vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 0.88 Mb.
|
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2007 - 2008Программа курса «ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Автор и составитель программы – кандидат биологических наук, доцент МГППУ Сотская М.Н. 1. Место курса в учебном плане. Дневная форма обучения. Длительность курса: 80 часов Количество аудиторных часов: 34 часа, при заочной форме обучения – 10 В том числе: Количество лекций - 34 часа ( 10) Количество семинаров - не предусмотрено Самостоятельное изучение - 46 часов, при заочной форме обучения – 70 Первый семестр курса. Обязательный курс. Данный курс является обязательным и читается в первом семестре для всех студентов МГППУ. Базовыми для него являются параллельно читаемые курсы общей биологии, антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Важным условием успешного усвоения студентами курса зоопсихологии и сравнительной психологии являются их знания в области зоологии, физиологии и общей биологии, полученные в средней школе. Цель данного курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. В результате изучения курса зоопсихологии и сравнительной психологии у студентов формируются знания об изучении психических процессов у животных в онтогенезе, о происхождении и развитии психики в процессе эволюции, о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания. 2. Краткая аннотация курса «Зоопсихология и сравнительная психология» Зоопсихология – отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне. Предмет зоопсихологии – формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания. Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика – форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – один из важнейших способов активного приспособления животных к многобразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом. Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных. Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии, перед ней ставились различные задачи. В связи с этим, авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой. В нашем курсе сравнительная психология трактуется как – сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса " Зоопсихология сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева, об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека. В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область, включающую в себя такие дисциплины как этология, зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности и т.д. 3. Тематический план и расчет часов по видам занятий
4.Содержание курса Раздел I. Развитие науки о поведении. Тема 1. История изучения поведения животных Эволюция отношения человека к животным. первобытные люди. Культ животных в религиях. Тотемизм. Шаманизм. Представления о поведении животных в XVII – XVIII вв. Представления о душе животных и человека. Анимизм. Картезианство. Начало экспериментального изучения поведения животных. Работы Ж. Бюффона и Г. Реймауруса. Изучение поведения животных в XIX и XX вв. Работы Дарвина, Ламарка, Кювье, Ллойда Моргана, Э.Торндайка, У.Мак-Дугалла, У.Джеймса, Ф. Бейтендинка, Я.Юкскеля, У.Крэга, О.Хейнрота, У. Уитмена, д.Сполдинга,К.Лоренца, Н.Тинбергена и др. Российские исследователи поведения животных: К.Рулье, В.Вагнер, В.Боровский, И.Сеченов, Н.Бехтерев, И.Павлов, Н.Ладыгина-Котс, Л.Фирсов, Л.Воронин, П.Анохин, К.Фабри. В процессе усвоения данной темы учащийся должен получить представления об основных исторических и научных закономерностях развития знаний о поведении животных, а также об основополагающих работах российских и зарубежных исследователей. Вопросы и задания для самопроверки (устных ответов) 1. Как менялось отношение человека к животным на протяжении периода эволюции последнего? 2. Что имели в виду древние исследователи под понятиями "Инстинкт" и "Разум"? 3. Что такое "антропоморфизм"? 4. В чем заключается основная заслуга Ламарка с точки зрения изучения поведения? 5. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч.Дарвина? 6. Как развивалась наука о поведении животных в России? 7. Какой вклад в развитие науки внес Л.В.Крушинский? 8. Что такое методологическое правило Моргана. Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных Особенности развития науки о поведении животных во второй половине ХХ столетия. Формирование разных направлений. Причины, приведшие к обособлению и даже к определенному антагонизму между этологией, зоопсихологией и физиологией ВНД. Этология. Возникновение этологии как самостоятельной науки. Влияние на формирование этологических представлений Д. Сполдинга, Ч. Уитмена, У. Крэга, О. Хейнрота. Основоположники этологии К. Лоренц и Н. Тинберген. Значение этологии для возникновения таких направлений как: когнитивная этология, нейроэтология, социобиология, этология человека. Основные направления этологических исследований. «4 вопроса Тинбергена». Основные положения этологии. Фиксированный комплекс действий (ФКД). Структура поведенческого акта: специфическая мотивация, поисковое поведение, ключевой раздражитель, завершающий акт. Физиология высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Условный и безусловный рефлексы. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных. Интегративная деятельность мозга. Развитие идей И.П. Павлова о «зачатках конкретного мышления» у животных в работах Л. Орбели, Л. Фирсова, Л. Крушинского. Изучение проблемы "мышления", или рассудочной деятельности животных. Предположение о наличии у животных зачатков разума в работах Ч. Дарвин. Точка зрения о эволюции поведения и рассудочной деятельности животных и человека А. Северцова. Работы Э. Торндайка, "метод проблемных ящиков". Представления Э. Толмена о «когнитивных картах» Работы У. Хантера, его "метод отсроченных реакций", «когнитивная карта». Работы И. С. Бериташвили о психонервных процессах представления. Экспериментальное доказательство наличия у человекообразных обезьян элементов разумного поведения в опытах В. Келера, Р. Йеркса. Поисков зачатков мышления у позвоночных других таксономических групп. Работы Н. Майера и Т.Шнейрлы, О. Келера. Л.В. Крушинский и его вклад в развитие науки о поведении и рассудочной деятельности животных. Экспериментальная психология. Бихевиоризм. Основные положения, сформулированные Дж. Уотсоном Формула «стимул-реакция» (S-R). стала рассматриваться как универсальная основа для интерпретации поведения. Вклад в развитие бихевиоризма Б.Ф. Скиннера. "Скиннеровская камера". Необихевиоризм Э.Толмена. Гештальтпсихология и ее роль в анализе сложных форм поведения животных. Зоопсихология и сравнительная психология. Роль Э Торндайка в становлении зоопсихологии как науки. Различные трактовки целей и задач сравнительной психологии в разных странах. Особенности развития сравнительной психологии и зоопсихологии в России. Краткая история изучения поведения животных в природе. Основные направления изучения поведения животных. Регистрация этограмм. Коммуникации животных. Биологические ритмы. Изучение популяционных взаимоотношений. Работы Н.Наумова и И.Шилова. Понятие о биологическом сигнальном поле. Пространственно этологическая структура популяций. Популяционная генетика. Методы изучения поведения животных в популяциях: тропление, использование радиактивных изотопов, использование портативных радиопередатчиков. Изучение поведения отдельных таксономических групп. Краткая история. Поведение насекомых, птиц, млекопитающих: копытных, хищников. Наблюдения за выращенными в неволе и возвращенными в природные условия животными. Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания. Полевые наблюдения за шимпанзе Дж. Гудолл. Исследования поведения горилл Дж.Шаллера, Д.Фосси. Исследования Л.Фирсова поведения шимпанзе в условиях, приближенных к естественным. Наблюдения за обезьянами других видов. В результате проработки этой темы студент должен составить четкое представление об основных направлениях развития науки о поведении, а также главных тенденциях ее развития. Он должен составлять четкое представление о том, что специальные сведения комплексное изучение поведения в настоящее время возможно только при сочетании лабораторных исследований и полевых наблюдений. Вопросы и задания для самопроверки 1. История становления науки о поведении животных. 2. Какие науки изучают поведение животных, и в чем заключается различие их методологических подходов? 3. Кто является автором метода "выбор по образцу"? 4. Что такое "инсайт"? 5. Что такое бихевиоризм и необихевиоризм? 6. Что такое гештальтпсихология? 7. Что такое когнитивная карта? 8. Что такое метод проблемных клеток? Раздел II. Основные закономерности формирования поведения. |
Автор – составитель – учитель химии и биологии Мочалова Лидия Сосипатровна, моу «Черноярская средняя общеобразовательная школа» | Автор- составитель Семенцов Анатолий Леонидович e-mail ktp1984@mail ru Fido 2: 452/100. 10 | ||
Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом... | Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)... | ||
Программа составлена на основе элективного курса В. Н. Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы.... | Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9... | ||
Биология 6 класс. Программа курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко. Учебник автор... | Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на... | ||
... | Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы |