vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Конспект урока по материаловедению в 5 классе. Тема: Материаловедение; краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях


Скачать 44.54 Kb.
НазваниеКонспект урока по материаловедению в 5 классе. Тема: Материаловедение; краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях
Дата21.04.2013
Размер44.54 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Цветы > Урок
Технология

План- конспект урока по материаловедению в 5 классе.
Тема: Материаловедение; краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.
Цель урока: ознакомить учащихся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве. Научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
На уроке необходимо: наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы, плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве.
План урока:

1) дать краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях, сырье, последовательности текстильной обработки;

2) сообщить сведения о прядении, ткачестве, полотняном переплетении, нитях основы и утка, свойствах этих тканей;

3) рассказать об особенностях лицевой и изнаночной сторон ткани;

4) практическая работа: выполнение из бумаги макета полотняного переплетения; определение лицевой стороны ткани;

5) подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Познавательные сведения.

1. Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделке. Ткани отличаются по внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки, как в процессе шитья, так и при стирке, чистке и глаженье.

Сырьем для получения пряжи, из которой изготавливают ткани, служат волокна. По происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.

Химические волокна – это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

Натуральные растительные волокна получают из хлопчатника, льна, пеньки, кенафа, и других растений.

Хлопчатник – однолетнее растение древовидной формы. Плоды хлопчатника коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком.

Свойства хлопка. Отдельные волокна хлопка при рассмотрении невооруженным глазом представляют собой очень тонкий волосок. Волокна хлопка имеют различную длину – от 6до 52 мм. Зрелые волокна более прочные, чем незрелые. Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый, но встречаются бежевый, зеленый и другие цвета.

(Показ наглядных пособий).

Гигроскопичность – это способность волокон поглощать влагу из

окружающей среды. Гигроскопичность хлопка высока.

Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся.

Лен- это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия.

Существует три вида льна: лен – долгунец, лен-кудряш, лен-межеумок.

Для получения волокон выращивают лен-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм.

(Показ наглядных пособий).

Свойства льна. Толщина волокон такая же, как и волокон хлопка. Длина их равна 15-26 мм. Цвет волокон льна от светло серого до темно –серого. Лен обладает характерным блеском. Гигроскопичность льняного волокна больше чем у хлопкового. Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются.
2. Пряжей – называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.

Прядение - процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить.

Ткачество – процесс переплетения нитей пряжи основы и утка между собой для получения ткани.

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:

1.По кромке.

2. По степени растяжения - нить основы меньше тянется.

3. основная нить прямая, а уточная извитая.

Существует шесть производственных этапов изготовления ткани .

Волокно Нити Ткачество Суровая

(пряжа) ткань

Отделка Готовая

Ткань

Ткацкое переплетение- это переплетение нитей основы и утка.

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – полотняное. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, также некоторые льняные и шелковые ткани.
3. Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

1.На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

2.На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.

3.Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки узелки) выведены на изнаночную сторону.

Физминутка

Раз, два, три, четыре,

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чашки били.

По-турецки говорили.

Чаби-челяби,

Челяби, чаби, чаби.

Чаби-челяби,

Челяби, чаби, чаби.
4. Практическая работа №1. Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения.

Материалы и инструменты: полоски бумаги двух цветов (желтый и синий- 1х10 см.), клей, кисточки, образцы тканей.

Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения.

Из готовых полосок выполнить переплетение через одну, концы полосок подклеить.

Практическая работа №2.Определение лицевой стороны ткани.

По предложенным образцам тканей определить в них лицевую сторону. В рабочей тетради описать то, по каким признакам определили лицевую сторону ткани.
5.Подведение итогов урока

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема: «Основы материаловедения»
Цели: Познакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей. Формировать представление о ткани как...

Урок ручного труда в 4 классе по теме: «Составление коллекции-аппликации...
Цель урока: познакомить учащихся с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей; создать условия

Конспект урока с элементами информационной технологии Тема: «Отряды...
Обучающие: Углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов

Конспект урока окружающего мира в 4-б классе Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае; познакомить с отраслями растениеводства; расширить знания...

Материаловедение материаловедение
Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3-ем классе по теме: «Животные поля»
Цели урока: познакомить с животными – друзьями и вредителями растений поля; содействовать формированию бережного отношения к животным...

Урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: Охрана растений
...

План конспект урока по технологии в 5 классе на тему
Элементы материаловедения. Ткани растительного происхождения. Получение и строение тканей

Конспект урока природоведения
Цели урока: изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве

Моу гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка Гришко Елена Владимировна Технология
Цель урока: Осуществить межпредметное учебное исследование в разделе материаловедение



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru