vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Тема 14. мЕтодические особенности изучения органической химии


Скачать 458.53 Kb.
НазваниеТема 14. мЕтодические особенности изучения органической химии
страница1/4
Дата22.04.2013
Размер458.53 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Цветы > Тексты
  1   2   3   4
тема 14. мЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ

ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
1. Место органической химии в школьном курсе химии

В соответствии с образовательным стандартом понятия органической химии изучаются по концентрическому принципу: первый концентр – в рамках основного общего образования (в 9 классе), второй – на этапе среднего (полное) общего образования (в 10 или 11 классе).

Федеральный компонент содержит три стандарта по химии: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

В 9 классе на изучение основ органической химии отводится различное число часов в зависимости от автора программы. (Минченков Е.Е. – 30 часов; Кузнецова Н.Е. – около 10 часов в составе темы "Неметаллические элементы; Шелинский Г.И. – 12 часов; Габриелян О.С. – 18 часов; Гузей Л.С. – 15 часов; Иванова Р.Г. – около 10 часов в составе темы "Неметаллы и их соединения").

Стандарт основного общего образования требует, чтобы учащиеся усвоили лишь элементарные знания о свойствах важнейших представителей основных классов органических веществ.

Более подробно органическая химия изучается в 11 классе (по программам Гузея Л.С. и Кузнецовой Л.М.) или в 10 классе – по программам других авторов.

По федеральному компоненту при изучении химии на базовом уровне на этот предмет в старших классах отводится 1 час в неделю; на профильном уровне – 3 часа в неделю. Региональные органы образования и сами школы могут в рамках своих возможностей увеличивать число часов, отводимых на изучение дисциплины. Кроме того, школы имеют возможность вводить в учебные планы элективные курсы и практикумы.

Изучение химии на базовом уровне предполагается в классах физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.

Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, агротехнологического профилей.

В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается возможность включения химии (наряду с физикой и биологией) в состав курса «Естествознание», изучаемого по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Изучение органической химии направлено на достижение следующих целей: усвоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2. Построение и содержание раздела органической

химии в 10-11 классах

Базовый уровень образовательного стандарта предполагает изучение следующих вопросов курса органической химии.

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Профильный уровень образовательного стандарта предполагает изучение следующих вопросов курса органической химии.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикал. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия. Типы связей в молекулах органических веществ и способы их разрыва. Типы реакций в органической химии. Ионный и радикальный механизмы реакций.

Алканы и циклоалканы. Алкены, диены. Алкины. Бензол и его гомологи. Стирол. Галогенопроизводные углеводородов.

Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры неорганических и органических кислот. Жиры, мыла.

Углеводы. Моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Нитросоединения. Амины. Анилин.

Аминокислоты. Пептиды. Белки. Структура белков.

Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Представление о структуре нуклеиновых кислот.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Примечание: Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (ЕГЭ).
Стандартом определены также требования к уровню подготовки выпускников школы по химии.

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать:

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электро-отрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их переработки;

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

ученик должен уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам; определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; характеризовать:

s-, p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; для оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; для распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; для оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Необходимо понимать, что стандарты определяют только нижнюю границу содержания образования по химии. Каждый автор имеет право на составление собственной программы и создание учебника, соответствующего этой программе. Любые авторские программы и учебники должны обязательно включать в себя минимум содержания образования, определенный стандартом. Авторы имеют право включать в программы и учебники дополнительный материал, объем которого (вместе с обязательным минимумом) не должен превышать возможностей, предоставляемых базисным учебным планом курсу химии для данной ступени и профиля обучения.

Руководители школ и учителя имеют право выбирать учебники только из числа учебников, указанных в этом Перечне.
3. Основные особенности и проблемы, возникающие при изучении органической химии
Особенности преподавания органической химии вытекают из специфики предмета и обусловлены возрастными факторами личности учащихся.

А. Некоторые черты специфики предмета:

1. Содержание органической химии включает изучение огромного числа соединений.

2. Для усвоения органической химии необходимо знать теорию строения органических веществ А.М. Бутлерова.

3. Усвоение органической химии невозможно без понимания электронного строения органических веществ, их номенклатуры и генетических связей между ними.

4. Построение курса органической химии основано на постепенном усложнении строения изучаемых веществ.

5. Методика учебного эксперимента по органической химии разработана недостаточно. Многие органические вещества обладают высокой физиологической активностью.

Б. Возрастные особенности учащихся также определяют особую тактику работы учителя химии.

1. Многие учащиеся уже определили круг своих будущих профессиональных интересов.

а) Выбор пал не на химию.

б) Ученик выбрал химию.

2. Уровень развития учащихся позволяет шире применять вербальные методы обучения и логические приемы.

3. Запас знаний и умений учащихся позволяет шире применять самостоятельные, творческие работы.

4. Завершается становление характера и личности ученика.

В целом методика обучения, требования к проведению учебного химического эксперимента, необходимость совершенствования своей работы и внедрения современных педагогических технологий не отличаются существенно от методики преподавания неорганической химии.
Современный школьный курс органической химии насыщен сложными терминами и понятиями. Повторим некоторые из них.

Алифатические соединения (ациклические соединения, соединения жирного ряда) – органические соединения, в молекулах которых атомы углерода связаны между собой с образованием открытых, незамкнутых, нециклических разветвленных или прямых углеродных цепей. К А. с. относятся многие углеводороды (алканы, алкены, алкины, алкадиены и др.) и их производные (альдегиды, карбоновые кислоты, спирты, амины и др.). Свойства А. с. определяется строением углеродного скелета молекулы (углеродной цепи), наличием кратных связей и природой функциональных групп, если таковые имеются в составе молекул вещества. Многие А. с. играют важную роль в природных процессах и имеют большое практическое значение.

Алициклические соединения (циклоалифатические соединения) – органические соединения, содержащие в молекуле один или несколько циклов, состоящих только из трех или более атомов углерода (за исключением ароматических соединений). К А. с. относятся углеводороды (циклоалканы, циклоалкены и др.) и их производные, напр., спирты, карбоновые кислоты, амины. По числу циклов в молекуле различают моно-, би-, три- и полициклические, а по характеру связей, соединяющих атомы углерода – насыщенные и ненасыщенные. Примеры алициклических соединений – циклопропан, циклогексан, циклогексанон, циклогексанол. В больших количествах содержатся в нефти. Наибольшее применение имеют циклогексан и его производные.

Алкадиены (диеновые углеводороды, диены) – ненасыщенные углеводороды с двумя двойными связями в составе молекулы, общей формулой СnН2n-2. Строение двойных связей такое же, как и в алкенах. Простейшие представители – пропадиен, бутадиен, пентадиен и т. д. А. так же легко, как и алкены, вступают в реакции присоединения, полимеризации, обесцвечивают бромную воду и раствор перманганата калия. В зависимости от взаимного расположения двойных связей различают А. с изолированными связями (Н2С=СН-(СН2)n-СН=СН2); с куммулированными связями (-СН=СН=С-); с сопряженными двойными связями (-СН=СН-СН=СН-). Наибольшее значение имеют А. с сопряженными двойными связями (бутадиен и его производные), которые, применяют в производстве каучуков.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и контрольные
В курсе органической химии формируются знания и умения для медико-биологических и профильных дисциплин (биологической, фармацевтической,...

Рабочая программа курса по химии (естественно-научный профиль) 11 класс пояснительная записка
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...

Коррекция иммуно-биохимического статуса при жеребости кобыл
Работа выполнена на кафедре биологической и органической химии фгбоу впо «Санкт-Петербургская Государственная академия ветеринарной...

Тема 1 Особенности бухгалтерского учета, определяемые спецификой...
Специфичные особенности бухгалтерского учета в сельскохозяйственных формированиях

Методическая разработка Конспекта урока химии
Или до изучения данного вопроса, тогда многообразие кислот может служить первым уроком в блоке «карбоновые кислоты», и опираться...

Федеральное агенство по сельскому хозяйству
Методические указания предназначены для студентов агрономического факультета для самостоятельного изучения технологии производства...

Особенности выращивания баклажана в условиях Тувы Работу
В связи с этим чрезвычайно важно изучение разных культурных растений, а именно овощей. Существует много методов изучения данного...

Урока: Размножение и развитие птиц. Цель: Раскрыть особенности размножения...
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц

Разработка урока. Тема: «Числительное. Повторение»
Цели: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; развивать познавательный интереса к...

Рассказыванию по картине «кошка с котятами» Тема: «домашние птицы»...
Тема: «Составление рассказа-описания с использованием опорных картинок «Продукты питания»



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru