vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Автор программы Матвейчук Любовь Николаевна пояснительная записка


Скачать 421.9 Kb.
НазваниеАвтор программы Матвейчук Любовь Николаевна пояснительная записка
страница1/3
Дата29.05.2013
Размер421.9 Kb.
ТипПояснительная записка
vcvetu.ru > Цветы > Пояснительная записка
  1   2   3
Программа по внеурочной деятельности

«Хочу все знать»

(Автор программы Матвейчук Любовь Николаевна)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно - правовая основа:
Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы:


  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.

  4. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844


Настоящая программа разработана на основе Стандартов второго поколения: «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», составитель: Е.С.Савинов; Стандартов второго поколения: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли» под редакцией Асмолова А.Г.; Стандартов второго поколения: «Внеурочная деятельность школьников» под редакцией Григорьева Д. В., Степанова П. В.; «Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками» под редакцией Зверковой П.К.; новой энциклопедии для любознательных; литературы под редакцией А.А.Плешакова из серии «Зеленый дом»; занимательных материалов под редакцией Решетниковой Г.Н., Стрельникова Н.И.; правил безопасности дома и на улице под редакцией Шинкарчук С.А.; энциклопедии «Обо всем на свете». 

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им разнообразие мира, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Хочу все знать». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу « Хочу все знать».

В отборе материала к занятиям учитель ориентировался на связи с программным материалом по окружающему миру, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения факультативного курса, школьники могут увидеть “волшебство природы”; понять, что многие свойства и загадки природы достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу “Хочу все знать», должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по окружающему миру.

Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Работу по воспитанию бережного отношения к природе целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры.

Содержание и методы обучения “ Хочу все знать”, содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий, используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, жизненные истории, работа над текстами природоведческого характера, викторины, экскурсии. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир, который их окружает, учит их любить и чувствовать родную природу.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое об окружающем мире.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

Цель курса: Дать возможность обучающимся расширить, систематизировать и углубить представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира.

Задачи курса:

Обучающие:

  • дать возможность овладеть основами знаний о природе, человеке и обществе; приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • учить видеть причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека.

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием «тайн природы»;

  • углубление и расширение знаний и представлений об окружающем мире,

  • ознакомить учащихся с некоторыми способами изучения природы и общества, развивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • учить обобщать и делать выводы.

Воспитывающие:

  • дать возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде,

  • обрести чувство гордости за свою Родину; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.

Развивающие:

  • развитие мотивации к изучению данного предмета;

  • развитие интереса к окружающему миру как к учебному предмету;

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • развивать умение пользоваться разнообразными методами изучения природы;

  • заложить фундамент экологической и культурологической грамотности,

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе.

Формы проведения занятий

  • экскурсии;

  • лекции;

  • моделирование (лепка, проволока, бумага и др. подручные материалы)

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • анализ текстов природоведческого характера;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

  • презентации;

  • викторины.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира;

  • освоение основ экологической грамотности;

  • освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

  • освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

  • уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • учиться делать знаково-символическое моделирование;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь договариваться, находить общее решение практической задачи

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4х классов.

Класс

Количество часов в год

1

33 ч.

2

34 ч.

3

34 ч.

4

34 ч.

В результате работы по программе курса

Ученик научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты;

- использовать естественнонаучные тексты, различные справочные издания с целью поиска информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения.
Ученик получит возможность научиться:

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения ;

- выполнять правила безопасного поведения в доме.

Содержание программы «Хочу все знать» связано со многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - обще интеллектуальное.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование для 1 класса




п/п

Наименование тем

Кол-во
часов


Дата

Содержание

1

Введение

1







2


До свидания, лето, здравствуй, осень!

3




Стихотворения об осени, загадки про осень, пословицы и поговорки, народные приметы. Познавательная информация «Знаете ли вы?» Сценка «Все краски осени».

Животные осенью; тест. Ознакомить с понятиями «Заморозок», «Ледостав». Викторина по теме «Осень в природе», составление кроссворда, теста на тему «Осень в природе»

Начинаем изготавливать календарь времен года.

3

Земля - наш общий дом

1




Стихотворения о Земле, загадки.

Познавательный материал «Знаете ли вы?»

Групповые задания; викторина. Практика: составление кроссворда по теме.

4

Отчего происходит смена времен года?

1




Шутки, загадки. Сценка «Месяцы и дни недели». Игра «Как появились названия месяцев и дней недели.

5

Что такое ветер?

1




Экскурсия на пришкольный участок.

Загадки, познавательная информация «Знаете ли вы?», работа в парах – решение несложных вопросов.

6

Необычные природные явления

1




Загадки (молния, гром, град, смерч, штиль, циклон, вулкан, гейзер, обвал, лавина).

Знаете ли вы? Знакомство учащихся с явлениями природы как: гроза, град, торнадо или смерч, ураган, землетрясения, ледник, вулканы, радуга, кислотный дождь.

Разгадывание кроссворда.

7

Прогноз погоды. Живые предсказатели погоды.

1




Рассказ учителя, добыча дополнительной информации из других источников (использование атласа- определителя, энциклопедий, «Зеленые страницы»)

8

Из чего состоит окружающий мир?

Как изобрели микроскоп?

1




Знакомство с понятиями «Тела и вещества». Составление кроссворда.

Работа в группах. Знакомство с микроскопом. Изучение объектов с помощью микроскопа.

9

Что такое вода? Как появились моря и океаны?

2




Разучивание стихотворений воде, загадки про воду. «Знаете ли вы?».

Превращения воды. Сценка «Великий спор». Сказка о круговороте воды в природе. Разгадывание кроссворда, решение теста в парах. Викторина по теме «Превращения воды»

10

Идет волшебница зима.

1




Загадки о зиме, стихотворение о зиме, пословицы и поговорки, народные приметы. Продолжаем работать над составлением календаря. «Знаете ли вы?» загадки о снеге и снежинках. Решение кроссворда.

11


История новогоднего праздника

1




Как отмечали самый первый новогодний праздник? Как в России появилась новогодняя ёлка? Игра «Дед мороз и Снегурочка». Как празднуют Новый год в разных странах.

12

Рождество Христово

1




Как отмечают Рождество в разных странах? Январские праздники. Новогодние игры на свежем воздухе.

13

Зимняя пора в жизни животных. Что значит спать зимой?

1




Рассказ о том как зимуют звери, насекомые, рыбы, птицы. Подбор дополнительной литературы из других источников. Сценка «Я птичкам помогу». Знакомство с правилами подкормки птиц зимой. Викторина. Игра «Зима в природе».

14

Первая помощь при обморожениях

1




Практические занятия по оказанию первой помощи при охлаждении и обморожении организма.

15

Надежная опора и защита

1




Зачем нужен скелет? Как двигаются кости? Что такое хрящ?

Экскурсия в кабинет биологии – знакомство со скелетом человека.

Решение и составление кроссворда, ребусов, головоломок.

16

Верные помощники – мышцы.

1




Что позволяет нам двигаться? Почему мышцы сокращаются? Что такое судороги? Решение кроссворда. Парное решение теста. Игра «что умеют мышцы?»

17


Почему мы зеваем, чихаем, кашляем и икаем?

1




Где возникает наш голос? Беседа, поиск дополнительной информации. Игра «Поле чудес»

18

Почему у детей выпадают зубы?

Почему пища должна быть разнообразной?

1




Беседа. Как появились правила поведения за столом? Памятка «Гигиена питания»

Игра «Как правильно сервировать стол?»

19

Что такое пыль?

1




Загадки, пословицы и поговорки. «Знаете ли вы?»


20

Обитатели почвы.


2




Сценка «Подземные жители», решение теста в группах. Сказка о волшебной кладовой. Составление кроссворда.

21

Навстречу весне

2




Стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о весне. Все о таянии снега, о насте, весенней капели, ледоходе, половодье. О том как растут сосульки. Викторина по теме «Весна в природе». Продолжаем работу над календарем времен года.

22

Как на Руси провожали зиму и встречали весну?

1




Все о масленице, Пасхе. Пословицы и поговорки. Гуканье весны. Заклички.

23

Весеннее пробуждение насекомых

1




Как из гусеницы получается бабочка? Мухи – кто они? Жуки. Игра «Знаешь ли ты насекомых?

Работа над текстами экологического содержания.

24

Весна воды, тепла и света

3




Весна воды. Весна зелени. Предлетье. Прилет птиц. Подводное пробуждение, цветение деревьев в парках и лесах. Первые весенние цветы. Решение ребусов, тестов. Экскурсии.

25

Правила поведения в природе.

Сбережем природу.

1




Разрабатываем памятки, создаем книгу заповодей. «Лечение» деревьев. Рисуем правила по охране природы.


26

Правила безопасности жизненного поведения в летнее время.

Итоги за год.

1




Разрабатываем памятки. Игра «Выручи меня».

Игра «Кто самый умный?»

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...

Кухня радости
Вы едите не пищу, вы едите любовь, вы едите любовь. В вегетарианской пище есть любовь, поэтому ешьте с мыслью: «Я ем не какое-то...

Пояснительная записка к учебной программе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка к программе «Азбука содержания животных» рабочая программа
Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,...

Литература стр. 39 Приложение стр. 40- 46 Пояснительная записка направленность...
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Окружающий мир пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 2 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф,...

Примерные программы начального общего образования технология (Труд)...
Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит...

Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений пояснительная записка
Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом...

Рабочая программа курса по химии (естественно-научный профиль) 11 класс пояснительная записка
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...

Пояснительная записка
М.: Дрофа, 2005-2006, с  использованием рекомендаций: примерной программы основного общего образования по химии для VIII-XI классов...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru