vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Литература 7 класс «Загадочный мир хокку»


Скачать 56.73 Kb.
НазваниеЛитература 7 класс «Загадочный мир хокку»
Дата13.05.2013
Размер56.73 Kb.
ТипЛитература
vcvetu.ru > Цветы > Литература
Литература 7 класс

«Загадочный мир хокку»

Весеннее утро.

Над каждым холмом безымянным

Прозрачная дымка.

Японсая поэзия. Великое в малом. Малое в великом. Красота в обыденном. Росинка на цветке. Причудливый камень. Полет бабочки. Иероглиф. Это все Япония. Какие ассоциации вызывает у вас эта стран? Что для вас Япония?

У каждого из нас свое представление о Японии. Сегодня мы попробуем открыть новую Японию, взглянуть на мир глазами жителя страны Восходящего Солнца.

Это маленькая страна с богатой древней культурой. Японцы во всем стремятся к лаконизму, к наполнению минимальной формы максимальным содержанием и глубокой философией.

Это отразилось в популярных видах японского искусства:

- выращивание миниатюрных деревьев – бонсай;

- создание букетов с символическим значением – икебана;

- складывание фигурок из бумаги – оригами;

- скульптурная миниатюра – нэцке.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров японской поэзии, столь же лаконичным и емким, как и все искусство этой страны. Погрузимся в загадочный мир хокку.

Поможет нам окунуться в этот необычный мир хокку японский поэт Иссё (1653-1688)

Видели все на свете

Мои глаза – и вернулись

К вам, белые хризантемы. (зачем искать счастья где-то далеко, когда оно рядом, на родине)

- О чем говорит поэт ?

- Почему хризантемы?

- Почему он к ним возвращается?

- Вы воспринимаете эти строки как стихотворение? Аргументируйте свой ответ, используя статьи из литературоведческого словаря. Это первый белый лист в ваших вспомогательных материалах.

Относится к лирическому роду литературы, душевные переживания, построено стихами.

- Что в нем необычного?

- Вспомните основные признаки стихотворения

(есть лирический герой, есть сюжет, есть чувства)

Перед вами хокку – нерифмованное трехстишие.

Хокку – нерифмованное трехстишие из 17 слогов. (5+7+5)

Что такое слог? Это вдох ми выдох. Это дыхание, это жизнь. Поэтому получается, что слогать хокку так же естественно, как и дышать.

Маленькие шедевры японских поэтов слагаются по определенным правилам.

Прочитаем эти правила.

Правила создания хокку:

- Саби (изящная простота)

- Сиори (гармония с природой)

- Хосоми(глубина проникновения)

- Каруми(легкость)

Надеюсь, вы почувствовали это в стихотворении Иссё.

Вернемся к стихотворению «Белые хризантемы»

Это стихотворение Иссё не вполне соответствует определению хокку.

Постарайтесь найти это несоответствие.

- нерифованность – совпадает

- трехстишие – совпадает

Посчитаем слоги:

1 ряд – первая строка

2 ряд – вторая строка

3 ряд – третья строка

1 строка – 7 слогов

2 строка – 8 слогов

3 строка – 8 слогов = 23 слога 7+8+8=23 записать на доске

- Почему возникло несовпадение?

- С чем это связано?

Это связано с особенностями японского языка.

В подтверждение этому послушайте хокку на японском языке.

Мацуо Басё

Фуруике я 5

Кавакадзу тобикому 7

Миндзу-но ото. 5

Прочитайте перевод

Старый пруд. 3

Лягушка прыгает. 6

Всплеск воды. 3

- какой вывод мы можем с вами сделать? (количество слогов при переводе не учитывается, хокку на русском языке могут состоять из разного количества слогов)

Это поможет нам, когда мы попробуем слагать хокку сами.

А знаете ли вы, что эти стихотворения необычны еще и тем, что в них не говорят о религии, политике, любви?

И сейчас на примере нескольких хокку посмотрим, о чем писали японские поэты, к каким темам они обращались.

Возьмите второй лист. Хокку – это некий толчок, импульс, побуждающий работать воображение, это зов, на который каждый (и именно это и ценно) откликнется по-своему. Хокку открыто для домысливания – поэт, просто называя какую-нибудь конкретную деталь, побуждает читателя к сотворчеству. Переживая события, мы становимся как бы соавтором хокку.

Подготовьтесь к выразительному чтению. И в своем чтении постарайтесь отразить душевное состояние лирического героя.

Понять темы этих хокку помогут образы, созданные поэтами. Но образы природы очень иносказательно говорят о человеке и его жизни.

Роса, полет бабочки, опадающие цветы вишни – все это обычные метафоры бренности жизни. Иногда все стихотворение целиком представляет собой развернутую метафору.

Исса (1768-1827)

О, с какой тоской

Птица из клетки глядит

На полет мотылька! Свобода писать на доске

В зарослях сорной травы,

Смотрите, какие прекрасные

Бабочки родились! Красота

Бусон (1716-1783)

Грузный колокол.

А на самом его краю

Дремлет бабочка. Тишина

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету. Единство, дружба

- Посмотрите на темы. Они многообразны, как сама жизнь.

Сейчас мы с вами прикоснемся к искусству написания хокку. Начнем с малого. Попробуем воссоздать уже написанное стихотворение, добавив недостающие элементы.

На ваших рабочих листах в двух хокку пропущены строки, а в третьем – всего одно слово.

Вам предстоит поработать в парах.

Вашему воображению оставлен большой простор. Вместе с поэтом вы можете испытывать чувство печали, навеянное природой, или разделить с ним тоску, связанную с глубокими личными переживаниями.

- Обсудите и впишите прямо в листы ваши варианты. 2мин.

Ива склонилась и спит

И кажется мне, соловей на ветке…

Это ее душа красиво, яркий образ

Бабочки полет

Будит тихую поляну

В солнечных лучах поэтично, совсем по-японски

Опала листваэ

Весь мир одноцветен

Лишь ветер гудит. Замечательно, тонко

Таково авторское видение.

Совпали ваши варианты с авторскими

У вас получились замечательные хокку

Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах.

А сейчас настало время сочинить хокку самостоятельно. Процесс создания хокку сродни озарению монаха, творца божественной искрой. Вам сейчас предстоит стать творцами. Я вам предлагаю выбрать один из образов, философски его осмыслить и наполнить содержанием.

- мотылек на цветке

- цветущая сакура

- танец журавлей

- первый луч восходящего солнца

- золотой лист среди пожухлых

- стремительная река

Возможно, у вас возникнет иной образ для написания хокку.

Кто затрудняется, может работать в парах.

У ва сне более трех минут.

Перед вами на столах лежат белые листы. Вдохните в них жизнь.

Поэтическое вдохновение бесконечно, но рамки урока ограничены.

Предлагаю поделиться вашим творчеством.

У вас получились прекрасные хокку, несмотря на то, что это был ваш первый опыт. Однажды, прикоснувшись к этому жанру поэзии, с ним не расстанешься.

Писатель Ихара Сайку в течение одного дня написал 20 000 хокку.. Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Вспомним, какими правилами вы руководствовались при написании хокку.

Принципы создания хокку: гармония, простота, изящество, глубина характерны не только для японской поэзии. Эти же принципы мы можем увидеть и в поэзии А.С.Пушкина.

Поэтому я предлагаю написать дома хокку по впечатлениям, полученным от прочитанных произведений.

- Посмотрите, как это получилось у меня.

Ваши хокку я попрошу оставить мне, а я подарю вам сборник, в который включены теоретические сведения о жанре хокку, стихотворения японских поэтов и поэтические опыты моих учеников. Сюда вы можете вписать и сочиненные вами хокку. Я желаю вам творческих успехов!

Для японцев важен ритуал. Предлагаю закончить наш урок по-японски. Я прошу вас встать. Если урок вам понравился и прошел для вас не зря, я предлагаю вместе со мной сделать… Спасибо зав урок.

До свидания

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса «Загадочный мир растений» (5 класс)
Презентация «Роль факультатива «Загадочный мир растений» в коррекции речи учащихся 5-го класса

Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии Цели
Подготовить учащихся к выполнению домашней работы творческого характера (созданию собственных хокку)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №21»
Плешакова А. А., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Окружающий...

Литература русский язык технология изо окружающий мир экология На...
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, навыки работы в команде

Литература коренных народов Севера (1 класс)
Ясачной, что впадает в суровую красавицу Колыму, живут таежные юкагиры – потомственные охотники и рыболовы. Юкагиры – древнейшие...

Мир человека Воробьева Вита
...

Экзаменационный материал по мхк 9 класс 2011-2012 г. Единство мировой культуры
Итальянцы сказали «Весь мир есть одна страна». Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов,...

Окружающий мир пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 2 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф,...

«Остановись, мгновенье! Ты – прекрасно» Хокку как основной жанр японской поэзии
Мы, жители огромной страны, привыкли к масштабам, вечной суете и спешке. А японское искусство не терпит поспешности, рассчитано на...

Литература. 24



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru