vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Урок ручного труда в 4 классе по теме: «Составление коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»


НазваниеУрок ручного труда в 4 классе по теме: «Составление коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»
Дата21.04.2013
Размер95.5 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Дерьвья > Урок

Урок ручного труда в 4 классе по теме: «Составление коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»

(составила учитель Тряпицына Марина Юрьевна)

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей; создать условия:

  • для формирования навыков определения хлопчатобумажных тканей;

  • выработки навыков соотносительного анализа;

  • развития навыков самостоятельной работы и способности к обобщению и классификации;

составить коллекцию-аппликацию хлопчатобумажных тканей.

Задачи урока:

  • расширить представления учащихся о хлопчатобумажных тканях и их разновидностях;

  • закреплять приемы работы с тканью, умение работать с технологическими картами;

  • закреплять правила по технике безопасности;

  • развивать познавательную активность;

  • развивать мелкую моторику рук путем работы с карандашом, тканью и ножницами;

  • корригировать внимание путем работы с наглядностью, с инструкционными картами, через дидактическую игру;

  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к расходу ткани, эстетический вкус.

Оборудование занятия: коллекция «Хлопок», образцы х\б ткани, образец изделия, инструкционные карты, альбомы по трудовому обучению, набор шаблонов для учителя и учащихся, рабочие коробки.
На доске: тема урока, термины: хлопчатобумажная ткань
Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Доброе утро! Пожелаем друг другу всего самого доброго, ведь впереди у нас целый день. И чтобы он тоже стал добрым, начать его нужно с улыбки и приветствия.
II.Актуализация опорных знаний.

Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.

Вопросы учащимся:

  1. Какие предметы должны находиться на рабочем столе?

  2. Какие из них являются материалами? (бумага, картон, ткань)

  3. У ткани есть две стороны, назовите их? (лицевая и изнаночная)

  4. На какие две группы делятся ткани? (натуральные и химические)

  5. С какими тканями мы с вами уже знакомились? (х/б)

  6. К какой группе они относятся: натуральным тканям или химическим? (натуральным)


III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы поговорим о том, каким образом получают хлопчатобумажные ткани, и сделаем коллекцию тканей этой группы у себя в альбомах.
IV. Сообщение познавательных сведений.

В ходе объяснения демонстрируются слайды.

- Хлопчатобумажные ткани получают из волокон растения хлопчатника. Это растение теплолюбивое, поэтому его выращивают в тёплых странах: Китае, Индии, Америке, Африке и других. Хлопчатник называют «дитя солнца». Как вы считаете, почему? (в пору цветения ему нужно много света и тепла) После цветения хлопчатника образуются плоды – коробочки, в которых много семян с длинными тонкими волосками. Когда хлопчатник созревает, коробочки раскрываются и из них появляется пушистая масса – волокна хлопка. И вот эти волокна на специальных заводах очищают и на прядильных фабриках получают сначала хлопчатобумажную пряжу, а затем на ткацких фабриках изготавливают ткань. И швейные нитки и даже вату тоже делают из волокон хлопка.

- Видов х/б тканей много, вот названия самых распространённых: ситец, бязь, фланель, джинсовая, вельвет и другие.

V. Информационная часть.

- Очень важно уметь применять знания на практике. На практической работе вы будете составлять коллекцию-аппликацию хлопчатобумажных тканей. Коллекция будет иметь форму яблони.

Рассматривание образца на доске.

- «Аппликация» - латинское слово, обозначает «прикладывание». То есть мы будем какие-то детали прикладывать к альбомному листу и закреплять их с помощью… (клея).

- При выполнении работы следует быть осторожным и соблюдать правила безопасной работы. Какие правила безопасной работы нам необходимо вспомнить сегодня? (правила работы с ножницами и с клеем).

- Для того чтобы выполнить работу правильно и аккуратно мы будем опираться на инструкционную карту «Выполнение коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей».

Инструкционная карта

«Выполнение коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»

Оборудование: образцы хлопчатобумажных тканей, альбомы, альбомный лист, заготовки дерева из цветной бумаги (крона и ствол), шаблоны яблок, клей карандаш и клей ПВА, кисточки для клея, рабочие коробки.

Ход работы

1. Приготовьте альбом-основу, заготовки дерева из цветной бумаги (крона и ствол), клей карандаш.

2. Наклейте части дерева на альбомный лист в следующем порядке: в верхней части листа крону, а затем уже поверх кроны по центру альбомного листа ствол дерева.

3. Изнаночную сторону трёх хлопчатобумажных лоскутов намазать клеем ПВА и приклеить на свободные листы бумаги – получилось три блока бумага-ткань.

4. Экономно обведите шаблон на каждом блоке бумага-ткань с «бумажной» стороны и вырежете по контуру.

5. Три полученных детали еще раз намажьте клеем ПВА с «бумажной» стороны и наложите на крону дерева.

6. Проверьте качество работы, исправьте недочеты.

VI. Выполнение практической работы.

- Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения.

- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить?

- Следует организовать своё рабочее место, убрав всё лишнее и расположите всё аккуратно. Выполните подготовку рабочего места.

Организация учащимися своих рабочих мест.

- Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

- Есть ли вопросы по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступайте к выполнению. Какие ткани мы будем использовать в работе? (мы будем использовать в работе только хлопчатобумажные ткани).

Выполнение работы учащимися.

Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся.

Целевая помощь учащимся:

1.Проверить организацию рабочего места и соблюдение правил безопасности приемов труда.

2.Правильность выполнения трудовых приемов, технологической последовательности операций.

3.Проверка качества выполненной работы, провести оценку работ.

VII. Закрепление материала.

Дидактическая игра « Найди хлопчатобумажную ткань».

(предлагается детям выбрать из предложенных образцов ткани хлопчатобумажные лоскутки)

Вопросы к учащимся:

1. Какие ткани вы использовали при выполнении коллекции-аппликации?

2. По каким признакам вы отбирали хлопчатобумажные ткани? Какие они на ощупь, есть ли у них блеск, осыпаются ли края? (мягкие, шероховатые, не осыпаются, без блеска)

3. Что значит экономное размещение шаблона на ткани?

4. Каким клеем вы пользовались?

VIII. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

- Вы познакомились с технологией выполнения коллекции-аппликации из ткани. А если дерево и фон тоже выполнить из хлопчатобумажных лоскутов, то у вас получилось бы оригинальное панно из ткани. Теперь при желании вы всегда сможете украсить свою комнату оригинальным панно, сделать интересные подарки родным и друзьям. Для этого не нужны дорогостоящие материалы, а всего лишь умелые руки, фантазия и отходы швейного «домашнего производства» - лоскуты тканей.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: подобрать несколько ярких хлопчатобумажных лоскутов.

Самоанализ урока ручного труда в 4 классе по теме: «Составление коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»

Характеристика класса.

В классе, в котором проводился урок - 11 учащихся. Они делятся на три типологических группы по возможностям обучения, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности. В 1-ю группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт; 2-ю группу комплектуют учащиеся, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи; в 3-ю группу входят дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал. В третьей группе находятся учащиеся, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны учителя. Тема: «Составление коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей; создать условия:

  • для формирования навыков определения хлопчатобумажных тканей;

  • выработки навыков соотносительного анализа;

  • развития навыков самостоятельной работы и способности к обобщению и классификации;

составить коллекцию-аппликацию хлопчатобумажных тканей.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о хлопчатобумажных тканях и их разновидностях;

  • закреплять приемы работы с тканью, умение работать с технологическими картами;

  • закреплять правила по технике безопасности;

  • развивать познавательную активность;

  • развивать мелкую моторику рук путем работы с карандашом, тканью и ножницами;

  • корригировать внимание путем работы с наглядностью, с инструкционными картами, через дидактическую игру;

  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к расходу ткани, эстетический вкус.

Структура урока:

Построение урока основывается на технологии деятельностного подхода и проблемного обучения, рекомендуемых автором – Л.Г. Петерсон.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру урока:

I. Орг. момент.

II. Устная работа.

III. Актуализация имеющихся знаний

IV. Создание проблемной ситуации.

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов урока.

При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо-эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности.

Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность, а также эмоциональную поддержку, что позволило создать все условия для дальнейшей работы.

Одной из основных задач данного урока является расширение представления учащихся о хлопчатобумажных тканях и их разновидностях. Поэтому после сообщения темы и задач урока следующим этапом работы стала «актуализация знаний учащихся». Этот этап обеспечил закрепление знаний учащихся о хлопчатобумажных тканях и включение учащихся в совместную деятельность на выявление знаний фактического материала и воспроизведение имеющихся знаний по изучаемой теме.

Этап актуализации имеющихся знаний был проведен в форме устной фронтальной работы, также применялись ИКТ (презентация). Задачей данного этапа стало повторение сведений о хлопчатобумажных тканях, их разновидностях и некоторых этапах производства. Учащиеся показали достаточный уровень активности и подготовленности. Итогом данного этапа стало формулирование цели урока. Имел место метод разъяснительного чтения.

Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приёмы и методы работы:

  1. устный опрос с опорой на слайды;

  2. метод разъяснительного чтения;

  3. демонстрация приёмов работы;

  4. выполнение практической работы с опорой на инструкционную карту в форме презентации.

С целью активизации деятельности учащихся инструкционная карта была представлена в виде презентации.

Самостоятельная работа учащихся позволила закрепить приемы работы с бумагой, тканью и клеем, а также умение работать с инструкционной картой. На протяжении урока внимание уделялось закреплению правил по технике безопасности. Во время самостоятельной работы проводился текущий инструктаж. Учебно–познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную и дифференцированную. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Итогом данного этапа и урока стало выполнение индивидуальной коллекции Х/Б тканей, а также закрепление полученных сведений через дидактическую игру « Найди хлопчатобумажную ткань».

Конечный результат урока:

· обобщили и систематизировали знания по теме;

· корригировали наглядно – образное мышление за счёт использования упражнения на развитие анализа;

· атмосфера на уроке была дружеская и рабочая, что подтвердила взаимопомощь учащихся и итоговая выставка работ;

· цель урока достигнута.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по материаловедению в 5 классе. Тема: Материаловедение;...
Цель урока: ознакомить учащихся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве....

Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема: «Основы материаловедения»
Цели: Познакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей. Формировать представление о ткани как...

Урок технологии в 7 классе по теме "Химические волокна. Свойства...
Наглядные пособия и техническое оснащение: Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, схема «Классификация текстильных волокон»,...

Урок биологии в 7 классе
Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме

План конспект урока по технологии в 5 классе на тему
Элементы материаловедения. Ткани растительного происхождения. Получение и строение тканей

Урок математики в 6 классе
Тип урока : интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии

Интегрированный урок по биологии и химии по теме «Органические и...
Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т. М., учитель химии. Моу «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением...

Урок Кубановедения по теме «Кубанское значит качественное» во 2 классе
Регулятивные ууд определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: планировать своё действие в соответствии с поставленной...

Конкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Урок по теме: "Культура чая и чай как культура" по предметам: технология и биология
Форма урока : бинарный комбинированный урок с применением групповой и индивидуальной работы учащихся



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru