vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Из опыта работы учителя географии Мамхегской сош№4


Скачать 363.63 Kb.
НазваниеИз опыта работы учителя географии Мамхегской сош№4
страница1/4
Дата22.04.2013
Размер363.63 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Дерьвья > Тексты
  1   2   3   4


Из опыта работы учителя географии Мамхегской СОШ№4,

Шовгеновского района





В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Ее решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью формирования личности, бережно относящегося к природным и культурным ценностям Отечества. Региональный компонент способствует формированию личности как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. В нем заложены основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к своей малой Родине – Адыгее.

Воспитание любви к Родине начинается, конечно же, с любви к малой Родине. Достигается это, на мой взгляд, главным образом путем приобщения представителей подрастающего поколения к знаниям об особенностях природы, хозяйства и населения родного края, путем формирования у детей чувства ответственности за состояние окружающей природной среды и представления о необходимости разумного рационального хозяйствования. Из сказанного со всей очевидностью следует вывод: роль краеведения в становлении будущего гражданина преуменьшить никоим образом нельзя.

В связи со множеством деклараций, звучащих сегодня, создается представление, что существование и внедрение в практику образовательных учреждений национально - регионального компонента - факт состоявшийся. Однако это далеко не так. Сегодня пока можно в той или иной степени говорить лишь об элементах национально - регионального компонента в образовании, но не о целостной системе.

Если в первые годы сложность преподавания предметов национально-регионального компонента была обусловлена отсутствием необходимого материала, то сейчас дело обстоит по-иному: для реализации программы предметов цикла НРК созданы довольно благоприятные условия: появился учебно-методический комплект пособий по географии Адыгеи. В числе их – учебник, справочная литература, настольные карты и долгожданный атлас. Следует отметить, что все же есть проблемы с контурными картами и содержание учебника, возможно, нужно пересмотреть.

Курс «Географии Адыгеи» основан на принципе регионализации: учитывает специфику местности, создает условия для формирования представлений о территориальных особенностях региона и отдельных районов, их разнообразии в природном, хозяйственном, социальном, историческом, культурном аспектах, что позволяет расширить знания о родной местности.

География Адыгеи в виде отдельного курса позволяет познакомить школьников с многообразным миром географии региона, соприкоснуться с богатым культурным наследием поколений.

В моем распоряжении имеются разработки каждого урока, отдельные папки по социально-экономическому развитию Адыгеи, содержащие современный материал по всем целевым программам развития республики. Накоплен солидный багаж информации о растительном и животном мире, практически по каждой теме имеется раздаточный материал.

Учащимися 8-9-х классов подготовлено множество кроссвордов, ребусов, тестов, которые я широко использую на уроках. Что касается формы уроков, то формы эти я стараюсь сделать максимально разнообразными: готовлю уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-путешествия, организую работу в группах, провожу турниры знатоков природы Адыгеи. При этом, как бы ни был организован и построен урок, я стремлюсь предпослать каждому из них эпиграф.

Как, верно, и у любого учителя, есть у меня любимые темы. К примеру, мне очень нравится раздел «Население». Учащиеся живо интересуются причинами миграции, динамикой движения населения внутри республики, факторами, влияющими на изменение численности населения.

Эта тема стала предметом исследования учащихся и вылилась в большую исследовательскую работу по изучению численности, состава, занятости населения своего населенного пункта а. Мамхег. Работа заняла первое место на районном, а затем на республиканском конкурсах исследовательских работ учащихся и была отмечена грамотой на Всероссийском конкурсе исследовательских работ в г. Москве.

При изучении растительного и животного мира Адыгеи учащиеся делают в классе небольшие доклады по разделам темы. К месту будет сказать, что как раз информации о местной флоре и фауне у нас в школе недостатка не ощущается. Есть у нас видеофильм «Кавказский государственный заповедник», в котором представлен материал о богатстве и красоте природы нашей Адыгеи. Ежегодно с учащимися мы совершаем весенние походы в горы, на водопады Руфабго, в Азишскую пещеру. Помогают мне в работе и стенды в кабинете – стенды как постоянные, так и временные. Это стенд, сделанный руками школьников «Родная Адыгея», метеоуголок.

В ходе изучения географии Адыгеи учащиеся выполняют творческие задания. В числе таких заданий сочинение сказок и стихотворений, собственные рассказы о живой природе и записи рассказов местных жителей на темы «Прежде и теперь», «О чем говорят старые названия», «Заметки о…», «Знаете ли вы?». Несомненно, служат пользе дела и разработанные нами имеющие форму тестов «Кодекс для туриста» и «Правила поведения в окружающей среде».

Я уже говорила об эпиграфах к уроку. Вот пример одного из таких девизов: при изучении уникальной природы республики и особо охраняемых территорий я использую эпиграф-обращение: «Человек, помни! Нельзя защитить то, что не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь!». Я всегда стремлюсь выстроить этот урок так, чтобы рассказы о природе были не просто сообщениями о фактах, а были проникнуты возвышенными и искренними чувствами, которые пробуждают в нас необъятные просторы родного края. Ведь природа – это и все, что нас окружает, и мы сами. Природа – это цветок и плод, воробей и лягушка, лес и живая вода ручьев и рек, горы, долины и люди… Цель урока по этой теме – знакомство с заповедными местами и памятниками природы Адыгеи. На этом уроке каждому учащемуся предстоит сформулировать ответ на вопрос «В чем заключается мой вклад в охрану природы родного края?». Работают ученики в группах.

Важная составляющая часть курса – практические работы по географии Адыгеи. Мною разработаны программные практические работы по всем темам с элементами самостоятельной, групповой, творческой, исследовательской работы. Эти работы могут использоваться как на начальном этапе урока, так и для закрепления знаний.

В начальном и старших звеньях обучения географии использую синхронизированное изучение регионального и федерального содержания, которое предполагает обязательное включение регионального содержания в базовое путем диффузного и равномерного распределения его по учебному предмету, учитывая соответствующие темы и положения базового компонента.

Местному материалу я уделяю внимание при изучении практически каждой темы и каждого курса. Как, например, при изучении тем «Рельеф России», «Климат России», «Население России» не привести примеры из окружающей нас повседневности, из действительности?

В течение ряда лет я веду элективный курс «Адыгея туристическая»

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о Родине, прекрасной республике Адыгея.

Курс призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений по географии, экологии, биологии, экономике.

Направленность курса – познавательная, ориентирована, прежде всего, на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

-знаниями наиболее важных туристических объектов Республики Адыгея для организации их охраны и использования при разработке развития предгорной зоны;

-знаниями нормативно-правовой базы развития рекреации туризма в Адыгее.

-навыками работы с научно-популярной и справочной литературой.

-элементами исследовательской работы, связанной с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением.

Контроль проводится методами:

-бесед с учащимися по изученным темам, тематический контроль с помощью тестовых заданий и итоговых зачетов.

-семинарских занятий

Итогом работы учащихся по данному курсу являются рефераты, устные и письменные доклады и сообщения, самостоятельно подготовленные энциклопедические справки, картографические работы.

Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в результате изучения курса «Адыгея туристическая», должны позволить будущим специалистам – инструкторам по туризму, краеведам, экскурсоводам - решить самые разнообразные задачи.

Важное место в моей работе отводится внеклассной работе. За годы педагогической деятельности накоплен огромный материал по истории, природе, экологии родного края. Мои учащиеся постоянные участники конкурсов, экологических слетов, конференций разного уровня.

Можно до бесконечности рассказывать о том, чем мы занимаемся на уроках краеведения. Хотя далеко не все складывается просто, не все идет гладко.

Восточная мудрость гласит: «Хочешь пожелать человеку трудностей на его жизненном пути – пожелай ему жить во времена перемен».

А мы живем именно в такие времена: далеко не все сделано, чтобы курс географии Адыгеи можно было считать четко оформленным и систематизированным. И если материал для изучения в 8 классе особых трудностей для учителя географии не представляет, то изучение национально-регионального компонента в 9 классе осложнено тем, что не всегда под руками есть подходящий фактический материал. Пока не изданы соответствующие учебники, нет контурных карт республики и, наконец, неоправданно велик перерыв в изучении родного края в восьмом и в девятом классах.

В одном можно быть полностью уверенным: изучение родного края позволяет не только воспитать любовь к своей малой родине, но и существенно влияет на формирование познавательных интересов ребят, помогает им найти дело по душе, учит ценить и любить родную природу.

Приложение




(Охрана природы в Адыгее)
Разработала:

учитель географии МСОШ №4

Меретукова С.М.
Расширенное заседание Правительства РА, с

участием Президента Республики Адыгея

по вопросу охраны природы

Цель игры: раскрыть все стороны сегодняшнего состояния окружающей среды, сделать анализ наших экологических проблем и дать итоговую оценку сложившийся ситуации в республике
Оборудование: физическая карта Адыгеи, полезные ископаемые, гербарии растений, карты атласа Адыгеи, картины и таблицы
Участники: Президент, члены Кабинета министров, представители комитетов, служб, местных органов самоуправления, общественности, средств массовой информации
Выступления:

1.Главный специалист агрохимической службы Министерства С/Х

2.Министр сельского хозяйства

3.Экологическая служба

4.Министр лесной промышленности

5.Представитель Управления охотничьего хозяйства

6.Министр промышленности

7.Представитель Комитета по автодорогам

8.Министр здравоохранения

9.Представитель метеослужбы

10. Комитет по геологии и минеральным ресурсам

11.Министр образования

12.Заведующая кафедрой экологии АГУ

13.Проректор по учебной части МГТУ

14.Научный сотрудник КГБЗ

15.Комитет по туризму и отдыху

16.Глава администрации Шовгеновского района
(Выступления прилагаются)
Состояние природной среды на нашей планете, в нашей стране, в Республике Адыгее катастрофически ухудшается, экологическая обстановка становится все более напряженной. Ухудшается здоровье людей, опасности подстерегают входящее в мир поколение.

Первоочередная задача сегодняшнего дня - раскрыть все тайны сегодняшнего состояния окружающей среды, сделать честный анализ наших экологических проблем и дать итоговую оценку сложившийся ситуации в республике.

Для достижения этой цели сегодня мы проводим расширенное заседание Правительства при участии Президента, членов кабинета Министров, представителей комитетов, служб, местных органов самоуправления, общественности и средств массовой информации.

Сложившаяся экологическая ситуация в настоящее время диктует необходимость добиться всеми доступными средствами восстановления равновесия в природе, ограничить, и в конечном счете, исключить вредное воздействие человека на окружающую среду.
Каковы же экологические проблемы, со всей остротой вставшие перед республикой Адыгея.
Правомерно начать с земли - нашего главного природного богатства.


  • Слово гл.специалисту агрохимической службы Министерства с/х.

  • Есть вопросы к выступавшей?

  • Правомерно выступление министра с/х. Каково же состояние с/х в Адыгее?

  • Слово Вам- министр с/х

  • Слово главному экологу


Мы свыклись с тем, что многие хозяйственники, а также значительная часть населения относятся к воде как неиссякаемому источнику природы. Вместе с тем Республика Адыгея, как и весь регион Северного Кавказа, характеризуется недостаточной водообеспеченностью.

Вопрос. Каким же видится решение проблемы?
Состояние окружающей среды во многом зависит от экологической обстановки в лесах. В каком состоянии находится главное богатство Адыгеи?

  • Выступление Министра лесной промышленности.

  • Вопрос. Каковы же пути решения проблемы?-

  • С состоянием лесных массивов тесно связано деятельность общества охотников и рыболовов. И в этом направлении отмечаются проблемы.

  • Слово представителю управления охотничьего хозяйства.


Немаловажную роль для жизни человека имеет чистота атмосферного воздуха. Состояние каждого из нас в немалой степени зависит от того, каким воздухом мы дышим, какие токсические вещества попадают в наши легкие.

Главными загрязнителями воздуха, да и окружающей среды в целом являются промышленные предприятия.

  • Слово министру промышленности

  • Есть вопросы к министру промышленности? (вопрос)

  • Представители комитета по автодорогам также столкнулись с проблемой загрязнения атмосферы


Настала пора дать слово министру здравоохранения, ибо все, что происходит в окружающей среде влияет на здоровье человека.

  • Вам слово- министр здравоохранения.


Кроме состояния окружающей среды на здоровье человека может, конечно, влиять и неблагоприятные природные явления. При правительстве РА работает метеослужба, которая долгие годы ведет наблюдение за климатом республики.

  • Выступает метеослужба.


На наше заседание приглашены представители комитета по геологии и минеральным ресурсам. Им слово.
Важным направлением государственной экологической политики является образование и воспитание населения республики.

Опыт цивилизованных стран мира доказал, что система народного образования -это лучший исполнитель подготовки молодежи к решению общенациональных задач.

  • Выступление министра образования


Министерством науки и образования уже введены в планы учебных заведений специальные экологические предметы, которые помогают воспитывать экологическую культуру и сознание. Вам слово, уважаемые педагоги!

Слово заведующей кафедрой экологии
Конечно же, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природную среду и здоровье человека, должны иметь экологическую подготовку. В этой связи нам представляется важным создание на базе МГТИ экологического факультета.

Выступление проректора по учебной части МГТУ


Неотъемлемой частью экологического равновесия является разнообразный растительный и животный мир. И в этой области наметились серьезные проблемы. Сохранение флоры и фауны Адыгеи должны составлять предмет особой заботы.

  • Слово научному сотруднику КГБЗ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Природные зоны Африки» Урок по географии в 7 классе учителя географии Матвеевой Е. И
Цель: формирование представлений о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка

Обобщение опыта работы учителя биологии мбоу «Даниловская средняя...
...

Эксперимент как эффективное средство исследования в системе работы...
Гаврилова Вера Иосифовна – учитель биологии моу «сош №7» г. Зимы, Иркутской области

Единый государственный экзамен по географии вариант №1510 Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 45 заданий, которые разделены на...

План урока учителя географии «Специальной (коррекционной) ош г. Волжска» Мохаммад Н. В

Барнаульского государственного педагогического университета Лес бесценный...
Лес – бесценный дар природы: Из опыта работы педагогов Алтайского края. Под ред д б н., профессора В. А. Рассыпнова

Трудовое воспитание и начальная ориентация обучающихся через практическую...
Это вызвано характерным для своего рода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески...

История средней общеобразова тельной ж. Д. Школы №53- мбоу сош №19
В далёком 1922 году впервые распахнула двери наша школа. В этот первый год учащихся было около 100 и всего 3 учителя

Тема опыта: (Безрассадный способ выращивания капусты.)
Задача опыта: Изучить влияние органических удобрений на развитие и урожай картофеля

Историческая справка о создании учебно-опытного участка при моу «Большечурашевская сош»
Цель: ознакомить с методикой работы на учебно-опытном участке при моу «Большечурашевская сош»



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru