vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Федеральное агентство по образованию гоувпо «Удмуртский государственный университет»


НазваниеФедеральное агентство по образованию гоувпо «Удмуртский государственный университет»
страница1/11
Дата27.05.2013
Размер0.96 Mb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Удобрения > Тексты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»


А. И. Гатауллина

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УДМУРТОВ


Учебное пособие

Ижевск

2007

УДК 21(07)

ББК 86.212.01 Я7

Г23

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Владыкин В. Е., доктор филологических наук, профессор Измайлова-Зуева А.С., кандидат философских наук, доцент Разин А. А.

Гатауллина А. И.

Естественнонаучная картина мира в представлении удмуртов: Учеб. пособие. УдГУ. Ижевск, 2007. 90 с.

Данная работа состоит из двух частей: в первой главе содержится систематизированная по разделам информация об астрономических воззрениях удмуртов; во второй главе рассматривается специфика преподавания элементов дисциплин естествознания с учётом представленного этноматериала.

Рассчитана на учащихся школ, студентов и препода-вателей вуза, а также лиц, интересующихся этнопроб-лемами удмуртов.

УДК 21(07)

ББК 86.212.01 Я7

© А. И. Гатауллина, 2007

© ГОУВПО «Удмуртский университет, 2007

Глава 1. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ УДМУРТОВ




§1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ



Астрономия – наука о Вселенной, изучающая происхождение, строение, движение и развитие небесных тел и их систем, является одной из древнейших наук и имеет очень большую, уходящую вглубь веков историю. Первые записи астрономических наблюдений, в подлинности которых не приходится сомневаться, относятся к восьмому веку до нашей эры. Однако еще за три тысячи лет до новой эры египетские жрецы заметили, что разливы Нила, регулировавшие эконо-мическую жизнь страны, наступали вскоре после того, как перед восходом солнца на востоке появлялась самая яркая из звезд – Сириус, и из этих же наблюдений сумели определить продолжительность тропического года (прав-да, первый египетский солнечный календарь содержал не 365,2422 суток, как определено сейчас, а 360 суток, но значения эти довольно близки).

В Древнем Китае за 2000 лет до новой эры видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать наступ-ление солнечных и лунных затмений.

Астрономия, возникла из практических потребностей человека. Племенам первобытных людей, ведущим кочевой образ жизни, нужно было ориенти-роваться на местности, и они научились делать это по Солнцу, Луне, звездам. Первобытный земледелец должен был при выполнении полевых работ учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца и с появлением на ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчислении (составлении календарей). Практическая необходимость изучения звездного неба и привела к зарождению науки, получившей впоследствии название «астрономия» (происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон). Но греческое происхождение термина «астрономия» не является доказательством того, что эта наука зародилась в Древней Греции.

Перед астрономией, как наукой, стояло три задачи:

  1. Изучение видимых, а затем и действительных положений и движений небесных тел в пространстве; определение их размеров и форм;

  2. Изучение физического строения небесных тел, то есть исследование их химического состава и физических условий (температуры, давления, плотности и других характеристик) на поверхности и в недрах астроно-мических объектов;

  3. Решение проблемы происхождения, развития и конечных этапов в эволюции отдельных небесных тел и их систем.

Имеет место условное разделение астрономии на ряд разделов с учётом специфики поставленных задач, а именно: астрометрия, небесная механика, звёздная астрономия, космология, космогония, астрофизика, радиоастрономия и другие.

Астрономия возникла и самостоятельно развивалась у всех народов, но степень её развития, естественно, находилась в прямой зависимости от уровня развития и культуры народов. Любое познание есть самопознание и оно возможно благодаря самоидентификации субъективного с объективной составляющей. Человек как ступень прогрессивного развития тождествен макромиру.

Самоидентификация человека осуществляется сообразно этнической культуре.

Анализ наблюдений, полученных в ходе развития естественных наук, показывает, что фундаментальные понятия, в частности и астрономические, выросли на социально-трудовой почве. То есть прежде чем возникли понятия о вещах, сформировались понятия о человеческой деятельности. Например, как возникло одно из фунда-ментальных понятий астрономии – понятие «Вселенная». По свидетельству словарей русского языка, слово Вселенная заимствовано из старославянского языка, в котором оно, в свою очередь, произошло от древне-греческого термина «ойкумена». Последний является страдательным причастием от глагола «ойку» – обитаю, населяю. Таким образом, под термином Вселенная в буквальном смысле понималась «освоенная часть».

Древним удмуртам был чужд принцип «мой дом – моя крепость». Они относили себя ко всей необъятной вселенной. В удмуртском языке можно найти созвучный термин «айы куа» (дословно «отцовский дом»), семан-тически используемый как место обитания. Поскольку идеалом для удмуртов был «дунне адями», то смысл термина не ограничивается жилищем, а распространяется на более обширное пространство, включая и космос.

Понятия и представления, сформированные в ходе общественно-практической деятельности, накопление опыта нашли воплощение в устном народном творчестве любого народа в форме песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок. Но так как мир, охваченный исторически ограни-ченным опытом, был узок, появились средства выхода за пределы его практического осознания в форме сказок, легенд, мифов, поверий, преданий.

Проблема развития астрономических понятий удмуртов совершенно не разработана. Тем не менее, мы сделали попытку обобщить имеющийся по этой теме материал, чтобы в ходе преподавания астрономии и других предметов использовать его в качестве дополнительного, способного повысить интерес к истории и культуре удмуртского народа. В качестве фактического материала использовались работы Григория Верещагина (1-3), К. Герда (6), Т. Г. Владыкиной (5) и др., а также экспедиционные материалы, собранные сотрудниками УдНИИ и УдГУ.

Чтобы разобраться в специфике астрономических понятий удмуртов, нельзя обойти вниманием вопрос о происхождении удмуртского народа и его языка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию гоувпо «Марийский государственный...

Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Учебное пособие «История и методология биологии и биофизики» / Кратасюк В. А.,, Немцева Е. В., Есимбекова Е. Н., Свидерская И. В.,...

Конкурс бизнес-проектов федеральное агентство по образованию старооскольский филиал
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Гоувпо «марийский государственный университет»
Комплект тестовых заданий по учебной дисциплине опд. В. 03. «Промышленное и бытовое озеленение»

Федеральное агенство по образованию астраханский государственный университет
Материалы третьей всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. С международным участием. 23-24 апреля 2009 г./сост....

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов

Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное...
«Агрохимия и агропочвоведение»; 110200 «Агрономия»; 110203 «Защита растений». Факультета лесного хозяйства и экологии специальность:...

Федеральное агентство по образованию Российская Академия естественных наук
Н 34 Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава и аспирантов университета по итогам научно-исследовательских...

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Формирование системы теоретических знаний и практических навыков для создания ландшафтных композиций и их использования в интерьерах...



База данных защищена авторским правом © 2013
обратиться к администрации
vcvetu.ru