vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Пояснительная записка Преобразования, которые происходят в нашей стране во всех сферах общественной жизни, в том числе и образовании, приводят к появлению новых типов и видов образовательных учреждений,


Скачать 178.53 Kb.
НазваниеПояснительная записка Преобразования, которые происходят в нашей стране во всех сферах общественной жизни, в том числе и образовании, приводят к появлению новых типов и видов образовательных учреждений,
Дата29.05.2013
Размер178.53 Kb.
ТипПояснительная записка
vcvetu.ru > Цветы > Пояснительная записка
Автор: Максимова Марина Александровна, учитель начальных классов (по совместительству заместитель директора по воспитательной работе), высшая квалификационная категория, МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области.

1. Пояснительная записка

Преобразования, которые происходят в нашей стране во всех сферах общественной жизни, в том числе и образовании, приводят к появлению новых типов и видов образовательных учреждений, изменению содержания их деятельности, технологии обучения, новых образовательных стандартов. Всё это актуализирует и проблему воспитания. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в разделе 2.2 «Создание условий для повышения качества общего образования» сообщает, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

Новыми стандартами образования задаются сегодня определённые ориентиры воспитательной работы, что требует переосмысления организации, содержания и форм данной работы в учреждении.

Руководителем группы разработчиков государственных стандартов общего образования второго поколения А. М. Кондаковым предложен портрет будущего выпускника, где одной из составляющих является креативность, мотивированность к познанию и творчеству. Это обуславливает целесообразность принятия программы «Цветок Познания»

Известно, что для развития познавательных интересов, мотивации познавательных потребностей наиболее благоприятным является младший школьный возраст, что актуализирует необходимость принятия данной программы на этапе начального образования.

Муниципальное образовательное учреждение прогимназия №18 «Родничок» является образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположено в поселке Ветлужском городского округа г. Шарья Костромской области. После окончания прогимназии учащиеся продолжают обучение в основной школе: гимназия №3 или школа №7, которые находятся также в поселке Ветлужском.

В обучении и развитии личности каждого ребёнка в учреждении используются идеи А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.В. Занкова. Согласно периодизации детского развития на основе теории Д.Б.Эльконина стадии дошкольного и младшего школьного возраста составляют период детства. Цель прогимназии - создание условий для успешного проживания детства, получения на данном этапе качественного образования, мотивации учащихся на успешное продолжение обучения в основной общеобразовательной школе. Для реализации данной цели в учреждении создано единое образовательное пространство, сочетающее внешние и внутренние условия обучения и воспитания детей. Формирование устойчивого познавательного интереса играет большую роль в целенаправленном педагогическом процессе прогимназии.

Таким образом, тенденции современного образования, новые ориентиры воспитательной работы, возрастные особенности младших школьников, целенаправленность педагогического процесса прогимназии №18 «Родничок» стали основанием для разработки программы «Цветок Познания».

Данная программа вносит новизну в организацию, содержание и формы воспитания детей, поддерживает идею преемственности в образовании.

Программа разработана согласно следующей структуре: пояснительная записка, цель и задачи программы, содержание основных направлений, идея и механизм реализации, участники программы, ресурсное обеспечение, контроль и управление реализацией программы, ожидаемые результаты реализации программы и оценка её эффективности, список используемой литературы.

Паспорт и рецензия программы прилагаются (приложение I)

2. Цель и задачи программы.

«Кто ясно хочет познавать,

тот должен прежде основательно

сомневаться»

Великий Аристотель

Ключевые понятия программы – это знание, познание.

В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несёт два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт; во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле.

Цель программы:

Создать условия для развития познавательных интересов, мотивов и способностей младших школьников необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Организовать цикл мероприятий, коллективно-творческих дел, акций, подчинённых цели развития познавательных интересов, мотивов.

  • Использовать единое воспитательное пространство, сочетающее внешние и внутренние условия воспитания школьников;

  • Предоставить учащимся разнообразие возможностей для раскрытия своих интересов и способностей;

  • Создать видимый образ детских познаний – «Цветок Познания»

  • Организовать совместную творческую деятельность педагогов и родителей для объединения усилий по развитию познавательных интересов, мотивов и способностей младших школьников




  1. Содержание основных направлений программы.




Направления

Содержание работы

Социализация личности

Познание социальной среды (окружающий социум, социум города), предоставление возможности действовать в ней. Приобщение к знаниям в области истории и краеведения, истоковедения, культуры.

Формирование умений: мыслить и планировать действия,

самостоятельно получать новые знания в сети Интернет и в справочной литературе.

Формирование качеств личности:

активность участия в мероприятиях, любознательность, настойчивость и упорство, способность к сотрудничеству.

Здоровый образ жизни

Приобщение к знаниям о здоровом образе жизни, о способах укрепления здоровья.

Художественно – эстетическое

Расширение кругозора детей, приобщение к знаниям в области культуры, искусства.

Интеллектуально-познавательное

Развитие познавательной активности в области математики, русского языка и литературы, природоведения.

Нравственно - патриотическое

Приобщение к знаниям об этических нормах поведения, общения; к знаниям о патриотизме.

Культура поведения и безопасности

Приобщение к знаниям о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.

Взаимодействие с семьей

Приобщение родителей к совместному сотрудничеству в образовательно-воспитательном пространстве.




  1. Идея и механизм реализации программы.

Идеология данной программы опирается на следующие концептуальные положения:

  1. Развитие познавательных мотивов и способностей ребёнка – это:

- система логически вытекающих одного из другого действий (дел): что узнаём? чему учимся? какими станем?, подчинённых целям развития личности

- приобщение к жизненно необходимым знаниям;

- создание необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности

(С.М. Курганский)

  1. Цель жизни человека – реализовать весь свой врожденный потенциал.

(Идеи гуманистической психологии : К. Роджерс, А. Маслоу)

В основу программы положен образ цветка. Цветок имеет ярко окрашенный венчик из лепестков. Выращивая цветок мы выращиваем красивое растение. Выращивая «Цветок Познания», мы «выращиваем» познавательные мотивы, потребности, приобщаем детей к жизненно необходимым знаниям, раскрываем способности и возможности учащихся, их личностные качества, необходимые им для продолжения обучения в основной школе. Лепестки цветка – это выраженные всеми участниками программы признания определённых знаний, умений, достижений, качеств воспитанников.

Реализация программы – это длительная ежегодная творческая игра «Вырасти Цветок Познания». Алгоритм проведения игры включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный:

- подготовка младших школьников к восприятию игры, проведение классных часов, знакомство с правилами игры

- планирование будущей работы с учётом интересов учащихся (рекомендуется провести Ярмарку сочинений «Жизнь в Волшебной стране», учащиеся должны представить себе волшебную страну, герои которой хотят многое узнать и многому научиться. В сочинении необходимо написать: что хочется узнать , чему хочется научиться, какими они хотят стать в этой волшебной стране, какие мероприятия нужно там организовать)

  1. Сбор-старт игроков.

Каждому классу вручается «рецепт выращивания цветка», который изготавливается на основе плана-сетки мероприятий.

Рецепт – это перечень мероприятий, коллективно-творческих дел, к которым детям предлагается готовиться и принимать в них участие. В дальнейшем «рецепты» могут вручаться через глав каждого класса ежемесячно.

  1. Процесс выращивания цветка.

Этап предполагает действия по «рецепту»: участие учащихся в играх, конкурсах, соревнованиях, праздниках, коллективно-творческих делах и др.

По результатам участия в данных мероприятиях детям вручаются лепестки цветка, имеющие надписи знаний, умений, качеств :

- жёлтые: лепестки знаний «Что я знаю?» (знания математические, знания по русскому языку, знания о природе, знания о здоровом образе жизни, знания о правилах безопасного поведения, знания в области краеведения и др.)

- розовые: лепестки умений «Что я умею?» (умение мыслить,

умение самостоятельно получать новые знания в сети Интернет, умение самостоятельно получать новые знания в справочной литературе и др.)

- красные: лепестки качеств «Каким я стал? » ( активность участия в мероприятиях, любознательность, настойчивость и упорство, способность к сотрудничеству и др.)

Смысл вручения лепестков – это выражение всеми участниками программы признания знаний, умений, достижений, качеств того или иного воспитанника.

В процессе участия в каком-либо мероприятии может вручаться ученику не один, а даже два лепестка. Например, в процессе участия ученика в проекте «История города Шарьи» можно вручить ему жёлтый лепесток (например, с надписью «Я знаю особенности архитектуры города») и розовый лепесток (например, «Я умею добывать информацию в книге, сети Интернет»).

Лепестки вручаются на итоговых четвертных линейках, в каждом классе из этих лепестков проектируется общий «цветок Познания», анализируется его содержание.

  1. Сбор-финиш. Презентация «Наш цветок Познания»

Выявление, стимулирование тех детей, которые набрали наибольшее количество лепестков, награждение победителей.

В процессе награждения определяются номинации:

- «Мои знания» ( побеждают те учащиеся, которые набрали наибольшее количество жёлтых лепестков)

- «Мои умения» (побеждают те учащиеся, которые набрали наибольшее количество розовых лепестков)

- «Мои качества» (побеждают те учащиеся, которые набрали наибольшее количество красных лепестков)

  1. Аналитический:

- рефлексия,

- выработка перспектив развития программы

На данном этапе можно провести игру « Почта почтальона Печкина» (Дети пишут письма Печкину : что им дало участие в игре «Вырасти цветок Познания», что узнали?, чему научились?, какими стали?. В письмах могут быть вопросы, пожелания, замечания, наблюдения. Все письма дети отпускают в общий школьный почтовый ящик. )

Деятельность педагогов в процессе реализации программы осуществляется с учётом ряда принципов, определяющих характер взаимоотношений с детьми:

  • Принцип гуманного отношения к детям: отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам;

  • Принцип активности: вовлечённость детей в различные виды индивидуальной или коллективной деятельности;

  • Принцип учёта индивидуальных психологических характеристик личности ребёнка (восприятие, память, контроль за собственным поведением)

  • Принцип творчества и спонтанности: поддержка и стимулирование обретения ребёнком собственного стиля и способа творчества и утверждение его в качестве безусловно ценного;

  • Принцип субъект-субъектного общения: учёт интересов всех участников взаимодействия, их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности личности другого человека.




  1. Участники реализации программы.

Участниками реализации программы являются: администрация прогимназии (директор образовательного учреждения, заместитель директора по воспитательной работе), классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, учащиеся младшего школьного возраста (1, 2, 3, 4 классы.)

Классные руководители и воспитатели групп продлённого дня приводят в действие механизм реализации программы, заполняют диагностические таблицы по ходу участия детей в мероприятиях.

Педагоги дополнительного образования – это социальные партнёры, благодаря которым дети активно познают социальную среду и получают возможность действовать в ней.

Социальный педагог, педагог психолог помогают подготавливать мероприятия, оценивать эффективность реализации программы, подбирают необходимые методики анкетирования.

Администрация прогимназии осуществляет контроль и управление по реализации программы.


  1. Ресурсное обеспечение программы.

Ресурс

Содержание заказа

Сроки

Отметка о выполнении

Информа-

ционный

Подготовка информационного буклета о воспитательной деятельности по программе «Цветок Познания»

Ноябрь 2009г.

Выполнено

Презентация программы на заседании Управляющего Совета

Февраль 2010г.

Выполнено

Подготовка к печати диагностического пакета на выявление познавательных мотивов учащихся

Декабрь 2009г.

Выполнено

Создание базы данных по оценке эффективности реализации программы

Май 2009-2014г.г.

Выполнять ежегодно

Размещение информации по результатам реализации программы на сайте прогимназии

Май 2009-2014г.г.

Выполнять ежегодно

Кадровый

Привлечение к участию по реализации программы администрации прогимназии, классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня, социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования

Сентябрь-май

2009-2014г.г.


Выполнять ежегодно

Нормативно-правовой

Подготовка приказа об апробации программы

Декабрь 2010г.

Выполнено

Утверждение положения о конкурсе эмблем «Цветок Познания», подготовка приказа об итогах конкурса

Декабрь 2009г.

Выполнено

Утверждение плана воспитательных мероприятий в рамках программы

Май 2010г.

Подготовка к выполнению

Программно-методический

Приобретение методической литературы по теме развития и диагностики познавательного интереса младших школьников

Сентябрь-май

2009г.

Выполнять ежегодно

Проведение методического семинара по вопросам основных идей программы

Ноябрь 2009г.

Выполнять ежегодно


Пользование Интернет-ресурсами

Сентябрь-май

2009-2014г.г.

Выполнять ежегодно

Разработка комплекса методических рекомендаций к деятельности классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня в рамках программы

Апрель-май 2009г.

Подготовка к выполнению

Материально-технический

Использование инфраструктуры прогимназии

Сентябрь-май

2009-2014г.г.

Выполнять ежегодно

Финансовый

Выделение средств на приобретение методической литературы, канцтоваров, стимулирование наиболее активных педагогов-участников программы

Сентябрь-май

2009-2014г.г.

Выполнять ежегодно




  1. Контроль и управление реализацией программы.

Контроль за исполнением программы, осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Контроль предназначен обеспечить обратную связь между системой управления и воспитательным процессом.
Цели контроля:

  1. Выявление эффективности процесса реализации программы.

  2. Анализ хода реализации программы; коррекция действий, направленных на достижение предполагаемых результатов реализации программы.

Данные анкетирования и анализа цветков «Познания» заносятся в таблицы, по ним выстраиваются графики ( приложение II). Графическое изображение облегчает анализ данных и позволяет проводить качественный анализ эффективности процесса реализации программы, корректировать дальнейшие действия.


  1. Ожидаемые результаты реализации программы и оценка её эффективности.

Реализация программы «Цветок Познания» позволит обеспечить:

  • Наличие познавательных потребностей, мотивов (измеряется по результатам анкетирования, приложение III)

  • Наличие познавательного интереса (измеряется по результатам анкетирования, приложение III)

  • Наличие знаний, специальных и общеучебных умений, качеств необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе (измеряется по результатам анализа «Цветков Познания»)

До начала реализации данной программы в МОУ прогимназии №18 «Родничок» была проведена подготовительная работа. С сентября 2009 года в учреждении постепенно создавались условия для оформления её основных идей.

Для педагогов учреждения был организован обучающий семинар, где была презентована программа «Цветок Познания», представлена система мониторинга по оценке эффективности её реализации, рассмотрены главные направления в организации воспитательного процесса.

Согласно целевой установки программы были разработаны методические рекомендации к деятельности классных руководителей и воспитателей ГПД (приложение V)

Информация о программе была представлена на заседании Управляющего Совета и на классных родительских собраниях, вручены информационные буклеты.

В 1-4 классах проведены классные часы, дети познакомились с правилами творческой игры «Вырасти цветок Познания». В процессе подготовки младших школьников к восприятию игры и планирования предстоящей работы были организованы:

  • Конкурс на лучшую эмблему «Цветок Познания»

  • Ярмарка сочинений «Волшебная страна»

Учащиеся приняли активное участие в данных мероприятиях. В конкурсе эмблем выявлены лучшие работы (приложение VI). Детские идеи стали основой для разработки символа творческой игры «Вырасти Цветок Познания»

Участвуя в ярмарке сочинений «Волшебная страна» учащиеся написали о своих волшебных желаниях (приложение VI). Это позволило выявить интересы учащихся, познавательные потребности, которые в дальнейшем учтены при планировании и организации мероприятий.

Старт творческой игры «Вырасти цветок Познания» был объявлен 1 сентября 2010-2011 учебного года. В ходе реализации программы учащиеся совместно с педагогами создали уголки, где была разработана модель цветка познания, позволяющая отслеживать результаты участия детей в воспитательных мероприятиях. Содержание уголков в классах включает информацию познавательного характера, афоризмы, пословицы про познание, рецепт выращивания Цветка, правила игры.

Для более эмоционального восприятия детьми игры, развития интереса был создан мини-сайт «Цветок Познания» (веб-узел) на электронном представительстве МОУ прогимназии №18 «Родничок» (http://www.koipkro.kostroma.ru/Sharya/pr-18/mak/default.aspx )



На страницах сайта размещаются основные новости, календарь событий (рецепт выращивания «Цветка Познания»), полезные работоспособные ссылки на внешние Интернет-ресурсы («Почемучка», «Энциклопедия всезнайки» - ссылки на детские развивающие порталы). Страница имеет запоминаемый дизайн с логотипом (эмблемой), символами познания и афоризмами. Имеется наличие элементов дистанционной поддержки учащихся (правила игры по выращиванию Цветка Познания, интерактивные познавательные игры в разделе «Для умников и умниц»), действующих средств обратной связи (в разделе «Коллективное обсуждение»), открытой базы данных (библиотека нормативно-правовых документов, мониторинга). Инициирован опрос («Считаете ли Вы себя любознательным человеком?», «Вопросы какой области Вас интересуют больше всего?»). Сайт уже востребован. Материалы сайта используются в процессе проведения уроков, учащиеся уже приняли участие в конкурсе рисунков, который был предложен детским развивающим порталом «Почемучка». За участие дети награждены дипломами.

Проведённая промежуточная диагностика по оценке эффективности реализации программы «Цветок Познания» позволила выявить наличие у учащихся знаний, умений и качеств. Составленные диаграммы показали, что самый высокий процент выявленных у детей знаний составляют области природоведения и безопасность поведения. На втором месте оказались такие области, как русский язык и культура, искусство. На третьем месте – здоровый образ жизни и математика. Анализ выявленных умений показал, что наиболее высокий процент имеется по критериям: умение обращаться за помощью к взрослым, умение выступать публично, умение самостоятельно действовать. Анализ выявленных качеств показал, что наибольший процент отмечается по критерию – творческая активность.

Считаю, что реализация данной программы вносит новизну в организацию, содержание и формы воспитания детей, будет способствовать формированию устойчивого познавательного интереса младших школьников, поддержит идею преемственности в образовании.

9. Список используемой литературы.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ;

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  4. Программа развития Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста городского округа город Шарья прогимназии №18 «Родничок»;

  5. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя: Начальная школа. – М.: «5 за знания», 2008;

  6. Дереклеева Н.И. Справочник завуча начальной школы: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

  7. Курганский С.М. Путешествие на планету знаний. Организация досуговой деятельности младших школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 1 – 4 классы. – М.: «5 за знания», 2006;

  8. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М.: «5 за знания», 2006;

  9. Ссылки в сети Интернет:

http://sbochkkysht.narod.ru/p34aa1.html

http://parents.agava.ru/OD_REB/od_reb3.htm

http://petaref.com/?page=viewref&id=935

http://www.direktor.ru/products/praktika/articles/2004-2/taranenko.doc

Автор: Максимова Марина Александровна, учитель начальных классов (по совместительству заместитель директора по воспитательной работе), высшая квалификационная категория, МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Праздник «Льняницы»
Участники: учащиеся образовательных учреждений всех типов, молодежь от 12 до 22 лет

Развитие ветеринарной медицины во времена Российской империи в ее областях
Петровский период истории России. Страна вступила на путь экономического и культурного развития. Большую роль в этом сыграли реформы...

Пояснительная записка. Цели
Министерства образования и науки, Уставом гб(О)скоу с(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных)...

1 Растительный мир, включая леса
Флора Алтайского края насчитывает 2186 видов высших сосудистых растений, в том числе 1886 аборигенных и 300 адвентивных, около 400...

Пояснительная записка
Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения состоит в новой ценностно-смысловой направленности...

Программа для дошкольных образовательных учреждений
С чего начинается Родина. Комплексная региональная программа для дошкольных образовательных учреждений/ Авторы З. Н. Ажермачева,...

«Инновационная деятельность условие развития системы образования в 2013 год»
Её актуальность обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы дети проводят...

Племенная работа на молочных фермах и какова ее цель?
Установлено, что из всех молочных пород, разводимых в России, наиболее пригодна к таким условиям черно-пестрая. Однако разнообразие...

Эссе на вступление в должность
Кроме этого, наиважнейшим считаю, что делается попытка соединить интеллектуальный потенциал Вологодчины для большого промышленного...

Пояснительная записка
Содержание курса рассчитано на 17 часов, состоит из 6 тем, которые помимо теории, включают практические задания



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru