vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 0.65 Mb.
|
ФИЛИАЛ г. ДУБНА НОУ ВПО УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА » ДУБНА,2012 ВВЕДЕНИЕ В условиях развития рыночных отношений, коренной перестройки отечественной экономики и всех сфер управления роль и значение статистики как науки и хозяйственной практики возрастает. Статистическая наука изучает процессы сбора, обработки, анализа экономической информации, лежащей в основе принимаемых решений. Она служит одним из важнейших рычагов управления на всех уровнях хозяйствования, организационно-методической основой сбора информации и оценки результатов хозяйственной деятельности и предпринимательства. Целью преподавания курса “Статистика” является подготовка экономических кадров, владеющих современной методологией сбора, обработки, обобщения статистической информации, приобретения навыков вычисления статистических показателей, их анализа и использования в работе экономиста и хозяйственной практике для принятия обоснованных управленческих решений. Задачи в процессе изучения дисциплины: - овладение современными методами и приемами сбора, обработки, обобщения и анализа массовой, однородной статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах; - выработка навыков статистического обобщения и анализа данных применительно к практической деятельности перерабатывающих предприятий и отраслей; - освоение системы учета и статистики, принятой в международной практике; - овладение методикой международных сопоставлений макроэкономических показателей; - применение методов моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов для принятия обоснованных управленческих решений. В результате изучения дисциплины студенты должны: а) иметь представление: - о теории и практике статистических исследований явлений и процессов общественной жизни; - об организации статистики в стране на отдельных уровнях управления; - о методах проведения специально организованных статистических обследований; - об использовании методов статистического анализа в хозяйственной практике. б) знать: - приемы, методы и особенности организации сбора исходной массовой информации; - системы взаимосвязи обобщающих статистических показателей, методы их расчета и анализа в конкретной экономической ситуации; - методы выявления основных тенденций и закономерностей развития социально-экономических показателей; - задачи и пути совершенствования отечественной статистики в связи с учетом международных стандартов. в) уметь: - правильно организовать и провести статистическое наблюдение; - заполнять и использовать формы статистической отчетности предприятия; - исчислять обобщающие статистические показатели состояния и развития производства; - систематизировать и наглядно изображать полученные данные с помощью статистических графиков и таблиц; - соединять теорию статистики с хозяйственной практикой в принятии управленческих решений; - применять статистические методы в анализе производственно-хозяйственной деятельности и по результатам анализа делать обоснованные выводы и предложения; - моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы, определять основные закономерности их развития; - измерять социально-экономическую эффективность общественного производства; - использовать в профессиональной деятельности основные методы обработки и анализа наблюдения и эксперимента. Структура курса. Дисциплина «Статистика» состоит из следующих разделов: РАЗДЕЛ 1. Общая теория статистики содержит общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории статистики и способствует формированию необходимых профессиональных знаний у менеджеров и руководителей предприятий. РАЗДЕЛ 2. Микроэкономическая статистика (статистика предприятия) содержит методы анализа деятельности организаций и предприятий, такие как анализ применения и потребления основных и оборотных фондов, рабочей силы, приводятся методы расчета производительности труда, анализ натурально-вещественных и финансовых результатов деятельности организации. С помощью системы показателей микроэкономическая статистика дает оценку производственно-коммерческой деятельности организации на всех уровнях управления в условиях рынка и специфики подотраслей пищевой промышленности. Изучение разделов статистического цикла дисциплины дает необходимую базу знаний для изучения ряда других экономических дисциплин в процессе профессиональной подготовки Изучение разделов статистического цикла дисциплины дает необходимую базу знаний для изучения ряда других экономических дисциплин в процессе профессиональной подготовки экономиста любой специальности. Объем учебного материала ограничен требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования к уровню статистической подготовки экономистов и объемом нагрузки, предусмотренной учебным планом по обучению конкретной специальности. 1.2. Организационно-методические данные дисциплины: объемы различных форм учебной работы в часах и виды контроля согласуются с учебным планом и приводятся в учебных графиках по каждой специальности 1.3.Дисциплины, знание которых требуется для изучения курса «Статистика»: основы экономической теории, тория вероятности и математическая статистика, бухгалтерский учет и аудит, экономика предприятия. Изучение дисциплины «Статистика» включает лекционные, практические занятия, а также индивидуальные занятия со студентами и их самостоятельную работу. 1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ Предмет статистики, ее научные основы, особенности и связь с другими общественными науками. Исходные понятия статистики: статистическая совокупность, единицы и варьирующие признаки совокупности. Статистический показатель. Понятие о системах статистических показателей и их взаимосвязи. Методы статистики. Статистическая закономерность. Закон больших чисел и особенности его проявления в статистических совокупностях. Этапы статистического исследования. Задачи статистики как науки и как хозяйственной практики в связи с развитием рыночных отношений и переходом к международной практике учета и статистики. Организация государственной статистики. Международные статистические организации. ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Понятие о статистической информации, источники информации. Программно- методологические и организационные вопросы сбора информации. Виды статистического наблюдения по моменту регистрации наблюдаемых объектов, по способу организации и по полноте охвата единиц наблюдения. Способы собирания статистических сведений, проверки их достоверности, точности и своевременности поступления. ТЕМА 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Понятие о сводке статистических данных, ее основное содержание, виды и задачи. Понятие о группировке. Группировка как основа научной обработки статистических данных. Сущность метода группировок и его значение в статистическом исследовании социально- экономических явлений. Виды группировок. Обоснование и выбор группировочного признака. Определение числа групп, величины интервалов. Характеристика групп при помощи статистических показателей. Важнейшие группировки и классификации, применяемые в статистике, их использование в экономическом анализе. Ряды распределения, их виды и способы построения. ТЕМА 4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ И ГРАФИКИ Статистические таблицы и графики как способы наглядного изображения статистических данных. Понятие о статистических таблицах, их значение, виды и составные части. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Принципы построения и правила оформления, чтения и анализа таблиц. Понятие о статистическом графике. Роль и виды графического способа изображения статистических данных. Элементы графика и правила его построения при изображении структуры совокупности, распределения, динамики, взаимосвязи явлений, территориальных сравнений. ТЕМА 5. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ Понятие об абсолютных и относительных величинах, их взаимосвязи и необходимость комплексного применения. Виды абсолютных величин, единицы их измерения. Виды относительных величин, способы их расчета и формы выражения. Обоснование выбора базы и условий для сравнения. ТЕМА 6. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ Понятие о средней величине. Взаимосвязь метода средних и метода группировок. Средняя арифметическая. Средняя гармоническая. Другие формы средних. Выбор формы средней. Значение и выбор весов для определения средней. Вариация признаков. Причины и необходимость изучения вариации; размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации. Виды дисперсии: общая, групповая (частная ), внутригрупповая, межгрупповая. Правило сложения дисперсий и его использование в анализе взаимосвязи социально- экономических явлений. Коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. ТЕМА 7. РЯДЫ ДИНАМИКИ Понятие о рядах динамики. Виды рядов динамики; элементы ряда, правила его построения и приемы графического изображения. Аналитические показатели ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Темп наращивания. Средние показатели ряда динамики. Приемы анализа рядов динамики и выявления основных тенденций развития. Способы выравнивание рядов динамики. Методы изучения сезонных колебаний. Элементы интерполяции и экстраполяции. ТЕМА 8. ИНДЕКСЫ Понятие об индексах. Область и задачи их применения. Классификация индексов. Виды индексов и способы их построения. Выбор индексируемой величины и весов индекса. Формы индексов. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. Средний арифметический и средний гармонический индексы. Индексы средних уровней. Важнейшие экономические индексы (физического объема, цен, товарооборота и т.д.), их взаимосвязи и значение в анализе экономических ситуаций в условиях рынка. ТЕМА 9. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ Виды и формы статистических взаимосвязей как форма выражения всеобщей связи явлений. Основные статистические методы изучения связей: метод параллельных рядов, условия его применения. Понятие однофакторной и многофакторной модели связи. Уравнение регрессии как форма аналитического выражения статистической связи, экономическая интерпретация его параметров. Показатели тесноты корреляционной связи: линейный коэффициент корреляции, индекс корреляции, эмпирическое корреляционное отношение, их интерпретация. ТЕМА 10. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Сущность статистического моделирования и прогнозирования. Взаимосвязь моделирования, прогнозирования и менеджмента. Классификация статистических моделей и прогнозов: научно – технические, экономические, демографические, научно – исследовательские, макро прогнозы, прогнозы на различные сроки и периоды времени. Основные методы статистического моделирования и прогнозирования: аналитическое выравнивание временных рядов, парная и множественная регрессия, экспертные оценки. Основные этапы построения моделей и прогнозов: графическое изображение рядов динамики, механическое выравнивание рядов одним из известных способов, выбор аналитической функции, моделирование и прогнозирование. Методологические особенности прогнозирования с помощью способа наименьших квадратов. Использование дисперсионного и корреляционно – регрессионного методов анализа при построении однофакторных и многофакторных моделей прогноза. Применение линейного коэффициента корреляции, коэффициента детерминации и критериев согласия (Фишера, Пирсона, Романовского, Колмогорова и др.) для выявления степени соответствия фактического распределения статистических данных предполагаемому теоретическому и оценки правильности выбора математической формы связи. Понятие о доверительном интервале и порядок его определения при оценке точности и возможной ошибки прогноза. Модели межотраслевого баланса, их использование в составлении прогнозов развития пищевой промышленности. Схема межотраслевого баланса производства и распределения продукции в условиях рынка. Практические возможности применения методов моделирования и прогнозирования с применением современной вычислительной техники на предприятиях системы АПК. РАЗДЕЛ 2. Микроэкономическая статистика ТЕМА 11. СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ Понятие системы экономических показателей, основные методологические требования к ее формированию. Важнейшие классификации и группировки, применяемые в микроэкономической статистике нашей страны и за рубежом. Агропромышленный комплекс и территориально – производственные комплексы как особая форма классификации и группировки. ТЕМА 12. СТАТИСТИКА ПРОДУКЦИИ Понятие продукции промышленного предприятия, ее составные элементы: продукты и работы, услуги промышленного характера. Виды и состав продуктов по степени готовности, момент и признаки готовности. Учет объема промышленной продукции в натуральном, стоимостном и трудовом выражении. Система стоимостных показателей продукции: валовой оборот, валовая, товарная, реализованная продукция, различие их по составу и оценке.Система, состав и методы вычисления стоимостных показателей объема производства: чистая продукция и условно – чистая продукция, их роль в оценке результатов народнохозяйственной деятельности. Вычисление индексов динамики промышленной продукции и применение факторного анализа динамики индексным методом. Статистика качества продукции в пищевой промышленности. ТЕМА 13. СТАТИСТИКА ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ Понятие и задачи статистики численности работников и рабочего времени в промышленности. Состав численности работников предприятия. Промышленно – производственный персонал (ППП) и персонал непромышленных организаций промышленного предприятия. Категории ППП. Профессионально – квалификационный состав рабочих. Средний тарифный разряд как обобщающая характеристика квалификационного уровня рабочих. Виды численности работников ППП: списочная, явочная и фактическая, исчисление их средней величины. Оценка обеспеченности предприятий рабочей силой. Показатели движения численности работников и текучести рабочей силы, их роль в изучении стабильности кадров. Статистика рабочего времени. Понятие, виды и единицы измерения рабочего времени. Фонды времени работников в человеко–днях, их структура и показатели использования. Баланс рабочего времени в человеко–часах, его анализ и роль в выявлении потерь рабочего времени.Изучение сменности рабочей силы, коэффициент сменности и коэффициент использования сменного режима работы предприятия. ТЕМА 14. СТАТИСТИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА Производительность труда как показатель эффективности затрат труда и задачи статистики ее изучения в промышленности. Прямые и обратные показатели уровня производительности труда, и их взаимосвязь. Методы вычисления показателей производительности труда в пищевой промышленности в зависимости от способа измерения продукции и от принятых единиц измерения рабочего времени. Изучение динамики производительности труда с помощью натуральных, стоимостных и трудовых индексов, индексов переменного и фиксированного составов. Показатели средней часовой, средней дневной и средней месячной (годовой) выработки продукции, их взаимосвязь. Определение влияния изменения численности работников и сред-ней выработки на изменение объема продукции. Определение прироста продукции и экономии затрат труда за счет роста его производительности. ТЕМА 15. СТАТИСТИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Понятие заработной платы и задачи статистики ее изучения. Формы и системы оплаты труда в пищевой промышленности. Фонды оплаты труда, и их состав. Часовой, дневной и месячный (годовой) заработок одного рабочего (работающего), их взаимосвязь и факторный анализ изменений. Выявление изменений фондов оплаты труда за счет изменений средней заработной платы одного работника и средней списочной численности работников.Изучение динамики оплаты труда с помощью индексов переменного состава, фиксированного состава и индекса структурных сдвигов. ТЕМА 16. СТАТИСТИКА ОСНОВНОГО И ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА Понятие основных и оборотных фондов и задачи их статистического изучения. Статистика основных фондов. Объем и состав основных фондов. Классификация и особенности их структуры в пищевой промышленности. Виды оценки основных фондов. Износ фондов. Балансы основных фондов, показатели наличия, движения, состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели вооруженности и обеспеченности основными фондами. Показатели эффективности использования основных фондов. Статистическое изучение динамики фондоотдачи и фондоемкости с помощью индексов переменного и фиксированного составов. Факторы роста фондоотдачи. Измерение факторного влияния фондоотдачи и фондовооруженности труда на рост его производительности.Определение изменения объема продукции вследствие изменения эффективности использования фондов и вследствие изменения величины и состава основных фондов. Методика расчета среднегодовой стоимости основных фондов. Статистика оборотных фондов. Назначение оборотных фондов, их материально – вещественное содержание и формы учета на предприятиях.Показатели объема, состава, динамики и использования производственных оборотных фондов. Изучение их структуры по стадиям воспроизводства, источником образования и пополнения. ТЕМА 17. СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ Понятие издержек производства и себестоимости продукции, их сущность и задачи статистического изучения. Виды себестоимости. Уровень себестоимости единицы продукции как показатель измерения текущих затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг промышленного характера – калькуляция затрат. Затраты на один рубль товарной продукции как средний сводный показатель затрат.Группировки затрат на производство продукции по экономическим элементам затрат, по статьям калькуляции и по другим признакам, их назначение и особенности калькулирования затрат в подотраслях пищевой промышленности. Измерение динамики себестоимости единицы продукции индексным методом. Индексы себестоимости переменного, фиксированного составов и влияния структурных сдвигов. Определение общей величины экономии от снижения себестоимости продукции под влиянием изменения затрат на единицу продукции и объема производства в натуральном выражении. ТЕМА 18. СТАТИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Ускорение научно-технического прогресса как главный фактор повышения эффективности производства и задачи статистики его изучения. Показатели механизации и автоматизации производственных процессов и труда. Показатели электрификации и электронизации производственных процессов, энерго- и электровооруженности труда. Показатели химизации производства. Показатели освоения новых видов материалов и выпуска новых видов продукции. Показатели внедрения новой техники и технологии, модернизации действующего оборудования. Показатели участия работников в научно–техническом прогрессе.Показатели экономической эффективности научно–технического прогресса, внедрения новой техники и капитальных вложений. Показатели организации общественного производства–концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. Объем часов по видам учебной нагрузки Форма организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривает сочетание лекционных и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов. Для студентов заочной формы обучения предусматривается обязательное выполнение контрольной работы. Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокую проработку актуальных вопросов, включенных в тематический план по данной дисциплине при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Все вышеизложенное дает студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы статистики. Методические указания к изучению курса При изучении дисциплины "Статистика" студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы статистического исследования, научные основы сбора, сводки и группировки исходных данных, вычисления обобщающих статистических показателей и использования их в анализе экономических явлений для принятия обоснованных управленческих решений. Эти знания студенты приобретают, в основном, путем самостоятельного изучения учебного материала. При этом следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу. Изучая дисциплину, следует помнить, что статистика - самостоятельная общественная наука. Она изучает массовые явления и процессы общественной жизни с количественной стороны в неразрывной связи с их качественной основой, связи и зависимости между ними, а также законы и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени. В условиях развития рыночной экономики значение статистики возрастает. Она служит одним из важнейших рычагов управления на всех уровнях хозяйствования, организационно-методологической основой сбора информации и оценки результатов хозяйственной деятельности и предпринимательства. При изучении отдельных тем важно учитывать новейшие достижения в области экономической теории и практики, обращать внимание на источники статистической информации и пути совершенствования информационной базы менеджмента. Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности: а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе; б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала; в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков расчета и анализа статистических показателей, характеризующих результаты хозяйственной и предпринимательской деятельности. Методические указания по выполнению контрольной работы По курсу "Статистика" в срок, установленный учебным графиком, студенты пишут контрольную работу. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса, методическими указаниями к изучению курса и к выполнению контрольных работ, изучить рекомендуемую программой литературу, обратив особое внимание на то, с какой целью применяется тот или иной статистический показатель, какова методология его построения и техника расчета. |
Учебная дисциплина ««Фермерское животноводство и птицеводство» формирует у аспирантов способность успешно действовать на основе знаний,... | Рецензент: Председатель Омской областной медико-психолого-педагогической комиссии | ||
Программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов основам технологических знаний, формирования технологической культуры и... | «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 7-е издание. Москва... | ||
В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях,... | Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса... | ||
Образовательная система «Школа 2100» первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной... | Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по технологии для неделимых 5-7 классов.... | ||
... | Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)... |