vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Барнаульского государственного педагогического университета Лес бесценный дар природы Из опыта работы педагогов Алтайского края Барнаул 2009


НазваниеБарнаульского государственного педагогического университета Лес бесценный дар природы Из опыта работы педагогов Алтайского края Барнаул 2009
страница1/14
Дата19.07.2013
Размер1.56 Mb.
ТипТексты
vcvetu.ru > Дерьвья > Тексты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Алтайский краевой детский экологический центр

Лаборатория "Этно-экологическое образование учащихся"

Барнаульского государственного педагогического университета


Лес – бесценный дар природы
Из опыта работы педагогов Алтайского края



Барнаул - 2009


УДК 630

ББК 43

Л – 50

Лес – бесценный дар природы: Из опыта работы педагогов Алтайского края. Под ред. д.б.н., профессора В.А. Рассыпнова


Материалы сборника одобрены лабораторией «Этно-экологическое образование учащихся» Барнаульского государственного педагогического университета и рекомендованы для широкого использования в образовательных учреждениях Алтайского края.

Печатается по решению методического совета Алтайского краевого детского экологического центра. Протокол № 1 от 04.02.2009 года.


Редакционная коллегия: Рассыпнов В.А., д.б.н., профессор БГПУ; Батлук Н.В., зам. директора по научно-методической работе АКДЭЦ; Патрушева Л.И., зав. методическим отделом АКДЭЦ; Землянова О.В., методист по экологии АКДЭЦ.


Введение

«Лесные чертоги полны невидимых диковин.

Мы кажемся пигмеями под многоэтажным

пологом леса… Кажется природа решила

здесь довести красоту до последней немыс-

лимой степени.»

Арнольд Ньюмен

Школа и экологическая культура – понятия, теснейшим образом связанные между собой. Наши педагоги призваны дать детям экологические знания, привить экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры и мировоззрения. Задача сложная, наскоком её не решить. Нужна системность, эффективные методические приёмы, убедительный фактический материал. Благодатным природным образованием, имеющим поистине космическое значение, и одним из сильнейших средств экологического образования, в широком смысле этого слова, является лес.

Что такое лес? Вопрос не простой. Это своеобразный живой организм, большой и очень сложный. В масштабе планеты лес является важнейшим фактором в экологическом равновесии биосферы. Это крупнейший накопитель солнечной энергии и биологической массы, один из источников кислорода; он очищает околоземную атмосферу, регулирует сток воды, защищает почву от эрозии, положительно влияет на движение и режим воздушных масс, и, наконец, это здоровье и отдых людей, источник разнообразных ценнейших природных ресурсов.

В Алтайском крае леса занимают общую площадь 4431,5 тыс. га, что составляет 26,4 % от всех земель. Средняя лесистость территории 21,7 %. Леса представлены, в основном, таёжными массивами предгорий и среднегорий Алтая и Салаира. По руслам рек протянулись на сотни километров уникальные ленточные боры. Лесостепная зона края представлена многочисленными берёзовыми колками.

В глухом таёжном посёлке и степи, где естественных массивов леса нет совсем, педагоги говорят о лесе – загадывают загадки, на примере леса рассматривают экологические законы, знакомят детей с обитателями леса… Мы имели возможность неоднократно убедиться, насколько творчески подходят к этому учителя.

В настоящий сборник вошли лучшие методические материалы участников краевого конкурса «Лес – бесценный дар природы». Он был проведён в январе-феврале 2009 года Алтайский краевым детским экологическим центром. В конкурсе приняли участие 256 человек: учителя начальных классов, биологии, экологии, химии, географии, литературы, физики, математики, иностранного языка, руководители школьных лесничеств, педагоги дополнительного образования, работники школьных библиотек, вожатые.

Главными критериями, которыми руководствовались члены конкурсной комиссии при принятии решения о включении той или иной разработки в сборник, были не только её новизна, оригинальность и хорошая редакция, но и то, в какой степени она может быть интересна другим педагогам. Оргкомитет надеется, что разработки авторов-составителей будут полезны учителям школ, педагогам дополнительного образования, руководителям школьных лесничеств, участникам «зелёных» движений - всем, кто заинтересован в сохранении родной природы.

Внеклассное занятие «Экологический суд»

Стрельцова Г.П.

Успех в решении проблем экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения в начальной школе. Основополагающее значение для младших школьников в экологическом воспитании имеет система подачи природоведческого материала. Выполнение учебно-познавательных заданий на знание природных объектов, понимание их роли в биосфере, значения в жизни человека, применение природоохранных умений в типичной и критической ситуациях, позволяет учащимся начальной школы более осознанно воспринимать материал экологической тематики.

Село Селекционное Славгородского района расположено в засушливой зоне Кулундинской степи. У нас нет лесов, а есть лесные полосы, которые появились благодаря человеку. В 1948 году началась работа по их посадке в нашем селе. Во время экскурсий с детьми мы проводим наблюдения за жизнью и изменениями животного и растительного мира лесных полос. Частые вырубки, пожары, загрязнение бытовыми отходами приводит к постепенному уничтожению лесонасаждений. Единственная в Кулундинской степи лиственная роща, если не принять природоохранных мер, постепенно исчезнет. Как в урочной, так и во внеурочной работе я использую нестандартные формы, приёмы, позволяющие воспитывать любовь к природе, потребность беречь и охранять её. Одной из таких форм является «Экологический суд». Главной целью занятия является привлечение внимания к экологической проблеме состояния лесных полос села, формирование экологической культуры школьников.

Задачи: воспитание любви к природе; формирование ответственности за поступки, совершённые людьми; развитие умения высказывать свою точку зрения по экологической проблеме.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, фонограмма Р. Вагнер «Шелест ветра» (увертюра из оперы «Зигфрид»).

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, друзья!

Все мы живём в необычном месте.

Какая ширь здесь и приволье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовётся это – степь.

Все мы живём в прекрасной Кулундинской степи. Растительность здесь очень скудна. Вдоль дорог встречаются лесные полосы, которые появились благодаря человеку. Лес нам близок. Но былого взаимопонимания между нами уже нет. Да и какое может быть отношение к лесу у «хозяина природы»? Иногда слышишь: «Человек - царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это щедро нам дарит природа, а взамен просит бережного, доброго отношения. Мы должны сохранить лес, чтобы не оскудели окончательно наши души, не разорвалась связующая нас нить, было бы к чему прикоснуться и где набраться сил в часы тяжелых испытаний. Из-за недостатка влаги, в степи деревья самостоятельно не растут. В нашей местности все деревья появились благодаря человеку. Посаженные деревья образовали лесные полосы, где растут клёны, берёзы, тополя. Есть единственная в Кулундинской степи лиственная роща. Но человек наносит непоправимый вред растениям и животным этих лесных полос. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Давайте пофантазируем.

Итак, суд. Суд над человеком.

Судьёй у нас будет сова. Ведь к её мудрым словам прислушиваются все. Да и живёт она в наших лесных полосах. Со всеми она знакома.

Главный обвинитель - Лесовичок. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали именно Лесовичка. Последнее время его жизнь находится под угрозой. Его владения постепенно уменьшаются, так как человек постепенно вырубает деревья в лесных полосах и часто разводит костры, которые приводят к лесным пожарам.

Адвокат - защитник человека - кошка.

Присяжные заседатели – все, кто находится здесь за столом.

Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово - главному обвинителю.

Лесовичок: Мне трудно говорить. Моя жизнь, как и жизнь деревьев, насекомых, птиц и других животных лесных полос вокруг нашего села под угрозой. Человек всё делает для того, чтобы нас не стало. Я боюсь, что через несколько лет наши лесные полосы могут исчезнуть, и не могу понять одного: ведь человек сам творение природы. Он не имеет право выносить смертный приговор. Он не понимает, что в природе нарушается природное равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно. Я обвиняю современного человека в том, что он уничтожает деревья, которые посадили его предки, часто оставляет непотушенными костры, которые приводят к пожарам, а также оставляет мусор. Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.

(Обращаясь к человеку) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг! Вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Гибнет лес! Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

Сова: Какое наказание по-вашему, уважаемый, Лесовичок, заслуживает человек?

Лесовичок: Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, своё мнение я выскажу позднее.

Сова: Теперь слово защите.

Кошка: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

Лесовичок: Уважения?

Кошка: Да, да! Кому, как не мне, кошке, больше всех известно о человеке?

Лесовичок: Смешно! Вы же зависите от человека во всём. Конечно, тебе не выгодно его обвинять. Вот недавно я проходил мимо сада твоего хозяина. Так он тебя так ласково приглашал в дом полакомиться парным молочком.

Кошка: А вы знаете, что человек много делает для защиты природы? Например, в Алтайском крае созданы особо охраняемые природные территории, площадь которых составляет 904,2 тыс. га. Под охрану взяты 143 памятника природы. Создана Красная книга Алтайского края, куда занесены исчезающие животные и растения. Многие лесничества проводят работу по посадке лесов.

Лесовичок: Что-то я не вижу этой работы в наших лесных полосах?

Кошка: Как же не видишь? У нас в Славгородском районе есть Знаменский лесхоз, который каждый год предлагает бесплатно саженцы жителям района. Летом ученики Селекционной школы высаживали саженцы сосны в парке и во дворе школы.

Лесовичок: А почему же не высаживают их в наших лесных полосах?

Кошка: Я думаю, что придёт время и в лесных полосах высадят молодые деревца.

Судья: Давайте послушаем свидетелей со стороны обвинения и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения - ветер.

Ветер: Я - хозяин степей. Бываю везде и повсюду. Слышу шелест листвы, пенье птиц и разговор людей. Однажды залетел я во двор одного дома, что находится в вашем селе. Сидели две старушки и вели душевный разговор. В их голосе я почувствовал тревогу, и слёзы были на их глазах. Послушайте, что я услышал: «Живём мы с тобой без малого 73 года в нашем селе. Сколько всего повидали. В поле работали от зари до зари. В далёком 1948 году саженцы тополей, берёз, клёнов, дубков высаживали. Каждый год ухаживали за ними, пропалывали, чистили от сушняка. Какие деревца выросли! Красота! А недавно оказалась в тех местах и сердце обомлело, когда увидела наши деревца. Сколько срублено, сколько сушняка лежит, сколько погорело!»

Судья: Свидетель - муравей.

Муравей: Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, муравьи, любим трудиться. Все нас называют санитарами леса. Чистый лес - залог здоровья не только жителей леса, но и людей. Посмотрите, я принёс вещественные доказательства безответственного отношения человека к природе. Это пакет с мусором. Посмотрите: здесь полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, стекло, бумага. Неужели человеку трудно это всё убрать за собой?

Судья: Да, это весомые доказательства безответственного отношения человека к природе!

Муравей: Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать его!

Судья: Продолжим слушание. Приглашается свидетель - скворец.

Скворец: Нам, скворцам, больно смотреть на гибнущий лес. Так приятно посидеть на веточке и устроить концерт для жителей леса. Да и человека красивая природа вдохновляет на создание прекрасных произведений. Я знаю многих композиторов, сочинявших музыку о природе: Р.Шуман «На опушке леса» из цикла «Лесные сцены», Р.Вагнер «Шелест леса» (увертюра из оперы «Зигфрид») и многие другие. Я принёс эти доказательства - послушайте и посмотрите музыку леса.

(Под музыку Р.Вагнера «Шелест леса» просмотр видеоряда «Наши леса»)

И вот этой лесной красоты мы можем полностью лишиться!

Судья: Мне понятна тревога Муравья. Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы узнали, что же нам делать с человеком?

Адвокат: На любом суде даётся слово обвиняемому. Послушаем Человека.

Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не станет легче.

Кошка: Да, то, что сделал человек, ужасное преступление. Но ведь только он может хоть что-то исправить! Именно человек создаёт заповедные зоны и охраняет природу.

Судья: Да, не отрицаю. Только благодаря людям удалось сохранить многие растения и животных.

Лесовичок: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?

Судья: К сожалению зависим.

Кошка: Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна. Ужас! Сколько раз человек выгонял меня из дома, бросал, желая избавиться …

Лесовичок: Видите? Уже защитники стали обвинителями

Судья: Какое нам принять решение? (совещается) Прошу внимания! Изучив все материалы дела, мы установили, что сегодня под угрозой остаются многие лесные насаждения, а также жители леса. Надо признать кризисную экологическую ситуацию в лесных полосах: загрязнение бытовыми отходами и частые лесные пожары.

Решение - человеку исправить то, что пока ещё исправить можно. Разослать всем жителям села письмо - обращение от жителей леса.

Письмо-обращение к жителям села.

Уважаемые жители села! Берегите лес и сажайте деревья. Ведь природа степи бедна и в ваших силах её украсить!

Не рубите в лесу деревья, не ломайте ветки. Не прибивайте скворечники и кормушки гвоздями к деревьям. Знайте: в лесу в 300 раз меньше бактерий, чем в городе; за один тёплый день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислоты, выделяя при этом 180-220 кг кислорода.

Ходите только по тропинкам, не вытаптывая растения. Уплотнение почвы ухудшает поступление воздуха к корням деревьев. Вытоптанные участки естественным образом долго не восстанавливаются.

Будьте предельно осторожны с огнём в лесу, не разводите без надобности костёр. Не оставляйте его без присмотра, перед уходом тщательно залейте его водой или засыпьте землёй. Кострище не зарастает в течение 5-7 лет. При пожаре выгорают органические вещества, а на восстановление плодородного слоя почвы в 1 см требуется 100 лет.

Не разоряйте муравейники. Рыжий муравей- главный санитар леса.

Слушайте птичьи перепевы, шум леса, разговор ветра - это прекрасная музыка природы. Знайте, что включенные на полную мощность транзисторы тревожат шумом зверей и птиц, они покидают укромные места.

Каждый гражданин нашей страны должен понять, что это наша земля и нашим детям на ней жить. Очень хочется, чтобы через 20 или 30 лет новое поколение могло полюбоваться природой, не только просмотрев фотографии и видеосъёмку леса.

Мы хотим призвать всех: объединяйтесь ради будущего наших детей!

Лесовичок: А если человек не исправит положение?

Судья: Тогда человека постигнет участь многих погибших животных. Ведь без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить.

Лесовичок: Человек сам, того не замечая, подписывает себе смертный приговор.

Судья: Получается так. Слушание дела окончено.

Литература

Бакланова С.В. География Алтайского края // в журнале «Начальная школа» №10, 2003.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел экологической информации и сельскохозяйственной литературы бесценный дар земли
Бесценный дар земли. Справочные и библиографические материалы к Международному году картофеля 2008. / Орл обл публ б ка им. И. А....

Управление алтайского края по культуре и архивному делу
Клубный курьер: Информационный бюллетень, выпуск №20. – Барнаул: акцнтиД, 2012. – 32 с

Администрация алтайского края постановление от 22 июля 2009 г. N...
В целях реализации ведомственной целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009 2012 годы, утвержденной...

Российская федерация администрация третьяковского района алтайского края
Администрации Алтайского края от 11. 05. 2010 №200 (редакция от 11. 01. 2007г.) "Об утверждении Положения об организации общественных...

Министерство образования и науки российской федерации
...

Биоморфология орхидных ( Orchidaceae Juss.) России и Японии
Работа выполнена на кафедре ботаники Биолого-химического факультета Московского педагогического государственного университета

Концепция формирования Алтайского биофармацевтического кластера Барнаул 2009
Преимущества региона как площадки для формирования инновационного биофармацевтического кластера

Закон алтайского края
Утвердить программу социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года (прилагается)

Конкурс «бесценный дар земли»
Откуда ведет свое происхождение картофель? Как и за что картофель получил свое название?

Возрастная морфология и кровоснабжение пальцев маралов
...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru