 класс

Тема: «Почвы. Закономерности распределения основных типов почв на территории ЕАО»

Составила: учитель географии

Чапляева Татьяна Борисовна.

с.Найфельд

2007 год

Тема урока: Почвы. Закономерности распределения основных типов почв на территории ЕАО.

Тип урока: Изучение новой темы с применением технологий: коллективного обучения и взаимопередечи тем, обучение с компьютерной поддержкой.

Цели и задачи:

- дать характеристику почв ЕАО;

- изучить закономерности распространения почв в ЕАО;

- совершенствовать умение работать с почвенной картой;

- рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком в ЕАО;

- наметить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв.

Оборудование: Почвенная карта России, картины «Строение почвенного горизонта; Географический атлас ЕАО, Электронная презентация.

Литература:

Энциклопедический словарь ЕАО, Биробиджан 1999;

Учебное пособие , Ф.Н. Рянский ИКАРП ДВО РАН 1992;

Методическое пособие по курсу «География ЕАО»;

Методическое пособие «География России. 8-9» И.И.Баринова, В.П.Дронов М «Дрофа» 2005

Ход урока.

  1. Организационный процесс.

2. Новая тема.

1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Сказочно богаты недра нашей Родины. В подзем­ных кладовых хранится великое множество по­лезных ископаемых, необходимых для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным тво­рением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является почва, или зем­ля, как ее называют в народе.

Земля! Какое это величественное слово!

Земля-кормилица, земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу землю. Кто из вас не видел ее, не трогал, не переворачивал ее пласты при по­садке деревьев, кустарников и других растений? Сейчас трудно себе представить, что когда-то на земле не было почвы. Однако каждому из нас о ней известно далеко не все.

Как же она образо­валась? (Оказывается, благодаря воде, солнцу, ветру, микроорганизмам, растениям и животным.)

Вопросы и задания.

  1. Расскажите, какую роль играли вода, тепло и холод, ветер, микроорга­низмы, растения и животные в образовании поч­вы.

  2. Как образовался перегной? Какое значение он имеет в жизни почвы?

  3. Что мы называем почвой? (Ответы учащихся)

А что подразумевал под понятием «почва» почвовед, русский ученый Василий Васильевич Докучаев? Слайд 2.

Итак, почва — это все поверхностные слои горных пород, переработанные и измененные совместным действием света, тепла, воздуха, воды, растительности и животных организмов. Кроме этого она обладает рядом свойств. Слайд 3.

  1. Сегодня перед нами стоят три вопроса на которые мы должны найти ответ. Слайд 4.

1.Какие типы почв составляют почвенный покров области;
2. Закономерности их размещения по территории ЕАО;
3. Какое практическое значение имеют почвы области и как их улучшают.

Задание. Класс делится на группы ( по количеству типов почв) по 3-4 человека, в зависимости от количества человек в классе. Каждая группа получает карточку-задание:

  1. Дать характеристику определённому типу почв.

1 группа: Горно-лесные бурые оподзоленные почвы.

2. группа: Буроподзолистые почвы.

3 группа: Дерново –подзолистые почвы.

4 группа: Лугово-глеевые почвы.

5 группа: Дерново-аллювиальные почвы.

Заполнить таблицу: (Каждая группа заполняет для своего типа почв.)


Типы почв

Географическое положение

Характеристика почв

Мероприятия по охране и мелиорации

Механический состав

Плодородие

Горно-лесные бурые оподзоленные













Буроподзолистые













Дерново -подзолистые













Лугово-глеевые













Дерново-аллювиальные
















  1. Используя наработанный материал составить слайд презентации по определённому типу почв.

  2. Беседа по наработанному материалу и выступления групп.

Ребята рассказывают о том виде почв, о котором они готовили своё выступление. Остальные учащиеся внимательно слушают и по ходу выступлений заполняют таблицу о других типах почв.

Слайды 5,6,7,8,9,10.

4. Каково возможное использование земли на территории нашей области? Слайд 11.

  1. Почва - кожный покров планеты, и от состояния почвы будет зависеть облик нашей Земли. Последнее время перед человечеством остро стоит вопрос о загрязнении почвы. Что являются источниками загрязнения почвы в ЕАО? Слайд 12,13.

Задание. Прокомментируйте данную схему.

  1. Закрепление.

1. Слайд 14. Определите, какие почвы области по механическому составу:

  • самые скудные

  • легкообрабатываемые

  • пахотные

Как человек использует их в своей сельскохозяйственной деятельности?

2. Слайд 15. Чем отличается противоэрозионные мероприятия человека при сельскохозяйственном использовании почв ЕАО в предгорных районах и на равнине?

3. Слайд 16. Творческое задание:

Вы - будущий хозяин фермы по производству сельскохозяйственной продукции в Облученском районе. В какой части района считаете разместить свое частное хозяйство и какую продукцию будете производить?

4. Слайд 17. Определите территории области, где преобладают указанные виды мелиорации земель.

Виды мелиораций

Территории

Орошение




Осушение




Борьба с эрозией




Химизация






  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.



Приложение. (Дополнительный материал)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока географии Тема урока: Путешествие в...
На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких...

Методическая разработка урока с использованием икт тема урока: Заготовка...
Какие виды консервирования вы уже знаете? ( Квашение, соление, засолка, сушка, замораживание)

Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...

Тема урока: растениеводство и животноводство
Задачи урока: выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства

Методическая разработка урока по биологии на тему: «Агроценозы»
Цели урока: организовать деятельность учащихся для овладения новыми знаниями об агроценозах как искусственных экосистемах, закономерностей...

Методическая разработка для прохождения производственнойтехнологической и преддипломной практики
Методическая разработка предназначена для учащихся,проходящих производственную технологическую и преддипломную практику по специальности...

Методическая разработка Конспекта урока химии
Или до изучения данного вопроса, тогда многообразие кислот может служить первым уроком в блоке «карбоновые кислоты», и опираться...

Урок познания мира Тема урока: «Вода. Значение воды. Охрана воды»
Это – белая лилия, жёлтая кувшинка, рогоз, камыш и др. Эти растения обогащают воду кислородом, который необходим рыбам и всем другим...

План-конспект Открытого урока по географии 11 класс
Ливия, Эфиопия, Тунис, Мали, Нигер, Мавритания, Гвинея, Либерия, Нигерия, Ангола, Уганда, Мозамбик

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса Тема урока: «Растения и животные поля»
Оборудование: гербарные образцы и таблицы полевых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха; семена хлебных растений и изделия...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru