vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Материалы Всероссийского творческого конкурса


Скачать 85.05 Kb.
НазваниеМатериалы Всероссийского творческого конкурса
Дата27.05.2013
Размер85.05 Kb.
ТипКонкурс
vcvetu.ru > Цветы > Конкурс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа

Первомайского района Томской области



Материалы Всероссийского творческого конкурса



НОМИНАЦИЯ

«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БРИГАДА»

Авторы:

Цион В.П., учитель биологии и химии

МБОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа,

руководитель пришкольного участка

Т.А.Рейндольф, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе МБОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа

БЕРЁЗОВКА 2012 г.
«Можно ли решить задачу воспитания молодого поколения, способного взять на себя ответственность за развитие страны, парадными мероприятиями или же досуговыми и развлекательными методами работы?» С таким вопросом, практически не требующим ответа, обращаются организаторы Международного конкурса имени А.С.Макаренко и очередных Макаренковских чтений к потенциальным участникам этого уникального проекта.

Сегодня официальные документы в сфере образования, провозглашая труд и творчество как базовую ценность российского общества, декларируют необходимость участия обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города. Поиск социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи, - актуальная задача современной школы.

В МБОУ Берёзовская средняя школа Первомайского района Томской области сложился многолетний опыт трудового воспитания сельских школьников, который неоднократно был предметом открытого обсуждения и признания на уровне педагогической общественности, Главы Администрации Первомайского района М.Ф.Приставка, Губернатора Томской области В.М.Кресса.

Немного из истории нашего села, нашей школы. Село наше Березовка имеет уникальную историю. Название не сразу выдаёт тайну о возникновении эстонского поселения «Берёзовая деревня (Kasekula)» в начале 20 века на правом берегу реки Чулым. Деревни в привычном понимании не было, а была лента обособленных хуторов, растянувшаяся примерно на семь километров. Как и полагалось, каждый хутор назывался именем хозяина: Винк, Трусс, Ризенберг… У каждого хуторянина свой огород, своё пастбище, сенокос. В 1913 году общий сход принял решение о строительстве школы, которую возводили всем миром по всем культурным правилам, с приусадебным земельным участком.

История Берёзовки - зеркальное отражение истории страны: не миновали её тяжёлые годы репрессий, когда ярлыки «врагов народа» клеили за нелепые небылицы, за любовь к земле. И даже школа однажды была репрессирована: многие учителя были названы врагами народа, их дети исключены из школы, преподавание велось теперь только на русском языке, а школа потеряла статус средней.

Сегодня село и школа переживают нелёгкий период в своей судьбе: не стало известного когда-то колхоза «Искра», молодёжь покидает родное село в поисках работы, а школа, малокомплектная (в школе занимается 82 ученика, 26 детей посещают группу кратковременного пребывания), отдалённая от областного и районного центра, в условиях подушевого финансирования ищет пути сохранения имиджа инновационной развивающейся школы. В 2008 г. школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование», в 2011 г. стала грантообладателем Конкурса на денежное поощрение коллективов муниципальных и государственных образовательных учреждений Томской области, реализующих инновационные образовательные программы. В портфолио школы Дипломы, грамоты, благодарственные письма за эстетическое оформление школы, за реализацию проекта «Цвети, земля!», за реализацию проекта «Школа- цветущий сад», за организацию работ на пришкольном участке и реализацию собственной сельскохозяйственной продукции на областной сельскохозяйственной ярмарке, за победу в муниципальном конкурсе «Школьный сад-огород»… А если заглянуть в историю школы, то есть формулировки такого плана: «За развитие школьного птицеводства и огородничества», «За организацию летней трудовой занятости несовершеннолетнего населения»…

Всем приезжающим в Берёзовку бросается в глаза чистота улиц, ухоженность большинства усадеб. Думается, это не память о всенародных субботниках, а естественная многовековая потребность содержать в порядке и опрятности своё бытие. Жарким летом запылают разноцветьем крашеные и белёные палисадники, загудят частные трактора, зажужжат сенокосилки.

Сегодня можно по-разному трактовать такое социальное явление, как безработица. Коснувшись наших земляков, она не оставила сельчан без работы: развитие малых форм предпринимательства помогает жить достойно. Кто-то занялся сбором и реализацией молочной, мясной продукции, кто-то заготовкой сена на продажу, кого-то кормит занятие пчеловодством. Кто-то не поторопился отдать в чужие руки доставшиеся в наследство от колхозной жизни земельные паи, так что наука хлеб растить очень помогает иметь свой фураж и реализовывать излишки односельчанам. Не редкость хозяйства, где на подворье три-пять коров, а это значит, что сотни литров молока станут сметаной, творогом, сыром, и часть продукции уйдёт на рынок выходного дня в город. Среди таких тружеников семьи выпускники нашей школы разных лет: Мяедам Натальи и Югана, Соловьёвых Натальи и Александра, Запальновых Светланы и Анатолия, Климсон Зинаиды и Теодора.

Интересно, что Берёзовка слывёт «лошадиной деревней». В большинстве хозяйств обязательно есть конь, и ему уготована своя особая работа: вспахать огород «под мелочь», заборонить и окучить картошку, ранней осенью до наступления зимы запастись сеном «на первое время». Без коня нелегко пасти коров, ведь в Берёзовке нет наёмного пастуха (его в принципе быть не может!)- каждая семья сама себе, как здесь говорят, «коровий генерал», все по очереди выходят пасти частное стадо, и никто от этой повинности не освобождается.

Откуда в людях такая завидная стойкость, отсутствие потребительских настроений? Трудовую закалку наши сельчане начинали в семьях своих родителей, в родной школе. Привычка трудиться не уходит от человека, она становится его «оберегом» в период экономических кризисов, в период нестабильности семейного бюджета, безработицы…

Кроме того, мы, взрослые, забываем, что среди прав и обязанностей современного школьника есть право на добровольный и привлекательный для него труд. А трудиться на земле- труд не их лёгких! Не каждая школа сможет сформировать позитивное общественное понимание значимости и незаменимости производственного труда как инструмента воспитания молодёжи.

В рамках конкурса «Откровенный разговор с Президентом» хочется рассказать о некоторых направлениях организации учебно- производственной жизни наших школьников, которые уходят во взрослую жизнь с устойчивыми агротехническим знаниями, навыками труженика, умеющего работать на земле.

1. Организация трудовой занятости обучающихся.

Общественно полезный производительный труд школьников- уборка и благоустройство пришкольной территории, улиц села- обычное дело для сельских школьников. Наши ребята начинают свою «трудовую деятельность» с предшкольного детства. Дошкольниками они устраивают птичьи столовые, перейдя в начальную школу, получают более взрослое задание. У каждого класса на участке своя грядка, дети рыхлят, поливают свои культуры в течение всего лета по графику. Здесь растут лекарственные травы (бадан, календула, мята, мелисса и др.), овощные культуры (свёкла, лук-батун). Старшеклассникам предстоит работа ещё более ответственная: посадка различных овощных культур, обработка плодово-ягодного отдела. Общая площадь обрабатываемой земли составляет около полутора гектаров. Обучающиеся, достигшие 14 лет, оформляют временное трудоустройство в ОГКУ Центр занятости населения Первомайского района для работы в учебно-производственной бригаде, для социальной работы с населением. Зарплата за 24 рабочих дня составляет 2300 руб.
2. Волонтёрство, практики социального проектирования.

Трудовое, гражданско-патриотическое «воспитание делом» - одна из важных составляющих воспитательной системы школы. В условиях длинной сибирской зимы практическая деятельность школьников на земле имеет сезонный характер. Зимой рождаются планы, идёт защита проектных идей на разных презентационных площадках (олимпиада по социальному проектированию, неделя проектных идей «Знаем! Умеем! Действуем!», акция «Я-гражданин России», конкурс «Школьные инициативы» и др.), а с приходом устойчивого тепла начинается реализация социальных практик. В результате в селе появилась новая детская площадка для детей, проживающих на окраине села, в центре села разбит сквер «Память» накануне празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, реализован проект по благоустройству пришкольной территории «Сказку строим сами», а рядом со школьным садом, где растёт виргинская черёмуха, малина, виктория и смородина разных сортов, жимолость, ирга, сибирская вишня, облепиха вырос молодой «садик» из посадочного материала, выигранного за участие в областном проекте «Школа-цветущий сад». Теперь на сибирской земле растёт магнолия, можжевельник, яблоня. Круглый год школьники ухаживают за территорией памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

3.Организация опытнической, исследовательской работы.

Пришкольный участок имеет давние традиции опытнической работы. Здесь есть отдел систематики, коллекционный отдел, отдел лекарственных растений, овощной, полевой отдел, отдел закрытого грунта. В 2011 г. на участке построена теплица из поликарбоната.

Научные интересы детей реализуются в индивидуальных и групповых проектно-исследовательских работах: «Самый ранний редис», «Лунный календарь и урожай», «Влияние качественного состава полива на всхожесть и рост семян томата», «Влияние агротехнических мероприятий на количество колорадского жука и урожайность картофеля», «Выращивание огурцов в комнатных условиях» и др.

Ученица школы Кристина Сербаева, ставшая лауреатом Конкурса Администрации Томской области в сфере образования, науки, культуры и здравоохранения в 2011 г., написала в своей статье, опубликованной в районной газете «Заветы Ильича» накануне очередного огородного сезона: «Я очень люблю биологию, поэтому мой научный интерес направлен на проблемы, связанные с практической жизнедеятельностью моей семьи, моих односельчан, а по большому счёту, и всех жителей Томской области. В моём портфолио много рецензий, которыми я очень дорожу. Например, отзывы учёных-биологов из Москвы на две мои работы «Как спасти урожай томатов от фитофтороза в условиях Западной Сибири» и «Влияние агротехнических мероприятий на количество колорадского жука и урожайность картофеля». Обе эти работы были рекомендованы к участию в Открытых чтениях им. В.И.Вернадского. С моим учителем В.П.Цион мы выращивали томаты разных сортов, изучали их устойчивость к фитофторе, боролись разными способами с колорадским жуком, ведь для жителей села так важно уберечь выращенный урожай не только от неблагоприятных условий, но и от различных вредителей. Мне будет приятно, если наши исследования заинтересуют жителей района. Работы можно найти на школьном сайте http://per-berschool.edu.tomsk.ru/ ».
4.Социальная помощь семьям обучающихся.

С каким трудностями сегодня сталкивается директор сельской школы, педагогический коллектив, чтобы успешно решать задачи доступного качественного образования? Среди жизненно важных задач- 100-процентный охват обучающихся горячим питанием. Но низкая платёжеспособность контингента родителей не позволяет безболезненно решить эту проблему. Тем более что каждый третий ребёнок ежедневно приезжает на занятия из соседних деревень на школьном автобусе, а это значит очень ранний завтрак и очень поздний обед дома. Выращивание собственной сельскохозяйственной продукции позволяет удешевить школьные обеды, витаминизировать школьное меню.

5. Включённость в конкурсное движение региона.

Школа является постоянным участником муниципальных, региональных конкурсов эколого-биологической, гражданско-патриотической направленности. Так, за реализацию программы «Память» школа получила грант второй степени конкурса программ и проектов по реализации ОЦП «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области», который был организован Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области. Ежегодное участие школы в областном проекте «Школа- цветущий сад» позволило значительно расширить ассортимент плодово-ягодных, цветочных культур на пришкольной территории.

Реализация собственной сельскохозяйственной продукции – это надёжный источник самофинансирования образовательного учреждения. В результате школа собственными силами приобрела газонокосилку, культиватор «Крот», снегоуборочную машину, поликарбонатную теплицу.

Сельская школа как учебно-производственная бригада имеет место быть. Такая школа более жизнеспособна в непростых экономических условиях, она имеет общественное признание в социуме, но главный её результат- выпускник, уважающий честный труд и знающий вкус трудового пота.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральная научно – образовательная программа творческого и научно-технического...
Региональный этап VIII всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «первые шаги в науке»

Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды
Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, который прошел на базе ано «Краевой эколого-биологический центр»

Список участников финала всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (2011 г.)
Финал Конкурса проводится с 18 по 22 марта т г. На базе Федерального детского эколого-биологического центра

Список участников Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей...
Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды прошедших в финал (2008 год)

Список участников, приглашенных на финал Всероссийского конкурса «Юннат» 2011 г
Мингажева Альфия Муратовна, заведующая отделом «Экологии растений», п д о. Зеленая экопланета» рдэбц

Моу речниковская сош коченёвского района Новосибирской области
Областной тур Всероссийского заочного смотра-конкурса учебно-опытных участков образовательных учреждений

Список участников, приглашенных на финал Всероссийского конкурса «Юннат» 2012 г
Юмагузин Рамиль Рустэмович, объединение «Зеленая экопланета» рдэбц, учащийся 8 класса Уфимской гимназии №39

Список участников финального тура Всероссийского конкурса юных исследователей...
Изменчивость вегетативных органов различных сортов лилий, интродуцированных в с. Майма

Результаты финала Всероссийского конкурса «Юннат» (08 13 октября 2012 г.)
Республика Татарстан обучающаяся объединения «Юный эколог» мбу дод центра внешкольной работы Кукморского муниципального района

О проведении областного творческого конкурса рисунка и сочинений...
Привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru