vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Департамент образования и науки города нягани


Скачать 273.28 Kb.
НазваниеДепартамент образования и науки города нягани
страница1/3
Дата02.06.2013
Размер273.28 Kb.
ТипПрограмма
vcvetu.ru > Дерьвья > Программа
  1   2   3
ХАНТЫ МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА НЯГАНИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Принято: АНМС Утверждаю:

Протокол №1 Директор МОУ « СОШ №4»

«____» сентября 2012г _____________ И.П. Кунцов

01.09.2012 год

Программа деятельности

школьного лесничества «Нягань»

для учащихся 7-17 лет




Срок реализации программы – 3 года
Автор – разработчик:

Фрезе В.Я. руководитель школьного

лесничества, учитель биологии высшей

категории

г. Нягань, 2012 г
ВВЕДЕНИЕ.
В городе Нягани сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами экологических знаний на занятиях по игровой экологии в детских садах и начальных классах. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста занимаются в различных кружках и клубах эколого-биологического направления, в городском научном объединении юных исследователей природы, участвуют в городских экологических играх. Дети активно участвуют в конкурсах, акциях в Рождественской неделе «Природолюбия», в весенних и осенних посадках деревьев, очистке от мусора лесов и парков.

В последние годы в экологическом образовании детей наметились тенденции перехода от частно-практического и общетеоретического уровней образования к практической деятельности, что требует организации обучения и воспитания на основе деятельностного подхода.

Министерством образования, Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 08.04.96 № 59).

В целях расширения контактов детей и подростков с природой, вовлечения их в природоохранную практическую деятельность, формирования осознанного и ответственного отношения к природным объектам при содействии Красноленинского лесхоза на базе МОУ « СОШ №4» в 1999 году было создано школьное лесничество «Нягань».

Образовательная программа школьного лесничества

предусматривается взаимосвязь учебных занятий, трудовых десантов, экологических и природоохранных акций, творческих мастерских, познавательных игр, экологических праздников с работой в лесу, на экологической тропе.

Школьное лесничество «Нягань» одно из 67 работающих в ХМАО-Югре.

Данная программа составлена Фрезе Валерием Яковлевичем.

В течение 1971-1998 г.г Валерий Яковлевич работал в Казахстане, в городе Мамлютка Северо-Казахстанской области, где преподавал биологию и активно, творчески занимался экологическим воспитанием детей. Он руководил школьным лесничеством, кружком «Голубой патруль», научным обществом «Искатель». Под его руководством дети занимались озеленением и цветоводством, изготавливали искусственные гнездовья для птиц и проводили биотехнические мероприятия. По заданию академии наук Каз. ССР занимались кольцеванием взрослых скворцов и молодых скворчат и другими видами деятельности. В Интернете на снимках из космоса в районе города Мамлютка, можно увидеть сосновый парк, выращенный под его руководством в северном районе города, городской парк, который был разработан и заложен под его руководством. На снимках хорошо видны восьмирядные посадки деревьев на озере Каменное, осуществленные в начале 80-х годов XX века.

По результатам исследовательских работ, проведенных под его руководством, 6 учеников школы и Валерий Яковлевич были награждены бронзовыми медалями ВДНХ СССР. Дважды сюжеты из работы «Голубого патруля» демонстрировались по Всесоюзному телевидению в программе «В мире животных».

В 1983 году Валерию Яковлевичу было присвоено звание «Учитель-методист» и вручен соответствующий знак, в 2011г присовено звание «Почетный работник общего образования РФ». С опытом своей работы по привлечению детей к практической исследовательской работе с природой, Валерий Яковлевич выступал на двух Республиканских педагогических чтениях в городе Кокчетаве и в городе Петропавловске, а середине 80-х годов на Всесоюзных педагогических чтениях в городе Ташкенте. В начале 80-х годов участвовал со своим сообщением на Всесоюзном совещании обобщающим опыт работы Научных обществ учащихся в городе Кишиневе.

В Петропавловском педагогическом институте Валерий Яковлевич был включен в программу «Учитель на доверии» - то есть его выпускники не сдавали вступительный экзамен по биологии – им автоматически выставлялась оценка из аттестата зрелости.

Переехав в 1998 году в город Нягань, он продолжил работу по привитию детям любви к природе, по привлечению их к практической деятельности с природными объектами, по распространению знаний о природе и его обитателях.

За 11 лет работы школьного лесничества можно видеть первые реальные результаты. На пустых местах в городе Нягань, естественно при поддержке их администраций созданы и украшают город 5 декоративных парков: вокруг школы № 4, вокруг Няганского центра образования; завода «ЛВЛ-Югра»; Детского реабилитационного центра «Гармония»; плавательного бассейна «Дельфин».

Значительно дополнены, в основном сосновыми деревьями парки вокруг спортивного клуба «Афганец» и городского драматического театра, детского садика «Березка» и Православного храма. Прекрасно прижились и тянутся к небу 10 тысяч сеянцев сосны на двух рекультивируемых карьерах города и 6 тысяч перед Православным храмом. Школьное лесничество активно принимает участие в различных экологических мероприятиях, акциях и конкурсах, где часто занимает призовые места. Это в первую очередь окружная акция по озеленению «Спасти и сохранить»; окружной конкурс школьных лесничеств; окружной конкурс творческих работ «Лес глазами детей»; окружной конкурс творческих работ «Благославляю, Вас леса» и других. Например, в январе 2010 года участвуя во Всесоюзном юниорском конкурсе «Подрост» в номинации практическая природоохранная деятельность трое наших ребят занятии первое место в округе за исследовательскую работу улучшение экологического состояния города Нягань. Наш главный лесничий Спешилова Света будет принимать участие в итоговом Всероссийском конкурса в Москве.

Ежегодно, неоднократно наша работа отражается на страницах наших газет и телевидении. Так за 2009-2011 год в газетах было опубликовано 10статей о работе школьного лесничества Нягань, из них две были написаны журналистами, две Фрезе В.Я., одна ученицей Спешиловой Светой. Трижды работа школьного лесничества освещалась по городскому телевидению.

В 2008 году создан 1-й видеофильм о работе школьного лесничества. В 2010 году по заданию и на средства городского комитета по делам молодежи создан 2-й видеофильм о работе школьного лесничества Нягань. Участвуя в работе школьного лесничества Нягань, изучая законы природы, многие ученик после окончания 11 класса выбирают биологические профессии. Так из 37 учеников Валерия Яковлевича, окончивших школу весной 2009 года, 8 человек решили связать свою жизнь с профессией медика. Пять человек поступили в медицинские ВУЗы, а трое в медицинские техникумы.


Пояснительная записка


Школьное лесничество «Нягань» создано на базе Красноленинского лесхоза и муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» в 1999 году.

Руководителем и координатором работы школьного лесничества является Фрезе В.Я., учитель биологии, высшей категории; от Няганского лесничества Титов Сергей Николаевич – лесничий Няганского территориального лесничества

Высшим органом школьного лесничества является общее собрание его членов. От учащихся, руководителем школьного лесничества являются лесничий Заяц Эдуард,ученик 11 класса, и его помощник Джанбек Никита , ученик11 класса, которые избираются на общем собрании.

Общее собрание проводится 1 раз в квартал, где утверждаются планы работы на год, на квартал, решаются текущие вопросы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена для школьного лесничества, организованного на базе городской школы. Основной задачей является организация детей по улучшению экологического состояния г.Нягань. Наша мечта сделать родной город – городом в лесу, где рядом с людьми жили бы белки, птицы, бабочки, шмели т.д. К сожалению мы видим, что экологическая обстановка в городе постепенно ухудшается. Все больше автомобилей движутся на его улицах, строятся новые предприятия завод «ЛВЛ-Югра»; завод «Полярный кварц»; Няганская ГРЭС и др. Без пощады уничтожается под постройку последние остатки девственного леса в черте города. Без жалости уничтожаются 30-летние посадки деревьев на улицах под установку рекламных щитов, под автостоянки и т.д. Город Нягань это северный город, но при посадках деревьев в 80-х годах прошлого столетия они на 80% осуществлялись березой. В наших северных условиях это дерево лишь условно можно отнести к зеленым насаждениям, так как зеленое оно лишь три месяца в году, а 9 месяцев оно стоит голым, не лаская взгляд, не задерживая ветер, пыль, газы, вредный звуковой фон. Поэтому работа школьного лесничества Нягань протекает в особых условиях. Наша работа по озеленению направлена в первую очередь на озеленение территорий конкретных городских предприятий и организаций. Наша исследовательская работа направлена на изучение и внедрение новых видов и сортов декоративных деревьев, кустарников и цветов хорошо растущих в условиях города Нягань и качественно в течении всего года улучшающих экологическую обстановку в нем.

Деятельность школьного лесничества «Нягань» осуществляется по пятилетней программе 2012-2015г, и ведется по следующим направлениям:

Цель:

1.Привлечь детей к активной практической исследовательской работе по сохранению и воссозданию природы;

2.Воспитание из членов школьного лесничества и максимального количества учеников школы экологически грамотных людей, любящих природу Родины, умеющих беречь и приумножать ее богатства;

3.Улучшить экологическое состояние в городе Нягань.
Задачи:

обучающая: изучение биологических особенностей составных частей природных экосистем, особенности их взаимоотношений. Особенности сосуществования города и леса, человека и природы.

развивающая: научиться проводить простейшие исследования биологических объектов, наблюдения, эксперименты, программирование и моделирование взаимоотношений человека и природных объектов

воспитательная: научить детей понимать красоту Родной природы, необходимость ее сбережения, внедрить в их душу понимание того, что при бережном, грамотном, творческом подходе богатства природы неисчерпаемы.

Формирование коллектива школьного лесничества.

Подготовка детей к правильному, осознанному выбору профессий.
Социально - педагогическая

- формирование коллектива школьного лесничества;

- включение детей в соуправление школьным лесничеством;

- координация совместной деятельности детей, педагогов и представителей заинтересованных структур города

оздоровительная:

*укрепление здоровья детей при организации походов, поездок, экскурсий, трудовых десантов и т.п.

*формировать у учеников стремление вести здоровый образ жизни

В работе школьного лесничества принимают участие 54 ученика с 3-11 классы. Дети разделены на 3 группы – 3-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Занятия проходят ежедневно по 3 часа, 5 дней в неделю, кроме среды и субботы. Дети согласно плана получают теоретические знания по биологическим особенностям лесных обитателей, их взаимоотношениях, о биотехнических мероприятиях. Ребята знакомятся с почвами, их особенностями, изготавливают искусственные почвогрунты. Дети собирают семена цветочных, кустарниковых и древесных культур, очищают их, сортируют, фасуют, учатся сеять семена и выращивать рассаду. Проводится посильная детям исследовательская работа по наблюдению за растениями и животными в городе, изучаются и выращиваются новые перспективные декоративные растения. Дети регулярно ходят на экскурсию по городу, по его цветникам, для изучения особенностей озеленения и т.п. Регулярно совершаются походы в лес, на территорию, закрепленную за школьным лесничеством, на городской родник, на реку Ехму, регулярно выезжают на экскурсии в музей заповедника «Малая Сосьва» и в г.Х-Мансийск.
Предполагаемый результат:

* осознание детьми необходимости охранять природу, быть активными ее защитниками;

  • получение детьми и подростками специальных знаний, умений и навыков;

  • умение применять полученные знания в исследовательской, природоохранной деятельности;

  • получение опыта социальных отношений;

  • улучшение экологического состояния родного города путем озеленения его улиц;

  • разработка проектов парков и их закладка на территории предприятий города Нягань

  • улучшение цветочного оформления города Нягань, путем выращивания рассады, высадки и выращивания цветов;

  • выбор подростками биологических и связанных с лесным хозяйством профессий, готовность к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения



Деятельность школьного лесничества базируется

на следующих принципах:

*гуманности – педагогическая деятельность направлена на развитие ребенка;

*демократичности – сотрудничество детей и взрослых;

*индивидуализации и дифференциации – развитие каждого ребенка в отдельности и учета интересов коллектива в целом;

*непрерывности и комплексности – единство дошкольного, школьного и дополнительного образования в области экологии, природоохранной работы, участие родителей в экологическом воспитании детей и подростков;

*добровольности
Направления деятельности школьного лесничества:

1.Просветительская

2.Природоохранная

3.Исследовательская

4.Досуговая

За лесничеством закреплены несколько кварталов лесных культур, где ребята изучают особенности взаимоотношений организмов в экосистеме леса. Здесь создана небольшая школка сеянцев и школка саженцев, где на небольшой площади ребята из семян выращивают голубые ели и липы, барбарисы и рябины, калины и клены более 25 видов для последующей высадки их на улицах города.

Здесь ребята вывешивают искусственные гнездовья для птиц, высаживают черенки ивы для борьбы с оврагами, подкармливают лесных обитателей, очищают от мусора городской родник с питьевой водой и прилегающие участки леса. Ежегодно высаживаются 200-600 деревьев сосны и березы, кедра, лиственницы и ели на улицах города.

Темы исследовательской работы:
1.Совершенствование ассортимента деревьев и кустарников на улицах северного города Нягань, путем интродукции новых, устойчивых, высоко- декоративных растений.

2.Изучение технологии выращивания и внедрение дикорастущих, красивоцветущих растений флоры Западной Сибири на клумбах и скверах северных городов на примере дербенника иволистного, герани лесной, астры солончаковой , очитка розового и др.

3.Разработка ландшафтных проектов и их внедрение при озеленении школы №4, детского сада «Березка», спортивного клуба «Афганец», Няганского центра образования, детского реабилитационного цента «Гармония», Православного храма, городского театра промышленного предприятия завода «ЛВЛ-Югра». Например, весной 2009 года разработан проект и проведена закладка парка на территории плавательного бассейна «Дельфин».

4.Изучение и внедрение новых видов и сортов однолетних цветочных растений.

5.Изучение и внедрение новых видов многолетних цветочных растений.

6. Сохранение и воссоздание природных экосистем вокруг г. Нягань.
Методы и приёмы обучения и воспитания.
1.Метод теоретического изложения: лекция, рассказ, объяснение, беседа,

обсуждение, анализ, сравнение, эвристические задачи и упражнения;

2.Метод наглядного обучения: использование таблиц, схем, иллюстраций, карточек, зарисовок; демонстрация натуральных объектов изучения; просмотр учебных фильмов, работа с гербариями.

3. Метод практического обучения: выполнение практических, самостоятельных и лабораторных работ; работа с приборами, природным материалом; фенологические наблюдения, подготовка почвогрунта, посевы, посадка и уход за растениями в городе..

4. Метод самостоятельной работы: работа со специальной литературой; составление рефератов; ведение исследовательских работ, их оформление, участие в окружном исследовательском конкурсе «Подрост» и др. Написание статей в газеты, освещение на телевидении.

5.Метод контроля знаний, умений и навыков: тестирование, анкетирование, опрос, контрольные задания, наблюдение за практической деятельностью, участие в научных конференциях, конкурсах, слетах окружных школьных лесничеств.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление...
...

Российская Федерация Тюменская область Ханты- мансийский автономный...
Целью исследования является изучение красивоцветущих видов растений флоры Западной Сибири, их выращивание и внедрение на улицах города...

Департамент образования администрации города Перми
Прибыль, по [1, с. 587], представляет собой сумму, на которую доход, выручка превышает затраты на экономическую деятельность, на...

Структура рабочей программы 2017-2018 учебный год
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный...

Конкурсная документация конкурс по государственным закупкам товара
Заказчик-организатор государственных закупок: Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Ғылым...

К постановлению Администрации
Настоящий Стандарт качества выполнения муниципальной работы «Организация озеленения территории» (далее Стандарт) разработан Департаментом...

Города Чебоксары
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06. 10. 2003 года № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления...

Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская федерация министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Департамент научно-технологической политики и образования
На основании решения приемной комиссии от «10» августа 2010 г и результатов сдачи вступительных испытаний



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru