vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Урока: Размножение и развитие птиц. Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц Задачи


Скачать 96.25 Kb.
НазваниеУрока: Размножение и развитие птиц. Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц Задачи
Дата22.04.2013
Размер96.25 Kb.
ТипУрок
vcvetu.ru > Дерьвья > Урок
Конспект урока по биологии 7 класс.

Тема урока: Размножение и развитие птиц.

Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц

Задачи:

  • продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;

  • познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;

  • познакомить учащихся со строением яиц птиц.

  • познакомить с типами развития птенцов

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц.

Средства наглядности: натуральные: свежие куриные яйца; изобразительные: таблицы «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.

Оборудование: лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки, пинцет, химические стаканчики).

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!

Вы уже наверное догадались, что сегодня мы продолжим разговор о размножении, о развитии птиц. (Слайд 1)

Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.

Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями размножения и индивидуального развития птиц

Сегодня мы пойдем к знаниям нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.

Я уже сказала, что урок у нас будет не обычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).

Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.
II. Проверка знаний, умений и навыков.

  • Из каких периодов состоит годовой цикл птицы?

  • На прошлом уроке мы познакомились с очень серьезным, сложным и важным периодом в жизни птицы – размножением. Что предшествует периоду размножения (ритуальное поведение, токование, брачные танцы, гнездостроение). Какое это имеет значение?

  • Посмотрите, пожалуйста, на гнезда разных птиц (Слайд 3). Сравните их (найдите различия и общие черты).

  • Чем объясняется сложное поведение птиц?

  • Как происходит размножение птиц?

  • Как формируется яйцо?



III. Изучение нового материала.
Итак, на прошлом уроке мы остановились на том, что птица откладывает яйца.

Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы.

Вот мы и подошли к исследованию.

Выдвиньте гипотезы, какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

(определенная температура, влажность, питательные вещества, кислород, защита). Откуда развивающийся зародыш получает эти условия?

Я ставлю перед вами еще 1 проблему. Посмотрите на экран (Слайд 4). У разных птиц появляются птенцы разной степени развития. С чем это связано?

Давайте проверим наши гипотезы. Какие источники получения информации вы можете использовать? (Слайд 5). Сегодня мы будем использовать несколько источников: опыт, дополнительную литературу, а также можно узнать информацию у наших гостей, которые являются специалистами в области биологии.

Делимся на 3 группы.

Задание для 1 группы: Насиживание (Слайд 6)

Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:

  1. Что такое процесс насиживания?

  2. Кто осуществляет насиживание?

  3. Какие приспособления есть у птицы (или она использует) для насиживания?

  4. Как долго длиться насиживание? С чем это связано?

  5. Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?

Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 - +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.

Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема.
     Насиживание. В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 сут у воробья до приблизительно 82 сут у странствующего альбатроса.
Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие - после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются.

Задание для 2 группы.

Лабораторная работа: Изучение строения яйца. (Слайд 7)

 

Цель работы: изучить строение куриного яйца.

Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы.



 

Ход работы:

1. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца.

2. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Белок является источником воды для эмбриона. Он содержит 85-90% воды. Вода запасается с избытком, т.к. через поры она испаряется. Но благодаря потерям воды расширяется воздушная камера, которая накапливает в себе воздух. Этим воздухом птенец впервые наполнит свои легкие, после того как прорвет подскорлуповую оболочку.

Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы.

3. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии.

4. Налейте чернила в одну из половинок скорлупы. Через 15-20 мин наблюдайте на наружной стороне скорлупы мелкие черные точки. Объясните их происхождение.

Токсичные вещества зародышу приходится складировать прямо в яйце, в особом мусорном мешочке, называемом аллантоисом. Вещества накапливаются в твердой форме и остаются в яйце после выхода птенца.

  1. Сделайте вывод по проделанной работе и составьте рассказ о строении яйца для одноклассников.


На ваших рабочих столах находятся карточки “Строение яйца” Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради.



(Слайд 8) – развитие птенца.

Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.

Задание для 3 группы: (Слайд 9)

Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:

  1. На какие 2 группы делят птенцов в момент вылупления?

  2. Чем отличаются эти группы?

  3. Как родители заботятся о каждой из этих групп?

  4. Как долго протекает процесс развития у птенцовых и выводковых птенцов?

  5. Как вы думаете, влияет ли время пребывания зародыша в яйце на степень развития птенцов?



По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.

У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной. (Демонстрация таблиц, рисунков, фотографий)

У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается. (Демонстрация таблиц, рисунков, фотографий)

Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.
     Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать.
      Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.
     Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.
IV. Закрепление изученного.
Давайте попробуем сделать выводы по полученным результатам.

Итак, начало размножения птиц – весна. Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар. Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Птенцы бывают двух типов: выводковые (одетые пухом, зрячие, самостоятельные) и гнездовые (слепые, глухие, беспомощные). Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве. (5 минут)
А теперь попытайтесь ответить на мои вопросы:

  1. Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?

  2. Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?

  3. Почему не рекомендуется мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?

  4. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?

  5. Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышевый диск всякий раз бывает обращенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце такое положение?

  6. Вы решили сделать дома инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкубатор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-22 суток), а цыплята не выводятся. Посмотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие условия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?


V. Домашнее задание.

§ 47 стр. 217 – 219; § 48 стр. 223, 224.

Доклады:

«Надотряд Пингвины».

«Надотряд Страусовые»

«Надотряд Типичные птицы»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : Размножение и развитие рыб
Цели урока: показать особенности размножения и развития рыб,раскрыть разнообразные формы

Урок Тема: Бесполое размножение. Цель: углубить знания об особенностях...
Образовательная – охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания...

Определение пола птиц по ДНК
Определяя пол по хромосомам, трудно бывает получить хорошие препараты. Ошибки в определении пола часто становятся причиной отсутствия...

Программа вступительных экзаменов в Рh. D докторантуру по специальности
Современное состояние и методы ведения животнводства. Значение сельскохозяйственных животных и птиц, истории, соостояние и преспективы...

Тема урока: «Формы размножения живых организмов»
Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов

Бактериальные болезни птиц и их лабораторная диагностика
Оптимальное обеспечение жизненных потребностей птиц, направленное на сохранение их здоровья и продуктивности, резистентности к неблагоприятным...

Тема урока: Вегетативное размножение
Знакомство со способами вегетативного размножения и его ролью в жизни растений и человека

Тема урока: Вегетативное размножение
Средства обучения: таблицы: «способы вегетативного размножения», презентация, живые комнатные растения

Тема урока: растениеводство и животноводство
Задачи урока: выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства

Урока: Растениеводство. Цель урока: сформировать представление учащихся...
Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности,...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru