vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Семинар на тему: «Что едят растения и при чем тут химия?»


Скачать 72.57 Kb.
НазваниеСеминар на тему: «Что едят растения и при чем тут химия?»
Дата10.04.2013
Размер72.57 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Удобрения > Урок
Обобщающий межпредметный урок – семинар на тему:

«Что едят растения и при чем тут химия?»

Кабинет оформлен газетами:
«Что едят растения и при чем тут химия?»

«Осторожно – нитраты!»
Стенд с сообщениями учащихся на темы:
«Азотные удобрения», «Калийные удобрения», «Фосфорные удобрения», «Комплексные удобрения», «Мелиорация почв», «Микроудобрения», «Классификация минеральных удобрений и их общие свойства», «Гидропоника».
Вопросы и задания для подготовки к семинару.
Алгоритм решения задач на вычисление массовой доли и питательной ценности минерального удобрения.
Транспоранты с изображением почвенных частиц и обменной адсорбции; рисунок корня растения.
На демонстрационном столе коллекция: «Набор минеральных удобрений»;

реактивы и оборудование: штатив с пробирками; держатель для пробирок, прибор для нагревания; растворы NaCI, NH4NO3, KNO3; индикатор фенолфталеин. Набор растворов и сухих веществ: HCI, KCI, H2SO4, BaSO4, NaOH, Ca(H2PO4)2, NH4OH, NaNO3 .
Комнатное растение; гербарий. Таблички с формулами и названиями веществ.
На столах учащихся: набор реактивов и оборудования для распознавания минеральных удобрений; листы с вопросами и заданиями; рабочие тетради.

Я стараюсь не излагать на уроке готовое решение, а ставить проблему. Урок становится инструментом совместного поиска решения этой проблемы, причём поиск этот может осуществляться в различных формах или, как сейчас принято говорить, технологиях.
Все мы знаем, что современное образование, и особенно естественнонаучное, во многом схоластично и оторвано от жизни.
Существуют различные подходы (у каждого учителя) к разрушению искусственно сложившейся преграды между учебой за партой и жизнью в реальном мире.
Современный урок становится всё более интегрированным.
Важнейшую задачу объединения естесственнонаучных дисциплин, которую не могут решить уже несколько поколений методистов, учителя решают самостоятельно в меру своих возможностей и желания.
Я хочу продемонстрировать возможность комплексного использования на одном уроке методов и понятий химии, биологии, географии, экологии, физики, математики для исследования единого объекта – растений.
Цель урока: научить учащихся самостоятельно добывать знания путём рационального использования различных источников информации (учебники, научно-популярная литература, материалы периодической печати) и применять полученные знания; устанавливать причинно – следственные связи между строением, свойствами и использованием веществ на основе изученных теорий.
Учащиеся должны понять химизм усвоения питательных веществ растениями; рассмотреть роль отдельных химических элементов в жизни растений, обсудить двойственную роль минеральных удобрений по отношению к природной среде; продолжить развитие экспериментальных навыков по определению качественного состава солей, используемых как минеральные удобрения.
Развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда.

Ход урока:
- Приветствие.
- Как питаются животные, знают все: активно добывают и поедают пищу, а затем перерабатывают органические вещества, из которых она состоит. Так их организм получает энергию и строительный материал для клеток. Но зелёные растения не потребляют готовые органические вещества, а синтезируют их самостоятельно. «Рацион» зелёного растения состоит исключительно из минеральных веществ, причем эти вещества должны быть в определённой химической форме.

- Сегодня на уроке мы с вами проведём независимое расследование, узнаем, «Что едят растения и при чем тут химия?».

Запишем в тетрадях число, тему и девиз урока. (На классной доске записана заранее тема: «Что едят растения и при чем тут химия?»

Девиз: «Древо науки всеми корнями связано с практикой» (ак. Несмеянов).

Ключевые слова урока: макро- и микроэлементы; ионы; почвенные растворы; обменная адсорбция; диффузия; минеральные удобрения.

Вопросы, рассматриваемые на семинаре:

  1. Роль макро- и микроэлементов в жизни растений.

  2. Химизм усвоения питательных веществ растением.

  3. Выполнение упражнений

  4. Двойственная роль минеральных удобрений по отношению к природной среде.).

Наука утверждает, что в состав растений входит более 70 химических элементов. Одни элементы нужны растениям в больших количествах, другие в меньших, но каждому отведена определённая роль.

Рассмотрим первый вопрос. Сообщения готовили четыре ученика.

Первый ученик: N, P, K; второй ученик: Na, Mg, Ca; третий ученик: Fe, B, Mn; четвёртый ученик: Cu, Zn, Mo.

C, H, O для синтеза органических веществ растения получают из воздуха и воды, а все остальные элементы извлекают из почвы. Каким же образом растения, у которых нет ни рта, ни системы пищеварения получают необходимые неорганические соединения? Разобраться в этом вопросе вам помогут знания, полученные на уроках биологии, химии, географии и даже физики.

Второй вопрос семинара. Сообщения готовили пять учащихся.

- Первый ученик: Почва очень сложное природное тело, образованное из поверхностных слоёв различных горных пород земной коры под воздействием разнообразных природных факторов (воздуха, воды, организмов и т.д.).

В почве находятся многочисленные неорганические (минеральные) и органические соединения, содержащие питательные элементы в недоступной растениям форме. Под воздействием разнообразных химических реакций, а также под воздействием микроорганизмов происходит переход их в ионное состояние.

Элементы питания в ионной форме наиболее доступны растениям.

- Второй ученик: Для питания растения используют те ионы, которые поглощены мельчайшими почвенными частицами. Эти частицы имеют сложное строение и заряжены или положительно, или (чаще) отрицательно, поэтому они присоединяют и удерживают (адсорбируют) различные катионы (H+, K+, Ca2+) и анионы (Cl-, NO3- и др.).

В почве постоянно происходят реакции обмена между почвенными частицами и почвенным раствором:

Например, [П]-K+ + Na+ [П]-Na+ + K+, где [П]- - почвенная частица.
Почвенная частица с адсорбированными ионами

Схематическое изображение обменной адсорбции.
Растения избирательно извлекают необходимые элементы из водного почвенного раствора в виде ионов (NH4+, K+, Mg2+…), (NO3-, H2PO4-, SO42-…).

- Третий ученик: К каждому побегу, к каждому листочку растений через корневые волоски из почвы проникают питательные растворы, основу которых составляет вода. Происходит это благодаря диффузии – хаотическому движению частиц вещества. Она же обусловливает попадание воды в растения. Всасываемая корнем вода движется по живым клеткам корня благодаря осмотическому давлению. Далее она попадает в сосуды, расположенные в стебле растения.

Здесь главную роль играет явление капиллярности. Из почвенного раствора в корневую систему поступают также неорганические вещества. Если концентрация нужных веществ в тканях растения меньше, чем в почвенной среде, ионы проникают в них без особых усилий в процессе диффузии. Обмен ионами происходит на поверхности корней там, где ткани растения соприкасаются с почвенным раствором. Чем больше эта поверхность, тем активнее минеральное питание.

Как мы видим, законы физики действуют и в живой природе. Однако нужно помнить, что биологический объект не только физическое тело, но и часть живой природы, он находиться на более высоком уровне организации материи.

- Четвёртый ученик: Ученые процесс вбирания неорганических веществ растениями разделяют на несколько этапов. Первым этапом они считают процесс обменной адсорбции, который состоит в том, что в корнях, погружённых в почвенный раствор, одни ионы обмениваются на другие. Например: в процессе дыхания растений выделяется угольная кислота (СО22ОН2СО3), которая в воде диссоциирует на ионы Н+ и НСО3- 2СО3Н+ + НСО3-). Они меняются с соответствующими им по знаку и значению заряда ионами почвенного раствора (Н+ на NH4+, K+ и др.; НСО3- на NO3-, H2PO4 - и др.).

- Пятый ученик: Второй этап – проникновение поглощённых ионов в клетку, где органические вещества передают их от одной молекулы к другой. Далее неорганические вещества попадают в вакуоль, здесь они сохраняются и, по мере необходимости, расходуются клеткой. Мы не вникаем в этот механизм, так как далее идут сложные биохимические реакции и в клетках образуются органические вещества из неорганических.

Необходимо постоянно заботиться об обеспечении растений питательными веществами, о создании наилучших условий для физических, химических и биологических процессов, способствующих обогащению почвы усвояемыми веществами: вносить местные удобрения – навоз, печную золу, торф и минеральные удобрения.

- Переходим к III вопросу семинара.

На столах имеются листы контроля с вопросами и заданиями. Речь пойдёт о минеральных удобрениях.

У доски работают четыре учащихся, остальные устно отвечают на местах, записывают уравнения, решают задачу; распознают удобрения.

IV вопрос готовили два ученика.

- Первый ученик: Минеральные удобрения справедливо называют «солями плодородия». Располагая удобрениями в достатке, можно управлять урожайностью, добиться её повышения в несколько раз: каждый килограмм действующего вещества при правильном применении даёт 6 – 8 кг прибыли урожая пшеницы; 8 – 10 кг кукурузы; 30 – 40 кг сахарной свеклы, 28 – 30 кг картофеля (рассказывает об эксперименте по выращиванию семян фасоли в избытке, по норме и без минеральных удобрений).

- Второй ученик: Нитраты – прекрасные азотные удобрения. Они необходимы для нормального питания растений. Но из всех минеральных удобрений нитраты особенно сильно загрязняют окружающую среду. При избытке нитратов в почве они полностью не перерабатываются, накапливаются в растительной продукции и попадают в организм животных и человека. В желудочно – кишечном тракте нитраты превращаются в соли азотистой кислоты – нитриты, которые отравляют организм.

Что же делать, если в продуктах действительно присутствует избыток нитратов?

Зелень – петрушку, укроп, сельдерей и т.д. – необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2 – 3 ч. полностью перерабатываются. После этого зелень можно без опасений употреблять в пищу. Свеклу, кабачки, капусту и др. перед употреблением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2 – 3 раза залить тёплой водой, выдерживая по 5 – 10 минут. Нитраты хорошо растворимы в воде, особенно тёплой, и вымываются из овощей. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50% и даже 80%. Уменьшает их количество в овощах квашение, соление, маринование. А вот сушка, приготовление соков и пюре, наоборот, повышают. Для уменьшения содержания нитратов овощи лучше подкармливать органическими удобрениями.

- Вывод к уроку.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая технология мясной отрасли
Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении естественно научных, общепрофессиональных...

Александр деревицкий партизанская война с работодателем
Что та­кое война с «внешними»? Что та­кое Арт-шланг? Что такое осада и как готовить от­четы? Как организовать трофейную службу? Что...

А что может быть ближе к природе, чем живые растения?
Растения из тропических областей впервые прибыли в Европу в XV веке, когда путешественники из Голландии, Англии, Испании открывали...

Исследование на тему: «Растения нашего класса»
У нас в семье очень любят комнатные растения, и мы охотно помогаем за ними ухаживать

Исследовательская работа на тему: «Биостимуляция роста рассады овощных культур»
Этот небольшой прыгающий жучок иногда полностью уничтожает молодые всходы. Защитить молодые огородные растения легче, когда их выращивают...

Что такое замороженные фрукты и зачем их едят?
...

Исследовательская работа на тему: Комнатные растения помощники человека Работу
В последнее время количество любителей комнатных цветов значительно возросло. Некоторые создают даже небольшие ботанические сады...

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему
Помочь детям понять, что значит любить природу, что может сделать каждый гражданин

Как можно защитить лен от сорняков и очистить поле от них?
Но на своем опыте я убедился лен не только не боится сорняков, но и Хотя тут я, наверное, «хватанул» все культурные растения боятся...

Тема: «Влияние комнатных растений на человека»
В настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, растения обладают еще одной полезной функцией комнатные растения...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru