vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Дидактический материал. Итоговое повторение тем в 8 классе по синтаксису и пунктуации (диктанты с грамматическим заданием, тексты для контрольного списывания)


Скачать 253.57 Kb.
НазваниеДидактический материал. Итоговое повторение тем в 8 классе по синтаксису и пунктуации (диктанты с грамматическим заданием, тексты для контрольного списывания)
Дата24.04.2013
Размер253.57 Kb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Дерьвья > Тексты
Дидактический материал.
Итоговое повторение тем в 8 классе по синтаксису

и пунктуации (диктанты с грамматическим заданием, тексты для контрольного списывания).
Повторение изученного в 7 классе.
Об Иване Сергеевиче Соколове - Микитове.

Иван Сергеевич Соколов - Микитов пришёл в литературу из лесного Смоленского края.

Постоянное общение с природой, знание народной жизни не могло не сказаться на творчестве писателя.

С любовью он рисует таежных охотников, моряков, землепашцев... Герои его произведений - скромные люди, занятые2 тяжелым, подчас опасным трудом.4'7 Они борются со стихией и покоряют её.

Природа и охота занимают большое место в творчестве писателя. Скупо, с присущим ему лаконизмом умеет он передать прелесть пробуждающего2 весеннего леса, рассказать о проделках хитрого зайчишки или о повадках своей охотничьей собаки.

Охота никогда не была для писателя простым развлечением. «Охотничье3 ружье было моим верным спутником, приобщившим меня к прекрасному царству природы», - писал он.

(По М. Смирнову).
Грамматическое задание: выполнить указанные виды разбора;

составить схему предложения с прямой речью; выписать слова с орфограммой «Проверяемая гласная в корне слова», подобрать проверочные слова.

Виды связи. Способы подчинительной связи.

Словосочетание.
Логово рыси.

В темной лесной чащобе, под нависшими сучьями затаилась разбойница-рысь.

Всю ночь скиталась5 она по лесу, разоряла звериные и птичьи гнезда, ловила зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц.4,7

Мрачно и темно в недоступной чащобе. Длинными серыми бородами лишайников обросли сучья и стволы деревьев. Прикрытые6 мхом, во все стороны протянулись узловатые корни.

В зелёную крышу сплелись над логовом рыси еловые ветви.

Будто сказочный часовой, охраняя логово рыси, на сучке дерева уселся круглоголовый глазастый совёнок. В лесной тени старого дерева прячется он от дневного яркого света.

Прижалась к земле рысь, доедает ночную добычу. Зелёными огоньками светятся её глаза.

Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся рыси. Старательно прячут они гнёзда, защищают и берегут своих маленьких детей.

Скрыто и дико живёт в глухом лесу разбойница-рысь.

(По И. С. Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: выполнить указанные виды разбора; из

указанных предложений выписать все словосочетания, разобрать их, указав, какое словосочетание - сочинительное или подчинительное; каковы средства синтаксической связи, каков тип подчинительного словосочетания (глагольное, именное, наречное).

На опушке.

Выб..жал на опушку леса рыжий лисовин пр..сел отд..хнуть под старой б..рёзой.

Видно (в) низу за деревьями л..сное глубокое оз..ро. Солнцем освещ..н дальний лес.

Смотр..т6 и слуша..т старый лисовин.

Вид..т6 он, как проб..жал по з..мле скрылся в м..лодом сосн..ке и тихо засвистел ря..чик а у самого края леса бродят по кочкам сп..койно корм..тся красн..бровые т..терева.7

Слыш..т6, как птичь..ми г.лосами нап..лня..тся лес, как шуршат под к..рнями тихо попискивают мыши, как проб..ра..тся6 по сухому в..лежнику выбравш..сь из зимн.го логова г.лодный ёж.

Долго ст..ит под б..резой лисовин слуша..т смотр..т.

Ушки на макушк..6 у старого лисовина.

(По Соколову - Микитову).

Задание: спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания,

объясняя графически пропущенные орфограммы; выпишите из текста примеры сочинительных и подчинительных словосочетаний; у подчинительных определите способ подчинительной связи; выполните указанные виды разбора.


На болоте.

Всё лето брод..т по лесным диким трущобам медведи.

То полаком..тся спелыми, вкусными ягодами, то у диких пчёл отведают сла..кого ме..ку, то разроют высокую муравьи(нн,н)ую кучу, то заберутся в колхозный овес.7

Трудно охотнику летом выследить медведей. Боятся медведи человечьего духа, чу..т человечьи следы.

Забрели медведи под вечер на моховое болото. Брод..т по болоту, обнюхивают высокие кочки. Ищут, чем можно полакомит(?)ся.

А над лесом гроза соб..рается.

(Не)боятся медведи громкого грома, (не)страшат их далёкие молнии, (не)пугает летний тёплый дождь.

(Не)спеша бродят медведи. Старательно обнюхивают каждую кочку, осматривают всякий пенёк.

(Ни6)одной спелой ягодки, (ни6)одного пчелиного роя (не6)пропуст..т лакомки-медведи.7

(Соколов - Микитов).

Грамматическое задание: спишите текст, выпишите из указанных предложений сначала сочинительные, а затем подчинительные словосочетания, охарактеризуйте их, составьте схемы; выполните указанные виды разбора.


Простое предложение.
Глухарь.

Широко раскинулось6 глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит6 над лесом и озером солнце.

На яркий1, осыпанный росинками - алмазами расписной6 ковёр похожи берега пустынного озера.

Над болотными кочками, заросшими вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка6 пропищит синичка; перепорхнет, сядет долбить дерево дятел.

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник - глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки. Эти камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать2 грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться2 глухари колючей и жёсткой сосновой хвоей.

(По Соколову - Микитову).
Грамматическое задание: подчеркните грамматические основы в 1, 2

абзацах (I в.); в 3, 4 абзацах (II в.); выполните указанные виды разбора.


Волки.

Далеко за (не)проходимым журавлиным б..лотом устро..ли своё логово волки.

Ещё весной родились у них маленькие волчата-щенята. Всё лето корм..т прожорливый выводок старые волки.

Пр..ближаясь к логову с д..бычей, они каждый раз громко воют.4'7

Весело живут в лесу подр..стающие волчата. Между кустами можжевельника по мя..ким моховым кочкам гоняются3 они друг за дру..кой, грызут кости, играют в прятки.

Поз..ней осенью, когда выпадет3 первый снег, всей семьей выйдут из лесного логова волки. Будут бродить вокруг деревень по глухим дорогам.

Осенью и зимой далеко слышен по ночам вой волков, промышляющих д..бычу.4,7

(По Соколову - Микитову).
Грамматическое задание: спишите текст, обозначьте грамматическую основу в записанных предложениях; укажите тип сказуемых; выполните указанные виды разбора.

Второстепенные члены предложения.
Тетерева.

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнышко, зажгло янтарным5 светом снега.

Вылетели из ночных лунок, из глубокого пушистого снега тетерева, расселись на освещенной солнцем берёзе, украшенной кружевным инеем берёзе.

Кормятся,6 отдыхают тетерева. Клюют березовые душистые почки. Спокойно гуляют под деревьями, оставляя на чистой скатерти снега красивые крестики своих следов.

Большими дружными стаями всю зиму живут тетерева. На ночь зарываются в снег, делая в сугробах глубокие ямки.

Не достанет зарывшихся в снег тетеревов их злейший враг - ястреб.

Не найдет и сам хитрый лисовин.

Издалека6 видит старый лисовин, как кормятся, сидят на березах, гуляют по снегу красивые, нарядные5 тетерева.

Слюнки текут у лисовина...

(По Соколову - Микитову).
Грамматическое задание: произведите разбор по членам указанные

предложения; укажите предложения с несогласованными определениями; приведите примеры многозначных членов предложения; выполните орфографический разбор и лексический.

Глухари.

В глухих сосновых лесах живут, кормятся см..листою хвоей м..лоденьких сосен глухари.4

Глухарь - самая большая, ре..кая птица в наших лесах.4

Летом скрываются они вместе с лосями в глухих чащ..бах, в моховых тёмных б..лотах.4 За это некоторые деревенские охотники называют глухарей «мошниками».4

Не всякому удается увидеть зимой в лесу глухарей, услышать весной их уд..вительную песню.

Только очень немногие, самые терпеливые и умелые, охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

Хорошие, умные охотники не стр..ляют глухарей. Они берегут ре..кос(?)ных лесных птиц и, по..кравшись к ним, любуются их силой и красотой.

(Соколов - Микитов).

Грамматическое задание: спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, выполните синтаксический разбор указанных предложений; приведите примеры:

а) обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом;

б) несогласованных определений;

в) многозначных второстепенных членов.


Односоставные предложения.
Ранним утром.

Помню деревенское ясное утро.

С отцом мы едем на дрожках5 по укатанной, крепкой, потемневшей от ночной росы проселочной дороге.4 Солнце недавно взошло, лёгкий туман стелется по лугам. В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиной отца, я клюю и клюю носом.7

В широкой лощине отец вдруг останавливает лошадь: «Смотри, волки!», - тихо говорит он.

Утренняя сонливость мгновенно проходит. Жадно смотрю вперед. Шагах в пятистах от дороги сгрудилось в беспорядочную кучу стадо овец. От неподвижного стада пробираются два матёрых5 волка, ничуть не скрываясь. Хорошо вижу их серые спины, лобастые головы. Передний огромный волк, придерживая добычу, несет на спине зарезанного барана. Тяжелую ношу несет легко, как игрушку.

Торопливо вынимает отец из сумки револьвер, несколько раз стреляет. Волки вместе с добычей скрываются в ольховых кустах.

Отец ещё долго стоит с разряженным револьвером в руках. Разумеется, он взволнован. Но ещё больше волнуюсь я. Недаром на всю жизнь с необычайной чёткостью запечатлелась в моей памяти давняя эта картина: росистое летнее утро, освещенный утренним солнцем луг, отец с револьвером в руках и два серых разбойника, на наших глазах спокойно уносящие свою добычу.

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: определить тип простых односоставных

предложений и тип односоставных предложений, входящих в состав сложных; выполнить указанные виды разбора; выписать примеры цельных словосочетаний.


На глухарином току.

В многочисле..ых описаниях и охотничьих ра..казах повествуется об этой ре..кос.ной, исключительной ру..кой охоте.

Несомне..о на глухарином току испытывает охотник впеч..тление (не) обычайное. И самая пр..рода глухого дикого леса и (не) избежные ноч..вки у к..стра и стра..ая др..мучая птица чудным образом пережившая на земле сотни тысяч..летий перенос.т охотника в допотопный5 сказ..чный мир. Странна (не) обычайна весе..яя любовная песня самца - глухаря во время которой он теряя..т слух. В природе нет звуков похожих на щ..лканье, «точенье». «скирканье» лесной таинстве..ой5 птицы. Слушая песню глухаря впечатлительный охотник испытывает особе..ое чу..ство.7

С величайш..й точностью помню подробности первой охоты...

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: выделите грамматическую основу в

односоставных предложениях, определите их тип; дайте полную синтаксическую характеристику выделенных предложений данного текста; запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания; выполните указанные виды разбора.
Предложения с однородными членами.
Охотничий край.

На рассвете мы остановились в двух километрах от берега, темнеющего группою деревянных построек.4 Заросшие рыжей шубой лесов лиловые горы были покрыты туманом4... Мы въезжаем в заветный охотничий край.

Вечером сидели у местного лесничего. Гостеприимный5 хозяин нас потчевал5 великолепным чаем, занимательно рассказывал о богатствах, обилии и охотничьих чудесах далекого края, о замечательных свойствах и особенностях местной природы, о редкостных породах деревьев.

От лесничего узнали мы о проводимых им удачных опытах разведения чая, о плантациях кенафа*, выращиваемого2 в орошенных пространствах безводной Муганской степи, прежде обильной лишь змеями и скорпионами; о лесных питомниках ценнейших породах леса; о сохранив­шемся и поныне лесном диком зверье, обитающем в горных лесах; о горных глухих аулах; о целебных ключах, излечивающих2 хронические болезни.

(По Соколову - Микитову).
Кенаф - однолетнее травянистое растение семейства мальвовых,

лубяное волокно которого употребляется для изготовления текстильного сырья.
Грамматическое задание: составьте схемы предложений с

однородными членами; выполните указанные виды разбора; выпишите примеры слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова»; обозначьте орфограмму графически.


Наедине с природой.

Заглянув на мельницу, бегу на речку, где течёт по камням вода. Я засучиваю брюки и ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, изъеденными жучками черным ольховником, зелёной лозой. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы летают и, хрустально трепеща крыльями, останавливаются в воздухе темно-синие, прозрачные, с изумрудными лазами стрекозы. Вода журчит вокруг моих ног. Осторожно бреду по речному дну. Поднимаю под водой и отвожу большой скользкий камень...

Я долго брожу по реке, отворачиваю заросшие зелеными бородами камни, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно - желтых, перебегающих по дну пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне...

Возвращаюсь полем, через огороды. Перелезаю изгородь, иду крепкой стёжкой, протоптанной в пахучей зелёной конопле. А как чудесно засесть в густую коноплю, в высокую золотистую рожь, неподвижно сидеть, видеть синее небо, медленно кланяющиеся над непокрытой головою колосья.

(По И. Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: подчеркните неоднородные определения,

выполните морфемный разбор слов: заглянув, изъеденным, перебегающих, изгородь.


Птицы - актеры.

Отр..зив голубизну неба бл..снуло (в)переди чистое зерк..ло воды. Здесь открывается маленькое пр..крытое к..мышами озерко. С особой осторожностью я ра..дв..гаю чащу к..мыша высов..ваю голову.

За маленьким озерком отр..жающ..м блеск солнца разгул..вают длинной в..рениц..й редкос..ные птицы.4'7 Они одеты в барх.тные камзолы5 ярко играющие на солнце цв..тистой радугой красок.4'7 Отражаясь в (не)движном зерк..ле воды птицы чинно идут друг за дружкой. Здесь я чу..ствую себя зрителем в сказочном3 т..атре. На богатую3 удобную ложу похож скрывающ..й меня густой куст к..мыша. Из ложи я наблюдаю (не)вида..ое представление, дикови..ый птичий б..лет. Актеры - птицы то скрываются в к..мыше то опять появляются на освещ..(н;нн)ой солнцем зерк..льной сцене. Я совсем близко вижу маленькие изящные голо,.ки птиц их кораллово (красные) ножки изукраше..ые в радугу барх..тные камзолы. Как настоящие опытные актеры, птицы прогуливаются по сцене раскланиваясь и пр..седая и мне впрямь кажется что сижу в (не)вида..ом, дивном т..атре и потешая меня передо мной ход..т танцу..т настоящие разн..ряже..ые маркизы.

(По Соколову - Микитову).
Грамматическое задание: спишите текст, расставляя недостающие

знаки препинания, вставляя пропущенные буквы; подчеркните однородные члены предложения, указав их синтаксическую роль. Какие союзы их соединяют? Выполните указанные виды разбора.


Однородные и неоднородные определения.
Звуки весеннего леса.

Только в глухую полную ночь всё примолкает6 в весеннем лесу. Отойдешь от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев - глухая, беззвучная накроет тебя тишина.4 Прошуршит под ногами мышь, провоют на болоте голодные бессонные волки. Слегка2 потрескивает костер, колышутся над огнём лохматые еловые ветки...

Тот, кто ночевал2 много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги.4

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают6. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные6 трубы трубят журавли, заливаются дрозды, поют жаворонки. Множество радостных звуков слышит охотник в этот веселый, торжественный час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает симфонию прекрасного весеннего утра.4

(По Соколову - Микитову).
Грамматическое задание: укажите однородные и неоднородные

определения; какими прилагательными по значению они выражены? Выполните указанные виды разбора.


Обособленные определения и приложения.
Северная тайга.

Поз..ней осенью п..чальное5 и унылое зрел..ще для (не)привычного человека представляет собою дикая северная тайга.4 Выс..тся в лесу деревья обросшие седыми бородами-лишайниками мокрые и угрюмые. Беден и уныл на первый взгляд растительный6 мир северной природы. Здесь, на берегах реки берущей начало своё в (не)проходимых пространствах тайги, не увид..т путешественник пушистой ра..кидистой ивы могучего дуба (не)полюбуется берёзовой бел..зной зеленого перелеска. Ели угрюмые и высокие чёрным узором вкрапились в лесной пёстрый ковёр.4 Дождевой холодной водой насыщены на земле мох нависшие от..желевшие ветви деревьев. Стоит задеть стволом ружья ветку, скл..­нившуюся под тяжестью дождя, - и холодный поток воды окатывает путешественника.

Но и здесь, в глухой тайге, радос..но чу(?)ствует вн..мательный человек любезную его сер(?)цу северную лесную природу. С восторгом любуется он таёжным озером окруже(н;нн)ым цветистыми берегами.

Раздолье5 в лесу белой куропатке зимой и летом меняющей своё нарядное оперение.

Из глубины леса любуется охотник дивной картиной открывш..йся6 перед ним.

(По Соколову - Микитову).
Грамматическое задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, подчеркните обособленные определения; выполните указанные виды разбора.
На биджарах.

Под вечер идём1 на биджары. Это рисовые плантации обширные залитые водой пространства. В высоких охотничьих сап..гах бр..дем по воде вполколена.

Залитые2 водою поля разделены на правильные кв..драты.

Работа на биджарах особенно трудна. Каждое матовое зерн..шко риса взвеш..но в обожжённых солнцем женских руках.

Зимою рисовые плантации пустуют. Сюда ежевечернее слетаются стаи уток и гусей зимующ..х в к..мышах на взморье.

Всю ночь над б..лотами слыш..тся шум крыльев плеск птиц садящихся на воду.

Мы бр..дем вспуг..вая задневавшую5 птицу. Утки матерые крупные с шумом поднимаются в небо.

Ночь наступает быстро. Вылупля..тся на небе серп месяца узенький и прозрачный.

По небу плывут облака похожие на лёгкий дым.

На фоне освещенных2 месячным светом обл..ков вижу (не)уловимо проносящ..еся тени птиц.

Обдав ветром, над моей головою, точно стрелы выпуще..ые из тугого лука пронос..тся чирки - свистунки. Укрепившись на маленькой кочке сл..ваясь с з..млёй долго сижу окружё..ый6 (не)вид..мым плещ..щ..м кряка..щ..м летающ..м и плава..щ..м птичь..м миром.

(Не)обычайный звук раздается среди ночи. Это из к..мышей на промысел выходят шакалы робкие и осторожные.

(По Соколову - Микитову).
Грамматическое задание: запишите текст, обособляя, где нужно,

определения и вставляя пропущенные буквы; выполните указанные виды разбора.

Обособление обстоятельств.
Над тайгой.

У пилота молодое, крепкое обветренное лицо с запущенной щетиной русой бородки, спокойные голубые глаза.

Ещё в детстве, бредя за стадом, задрав упрямую голову, он с жадностью смотрел на пролетавших в небе стальных серых птиц. Учась в сельской школе, жадно читал он о лётчиках, усердно мастерил игрушечные самолеты. Одолевая2 препятствия, он стремился к заветной цели. Вырвавшись из деревенской глуши, бывший подпасок дошёл до высокого звания1 летчика.

С ним и довелось мне совершить первое путешествие над тайгой. Нас связывала общая страсть к охоте. Пролетая над глухими озерками, пилот не6 раз показывал вниз рукою. Скользя3 по спирали, как по карусели, мы проваливались с высоты в воздушную пропасть, и колесом вертелся под нами пёстрый ковёр тайги. Мы видели, как поднимаются птицы с поверхности озера, напоминая2 густое белое облако.

На минуту оставив3 управление самолётом, в охотничьем азарте, подняв высоко руки, кожаными рукавицами хлопал лётчик вслед улетавшим от нас птицам.

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: подчеркните обособленные

обстоятельства; выполните указанные виды разбора.


Полярная сова.

Полярная сова з..мует в тундре. В ночной т..мноте пролетая над м..рцающ..ми6 в звездном свете снегами ищут корм. Обычно совы питаются мышами-пеструшками зимою живущ..ми под снегом.4

Старые зимовщ..ки рассказывали о невероятном скоплени.. зайц..в почти под окнами зимовки. Вблизи6 человеческого жилья пытались животные укрыться от полярных сов преследовавших их. Часто совы садились на крышу не раз обрывая своей тяжестью антенну.

Чтобы избавиться от докучл..вых5 посетителей зимовщ..ки стр..ляли их бе..пощадно2 но полярные совы всю зиму продолжали их бе..покоить.2

Весною и летом как бы поделив на участки пр..сторы тундры полярные совы ведут уед..не..ую сторож..вую жизнь. Охотнику ре..ко уд..ется под..йти2 бли.ко к спокойно сидящ..й сове.

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: спишите, расставляя недостающие знаки

препинания, вставляя буквы в слова с пропусками; обозначьте графически обособленные обстоятельства; начертите схемы предложений, в которых они встречаются; выполните указанные виды разбора.

Обособление обращений,

вводных слов и предложений.
Скала Рубини.

Нашей первой экскурсией на берег Земли Франца - Иосифа руководил Григорий Петрович, наш экспедиционный орнитолог, отлично знавший места обитания птиц.4 Он занимался исследованием птичьих базаров, и первый наш путь летал к скале Рубини, где в великом множестве жили и гнездились всевозможные птицы.7

По словам Григория Петровича, ещё в прошлом году население птичьих базаров было значительно гуще. Соседство человека дает себя знать. Быть может, в ближайшем будущем для сохранения базаров скалу Рубини придется объявить заповедником, неприкосновенным6 для охоты...

Чем ближе подплывали мы к вырастающей2 над водой скале, слышнее доносился шум птичьего базара. Казалось, близко шумит большая, многоголосая ярмарка7.

Не доступная6 человеку отвесная скала представляла замечательное зрелище4. От самого верха птицы тесно лепились на каждом карнизе, на всяком выступе камня. Тысячи птиц вились над скалою. Птицы не обращали на нас никакого внимания.

Над общим гнездовьем, на краю зеленевшего мохом обрыва, я заметил сидевших попарно больших белых птиц.

- Этих больших чаек называют бургомистрами. Они злейшие враги и разорители птичьих базаров, - сказал Григорий Петрович.

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: обозначьте вводные слова, указав их

значение; выполните указанные виды разбора.


Над неведомой страной.

От Таймырского озера нас отделяет теперь небольшое, но очень опасное и трудное пространство.

Нашу машину ведет пилот Мальков. Бывалый, опытный летчик не раз пересекал это пустынное, холодное место. У Малькова на Севере было много опасных приключений. Спускаясь первый раз над Таймырским озером (это было в прошлом году), он оказался в очень рискованном положении. Пробив облака, самолет мчался в тумане на отвесную каменную гору.4 Ни6 на секунду не растерявшись, искусный пилот развернул машину у самой горы и, избежав катастрофы5, благополучно сделал посадку.

На минуту я отрываюсь от застывающего, покрытого изморозью стекла, смотрю на пилота.4 Спокойно и уверенно он держит штурвал. Сколько минут или часов продолжается наш заоблачный полет? Чтобы проверить, смотрю на часы. Кажется, где-то6 внизу под облаками должно быть Таймырское озеро - конечная цель полета.

На посадку идём неожиданно. Сделав вираж, приглушив моторы, самолет пикирует в облака. Клочья тумана со стремительной скоростью проносятся2 мимо застывшего, покрытого изморозью стекла. Спускаясь всё ниже и ниже (от перемены давления потрескивает2 в ушах), самолет пробивает толстый слой облаков, летит вслепую. Люди сидят напряженно. Для пилота наступает ответственная, опасная минута.

На мгновение близко вижу снег черные выступы береговых утесов. На белой пелене снегов движется что-то знакомое, живое. По-видимому, это олени. Успеваю крикнуть своему соседу:

-Смотрите, кажется, олени!

- Вероятно, мы их испугали, - откликнулся он.

Пробив облака, самолет мчится над поверхностью озера.

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: обозначьте графически вводные слова

и предложения, укажите их значение; составьте схемы предложений с вводными конструкциями; выполните указанные виды разбора.


Неполное предложение.
Солнечная ночь.

Чудесная6 солнечная ночь! Готовлю ружье, патроны. Один выхожу на прогулку.

Над тундрою - полуночное солнце, сверкающая тишина. Пощипывает лёгкий морозец.

Наст держит, как крепкий паркет.

На снегах - лиловый6 оттенок.

Небо - без единого облачка, глубокое, чуть-чуть голубое.

Сказочный, пустынный окружает охотника мир.

Радостно слышать в пустынном прозрачном мире весеннее пение птиц.

В знакомом пении птиц, разбившихся2 на пары - утверждение жизни, радостное чувства весны, всеобщего пробуждения!

Полуночное солнце светит прямо в глаза, нестерпимо отражается в белизне снегов. Голубые, лиловые, розовые лежат на снегу тени.7

По белой скатерти снега, мягко подпрыгивая,2 катится легкий сказочный колобок. Это выбрался из своих подснежных ходов крошечный зверек-лемминг.

Долго и внимательно наблюдаю в бинокль, как совершает он своё опасное путешествие.4

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: найдите неполные предложения,

определите, какие члены предложения в них пропущены (в скобках укажите пропущенные члены). Выполните указанные виды разбора.


Повторение изученного в 8 классе.
После пурги.

После жестокой пурги (утром дверь нашего жилища пришлось долго откапывать лопатами) - высокое чистое небо, спокойные белые облака. Под ногами проваливается мокрый снег. Оттепель!

Быть может, пришла наконец долгожданная настоящая весна!4 Непрерывно летят с южного берега гуси. Их небольшие усталые косяки низко тянут над ослепительно белою тундрой. Утомленные6 долгим полетом птицы присаживаются на снег4.

Иногда, тихо планируя,5 размахнув белые крылья, бесшумно6 пролетает полярная сова. При появлении хищника всё живое прячется и примолкает...

Сказочно хороши, чудесны сверкающие солнечные ночи. Днем слишком много света, снег мокрый и рыхлый. Ночью прихватывает морозец, всё как будто настораживается, примолкает. Недвижно6 сияет над снежной пустынею солнце, и в ослепительном5, сказочном мире слышатся6 далекие

голоса птиц.

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: составьте схемы расстановки знаков

препинания в 4, 8, 9, 10, 12 предложениях; выполните указанные виды разбора.

Ночь у костра.

Мы, охотники, счастье своё находим у огня в лесу. Здесь мы слушаем дыхание земли, а сердца наши крепко и радостно6 бьются. Искры улетают в небо, ладно и легко течет наша беседа...

Ночью, разбуженные холодом, необычайностью ночлега, мы будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр.4 Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается6 жарко лизать сухие поленья.

Как хороша, как чудесна над горами звездная ночь!..

И мы опять лежим у огня, вглядываясь, как танцует жаркое пламя, как в ночном чёрном небе плывут и мигают над нами ясные звезды.

Есть поэтическое, привлекательное в охотничьем ночлеге.

Смутные возникают воспоминания. Тысячи лет назад на берегах полноводных рек жили у костров наши предки - лесные охотники. Радостнейшим3 воспоминанием деревенского детства остались костёр, ночное. Тревожными огнями светились во время войны лагеря бойцов. У бивуачных5 костров складывались сказки, слагались6 звучные песни7...

(По Соколову - Микитову).

Грамматическое задание: составьте схемы, объясняющие знаки

препинания в 1, 2, 3, 4, 8, 14 предложениях (по вариантам); выполните указанные виды разбора.

Детство.

По словам самой матери, я родился в солнечный день7. Если верить приметам, жизнь моя должна быть счастливой.7 В день моего появления на свет было безоблачно3 небо, весеннее пение птиц шумно врывалось в открытые2 окна просторного хозяйского дома.

Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком, берущим начало своё в недрах земли.7 Ручейки эти, сливаясь, образуют величественные реки общей человеческой жизни, замутненные2 потоками сточной воды.7 Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеёк моей жизни.

Много долгих и не всегда безоблачных дней протекло с тех пор, когда услышал я первые звуки родной земли, увидел сверкающий2 солнечный свет.7 И я обращаю взор к далёким истокам моей жизни, к светлым родникам окружавшей меня любви.

(И. Соколов - Микитов «Детство»).

Грамматическое задание: составьте схемы, объясняющие знаки

препинания в 1, 2, 4, 5, 7 предложениях; выполните указанные виды разбора; найдите в тексте предложения с составными сказуемыми, определите их тип.

О соснах.

Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь или едешь по старому сосновому бору - точно высокие чистые огромные свечи возвышаются над головою стволы старых деревьев. Опавшей прошлогодней хвоей покрыта земля. Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные узловатые корни. Седым мягким мохом поросли невысокие кочки. Кое-где зеленеют листочки брусники. Через высокие, унёсшиеся в небо зеленые вершины пробиваются2 лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся2 толстой корою. Пахнет смолой и зеленью.

Тихо в сосновом бору.

На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда хищные птицы -ястребы и орлы.

Сосна, несомненно, одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на Земле зеленых лиственных лесов. Недаром жестокой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на Земле птица.

В отличие6 от других деревьев широко распространены сосны на Земле. Сосну можно увидеть в высоких горах Кавказа и на далеком холодном Севере, на самой границе голой пустынной тундры.

Древесина сосны ценится высоко. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и собирают надрезая сосновую кору.

Путешествуя некогда по Заонежью, по нетронутым человеком глухим лесам, я видел деревья, умершие на корню своей естественной смертью7. Теперь таких нетронутых лесов осталось очень мало.

(Соколов - Микитов).

Грамматическое задание: подчеркните в тексте неоднородные

определения и определения, выраженные причастным оборотом; найдите предложение с составным глагольным сказуемым, разберите его по членам.

Ель.

Вряд ли кто не видел и не знает этого самого распространенного в наших местах дерева, покрытого колючей зеленой хвоею.

В противоположность сухолюбивой и светлолюбивой сосне ель обычно растет на влажных низменных местах.

В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды набрать летом много грибов. В густых колючих ветвях ели гнездятся птицы, строят свои домики-гнезда проворные белки. В глубоких и теплых гнездах в зимнюю и лютую стужу выводят и выкармливают своих птенцов красногрудые клесты.

Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на её раскидистых ветвях-лапах.4

Высокие вершины украшены6 гирляндами лиловых шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь семенами.4 В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки. В зимние звездные лунные ночи блестит на ветвях ели снег. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих звездный и лунный свет.

В еловых и смешанных6 лесах живут рябчики, вьют гнезда хлопотливые дрозды. В урожайные годы, когда еловыми шишками увешаны ветви и вершины елей, остаются зимовать в этом лесу белки. Забравшись на сучок дерева, держа в передних лапках шишку, они сгрызают и сыплют на снег чешую, поедают смолистые семечки.

Очень красивые зеленые молодые елочки. Они растут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку.

(И. Соколов - Микитов).

Грамматическое задание: подчеркните неоднородные определения

и приложения; выпишите из текста по 1 примеру на каждый вид подчинительной связи в словосочетаниях; подчеркните встретившиеся в тексте глаголы в форме инфинитива как члены предложения.


Дуб.

В русских наших лесах пожалуй нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. В народных русских сказках и былинах недаром пом..нался дуб-бог..тырь.

Дуб справедливо сравнивают с лесным зеленым бог..тырем.

Крепок ствол старого дуба, его развес..стые ветви.

Когда-то ещё в давние времена дубов р..сло много в наших лесах.4 Такие леса назывались дубравами.

Чистых дубрав теперь осталось очень мало. Крепкая др..весина дуба с давних пор шла на различные нужды. Из дубовых досок стро..ли некогда корабли.

Готовясь к Азовскому походу царь Петр под Воронежем, где было много дубрав, основал к..рабельные верфи.

Дуб р..стет очень медле..о. По наблюдениям учёных-лесоводов7 дубы живут до тысячи лет. В сплошных лесах дуб высоко возносит свою крону. А выр..стая на свободе обычно широко ра..кидывает густые крепкие ветви покрытые зелёной жесткой листвой.7

Кто из вас не видел их, не любовался старыми дубами? В вершинах одиноких развес..стых дубов вьют гнезда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зеленая вершина. Весною позже других деревьев ра..пускаются на дубах почки. Люди давно пр..мет..ли, что в это время обычно дует холодный северный ветер.

(И. Соколов - Микитов).

Грамматическое задание: спишите текст, объясните слова с пропущенными орфограммами; расставьте недостающие знаки препинания; составьте схемы, объясняющие знаки препинания в 1-м и в 5-м предложениях последнего абзаца.


Рябина.

Я очень люблю это скромное, ветвистое дерево, почти повсюду растущее6 в наших лесах. Люблю его перистые зелёные листочки, шелестящие даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное6, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. С давних пор русские крестьяне сажали рябину под окнами своих деревенских изб.

Рябину можно увидеть2 и на севере нашей страны, где не растут плодовые деревья - яблони и груши. Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою.

Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса, поют, заливаются2 на опушке и на берегах рек и лесных ручьев звонкоголосые соловьи.4 Скромные, похожие на большие желтоватые гроздья цветы рябины малозаметны, не отличаются пышной красотою.

Поздней осенью, когда опадет с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими.4'7 Подойдешь к украшенной гроздьями красных ягод рябине - смотришь не насмотришься. В русских деревнях крестьяне собирали поздней осенью тронутые морозом гроздья красной рябины. Их связывали пучками, вешали на морозе под крышами домов и сараев. Промёрзшая рябина очень вкусна и ароматна. Ребятишки русских лесных деревень лакомились мерзлой сладкой рябиной.

(И. Соколов - Микитов).

Грамматическое задание: выпишите словосочетания с различными

видами связи, выполните указанные виды разбора.


Черёмуха.

У самой тропинки, на берегу ручья, распустилась и цветет черемуха. Это очень приятное, зеленое и веселое деревце. Оно всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь его покрывают, даже смеётся. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться.

Весною мы всегда приглядываемся к черемухе. Если на ней раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна пошла в полную силу.

Ещё мы следим весной за лягушками. Когда «затурлычут» они в прозрачных лужах, это значит: в самом разгаре весна, прилетели певчие птицы.

Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, жук и комар в лесу появились.

Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть черемуху. Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черемухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черемуховой начинкой.

(И. Соколов - Микитов).

Грамматическое задание: найдите предложение с уточняющими

членами, выполните его синтаксический разбор; подчеркните обособленные обстоятельства, укажите слова, к которым они относятся специальным значком (х); выпишите словосочетания с различными видами связи (сочинительной и подчинительной); подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Значение жесткокрылых в природе и жизни человека
Инструментарий: дидактический материал о редких, исчезающих видах жесткокрылых Белгородской области для групповой работы

Организация объединенных наций
Тексты, рекомендованные для принятия в качестве пересмотренных стандартов еэк ООН

Фгоу впо астраханский государственный технический университет
Тексты рассмотрены и утверждены на заседании методического Совета подготовительного факультета для иностранцев

Урок технологии в 7 классе по теме "Химические волокна. Свойства...
Наглядные пособия и техническое оснащение: Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, схема «Классификация текстильных волокон»,...

Итоги финала Всероссийского конкурса выставки «Юннат»
Всероссийский конкурс «Юннат» (далее – Конкурс) ежегодное итоговое мероприятие в сфере дополнительного образования детей по сельскохозяйственному...

Биология 11 класс Уважаемые участники олимпиады! Внимательно познакомьтесь...
Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который...

Коневодство
Коневодство: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольного задания / Забайкальский аграрный институт – филиал...

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Б447 Биохимия растений: тексты лекций по разделу «Растительные вещества вторичного происхождения» для студентов биологического факультета...

Каталог действителен до 15 апреля 2012г
Среднего Поволжья. Рассылая посадочный материал много лет по всей стране от Калининграда до Сахалина, в Тюмень, Сыктывкар, Архангельск...

Арзуманян Е. А. Животноводство
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru