vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 151.7 Kb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет» Хакасский филиал Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии» Специальность 110401.65 «Зоотехния» Абакан 2008 Практическое занятие № 1 Тема: Анатомия и морфология растений. Цель: Изучить строение растительной клетки. Приборы и оборудование: Луковица лука, раствор йода в йодиде калия, стакан воды, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, тетрадь, ручка. Методика выполнения. Ознакомиться со строением растительной клетки можно на примере кожицы лука. Препаровальной иглой снимите кожицу с выпуклой стороны сочной чешуи лука, поместив ее наружной стороной вверх в каплю воды на предметное стекло, и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении. Органоиды клетки будут видны более четко, если на препарат подействовать раствором йода в йодиде калия. Для этого сухой стеклянной палочкой нанесите 1—2 капли реактива с одной стороны покровного стекла, а с противоположной стороны полоской фильтровальной бумаги впитайте часть воды из-под покровного стекла и втяните реактив под стекло. Реактив окрасит белки цитоплазмы в золотисто-желтый цвет, белки ядра — в коричневый, оболочка останется бесцветной, вакуоли станут более светлыми. Выбрав 2—3 лучшие клетки в препарате, внимательно рассмотрите и зарисуйте (крупно), обозначив цитоплазму, ядро с ядрышками, оболочку, вакуоль с клеточным соком. Пояснения к заданию. Клетка — наименьшая структурная единица живых организмов. Размер клетки варьирует от 10 до 100 мкм. По форме клетки бывают паренхимные (длина не более чем в 2 раза превышает ширину) и прозенхимные (длина более чем в 2 раза превышает ширину). В строении растительной клетки (рис. 1) различают протопласт — живое содержимое и парапласт — неживое (производное протопласта). Главная сущность клетки заключается в ее протопласте. В световом микроскопе видно, что протопласт состоит из цитоплазмы, ядра, пластид и митохондрий. К парапласту относят оболочку клетки, вакуоль с клеточным соком и включения (оформленные и жидкие). Растительная клетка отличается от животной наличием пластид, плотной оболочки и вакуолярной системы. Пластиды присущи лишь клеткам растений. Число, форма пластид зависят от их типа, места расположения и вида растения. Тело пластиды окружено двойной мембраной, имеет бесцветную белковую строму, в которой могут находиться красящие вещества — пигменты зеленого (хлорофилл), оранжево-красного (каротин) и золотисто-желтого (ксантофилл) цвета. По окраске стромы различают три типа пластид: лейкопласты, хлоропласты и хромопласты. Лейкопласты — бесцветные, лишенные пигментов самые мелкие пластиды округлой или веретеновидной формы, имеются в кожице листьев, в клетках запасающих тканей всех органов растений. Их основные функции — вторичный синтез и хранение запасных питательных веществ. Хлоропласты содержат хлорофилл, имеют зеленую окраску и придают растениям зеленый цвет. Форма их дисковидная. Бесцветная белково-липоидная строма хлоропласта пронизана системой мембран — ламеллы, диски, граны (диски в виде стопки монет). В гранах между слоями белков и жиров расположен хлорофилл. Хлоропласты выполняют важнейшую функцию фотосинтеза — образуют на свету органические вещества из неорганических, т. е. консервируют световую энергию, превращая ее в энергию питательных веществ и обеспечивая автотрофное питание растений. Поглощая диоксид углерода (СО2), воду и минеральные элементы, растения на свету в процессе фотосинтеза создают углеводы, жиры, белки и выделяют кислород. ![]() Хромопласты окрашивают цветки, плоды и другие органы растений в оранжево-красный и золотисто-желтый цвета. В их строме имеются каротиноиды: каротин, ксантофилл, ликопин. Яркая окраска цветков и плодов, привлекая насекомых, птиц и др., способствует опылению, распространению плодов и семян. Оболочка, покрывающая клетку, защищает ее от внешних воздействий, придает определенную форму и механическую прочность. Она состоит из клетчатки (целлюлозы). Молекулы клетчатки, группируясь, образуют мицеллы, микрофибриллы и фибриллы, называемые волокнами. В промежутках между ними расположены пектиновые вещества и полуклетчатка (гемицеллюлоза). Такая структура делает оболочку прочной. По происхождению различают первичную и вторичную оболочки. Сначала после деления ядра молодые клетки покрыты тонкой эластичной пленочкой — первичной оболочкой, состоящей из воды, пектина, гемицеллюлозы и целлюлозы (20—25%). Первичная оболочка не препятствует росту клетки, после окончания которого, на ее внутренней поверхности образуется прочная вторичная оболочка. Утолщение ее происходит неравномерно. В местах, где слои вторичной оболочки не откладываются, образуются поры. Поры прилегающих клеток, как правило, совпадают, формируя цилиндрический канал (простые поры). Поры выполняют важную биологическую функцию. Через них из одной клетки в другие проходят плазмодесмы (тончайшие нити цитоплазмы), связывающие протопласты клеток в единый комплекс, а также осуществляется обмен веществ между клетками. Характер и степень утолщения вторичной оболочки определяются функцией той или иной клетки. Так, клетки покровной ткани, выполняющие защитную функцию, имеют утолщенную наружную оболочку, пропитанную кутином (эпидерма), тогда как образовательные, ассимилирующие, запасающие и выделительные клетки покрыты тонкой оболочкой. Это пример того, как выполняемая функция определяет структуру клетки. В процессе жизнедеятельности клеток нередко происходят видоизменения их оболочки: одревеснение, опробковение, кутинизация, минерализация и ослизнение. Одревеснение — это следствие пропитывания клеточной оболочки лигнином, опробковение — суберином. Кутинизация — это пропитывание наружных оболочек клеток кутином, который также образует на их поверхности защитную пленочку — кутикулу. Инкрустация клеточных оболочек минеральными соединениями вызывает их минерализацию. При ослизнении оболочек образуются слизи и камеди — высокомолекулярные углеводы, способные набухать в воде. Практическое занятие № 2 Тема: Характеристика зерновых культур Цель работы. Изучить особенности и фазы роста зерновых злаков I и II групп. Приборы и оборудование: учебник, справочник, плакаты, тетрадь, ручка. Методика выполнения. Ознакомиться с группировкой зерновых злаков и изучить отличительные признаки хлебов I и II групп. Изучить фазы роста зерновых злаков. Пояснения к заданию. . Зерновые злаки объединяют в две группы: типичные хлеба, или хлеба I группы, — пшеница, рожь, тритикале, ячмень и овес (их также называют колосовыми, кроме овса), и просовидные культуры, или хлеба II группы, — кукуруза, просо, сорго, рис, чумиза (их и гречиху называют также крупяными культурами). Зерновые культуры I и II групп имеют ряд общих и отличительных особенностей. ![]() Фазы роста зерновых злаков. У зерновых злаков различают следующие фазы роста: набухание и прорастание зерновки; всходы; кущение; трубкование; колошение, или выметывание; цветение; созревание. Набухание и прорастание зерновки (посев — всходы). Для набухания и прорастания семян необходимы в достаточном количестве влага, тепло и кислород воздуха, а также первоклассные семена, равномерный их высев, оптимальная глубина посева. Проростки различных хлебов I группы формируют разное число зародышевых корешков: озимая пшеница — 3, яровая пшеница — чаще 5, рожь — 4 (иногда меньше), ячмень — 5— 8 и овес — 3. Зерновые хлеба II группы — просо, кукуруза, сорго и рис — прорастают одним корешком. По мере формирования проростка и всходов число корешков увеличивается. Проростки у голозерных злаков появляются со стороны зародыша, в нижней части зерновки, а у пленчатых форм ростки сначала проходят под мякинной оболочкой и выходят из зерна на верхнем конце. Сверху проросток покрыт прозрачным бесцветным (или с антоциановым окрашиванием) первичным листом с редуцированной листовой пластинкой. Это колеоптиле, оно имеет длину 3— 6 см. Колеоптиле предохраняет росток от механических повреждений. Внутри ростка поочередно формируются 3—4 зародышевых листа, свернутых в трубочку. Минимальные температуры, при которых могут прорастать семена зерновых культур, следующие: для хлебов I группы — 1— 2 °С (оптимальная 20—25 °С), для хлебов II группы — 8—12 °С (оптимальная 25—30 °С). Всходы. Как только проросток выйдет на поверхность почвы, под влиянием солнечного света колеоптиле прекращает рост и разрывается появляющимся первым настоящим листом. В это время и отмечают фазу всходов. Кущение. Это процесс подземного ветвления стебля. Узел кущения (закладывается на 2—3 см ниже уровня поверхности почвы) — это образование, состоящее из нескольких сближенных стеблевых узлов, из которых формируются узловые побеги и вторичные корни. Узловые корни образуются только во влажной почве. При этом яровая пшеница и ячмень формируют узловые корни главным образом в фазе кущения, а озимые хлеба, овес и просовидные злаки Могут образовывать узловые корни и в фазе трубкования, хорошо используя более поздние дожди. Озимые формы пшеницы и ячменя могут продолжить кущение весной, после успешной перезимовки. Озимая рожь весной почти не кустится. Кущение сильно зависит от агротехнических и погодных условий. Различают общую и продуктивную кустистость. Общая кустистость — общее число продуктивных и непродуктивных стеблей, в среднем приходящееся на одно растение. Продуктивная кустистость — среднее число стеблей на одном растении, давших созревшее зерно. Сильнее кустятся озимые формы (особенно рожь и тритикале), слабее — твердая яровая пшеница и особенно кукуруза. Трубкование (выход в трубку). Это рост соломины, который начинается с удлинения нижнего (над узлом кущения) междоузлия. Вслед за первым трогаются в рост второе, а затем третье междоузлия и т. д. Началом фазы трубкования считают момент, когда верхний стеблевой узел поднимается над поверхностью почвы на высоту 5 см и его можно прощупать через влагалище листа. В фазе трубкования происходит интенсивный рост стебля, листьев и элементов колоса, увеличивается потребность растений во влаге и питании. Растения в этот период очень чувствительны к условиям погоды и агротехнике. Колошение (выметывание). Колос или метелка злака, формирование которых начинается в фазе кущения и заканчивается в фазе трубкования, выносятся наружу из влагалища верхнего (флагового) листа последним удлиняющимся междоузлием. В этой фазе злаки тоже очень требовательны к условиям погоды и чувствительны к неблагоприятным воздействиям. Цветение. Наступает вскоре после выколашивания или выметывания (у ячменя оно бывает и до выколашивания). У колосовых хлебов цветение начинается с середины и распространяется вверх и вниз по колосу. У метельчатых злаков первыми зацветают верхние и периферийные колоски в метелке, цветение распространяется сверху вниз и от периферии к центру метелки. Пшеница, ячмень, овес, просо и рис — самоопыляемые растения, рожь, тритикале, кукуруза и сорго — перекрестноопыляемые с помощью ветра. После цветения и оплодотворения рост стебля, листьев и корней прекращается, ассимиляты используются на формирование и налив зерновок. В этот период очень важно уберечь листья (особенно флаговые) от повреждений и продлить их жизнедеятельность. Это обусловливает формирование крупного и высококачественного зерна. Созревание. По Г. В. Кореневу, процесс зернообразования включает три этапа: формирование, налив и созревание. Формирование зерновки начинается вскоре после оплодотворения. Через 10—12 дней зерновка достигает окончательной длины, рост ее приостанавливается, начинается налив, увеличиваются толщина и ширина. Консистенция зерен из студенисто-жидкой переходит в молочную, а затем в тестообразную. В зерне возрастает содержание сухих веществ, влажность снижается до 40 %. Дальнейший приток пластических веществ в зерно прекращается. Оно переходит к созреванию, проходя две фазы спелости: восковую и полную. В начале восковой спелости зерно полностью теряет зеленую окраску, влажность его составляет 40—36 %, эндосперм не выдавливается, легко режется ногтем. В середине восковой спелости хлеба I группы полностью желтеют, соломина их еще гибкая, зерна из колосьев не выпадают. Эндосперм зерна режется ногтем, влажность 32— 25 %. В конце восковой спелости влажность зерна снижается до 24—21 %, зерно ногтем не режется, но след от него остается. Раздельную уборку хлебов начинают в середине (рожь — в конце) восковой спелости. В начале полной спелости влажность зерна составляет 20—18%, затем снижается до 17— 16%; зерно легко вымолачивается, но еще не осыпается. Это лучший период для однофазной уборки (прямого комбайнирования.) При перестое хлебов влажность зерна может снизиться до 8— 7 %, соломина становится ломкой, зерновки слабо удерживаются в колосках. При запоздалой уборке неизбежны потери и травмирование зерна. Зерно, убранное в полной спелости, не является еще физиологически зрелым и может иметь пониженную энергию прорастания и всхожесть. Для достижения физиологической зрелости (состояние, при котором достигаются максимальные энергия прорастания и всхожесть) необходимо послеуборочное дозревание от 3 нед до 2 мес. Это следует учитывать при использовании на посев све-жеубранных семян озимых культур, особенно когда в период зернообразования преобладает дождливая прохладная погода. Посев физиологически недозревшими семенами может снизить их полевую всхожесть. Практическое занятие № 3 Тема: Полевые кормовые культуры в хозяйстве. Особенности размещения их в разных севооборотах. Цель: Ознакомиться с полевыми кормовыми культурами. Изучить особенности размещения их в разных севооборотах. Приборы и оборудование: Типовые технологические карты хозяйств, справочные материалы об используемых культурах, тетрадь, ручка. Методика выполнения: Разработать ротационную таблицу шестипольного севооборота, с учетом лучших предшественников. Составить технологическую схему возделывания на корм одной из кормовых культур. Пояснения к заданию. При составлении схемы севооборота руководствуются следующими основными принципами: ведущие и ценные культуры, определяемые специализацией хозяйства, размещают по лучшим предшественникам; озимые культуры (рожь, пшеница) размещают по раноубираемым предшественникам, позволяющим провести посев озимых в лучшие сроки и ко времени посева накопить и сохранить в почве достаточный запас влаги для появления дружных всходов, их нормального осеннего развития; ранние яровые зерновые культуры размещают по предшественникам, позволяющим высококачественно провести осеннюю обработку почвы, чтобы весенний посев закончить в ранние сроки; предшественники, восстанавливающие плодородие почвы (пары, многолетние и однолетние травы, зерновые бобовые культуры), размещают по ротации севооборота равномерно, нельзя (кроме отдельных случаев) размещать их непосредственно друг за другом; под чистые пары отводят более засоренные и истощенные поля; культуры, интенсивно расходующие влагу из глубоких слоев почвы (сахарная свекла, подсолнечник, многолетние травы и др.), не должны следовать друг за другом; одни и те же культуры, а также культуры, у которых имеются общие сорняки, вредители и болезни, можно возвращать на прежнее место не ранее определенного срока (от 3—4 до 7— 8 лет). Озимые зерновые культуры в лесостепной зоне в повторных посевах обычно не высевают. В южных же районах страны (степной зоне) возможны посевы озимых на одном поле в течение двух лет подряд. Яровые зерновые культуры обычно не терпят повторных посевов. Можно высевать их через год, чередуя с пропашными и бобовыми культурами. В степных районах Западной Сибири и в Поволжье допустимо возделывать их повторно, но не более двух лет. Кукурузу и коноплю при внесении органических удобрений и применении средств защиты посевов можно возделывать повторно в течение 4—6 лет. Подсолнечник нельзя возвращать на прежнее место раньше чем через 7 лет. Неустойчивые к фузариозу сорта льна не рекомендуют возвращать на прежнее место раньше чем через 5—6 лет. Для сахарной свеклы недопустимы повторные посевы, ее возвращают на прежнее место через 3—5 лет. Для картофеля в специализированных севооборотах возможны двухлетние повторные посадки. На прежнее место его можно возвращать через 1—2 года. Для семенного картофеля повторные посадки недопустимы. Зерновые бобовые культуры на прежнее место возвращают не раньше чем через 3—4 года. Повторные посевы для них недопустимы. Нельзя также высевать одну зерновую бобовую культуру после другой Практическое занятие № 4 Тема: Нетрадиционные кормовые культуры. Цель работы: Ознакомиться с нетрадиционными кормовыми культурами. Методика выполнения: Описать нетрадиционные кормовые культуры. Дать их классификацию. Составить краткую технологическую карту выращивания одной из нетрадиционных культур на зеленый корм или силос. Описать морфологические особенности нетрадиционных кормовых культур (таблица 1). Приборы и оборудование: учебник, тетрадь, ручка. Таблица 1. Некоторые морфологические особенности нетрадиционных кормовых культур.
Практическое занятие № 5 Тема: Кормовые растения сенокосов и пастбищ. Цель работы. Изучение растений сенокосов и пастбищ. В соответствии с данными «Справочника по сенокосам и пастбищам» выявить некоторые морфобиологические характеристики, хозяйственную ценность собранных видов. Приборы и оборудование: учебник, тетрадь, ручка. Методика выполнения. Описать наиболее распространенные растения сенокосов и пастбищ. Дать характеристику некоторым из них, пользуясь таблицей №1. Таблица 1. Морфологическая и хозяйственная характеристика луговых трав введенных в культуру.
Практическое занятие № 6 Тема: Зеленый конвейер Цель работы. Научиться составлять план бесперебойного производства зеленых кормов в необходимых количествах на весь период летнего содержания сельскохозяйственных животных. Приборы и оборудование: учебник, справочник, тетрадь, ручка. Методика выполнения. Составить рабочую схему зеленого конвейера, включить в нее имеющиеся в наших условиях культуры и определить сроки их использования. Пояснения к заданию. . Летнее кормление скота в лесостепи длится в среднем 155—165 дней (42—45% годового времени). В годовых рационах овец зеленые корма занимают до 42 %, коров — 33—36 %. В степной зоне летнее содержание скота продолжается до 200 дней и соответственно увеличивается годовой расход зеленых кормов. Зеленые корма высокоэффективны и обеспечивают высокую продуктивность животных, только если они поступают бесперебойно, в необходимом количестве и хорошего качества. Для зеленого конвейера используют, прежде всего природные пастбища, но их площади лишь частично обеспечивают скот зеленым кормом, особенно в лесостепных регионах. В зеленом конвейере используют и сочные отходы растениеводства (ботву свеклы и других культур), а далее планируют посевы кормовых культур на зеленый корм. Площадь сеяных культур в лесостепи не превышает 0,5 га на одну условную голову. При этом планируют интенсивное использование земель: набор высокоурожайных культур, применение промежуточных посевов (на 30—35 % основной площади), улучшение пастбищ и другие приемы. Делая расчеты, следует учитывать, что суточные нормы зеленых кормов на одно животное имеют ограничения по физиологическим и физическим требованиям. Зеленые и другие корма должны быть сбалансированы по белку. |
Вопросы к экзамену по дисциплине «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии» для студентов 2 и 3 курсов по специальности... | «Зоогигиена с основами пжо» для студентов технологического факультета по специальности 11035 – «Технология производства и переработки... | ||
Министерство сельского хозяйства федерального государственного образовательного учреждения | ... | ||
Разработала преподаватель Липецкого колледжа строительства, архитектуры и отраслевых технологий Кромм Т. В | Одобрены на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных и специальных дисциплин специальности 250109. 51 «Садово-парковое... | ||
Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов: Методические указания по изучению дисциплины./Бурятская гсха; С.... | Курсовой проект является самостоятельной работой студентов по разделам программы: «Лесное семеноводство», «Лесные питомники» и «Лесные... | ||
Слепченко Л. Г. – старший преподаватель кафедры энтомологии и биологической защиты растений | Разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования госо рк 08. 076-2004 и Типовой учебной... |