vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Учебная программа


НазваниеУчебная программа
страница1/6
Дата15.03.2013
Размер0.68 Mb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Цветы > Программа
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


Учебная программа
ТЕХНОЛОГИЯ
5–9 классы

Астана

2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


ТЕХНОЛОГИЯ
Учебная программа
для 5-9 классов общеобразовательной средней школы


Астана

2010

Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. №367

Авторы программ: Устемиров К.У., Чимекеева Г.М., Каимова Р.Т., Ирсимбетов М.М., Кенжебеков Б.Т., Кутпанбаев А.К., Калназаров Б.М., Литвинова Т.В., Нуралиева С.К.

Учебная программа «Технология» для 5-9 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 39 стр.


© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, требуют качественного обновления системы школьного образования. Выпускники школ ощущают необходимость в работе общеобразовательной системы в социализации, формировании у них ключевых компетентностей, овладении необходимыми умениями и навыками, которыми позволили бы безболезненно адаптироваться к условиям рыночных отношений.

«Технология» − интегрированный учебный предмет, объединяющий в своем содержании систему знаний о технологических процессах, развитии техники и технологии, новых материалов, культуре труда и быта, автоматизации и компьютеризации и экологизации производственных процессов современного производства, их взаимосвязях и взаимозависимостях.

Общие цели учебного предмета «Технология» заключаются в ознакомлении учащихся с социальной активностью человечества, осознании связей между производством и обществом, а также воздействии технологий на окружающую среду, а также формирование у учащихся уровня технологической грамотности, развитие творческих способностей и воспитание у подрастающего поколении ответственности, аккуратности.

В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Технология»:

  • развивать способности личности ученика в проявлении единства самосознания и опыта жизнедеятельности через осмысливание проблем социального и профессиональной ориентации;

  • организовать профессиональную ориентацию и предпрофильную подготовку учащихся с учетом потребности рынка труда;

  • сформировать восприятие окружающего мира через призму собственных ценностей.

Выбор структуры и содержания учебного предмета «Технология» общего среднего уровня образования составлен на основе принципов интеграции и преемственности.

Структура каждого раздела подчиняется принципу «от частного к общему», «от ближнего к дальнему», таким образом, при изучении предмета должен быть обеспечен переход от выполнения простейших операций и приемов к более сложным, с использованием различных материалов и приспособлений.

В соответствии с базисным учебным планом ГОСО РК количество часов в неделю по технологии составляет:

5 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

6 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

7 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

8 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

9 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год.
II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС – 68 часов
Техника и технология сельскохозяйственного производства
для мальчиков сельских школ (18 часов)
Основные понятия. Понятие о земледелии. Понятие о почве. Почвоведение. Характеристика почв. Состав почвы и ее свойства.

Обработка почвы. Ее виды. Ручная обработка почвы, обработка почвы при помощи сельскохозяйственной техники. Понятие о машинах для обработки почвы.

Удобрение почвы. Виды удобрений. Севообороты: полевой, кормовой, луговой. Водоснабжение сельскохозяйственных угодий. Орошение. Осушение. Почвозащитные лесонасаждения. Мероприятия по охране почвы.
Основные профессии в сельском хозяйстве. Цветоводство как отрасль растениеводства: общая характеристика. Цветоводство открытого и защищенного грунта. Агробиологическая характеристика однолетних, двухлетних и многолетних декоративных растений. Способы размножения декоративных культур.

Инструменты. Тяпка, лопата, носилки, сито, грабли, колышки, таблички с колышками, нитки, веревка.

Наглядность. Гербарий. Коллекции удобрений, видов почвы. Макеты почвообрабатывающих машин. Кинофильм, диафильм.

Экскурсии. Поле, теплица, зерносклад, пришкольный опытный участок.

Практическая работа. Освоение правил техники безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ.

Подготовка и проведение осенней обработки почвы. Внесение удобрений.

Весенняя обработка почвы на участке. Внесение удобрений.

Ознакомление с почвообрабатывающей техникой. Определение качества обработки почвы. Составление схем севооборота.

Сбор семян цветочно-декоративных растений. Посев семян в открытом грунте. Подготовка многолетних растений к зиме. Осенняя посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и др. Уход за декоративными растениями в уголке живой природы, в теплице и на цветнике школы.

Изучение внешних признаков почвы в полевых условиях, определение ее механического состава и влажности.
Технология обработки конструкционных материалов

с элементами машиноведения
для мальчиков сельских школ (10 часов)
для мальчиков городских школ (16 часов)
Понятие о деталях и механизмах сельскохозяйственных машин. Знакомство с конструкционными материалами (металл, древесина, полимерные и керамические материалы) и их свойствами.

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже; обозначение размеров.

Значение труда в жизни человека. Общие понятия о видах и орудиях труда. Рабочие профессии в дерево-, металло-, пластмассообрабатывающих отраслях.

Древесина как природный конструкционный материал. Применение и значение древесины в народном хозяйстве. Породы и строение древесины, их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование.

Способы работы с деревом: разметка, пиление, строгание, зачистка, рубка, сверление, отделка, окраска.

Охрана окружающей среды при заготовке и обработке древесины. Эстетическое, экономическое воспитание учащихся при изучении деревообработки.

Способы получения черных металлов. Применение стали в быту.

Цветные металлы и сплавы. Приемы резания металлов ножовкой. Техника безопасности.

Правка и гибка металлов. Гибка в тисках и на оправах.

Приемы гибки. Рубка металла на плите. Способы рубки. Отпиливание металлов. Соединение деталей заклепками.

Инструменты. Ножовка, лобзик, сверло, рубанок, молоток, плоскогубцы, слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, клеенка, круглогубцы, кусачки, верстак, измерительные инструменты, лак, краска.

Наглядность. Образцы готовых изделий из дерева, металла и проволоки.

Экскурсии. Столярные, слесарные мастерские.

Практическая работа. Составление технического рисунка и эскиза детали, изделия; обозначение размеров.

Выбор заготовки. Пиление, строгание, сверление, зачистка древесины. Соединение и сборка деталей. Окраска поверхностей, покрытие лаком.

Рубка полосового и круглого металла. Резание металлов ножовкой. Опиливание плоских поверхностей. Приемы соединения деталей заклепками с плоскими головками.

Художественная обработка материалов

с элементами декоративно-прикладного искусства
для мальчиков сельских школ (18 часов)
для мальчиков городских школ (22 часа)
Художественная обработка древесины

Сведения о развитии художественной резьбы по дереву, ее разновидности. Рабочее место ученика. Инструменты.

Дерево - материал для художественной работы. Подбор пиломатериала и его сушка. Хранение.

Технология художественной обработки древесины. Художественная графика. Орнамент. Выполнение трафаретов.

Основы обработки материалов: пиление, строгание, разметка, заточка, шлифовка. Основные сведения о безопасной работе при обращении с режущими инструментами. Форма рабочей одежды. Личная гигиена школьников. Техника ведения резцов и их разновидностей на начальном этапе художественной резьбы по дереву.

Технология выполнения геометрической резьбы по дереву.

Инструменты. Комплект столярных инструментов и инструментов для художественной резьбы по дереву. Карандаш, линейка, бумага, пиломатериал, тонкий картон.

Наглядность. Плакаты: инструменты; художественная резьба по дереву; приемы геометрической резьбы по дереву; элементы поэтапного исполнения геометрической резьбы. Диафильмы и диапозитивы.

Демонстрация. Правильное исполнение элементов обработки древесины и геометрической резьбы по дереву. Место для хранения инструментов; расположение на рабочем столе. Приемы безопасной работы при пользовании инструментами для столярной обработки древесины и художественной резьбы по дереву.

Экскурсии. Мастерские по художественной обработке дерева, музеи, выставки.

Практическая работа. Первичная обработка дерева, правильная разметка поверхности досок под резьбу. Отработка приемов техники резьбы при выполнении прямой, фигурной, контурной и геометрической резьбы стамеской и ножом. Графическое исполнение простейших видов узоров геометрической формы, растительного и животного мира, узоров квадрат, треугольник, ромб. Построение орнаментов в ряд-цепочку. Выполнение по дереву простых орнаментальных полос; чистка, тонировка. Работа с природным материалом.
Работа с металлом

Искусство чеканки народов Казахстана. Свойства листовых материалов - меди, алюминия, сплавов, используемых при плоскорельефной чеканке.

Ритм, симметрия, контраст форм, игра светотени в чеканном орнаменте. Технология изготовления сережек из мягкой проволоки и бусинок.

Слесарные и специальные инструменты, их функциональные, экономические, эстетические свойства. Хранение инструментов.

Правила безопасной работы. Личная гигиена учащихся.

Демонстрация. Твердость и гибкость листовых, проволочных материалов, инструментов для чеканки. Разновидности молотков. Подготовка материалов к работе. Методы выполнения насечки, тонировки, обжига.

Инструменты. Оборудование учебных мастерских. Слесарные инструменты, косой нож, торцевой нож, нож-циркуль, молоток, набор чеканок, стальной и деревянный молоток-киянка, листы цветных металлов, стальная плита, плоскогубцы, круглогубцы.

Наглядность. Образцы цветных листовых материалов. Плакаты: инструменты, орнаменты для чеканных работ; графические чертежи орнаментов. Технологические карты. Экспонаты ювелирных и чеканных работ.

Экскурсии. Музей, выставка произведений декоративно-прикладного искусства. Магазины сувениров.

Практическая работа. Подготовка рабочего места и инструментов к работе. Подготовка заготовок из мягкой жести, проволоки. Выполнение простых видов чеканных и ювелирных работ. Элементы чеканки: прямая линия, треугольник, квадрат и т.д. Орнамент туйе мойын, растительные формы орнамента в плоскорельефной чеканке.

Составление несложной композиции из геометрических форм и растительных узоров.
Обработка кожи

Кожа – материал для прикладных видов искусства. Технологические сведения по обработке кожи. Методы изготовления тесемок из кожи. Кожаные сбруи.

Рабочее место ученика и размещение инструментов. Правила безопасной работы. Гигиена учащихся.

Инструменты. Нож, ножницы, шило, линейка, куски кожи, кожаные тесемки.

Демонстрация. Технология изготовления простых сувениров, деталей сувениров. Диафильмы и слайды.

Экскурсии. Швейный цех. Кожевенно-обрабатывающий цех. Обувная фабрика.

Практическая работа. Изготовление по шаблону узоров кошкар муиз, кус канаты из кожи, пришивание к сувенирным изделиям. Выполнение сувенирных изделий.

Художественная лепка

История техники лепки. Элементы лепки. Разновидности лепки. Несложные элементы художественной лепки, использующиеся в градостроительстве, других сооружениях. Карниз и техника его исполнения. Литье. Реставрация. Правила безопасной работы. Соблюдение правил гигиены.

Инструменты. Доска, молоток, гвозди, скребки, глина, пластилин, гипс, алебастр, линейка, спецмасло, циркуль, ка­рандаши, краски, кисти.

Наглядность. Готовые изделия; детали для лепки. Плакаты.

Демонстрация. Фронтальный вид деталей и частей деталей скульптуры.

Экскурсии. Музей, выставка произведений скульпторов и мастеров лепных работ.

Практическая работа. Визуальное наблюдение объекта и выполнение объема работ по наглядным пособиям. Работа с шаблоном и его использование в процессе работы. Соблюдение формы одежды при выполнении лепных работ. Технология шлифовки.
Плетение

История искусства плетения. Способы плетения. Разновидности плетения: берестяное, из тростника, в технике макраме, плетение кожаных изделий и т.д. Правила заготовки материала для плетения. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

Технология выполнения изделий в технике макраме.

Инструменты. Веревка, нитки, кольца, ножницы, коклюшки, булавки, подушечка и др.

Наглядность. Образцы готовых изделий.

Демонстрация. Правильное выполнение элементов плетения. Техника чтения условных обозначений узлов и узоров. Показ приемов безопасной работы с режущими инструментами.

Практическая работа. Подготовка принадлежностей для плетения. Отработка действий при выполнении плетения. Выполнение сувенирных изделий: панно шымши (техника макраме) и т.д.
Основы технологии выращивания плодоовощных культур

для мальчиков городских школ

девочек городских и сельских школ

(8 часов)
Характеристика основных овощных культур, их место в овощном севообороте. Луковые (лук, чеснок), приемы их выращивания. Капустные сорта (капуста, репа), особенности их выращивания. Томаты, учет эколого-биологических особенностей при выращивании.

Виды защищенного грунта. Способы выращивания рассады. Пикировка и уход за рассадой. Высадка рассады в грунт. Кабачки и огурцы.

Корнеплодные культуры: общая характеристика. Приемы выращивания столовой свеклы, моркови.

Инструменты и оборудование. Лопата, мотыга, грабли, вилы, ведра, лейки, пакеты, секатор. Макеты посевных и посадочных машин.

Наглядность. Коллекция семян, плакаты, таблицы, диафильмы.

Экскурсии. Овощехранилище, бахча.

Практические работы. Подготовка лука и чеснока к посадке. Пикировка рассады овощных культур. Подготовка почвы под овощные культуры. Высадка рассады в грунт. Уход за огурцами. Уборка и учет урожая корнеплодных культур.

Правила постановки опытов и ведения дневников.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по курсу «Фермерское животноводство и птицеводство»
Учебная дисциплина ««Фермерское животноводство и птицеводство» формирует у аспирантов способность успешно действовать на основе знаний,...

Рабочая учебная программа
Охватывает молочную, консервную и др отрасли

Рабочая учебная программа по технологии
Программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов основам технологических знаний, формирования технологической культуры и...

Программа технология 5-8 классы I. Пояснительная записка
Объект учебного предмета. Учебная программа «Технология» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом...

Рабочая учебная программа
Рецензент: Председатель Омской областной медико-психолого-педагогической комиссии

Учебная программа
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367

Примерная учебная программа
Профиль обучения: естественно-научный профиль химико-биологического направления

Рабочая учебная программа по «Технологии», сельскохозяйственный труд 5 -7 класс
«Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 7-е издание. Москва...

Примерная программа
Учебная дисциплина «Система удобрения» входит в базовую часть цикла профессиональных дисциплин, включенных в учебный план согласно...

Рабочая учебная программа «Технология» 5-9классы
В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях,...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru