vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 452.65 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 03.11. 2010 № 1626 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2010 г. № 1090 ”О комплексе мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 5/3223), и в развитие Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007 – 2011 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1760 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24468). Заказчиками Государственной программы являются Министерство лесного хозяйства (далее – Минлесхоз), Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Минский горисполком. ГЛАВА 2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Лесное хозяйство республики функционирует в условиях исключительной государственной собственности на леса, централизованного лесоуправления и лесопользования. Реализуя на практике принципы устойчивого лесоуправления и лесопользования, лесное хозяйство не только осуществляет постоянное лесопользование в пределах ежегодного прироста древесины, но и вносит вклад в устойчивое социально-экономическое развитие государства, обеспечение его экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопасности. Благодаря целенаправленной инновационной и инвестиционной деятельности в 2006 – 2010 годах в значительной мере осуществлен переход на современные технологии лесозаготовительного, деревообрабатывающего и лесохозяйственного производства, существенно укреплена материально-техническая база и кадровый потенциал лесохозяйственных учреждений, получили развитие новые направления многоцелевого лесопользования – охота и экотуризм, биоэнергетика. Посредством лесной сертификации осуществляется независимый контроль за соблюдением стандартов Республики Беларусь и международных стандартов устойчивого лесоуправления. К традиционным сферам потребления древесины (строительство, мебельная, целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность) прибавились биоэнергетика и производство биопластмасс, значение которых в мировой экономике стремительно растет. По прогнозам к 2030 году в связи с ожидающимся в развивающихся странах экономическим ростом и увеличением доходов на душу населения потребление круглого леса возрастет на 40 процентов. Изменение сфер и объемов потребления древесной продукции обусловливает необходимость интенсификации лесовыращивания, увеличения целевых промышленных плантаций (в том числе с использованием биотехнологий) в целях формирования стабильной сырьевой базы для отраслей лесопромышленного комплекса и биоэнергетики. Необходимо дальнейшее укрепление производственного, инновационного и кадрового потенциала отрасли, совершенствование и повышение эффективности воспроизводства, охраны, защиты лесов, рациональное использование лесных ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса с учетом тенденций развития мировой экономики. Общая площадь земель лесного фонда на 1 января 2010 г. составляла 9,4 млн. гектаров, в том числе площадь покрытых лесом земель – 8 млн. гектаров. Лесистость территории республики – 38,5 процента. По данным государственного учета лесов с 2006 по 2010 год произошли положительные изменения в структуре земель лесного фонда: площадь лесных насаждений увеличилась на 167,1 тыс. гектаров; лесистость территории республики возросла с 37,7 до 38,5 процента; общий запас древесины на корню увеличился на 131 млн. куб. метров; расчетная лесосека по рубкам главного пользования (научно обоснованная норма ежегодной заготовки древесины, определяемая наличием спелых лесов) увеличилась с 7,2 до 9,3 млн. куб. метров. Общий запас древесины на корню в лесах на 1 января 2010 г. составил 1,57 млрд. куб. метров, в том числе спелых и перестойных насаждений – 196,7 млн. куб. метров, из них хвойных пород – 91,8 млн. куб. метров. Возрастная структура лесов с точки зрения экономической оценки в настоящее время не совсем благоприятна. На лесопокрытых землях преобладают молодняки и средневозрастные насаждения (69,8 процента). Спелые насаждения древесных пород, от которых зависит размер расчетной лесосеки и лесной доход, составляют 10 процентов (при оптимальной норме 15 – 18 процентов), из них спелые насаждения хвойных пород занимают 4,4 процента, твердолиственных – 0,6 и мягколиственных – 5 процентов. Выравнивание возрастной структуры лесов – сложный и длительный процесс, осуществляемый путем проведения комплекса лесохозяйственных мероприятий и регулирования объема рубок главного пользования. В соответствии с прогнозной оценкой доля спелых насаждений оптимизируется не ранее 2018 – 2020 годов. Значительная площадь лесов (2,9 млн. гектаров, или 36,4 процента) представлена мягколиственными древесными породами (ольха, береза, осина), произрастающими преимущественно в пониженных местах с избыточным увлажнением. Осушение занимаемых ими земель по природоохранным обоснованиям нецелесообразно. Замена этих пород на хвойные и твердолиственные в процессе лесоэксплуатации и лесовосстановления может проводиться в незначительных объемах, а быстрорастущие мягколиственные породы следует рассматривать как долгосрочный ресурс для хозяйственного использования. ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Основной целью Государственной программы является достижение устойчивого, экономически эффективного, экологически ответственного и социально ориентированного управления лесами и лесопользования. Основные задачи Государственной программы: модернизация лесохозяйственного производства путем его технического и технологического переоснащения (в том числе в питомническом и лесосеменном хозяйствах), внедрения современных информационных технологий и аэрокосмических методов, новых программных средств единой геоинформационной системы лесного хозяйства, электронных лесных измерительных инструментов; вовлечение в хозяйственный оборот всех экономически доступных древесных ресурсов в пределах ежегодно утверждаемой расчетной лесосеки; повышение эффективности использования лесных ресурсов за счет увеличения объемов производства продукции с более высокой добавленной стоимостью в целях более полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала лесного хозяйства; совершенствование существующих и внедрение новых методов и способов рационального использования ресурсов охотничьих животных; развитие побочного лесопользования, охотничьего и экологического туризма; улучшение технической оснащенности государственной лесной охраны; применение экономически и экологически эффективных технологий утилизации древесных отходов, образующихся в процессе лесосечных работ, лесопиления и деревообработки; создание новых и развитие имеющихся производств по выпуску древесного топлива; создание новых рабочих мест, обеспечение занятости и стабильной заработной платы населения, проживающего в малых городах и сельской местности; улучшение обеспеченности жильем работников лесного хозяйства. Для реализации указанных задач необходимо выполнение мероприятий согласно приложению 1. ГЛАВА 4 ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Совершенствование структуры управления В целях совершенствования структуры управления лесным хозяйством в Минлесхозе в 2011 – 2012 годах в порядке эксперимента на базе шести лесхозов (по одному в каждой области) будут отработаны возможные варианты совершенствования действующей системы управления лесным хозяйством с учетом разделения деятельности на лесохозяйственное производство и производственную деятельность (лесозаготовка и деревообработка). На основании результатов эксперимента продолжится реформирование лесхозов. На базе части реформируемых лесхозов в 2013 – 2015 годах будут образованы обособленные структурные подразделения (юридические лица, филиалы). К 2015 году в составе лесхозов планируется создать 180 таких структурных подразделений (в настоящее время это мастерские лесозаготовительные участки). Лесные стандарты и лесная сертификация Лесная сертификация в Республике Беларусь осуществляется на основании ТКП 5.1.16-2008 ”Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Система лесной сертификации. Основные положения“. Основой лесной сертификации и составной частью общегосударственной системы стандартизации являются технические нормативные правовые акты, в которых устанавливаются требования к проведению работ в лесу и качеству лесопродукции. В 2011 – 2015 годах планируется дальнейшее развитие сертификации, включающее: совершенствование нормативных правовых актов, организационной структуры Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия в целях соответствия требованиям Общеевропейского совета по лесной сертификации; проведение сертификации лесоуправления и лесопользования не менее чем на 80 процентах площадей лесного фонда Минлесхоза по схеме Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия и Лесного попечительского совета (FSC); осуществление инспекционного контроля за сертифицированными системами лесоуправления и лесопользования, лесной продукцией по признаку происхождения; приведение стандартов Республики Беларусь на лесопродукцию в соответствие с европейскими требованиями (термины и определения, методы определения размеров и объема, классификация по качеству). Лесоустройство Лесоустройство обеспечивает периодическую (через каждые 10 лет) инвентаризацию лесов, определение норм лесопользования и воспроизводства лесов, ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра, осуществление мониторинга лесов и подготовку информации о состоянии лесов. Лесоустроительные проекты являются документами, определяющими цели и долгосрочную стратегию, а также план лесохозяйственной деятельности каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, на очередной ревизионный период. Основу лесоустроительной деятельности составляют современные технологии и технические средства, базирующиеся на аэрокосмических методах, геоинформационных системах, цифровом картографировании, современных программных комплексах и компьютерной технике. В общей системе управления лесным хозяйством через лесоустройство будут интенсивно внедряться информационные технологии, научно-технические разработки в области лесоводства, новые стандарты в лесоуправлении и лесопользовании, осуществляться контроль за динамикой происходящих изменений в лесном фонде. Дальнейшее развитие лесоустройства предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: проведение базового лесоустройства лесного фонда каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в срок не более 10 лет; обеспечение авторского надзора за осуществлением лесоустроительных проектов; разработка и внедрение программных и технических средств для функционирования единой многоуровневой геоинформационной системы лесного хозяйства; повышение точности определения запасов древесных ресурсов за счет увеличения объектов выборочно-измерительной таксации насаждений и внедрения современных электронно-измерительных лесотаксационных приборов; применение цифровых (сканерных) аэрокосмических снимков высокого разрешения; внедрение новых технических средств для сбора и передачи данных полевой лесоустроительной информации; внедрение более совершенных нормативов для товаризации и сортиментации древесных ресурсов с учетом новых стандартов и рыночного спроса; составление к 2013 году цифровых лесных карт всех земель лесного фонда в единой географической системе координат; разработка технологии комплексной обработки данных дистанционного зондирования земли для инвентаризации и оценки состояния лесов, формирования тематических лесных карт; совершенствование системы ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов с использованием материалов аэрокосмической съемки. Повышение продуктивности лесов В целях повышения продуктивности лесов предусматривается: увеличение возраста рубки леса в эксплуатационных лесах для хвойных пород до 90 лет с учетом улучшения возрастной структуры насаждений и потребности рынка в крупной древесине; более широкое внедрение системы несплошных рубок (постепенных и выборочных) и доведение доли заготавливаемой при таких рубках древесины в общем объеме заготовок по рубкам главного пользования до 17 процентов; повышение товарности лесосечного фонда (ежегодное увеличение выхода деловой древесины и достижение к 2015 году уровня 77 процентов от ликвидной древесины); расширение мер ухода за лесом в части выращивания бессучковой древесины, реконструкции малоценных и низкополнотных древостоев; оптимизация площади лесов первой группы и особо защитных участков леса на основе уточнения критериев отнесения к этим группам защитности; обеспечение ежегодного проведения рубок ухода в молодняках (осветление и прочистка); внедрение технологий интенсивного лесоводства (на основе многооперационных машин и экологичных механизмов). Воспроизводство лесов Основными целями воспроизводства лесов являются рациональное использование лесных земель, оптимизация формационной и возрастной структуры лесов, повышение их продуктивности, устойчивости и качества, сохранение и восстановление биоразнообразия, улучшение экологической обстановки. Для достижения данных целей планируется: продолжить развитие лесного семеноводства на генетико-селекционной основе за счет создания постоянных лесосеменных плантаций на площади 114,9 гектара и проведения мероприятий по повышению качества и эффективности использования имеющихся объектов постоянной лесосеменной базы; обеспечить проведение в семенные годы 100-процентной обработки лесосеменных плантаций ели европейской от болезней и вредителей лесосеменного сырья и семян; внедрить в Республиканском лесном селекционно-семеноводческом центре новейшие технологии микроклонального размножения древесных растений; разработать и внедрить современные интенсивные агротехнологии выращивания посадочного материала в открытом и закрытом грунте с применением новейших регуляторов роста, пестицидов, микроудобрений и систем полива растений; обеспечить выращивание посадочного материала в закрытом грунте в объеме не менее 25 млн. штук; провести техническое переоснащение питомнического хозяйства за счет приобретения современных машин и механизмов и к 2015 году достичь полной окупаемости выращивания лесного посадочного материала за счет оказания услуг в выращивании декоративного посадочного материала и реализации растений потребителям; завершить обустройство существующих постоянных лесных питомников (строительство необходимых хозяйственно-бытовых помещений, компостников, оросительных систем). Построить 15 новых постоянных лесных питомников и отказаться к 2015 году от выращивания лесного посадочного материала во временных питомниках; ежегодно увеличивать объемы производства и реализации декоративного посадочного материала на базе постоянных лесных питомников в целях максимального сокращения его импорта с доведением объемов реализации посадочного материала к 2015 году до 6,6 млрд. рублей; увеличить не менее чем до 40 процентов площади создаваемых лесных культур, на которых почвы под посев и посадку обрабатываются безотвальным способом; увеличить долю механизированной посадки лесных культур с применением современной техники; осуществить лесовосстановление и лесоразведение на площади не менее 119,9 тыс. гектаров, в том числе посев и посадку леса – 94,8 тыс. гектаров, из них лесоразведение на площади не менее 4 тыс. гектаров; довести к 2015 году удельный вес лесных культур, создаваемых с использованием селекционного репродуктивного материала, не менее чем до 37 процентов от общей площади всех создаваемых лесных культур; ввести в категорию ценных древесных насаждений 243,2 тыс. гектаров молодняков; создать не менее 1,5 тыс. гектаров лесных плантаций для ускоренного выращивания востребованной на рынке крупномерной и балансовой древесины хвойных пород; в целях обеспечения сырьем потребителей местных видов топлива заложить не менее 1 тыс. гектаров плантаций быстрорастущих древесно-кустарниковых пород; расширить сеть имеющихся в лесохозяйственных организациях дендропарков в целях экологического просвещения населения путем создания 50 таких объектов общей площадью не менее 135 гектаров; оптимизировать структуру лесов путем увеличения к 2015 году: доли хвойных и твердолиственных пород на 1,5 процента (100 тыс. гектаров) с доведением ее до 71,8 процента; доли спелых насаждений на 2 процента (150 тыс. гектаров) с доведением ее до 11,8 процента; среднего запаса спелых древостоев на 11 куб. метров на гектар с доведением его до 254 куб. метров на гектар. В результате реализации мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению лесистость республики увеличится с 38,5 до 39 процентов, а к возрасту спелости насаждений дополнительно будет получено 10 млн. куб. метров ликвидной древесины хвойных пород. Охрана и защита лесов, сохранение биоразнообразия В целях сохранения и повышения экологической устойчивости лесов, предупреждения или минимизации негативного воздействия на них природных и антропогенных факторов, обеспечения пожарной безопасности лесного фонда планируется: создать автоматизированную систему слежения и раннего обнаружения лесных пожаров; укомплектовать средствами пожаротушения лесные пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря по системе противопожарного нормирования и стандартизации, обеспечить пожарную готовность сил и средств; расширить сеть лесных пожарно-химических станций и пунктов противопожарного инвентаря; обеспечить правовое регулирование охраны лесов, актуализировать нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, по мере изменения лесного и природоохранного законодательства; разработать и внедрить новый унифицированный огнетушащий состав на основе местного сырья для ликвидации лесных и торфяных пожаров; проводить противопожарное устройство лесного фонда в соответствии с разработанными генеральными планами противопожарного устройства лесов республики; обеспечить устройство не менее 25 процентов от общего объема минерализованных полос в лесном фонде по существующей квартальной сети с использованием их в качестве дорог; реализовать комплекс мероприятий по наведению порядка в лесах, обеспечив выполнение работ по поддержанию порядка в полосах отвода автомобильных и железных дорог (7 тыс. километров), в лесном фонде, на территории 824 лесничеств; обеспечить очистку от древесно-кустарниковой растительности мелиоративных каналов на осушенных землях лесного фонда в соответствии с утвержденными райисполкомами картами-планами работ по наведению порядка в мелиоративных системах в объеме 3830 километров, в том числе в 2011 году – 1872 километров, в 2012 году – 1958 километров; разработать и внедрить методы и технологии формирования пожароустойчивых насаждений в зонах с различной степенью антропогенной нагрузки и радиоактивного загрязнения; модернизировать радиосвязь для оперативного взаимодействия при тушении лесных и торфяных пожаров в лесном фонде, контроля за пожарной обстановкой в лесах, состоянием насаждений, чрезвычайными и кризисными ситуациями в лесах; обеспечить обучение и информационное сопровождение деятельности государственной лесной охраны; разработать и внедрить технологии защиты лесных культур от инфекционных болезней и вредных насекомых; обеспечить реализацию системы наземного лесопатологического мониторинга; реализовать комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению дубрав; оценить динамику размножения и интенсивность повреждения насекомыми-ксилофагами лесоматериалов на лесосеках, разработать и внедрить эффективные меры профилактики и борьбы с вредителями; проводить работы по поддержанию надлежащего санитарного и лесопатологического состояния лесного фонда; расширить перечень пестицидов для защиты растений в лесном хозяйстве с учетом требований международных стандартов; внедрить технологию контроля численности пяти видов вредных насекомых (зимняя пяденица, зеленая дубовая листовертка, зимующий и летний побеговьюны, сосновая совка) с использованием феромонных препаратов отечественного производства. Реализация мероприятий по охране и защите лесов позволит предотвратить ущерб от негативного воздействия природных и антропогенных факторов в сумме свыше 12,3 млрд. рублей. В целях сохранения и поддержания биоразнообразия планируется: вести лесное хозяйство на основе принципов рационального, устойчивого и неистощительного использования лесов; увеличить площади лесов естественной регенерации за счет повышения доли несплошных рубок главного пользования; создавать смешанные лесные культуры, увеличить долю лесных культур, создаваемых селекционным посевным и посадочным материалом; оптимизировать лесистость в малолесных районах путем создания лесных культур на малопродуктивных землях, переданных сельскохозяйственными организациями; применять современную технику и технологии при выполнении лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающие минимальное воздействие на окружающую среду. Ведение лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения Ведение лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения направлено на решение следующих основных задач: усиление экологической роли леса как биогеохимического барьера, препятствующего выносу радионуклидов за пределы загрязненной территории; охрана лесов от пожаров в целях предотвращения их гибели и возможного вторичного радиоактивного загрязнения сопредельных территорий; экономически эффективное проведение лесохозяйственных мероприятий и непрерывное использование лесных ресурсов при условии получения нормативно чистой продукции и соблюдения установленного предела годовой дозы облучения. В соответствии с действующим законодательством требуется применение системы защитных мероприятий на территориях, где средние годовые эффективные дозы облучения превышают 0,1 мЗв. В 12 лесхозах отрасли у работников лесного хозяйства возможно формирование средних годовых эффективных доз облучения, превышающих 0,1 мЗв. В настоящее время остаются загрязненными 1,6 млн. гектаров земель лесного фонда, на которых применяются повышенные меры профилактики и предупреждения лесных пожаров, введены ограничения на проведение рубок, заготовку пищевой продукции леса. Радиационная обстановка в лесах изменяется крайне медленно, ”очищение“ загрязненных лесов происходит лишь за счет радиоактивного распада. Не имеет тенденции к снижению загрязнение лесной продукции, отмечены аномально высокие уровни загрязнения пищевой продукции леса (грибы, ягоды, дичь). В соответствии с требованиями законодательства в республике должно быть обеспечено производство нормативно чистой продукции, что потребует эффективной работы службы радиационного контроля отрасли. При ведении лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения предусматривается: осуществление комплекса мер, направленных на лесовосстановление и лесоразведение в зонах отселения, охрану и защиту лесов от пожаров, внедрение мобильных и дистанционных систем для обнаружения очагов возгорания в зонах радиоактивного загрязнения; поддержание надлежащего санитарного состояния лесов в зонах отселения, рациональное и эффективное использование лесных ресурсов; обеспечение соблюдения норм радиационной безопасности – радиационного контроля на объектах лесного хозяйства и рабочих местах, контроля доз внешнего облучения; контроль радиоактивного загрязнения в лесах – уточнение радиационной обстановки, радиационный контроль лесной продукции, радиационный мониторинг; совершенствование информирования о радиационной обстановке в лесах работников лесного хозяйства и населения. Средства на проведение защитных мероприятий выделяются в рамках реализации государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. |
Государственная программа российской федерации «развитие рыбохозяйственного комплекса» | Охватывает все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их... | ||
Ольга Анатольевна Бурканова, заместитель начальника отдела, Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей... | Российской Федерации установлены гост р 0—92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и... | ||
Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова приглашает молодых ученых (до 35 лет),... | Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Фгоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова» | Фгбоу впо «белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Я. Горина» | ||
Фгбоу впо «Ульяновская Государственная сельскохозяйственная Академия имени П. А. Столыпина» | Фгбоу впо «Ульяновская Государственная сельскохозяйственная Академия имени П. А. Столыпина» |