vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Варваровская средняя общеобразовательная школа»


Скачать 175.29 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Варваровская средняя общеобразовательная школа»
Дата02.04.2013
Размер175.29 Kb.
ТипИсследовательская работа
vcvetu.ru > Дерьвья > Исследовательская работа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Варваровская средняя общеобразовательная школа»


Исследовательская работа

«Елочка, живи!»

(проект)





Авторы работы: обучающиеся 1 класса,

Айтадзе Эльдар

Божко Борис

Николаенко Марина

Рогоза Валентин

Сулим Людмила

Чуприна Инна
Руководитель: Бондаренко Галина Семеновна,

учитель начальных классов

2010-2011 учебный год

Оглавление

  1. Выбор темы проекта:

- актуальность;

- цель работы;

- задачи;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- гипотеза;

- методы.

2. Роль хвойных лесов на планете

3. Места произрастания хвойных деревьев в селе и его окрестностях

4. Кто дружит с елью

5. Исследование еловой шишки

6. Приключения еловой шишки

7. «Особая елка»

8. Что происходит с новогодними деревьями после праздника?

9. Способы утилизации хвойных деревьев

10. Как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям

пользу и радость?

11. Знаете ли вы?

12. Викторина «Для любознательных»

13. Защита проекта

14. Источники информации

1. Выбор темы проекта.

После выходных дней, перед Новым годом, Божко Боря пришел в школу и рассказал своим одноклассникам: « Вчера я с родителями побывал на Центральном рынке в городе Алексеевке. В нескольких местах шла бойкая торговля лесными красавицами. Хвойных деревьев, так и норовящих стать новогодними, попасть в дом, быть наряженными и ощутить мощь хоровода, было немало. Мы тоже приобрели для себя такую красавицу. Дома украсили ее игрушками, бусами, гирляндами. Раскидали блестящую мишуру, дождик, повесили разные съедобные украшения. На верхушке загорелась пятиконечная звезда. В доме запахло свежей хвоей, ель была счастлива в нарядных блестящих украшениях, чувствовалось приближение праздника, но… Мне почему-то стало грустно. Я подумал, а что будет с елью, когда закончится праздник? Ведь ее могут выбросить, как ненужную вещь. Многие так и поступают. Правильно ли это? Стоит ли ради нескольких дней губить дерево? Не лучше ли нарядить на новогодний праздник искусственную елку?» В результате возникла тема проекта «Елочка, живи!» Мы надеемся привлечь внимание всех, потому как тема нашего выступления касается практически каждого.
Актуальность

  • В современном мире проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека стоит очень остро. После новогодних праздников ко всему добавляется новая проблема – куда деть «отслужившее» хвойное дерево без ущерба окружающей среде.

  • Знание свойств хвойных растений даст возможность уменьшить загрязнение окружающей территории и улучшить экологическую среду обитания.

Цель работы

  • Собрать, как можно больше интересного материала. рассказать ребятам нашей школы о хвойных деревьях.

  • Через этот материал привлечь внимание ребят к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности, показав их роль и значение.

  • Предложить методы утилизации отслуживших хвойных деревьев на основе использования их свойств.

Задачи

  • Ознакомиться со свойствами хвойных деревьев, используя научно-популярную литературу.

  • Выявить отношение обучающихся к данной проблеме.

  • Провести некоторые исследования.

  • Узнать о роли хвойных лесов на планете, о связях с другими организмами.

  • Провести количественный учет и сбор выброшенных хвойных деревьев.

  • Составить рекомендации по экологически грамотному поведению.

  • Провести разъяснительную работу по охране окружающей среды и возможному использованию хвойных деревьев.

  • Разработать викторину «Для любознательных».

Объект исследования: экология.

Предмет исследования: хвойные деревья

Гипотеза: последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса.

Методы: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать», «Получить информацию из книг, журналов, газет».
В лесу родилась елочка, в лесу она росла,

Зимой и летом стройная зеленая была.

2. Роль хвойных лесов на планете

* очищают воздух;

* задерживают осадки, закрепляют почву;

* обеспечивают защиту от эрозии;

* участвуют в процессе фотосинтеза;

* участвуют в круговороте воды;

* место обитания и корма для животных;

* использование, как сырье;

* использование в рекреационных ресурсах.

Очень хорош и красив хвойный бор. Идешь по лесу – точно высокие, чистые огромные свечи возвышаются над головою. Земля покрыта опавшей прошлогодней хвоей. Одна к другой тесно жмутся молодые елочки.

Лес – кладовая, из которой почти все отрасли народного хозяйства черпают сырье для производства. Основную массу древесины изготавливают в хвойных лесах. Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, спирт и пластмассы, автомобильные покрышки, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Кедровое масло, скипидар, канифоль, лекарства тоже получают из семян, древесины, хвои. Из ели изготавливают вискозные ткани. Если срубленное дерево используется разумно и экономно, то можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар.

Лес – собиратель и хранитель влаги.

Лес играет огромную роль в борьбе с эрозией почв, суховеями и черными бурями.

Хвойные леса – это легкие земли, дарующие жизнь всем живым организмам. Они выделяют в воздух много кислорода, фитонцидов.

Ели и сосны могут быть синоптиками, т.к. перед дождем их ветви опускаются, а чешуйки шишек плотнее прижимаются друг к другу.

Ель

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их игрушками и подарками. Но особенно хороша ель на свободе - зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами и выкармливая птенцов, в зимнюю лютую стужу. В непроходимых еловых лесах строят берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся от врагов и непогоды зайцы-беляки. В густых колючих ветвях ели строят домики-гнезда белки.

В феврале-марте из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк.

Сосна

С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из ее необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится сосна – темноты. Ей нужно много света и солнца. Поэтому сосну сажают там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затеняет молодую поросль, не мешает ей. Ну, а если почва песчаная, где мало влаги и питательных веществ, - что же у сосны очень длинные корни. И благодаря ним дерево добудет из почвы все, что ему надо для жизни.

Еще одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух от бактерий, делать его здоровым. Это дерево здоровья. Сосновый воздух – драгоценность. Недаром санатории, дома отдыха, лесные школы строят там, где много сосен.
3. Места произрастания хвойных деревьев в селе и его окрестностях
Село Варваровка (население более 1000 жителей) находится в 180 км от областного центра. Посредине села протекает река Черная Калитва. На территории сельского поселения хвойных деревьев встретишь немного. Незначительное количество растет около домов. Возле школы и здания администрации расположен парк, здесь тоже небольшое количество хвойных.

Основные насаждения занимают Горобинское урочище, Тарасинково урочище (10 га), Столбуново урочище (10 га). Небольшие площади засажены хвойными растениями на Гусынке, на Базарянском выгоне, 3 га возле Варваровской остановки (вдоль трассы Белгород – Павловск), 5 га возле АЗС, 2 га выше МТС.

В ходе выполнения областной программы «Зеленая столица» в 2010 году площадь насаждений хвойных деревьев значительно увеличилась. Ими засажены склоны и меловые почвы. Местные жители надеются, что в скором будущем зашумит Варваровский лесной бор. Но, к сожалению, в нынешнем году злоумышленники с топором и пилой «поработали» вблизи села Варваровки. Поэтому необходимо не только умножать лесные богатства, но и сохранять те, которыми располагаем.
4. Кто дружит с елью

Изучив дополнительную литературу, мы узнали, что ель связана со многими живыми организмами.


Питание

Жилище

Укрытие

Белка (семена, крупные почки, молодые побеги)

Строит гнездо – гайно




Мыши и полевки (семена)







Дятел (семена, личинки насекомых)







Клест (семена)

Строит гнездо на елях




Королек (семена, мелкие насекомые)

Строит гнездо




Синица (мелкие насекомые)










Медведь (устраивает берлогу под корнями упавшей ели)

Заяц (прячется от врагов и непогоды)


5. Исследование еловой шишки

Взяли закрытую еловую шишку, она имеет продолговато-яйцевидную форму, красновато-коричневатая, 7 см длиной и около 3 см шириной. Положили шишку в пакет, а пакет в теплое место около батареи. Через несколько дней шишка раскрылась. Чешуйки шишки округлые, 4 мм длиной и 8 мм шириной. Подсчитали количество семян (28 штук). Семена светло-коричневые и черноватые, 2-3 см длиной и 1мм шириной, с пленчатым округлым крылышком 10-12 мм длиной, благодаря ему ветер уносит семена далеко от материнского дерева. Решили сохранить семена до весны и посадить их возле школы и у себя дома. А когда из семян вырастут ели, мы будем украшать их на Новый год прямо во дворе. Этим мы сохраним жизнь нескольким деревьям.

6. Приключения еловой шишки

На старой 150-летней ели созрели шишки. Однажды утром к большой ветке, на которой висели 5-6 шишек, подлетел клест. Он ловко запустил свой крепкий клюв в одну из шишек и стал выедать вкусные семена. Но шишка внезапно оторвалась и полетела вниз. «Может быть, я стала птицей?» - подумала она.

На снегу в одиночестве она пролежала недолго. К шишке подбежала белочка и начала объедать ее. Но, услышав шорох, стрелой взлетела на дерево. Это шел сохатый. Лось только понюхал шишку, но есть не стал – ведь лоси шишек не едят.

На этом приключение шишки не закончилось. Ее подхватил дятел и понес в свою «кузницу», чтобы закончить обед. Чешуйки шишки раскрылись, и маленькое семечко выпало из нее. Семечко подхватил ветер и понес по насту, как маленький парусник, далеко от того места, где росла ель.

Через два года семечко начало прорастать. В первый год появился росток высотой всего 4 см. Маленькая елочка была совсем слабенькой и очень боялась заморозков. Первые 10 лет наша знакомая росла очень медленно. Рядом с елочкой росли молодые березки, которые в жаркие дни давали елочке тень, а зимой защищали от ветра. К десяти годам елочка вытянулась на полтора метра.

Когда ели было 15 лет, она заметно стала обгонять березки, и они, не вынеся затенения, погибли. А наша ель стала высокой и стройной красавицей.

Трава под елью почти не росла, так как опавшие иголки (а они меняются через 7-9 лет) очень медленно разлагались. Иголки были пропитаны смолой. Почва под елью сильно промерзала, снег сходил поздно – ель давала много тени. Наша ель стала большой и красивой.

Ель живет 250-300 лет. Может достигать высоты 30-40 метров, до одного метра в диаметре. Встречаются деревья в возрасте 400-500 лет.

К нашей красавице прилетал дятел – он помогал ей и летом и зимой. Появлялись на ели клесты. Стоя на одной лапке, другой придерживает шишку и выедает семена. Но все съесть, конечно, не может, остается еще белкам и мышам. Среди ветвей и в мягкой древесине строили свои жилища звери и птицы. Много лет радовала ель всех обитателей леса.


7. «Особая елка»

И вот она нарядная на праздник к нам пришла

И много-много радости детишкам принесла.
Зима. Земля, реки, лес – все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон, непробудный и, кажется, мертвый. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покровом они таят могучую силу жизни: силу расти и цвести. Кто из детей и взрослых не любит эту пору и, в особенности, дни, когда в доме появляется елка? Ее наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней. Каждый год ель украшается со всевозможной пышностью, вокруг нее водят хороводы, поют песни. Она – центр большого праздника. Под нее мы кладем подарки, чтобы радовать близких и родных, и радуемся сами, находя там же подарки для себя. Не правда ли замечательно? Стоит отдать ели должное – без нее праздник был бы не таким праздничным…

Обычай украшать на Рождество свои дома елками или зелеными ветками пришел к нам из Европы. Его ввел царь Петр 1. Елку украшали всей семьей: вырезали, клеили и раскрашивали елочные игрушки, раскрашивали золотой и серебряной краской орехи, заворачивали в разноцветную бумагу конфеты и пряники. Вечнозеленое дерево было символом обновления жизни. Макушку ели в каждом доме обязательно украшали звездой – предвестницей Рождества – рождения Божественного младенца. Этот обычай существует, и по сей день, правда, теперь мы украшаем елки на Новый год. Ель является символом Нового года.
8. Что происходит с новогодними деревьями после праздника?

Какую елку ставить «живую» или «искусственную»? Конечно, многие выбирают «живую» елку, т.к. она отличается настоящей красотой и запахом хвои. Но мы думаем, что сегодня, в век высоких технологий, каждый современный человек может отблагодарить ель за те долгие годы, что она дарила радость ему, его детям и обзавестись искусственной елью.

Посудите сами – население Земли огромно, соответственно, количество елок, вырубаемых ежегодно к празднованиям Нового года и Рождества тоже огромно. А что же мы делаем с символом нашей радости после праздников? А после праздников многих из них ждет не переработка, а обычная свалка. И праздники, к которым причастно это красивое дерево, стали для ели чем-то вроде Холокоста.

Для решения проблемы утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев предлагаем следующие способы реализации этого вопроса.

9. Способы утилизации хвойных деревьев



  1. Хвойные ванны – источник здоровья.

Если у человека больные легкие, донимает ревматизм, застойный радикулит – желательно для ванн использовать эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет и на сердечную деятельность. Пройтись по хвойному лесу с целью лечения рекомендуется людям с бронхитами, бронхиальной астмой, легочными заболеваниями, чтобы в органы дыхания проникал воздух, напоенный сосновыми фитонцидами. Для приготовления хвойных ванн используются зеленые веточки с шишками. Их измельчают, заливают холодной водой, кипятят на слабом огне полчаса. Затем кастрюлю снимают с огня, накрывают крышкой и настаивают в течение 12 часов. После этого настой можно использовать для хвойных ванн. Такие ванны успокаивают, укрепляют нервную систему и сердце, полезны при бессоннице, воспалениях суставов, мышечном и суставном ревматизме, а также при ожирении.


  1. Ветки – на корм животным.

Хвоя является хорошей подкормкой для некоторых домашних

животных. Например, летом неплохо давать кроликам небольшие веточки хвои. Но особенно необходимы они зверькам с сентября по июнь, когда витамины в кормах с каждым днем идут на убыль. Они – дополнительный источник витаминов. В 1 кг хвои ели содержится 55 мг каротина, а сосны – 60 мг. Хвоя оказывает на организм зверьков укрепляющее действие. Обычно из хвои готовят витаминную муку. Но при этом теряется почти половина каротина, поэтому лучше скармливать кроликам свежие хвойные ветки. Утилизация хвойных деревьев после новогодних праздников является хорошей витаминной подкормкой в зимний период.


  1. Лечебный отвар из сосны.

Сосна – одно из древнейших лекарственных растений, целая лесная аптека. Отвар сосны принимают в качестве отхаркивающего средства, назначаемого при воспалении верхних дыхательных путей. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, в состав питательных кремов для кожи лица и шеи.

30 г свежей молодой хвои промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка и кипятят в течение 20 минут на слабом огне в закрытой эмалированной посуде, добавив по вкусу сахар. Необходимо выпивать стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит больше витамина С, чем лимонный сок.



  1. С пользой для дела:

- поделки из стволов деревьев (стволы утилизованных новогодних деревьев в нашей школе используются в работе кружка технического творчества: изготавливаются вазы для композиций, заготовки для русских матрешек, биты для игры в лапту, скалки и многое другое).

- синичники и кормушки, которые развешены на территории школьного двора (для привлечения и подкормки птиц);

- материал для топки (дрова для бани);

- как удобрение (хвоя служит хорошим удобрением для почвы).
После каникул мы провели социологическое исследование, попросив обучающихся 2-11 классов ответить на вопросы: какую ель лучше наряжать «живую» или «искусственную», какая ель была наряжена к празднику в их семье, что сделали с «живой» елкой после праздников?
Результаты нашего опроса


Количество обучающихся школы

Количество семей

Количество елей

Количество сосен

Количество искусственных елок

103

81

13

49

19


Как использовали елки после праздников?


Количество опрошенных

семей

Выбросили

Используют как корм животным

Используют как удобрение

Используют на дрова

81

48

6

11

16


Оказалось, что большее количество семей наряжают к празднику «живые» хвойные деревья и обучающиеся желают украшать именно их. Также большее количество деревьев после праздника были выброшены без цели применения.

Искусственную елочку домой мы привезем,

И радостно, и весело мы встретим Новый год.
Вы можете сказать, что елки для новогодних праздников выращивают специально. Но подумайте – а если все эти «новогодние посадки» не вырубить, а сохранить? Сколько хвойных лесов мы вернем планете взамен тех, что вырубили для своих нужд? Это число может быть огромным. А нужно всего лишь малость – приобрести искусственную елку. В пользу последней можно говорить много.

Во-первых, по своим внешним данным она намного превосходит натуральное деревце.

Во-вторых, купив один раз искусственную ель, вы лишите себя предновогодних хлопот по выбору дерева на несколько лет вперед (а может, и на всю жизнь).

В-третьих, при выборе искусственной ели у вас большой выбор: пихты, кедра, сосны, классической ели. Высота, пушистость, цвет. Кстати, немного о моде – последнее время модны белые елки, как бы занесенные инеем. И еще – есть уже специальные дезодоранты, которые обеспечат вашему дому именно этот новогодний хвойный запах.

В-четвертых, вы полностью избавлены от таких хлопот, как установка ели, поливка, почти ежедневная уборка осыпающейся хвои. С искусственной все гораздо проще.

В-пятых, после праздника вам не надо ее выбрасывать. Просто убрать в шкаф или на антресоли до следующего праздника… Скажем честно, очень печально видеть елки на помойках. На некоторых из них бывает мишура или не снятая позабытая игрушка. Они лежат и медленно умирают. А ведь еще вчера были королевами новогоднего бала…Печально…

10. Как помочь хвойным деревьям жить долго

и приносить людям пользу и радость?

  • Нельзя рубить елочку, где придется, а только с разрешения лесника.

  • Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку молодого дерева.

  • Не обязательно украшать квартиру на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных лап, игрушек, гирлянд или украсить искусственное дерево.

  • А еще лучше посадить и вырастить елочку во дворе дома или школы.

Именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Итак, через год повторится праздник. И через год многие из нас будут решать – украсить свой дом елкой натуральной или искусственной. И мы просим вас – подумайте не только о себе, подумайте о хвойных: они живые и красивые. Они только начинают жить своей жизнью. Стоит ли ради нескольких праздничных дней вашей человеческой жизни лишать жизни их? Может, пусть вырастут и шумят своими загадочными остроконечными верхушками на радость нашим потомкам?

Не будем мы красавицу под корешок рубить.

Пускай она останется, и долго будет жить.
11. Знаете ли вы?
Ель получила свое название по колючей хвое. Название ель образовано от индоевропейского слова, которое переводится как острый, колючий.
Ель – теневыносливое дерево. Еловые леса густые, света в них мало. Молодые ели растут быстро, сквозь их колючие густые заросли трудно пробраться. Поэтому ель сажают как живую изгородь вдоль железных дорог. Еловые изгороди хорошо защищают железную дорогу от снежных заносов.
Шишки сосны и ели раскрываются, когда их начинает пригревать яркое февральское или мартовское солнце, и из них высыпаются легкие крылатые семена. Семена сосны зреют долго, проходит почти два года, прежде чем раскроются шишки и семена подхватит ветер.
Много еловых шишек – к урожаю хлеба.

12. Викторина «Для любознательных»

1. Какую пользу приносят хвойные деревья людям? (Бумага, картон, целлофан, кинопленка, автомобильные покрышки, лекарства, искусственная кожа, музыкальные инструменты).

2. Как долго живут ель и сосна? (Ель до 500 лет, сосна до 400 лет).

3. Как размножаются хвойные деревья? (Семенами, которые образуются под чешуйками шишек).

4. Кто из жителей леса любит лакомиться шишками ели? (Дятел, белка, клест).

5. Откуда в наши дома приходят лесные красавицы? (Во многих районах нашей страны организованы специальные плантации, где выращивают елочки для новогодних праздников).

6. Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека? (Ель. Из-за новогодней традиции).

7. В каких лесах строят туберкулезные санатории? Почему? (В сосновых. Фитонциды сосны убивают туберкулезную палочку).

8. Кто кого переживет ель или береза? (Тенелюбивая ель перерастет березу и, лишив ее света, погубит).

9. Как помочь хвойным деревьям долго жить? (Нельзя их рубить, где придется, нельзя обламывать макушки молодых деревьев, на Новый год украшать ветви, а не целое дерево, заменить натуральное дерево искусственны м).
13. Защита проекта

Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о хвойных деревьях, об их значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению, правильно отвечали на вопросы викторины.

Выводы:

  1. В ходе работы мы ознакомились со свойствами хвойных деревьев, используя научно-популярную литературу, учебную литературу, материал сети Интернет. Изучение хвойных деревьев показало, что они обладают многими полезными свойствами, которые человек может использовать в своей жизнедеятельности.

  2. В своем исследовании мы раскрыли важность утилизации новогодних хвойных деревьев с целью сохранения экосистемы и возможному использованию их в быту человеком.

  3. После новогодних праздников провели рейд по выявлению числа выброшенных деревьев на территории села Варваровка, организовали просветительскую деятельность среди обучающихся и жителей села Варваровки о необходимости утилизации новогодних деревьев.


Уважаемые взрослые и дети! Задумайтесь! Можно сохранить

множество хвойных и найти применение использованным деревьям.

Вскоре мы снова встретимся с вами, так как сейчас уже работаем над проектом «Покормите птиц зимой» и помогаем нашим пернатым друзьям пережить это трудное для них время года.

14. Источники информации

1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М.: ТКО «АСТ» 1997
2. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Под ред. Бартенова О. С. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001
3. Багрова А.И. «Я познаю мир: растения». М., 2002
4. Ю. Дмитриев Большая книга леса. М.: «Детская литература» 1994
5. С любовью к природе. И.Д.Зверева Издательство «Педагогика», 1978
6. А.А.Плешаков Зеленые страницы М.: Просвещение, 1994
7.Горощенко В.П. Природа и люди М., «Просвещение», 1976
8. Ресурсы Интернета, журналы, газеты

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование Фитонцидная активность комнатных растений Елизова Анастасия...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поротниковская средняя общеобразовательная школа», 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение таутовская средняя общеобразовательная школа

«Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка» Проект Дайте жалобную книгу для растений!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа №12 села Шаманка»

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Муниципальное образование «каргасокский район» томская область муниципальное...

Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Рабочая программа по биологии 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13

Секция: Биология и экология
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 имени М. К. Видова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «сайгинская средняя общеобразовательная школа»

Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru