vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Конспект открытого интегрированного урока окружающего мира и чтения


Скачать 62.46 Kb.
НазваниеКонспект открытого интегрированного урока окружающего мира и чтения
Дата21.04.2013
Размер62.46 Kb.
ТипКонспект
vcvetu.ru > Удобрения > Конспект
Конспект

открытого интегрированного урока окружающего мира и чтения,

проведенного во 2 Б классе учительницей начальных классов

СОШ № 27 г. Чебоксары Семёновой Ириной Валериановной
Тема: Хлеб-главное богатство России.
Дата проведения - 12.12.2006 г. (проведён в рамках Республиканского семинара учителей начальных классов).
Цели урока:

  1. Развивать речь учащихся, умение аргументированно высказывать свое мнение.

  2. Учить самостоятельно рассматривать картины, воспитывать интерес к изобразительному искусству.

  3. Развивать эстетическое восприятие, видение красоты труда. Воспитывать уважение к хлеборобам, земле, бережное отношение к хлебу.

Задачи урока: Дать детям представление о труде людей на селе; ознакомить учащихся с разнообразием терминов (понятий), раскрывающих процесс выращивания и переработки зерновых; раскрыть значение пословиц, поговорок и фразеологизмов со словом «хлеб».

Оборудование:

1. Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» М.: «Вентана –Граф», 2002 г. – 160 с. Издание второе, страницы 63-64. По программе «Начальная школа ХХI века».

2. Репродукции картин И.И. Шишкина «Рожь» (1877-1878г.г.), Н.П. Карачарского «На полях Чувашии» (1977 г.) и «Зреет пшеница» (1982 г.).

  1. Выставка книг и детских рисунков о хлебе.

  2. Информационный листок «Академия хлеба», выпущенный 9 мая 2006 г. Чебоксарским ОАО «Хлеб» по теме: «Хлеб – всему голова!» - о деятельности депутата Государственного Совета Чувашской Республики Елены Игнатьевны Бадаевой.

  3. Гербарий: колосья ржи, пшеницы, овса, подорожник, пижма, ромашка, василёк.

  4. Вышитый чувашским орнаментом рушник и каравай.


На уроке присутствовали:

1. Григорьева Алина Владимировна - учительница начальных классов МОУ «Алманчинская СОШ» Красноармейского района.

  1. Долгова Валентина Александровна – учительница начальных классов МОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района.

  2. Жукова Людмила Митрофановна – директор МОУ «СОШ № 27» города Чебоксары.

  3. Лукиянова Маргарита Анатольевна - учительница начальных классов МОУ «Сабанчинская ООШ» Яльчикского района.

  4. Феофанова Надежда Анатольевна - учительница начальных классов МОУ «Янгличская СОШ им. Героя РФ Гаврилова Н.Ф.» Канашского района.

Присутствующие высоко оценили содержание урока, воодушевленную работу учащихся и учителя.
Ход урока.

  1. Вступление. Объявление учителем темы урока. Чтение двумя учениками стихов о хлебе и угощение присутствующих хлебом-солью.

  2. Основная часть. Деятельность учащихся на уроке.

2.1. Проверка домашней работы. Дети письменно выполняют упражнение «Да – нет», затем комментируют и исправляют ошибочные ответы одноклассников.

    1. Работа с учебником, стр.63: чтение и объяснение пословиц. Дети упражняются в толковании значений выражений: «нужда научит есть калачи», «тёртый калачик», «расшибиться в лепешку», «хлеб насущный», «кто кашу заварил, тот пусть её и расхлёбывает», «от худого семени не жди хорошего племени», «не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре», «землю пахать – не в дуду играть», «худ обед, коли хлеба нет».

    2. Рассказ учителя о сборе урожая зерновых в России по репродукциям картин на фоне тихой и нежной мелодии.

    3. Чтение наизусть учеником стихотворения С. Михалкова «Булка». Ответы детей на вопросы учителя:

  • что хотел сказать нам автор?

  • можно ли есть оброненную булку?

Подбор прилагательных к слову «хлеб» (аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, душистый, золотой, мягкий, пропечённый, поджаристый, румяный, свежий, тёплый).

    1. Физкультпауза «Дождик».

    2. Отгадывание кроссворда «Фермер» и чтение текста о труде фермера по 64 – й странице учебника.

    3. Заочная экскурсия на хлебозавод по страницам информлистка.

  1. Заключение. Оценка работы учащихся на уроке.

  2. Домашнее задание:

4.1. Подготовить сжатый пересказ текста по 64 – й странице учебника.

4.2. Приготовить карточку – рецепт об использовании чёрствого хлеба в кулинарии.

  1. «Хлебные» частушки в исполнении детей.


Приложение: материалы к уроку.


  1. С. Погореловский. О хлебе.

Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук!»


  1. С. Михалков «Булка».

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито, он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто при всех её поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети, забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил и с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом и той особой теплотой,

Которой налиты под небом моря пшеницы золотой.



  1. Упражнение «Да – нет».

Вопросы учителя:

  1. зябь - болезнь с таким названием;

  2. борона – сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы;

  3. квашня – пренебрежительный отзыв о вялом, толстом, неповоротливом человеке;

  4. паровое поле – это поле, от которого после дождя идет пар, испаряется влага;

  5. механизаторы – это трактористы, комбайнёры, шофёры;

  6. хлебороб – это человек, который ест много хлеба;

  7. озимая рожь – это то, что посеяли зимой;

  8. яровая пшеница – та, на которую яростно дует ветер, но её стебли не ломаются.

Если высказывание верное, ученик ставит на листочке знак «плюс», если неверное, - знак «минус». Выбор знака «минус» дети аргументированно комментируют.

1) « - » Вопрос учителя содержит «ловушку», толкование слова «зябь» неверное. Человек зябнет, если он простужен или в его организм попала инфекция. Говорят: «озябла на ветру», «зябко мне». Слово «зябь» означает поле, вспаханное осенью для весеннего сева. Механизаторы проводят зяблевую вспашку. Если ударят морозы до 30-35 градусов, то почва промёрзнет на глубину до одного метра и более, что способствует уничтожению семян и корешков сорняков, личинок вредных насекомых.

2) « + »

3) « + » « - » Объяснение правильное, но не полное. Здесь дано переносное значение слова, а прямое (основное) значение таково: квашня – это кадушка для теста.

4) « - » О паровом поле говорят: «Земля под паром»; оно оставлено незасеянным на одно лето для очищения от сорных трав, для удобрения почвы.

  1. « + »

  2. « - » Хлеборобы – это труженики полей, которые занимаются посевом зерновых культур, уходом за всходами, уборкой урожая пшеницы, ржи, ячменя, овса, гороха.

  3. « - » Сеют не зимой, а осенью или весной. Озимой называют рожь, которую засеяли осенью, её всходы зимуют под снегом. Зимой механизаторы задерживают снег на полях.

  4. « - » Яровой называется пшеница, засеянная весной; её урожай созревает летом.



  1. Физкультпауза «Дождик».

Дождик песенку поёт: «Кап, кап, кап, кап».

Только кто его поймёт?

Не поймём ни я, ни ты,

Но поймут его пшеница,

И ячмень, овёс и рожь:

Подрастать начнут они.


  1. Частушки (журнал «Начальная школа» № 4 за 2001 г., стр.121 и № 6 за 1994 г., стр. 56).

  1. Эй, девчушки – хохотушки, начинайте петь частушки,

Начинайте веселей, чтоб порадовать гостей.

  1. Что пилю тебя, не плачь, это, милый, нужно.

Будешь тёртый, как калач, жить мы будем дружно!

  1. Моя милка как картинка, сдобная, как булочка.

Но когда домой идёт, тесновата улочка!

  1. Что ты, милый, критикуешь, на себя-то посмотри!

На диете ты рискуешь превратиться в сухари.

  1. Зато я умён и статен, подтвердит здесь публика.

Рядом стой, не шебурши, сказки не рассказывай.

6) Мы старались – пели, пели хлебные частушки.

Очень уж проголодались – нам бы по ватрушке!

  1. Вот частушки так частушки, сердце враз согрели.

А в награду эти сушки, чтобы с нами пели.

  1. Знаем мы, не сразу стали зёрна хлебом на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле.

  1. Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы выросли колосья, нужен труд десятков рук.

  1. Дождик, дождик, поливай – будет славный урожай.

Слава тем, кто любит землю, тем, кто трудится на ней!

  1. Не сама собой природа хлеб на блюде подаёт.

Много рук его растит, сохраняет, бережёт.

  1. Мы умеем блины стряпать, от безделья не грустим.

Приходите в гости к нам – всех блинами угостим.
Литература.

  1. Аносова Е. С. «Гимн во славу русской земли», журнал «Начальная школа № 7 за 2002 год, стр. 110-111.

  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!». Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. М.: «Баласс», 2003 год – 304 с., см. стр. 264-266.

  3. Смирнова Н. «Как родился каравай». Журнал «Твоя профессия» № 8, 1982 г. - 48 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока окружающего мира в 4-б классе Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае; познакомить с отраслями растениеводства; расширить знания...

План-конспект Открытого урока по географии 11 класс
Ливия, Эфиопия, Тунис, Мали, Нигер, Мавритания, Гвинея, Либерия, Нигерия, Ангола, Уганда, Мозамбик

Урок окружающего мира в 3 классе по умк «Перспективная начальная школа»
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение...

Конспект урока природоведения
Цели урока: изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве

Программа факультативного курса по опд
Л. В. Занкова, главной задачей которой является представить уч-ся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего...

Урок чтения и развития речи
Объявление темы урока: «Как Маша стала большой». Е. Пермяк. (Проблема: что главное в жизни взрослого человека.)

Урок окружающего мира в 4 класс по теме
Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство)

Урок окружающего мира в 3 классе «А»
Задачи: сформировать представление об особенностях разведения и содержания домашних животных

Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3-ем классе по теме: «Животные поля»
Цели урока: познакомить с животными – друзьями и вредителями растений поля; содействовать формированию бережного отношения к животным...

Конкурс «Учитель года 2010» Урок окружающего мира 3 класс
Давайте, вспомним название изучаемого раздела по окружающему миру. («Чему учит экономика»)



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru