vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Министерство Образования и Науки РФ саратовская область Лысогорский район моу сош село Урицкое Конкурс методических материалов краеведческой направленности


НазваниеМинистерство Образования и Науки РФ саратовская область Лысогорский район моу сош село Урицкое Конкурс методических материалов краеведческой направленности
страница1/4
Дата19.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипКонкурс
vcvetu.ru > Огород > Конкурс
  1   2   3   4
Министерство

Образования и

Науки РФ

Саратовская область

Лысогорский район

МОУ СОШ

Село Урицкое

Конкурс методических материалов краеведческой направленности.

« ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ И ФОЛЬКЛОРА (Хлеб – всему голова!)».


Автор работы : учитель истории

Ивановская Татьяна Александровна

МОУ СОШ с. Урицкое Лысогорский район

Саратовская область

Телефон 3 – 52 – 36 (рабочий)

С. Урицкое – 2010
Содержание: - с. 1
Цель работы – с. 2

Задачи работы – с. 2

Пояснительная записка – с.3 - 5
Введение с.5 – 6 .
Основная часть Организация правильного питания.:с.7 – 31.
1. Проект «Школьное молоко» с. 7

2. История хлеба . с. 7 - 8

3. Построение идеальной пирамиды здорового питания. С. 8 – 16.

4.Давайте поиграем! С. 16 – 24.

5. Народные традиции. С. 24 – 31.

6. Рефлексия .с. 31 – 32.

Заключение с.32 – 33
Литература с. 34.

Цель работы:

- формирование у школьников отношения к здоровому питанию как к одному из главных путей в достижении успеха в жизни;

- воспитание уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира , наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ;

- воспитание потребности в сохранении здоровья, в правильном и рациональном питании;

- воспитание у детей и подростков нравственно – исторической культуры в процессе практической деятельности по изучению и сохранению культурного наследия своего края;

- формирование познавательного интереса школьников к поисково – исследовательской деятельности, раскрытие их творческого потенциала;

- способствовать духовно – нравственному воспитанию;

- воспитание активной жизненной позиции через непосредственное участие в исследовательской краеведческой работе;

- способствовать развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности;

- возрождение утраченных духовных традиций;

- влияние на развитие духовной жизни региона и формирование принципов здорового образа жизни;

-формирование представления о культуре народного творчества;

- повышение уровня знаний о традициях и обычаях местности проживания,

формирование толерантности.
Задачи работы:
- формирование активного отношения к традициям, сформированного на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;

- формирование целостного представления о правильном, сбалансированном питании;

- гармоничное физическое и духовно – нравственное развитие ребёнка, воспитание потребности в здоровом образе жизни, положительных качеств личности ребёнка;

- поддержка детского творчества и одарённых детей;

- формирование общей культуры, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности;

- способствовать сохранению культурного наследия,

- распространение этического отношения к культурным традициям на основе общечеловеческих и этно – конфессиональных нравственных ценностей;

- содействие социальной адаптации и самоопределению детей;

- изучить обряды и традиции, изучить изменения в культурной жизни этноса, произошедшие в последнее десятилетие;

- развитие художественно – творческих способностей детей.

Пояснительная записка.

Здоровье – самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся . Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии – всё это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1 –е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным – с 3,9% до 12, 3%, с нервно – психологическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, особенно большое количество желудочно – кишечных заболеваний. В нашей школе реализуется программа «Здоровье», цель которой – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Основной задачей программы «Здоровье» является популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников. Одним из направлений деятельности и форм работы является формирование представлений о рациональном питании, которое реализуется через питание в школьной столовой и формирование у школьников отношения к здоровому питанию как к одному из главных путей в достижении успеха в жизни.

Покажите мне человека, который мог бы устоять перед запахом свежеиспеченного хлеба. Я таких не знаю. Наверное, азы кулинарии идут с того времени, когда человек додумался поджарить протертое зерно, смешанное с водой и присыпанное золой, а не тогда, когда он стал жарить на костре мясо. Это и был первый хлеб, испеченный человеком. Было это тысячелетия тому назад. И только много позже египтяне научились печь хлеб на дрожжах и стали расплачиваться им за работу строителей пирамид. А в древней Спарте хлеб вообще считался роскошью.
С тех давних пор хлебу, а также всем изделиям из теста стала приписываться прямо-таки магическая, волшебная сила. Ведь тесто требует к себе бережного и внимательного отношения. С тех давних пор с хлебом связаны различные поверья. Например, такое: тот, кто съест последний кусок хлеба или пирога, должен поцеловать пекаря, иначе этому едоку счастья в жизни не видать. А в Скандинавии считают, что парень и девушка обязательно полюбят друг друга, если едят одну и ту же булку...
Люди научились просеивать муку через решето. В прошлом это выполнялось вручную. А эта процедура увеличивала стоимость хлеба (30% отходов), следовательно, доступна была лишь немногим привилегированным людям. Остальные же могли позволить себе есть только черный хлеб. Во Франции, например, белый хлеб стал одним из главных символов французской революции. Только с изобретением в 1879 году вальцовочной мельницы цены на очищенную муку значительно снизились, и у большинства людей появилась возможность есть белый хлеб ежедневно. С точки зрения диетологии хлеб – источник энергии, так как это источник углеводов. Ответ на извечный вопрос, включать или нет хлеб в свой рацион, зависит от вас самих. Теперь мы знаем, что в очищенной муке не хватает многих питательных веществ: белков, необходимых жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, клетчатки. Известно также , что очистка пшеничной муки повышает ее гликемический индекс с 35 до 70, тем самым превращает ее в продукт, вызывающий гипергликемию. Проще говоря, употребление белой муки ведет к лишним килограммам. А белая мука - это не только белый хлеб, но еще множество продуктов приготовленных из нее: макароны, пицца, торты и пирожные. И все же мы едим изделия из теста, поём оды хлебу и колдуем на кухне, когда печем вкусные пироги для своих любимых и родных
Тесто капризно, непредсказуемо и даже иногда коварно. Вы сами наверняка замечали, что один и тоже пирог каждый раз выходит разным, как старательно бы вы ни придерживались инструкций хлебопечения. Тем не менее, пышный, с хрустящей корочкой хлеб, испеченный умелой хозяйкой, никогда не сравнится с хлебом, изготовленным на хлебозаводе. Но, увы, в наше время пекут домашний хлеб разве что в деревнях, да и то не всегда, а жаль... Ведь даже в городе можно испечь замечательный хлеб в духовке, а если вы приобрели для себя мини-пекарню, вы всегда будете обеспечены вкусным и ароматным свежим хлебом.
Недаром в народе говорится: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска». И особенно дорог свежеиспеченный домашний хлеб к вкусному обеду, приготовленному опять-таки своими руками. Но главное условие, для того чтобы хлеб удался на славу, – это хорошее настроение не только у хозяйки, но и у всех домашних во время таинства приготовления теста.
Известно, что хлеб из муки грубого помола считается более полезным для организма, нежели белый хлеб. Печь ржаной хлеб в домашних условиях сложно, но вполне возможно. И если вы возьмете на себя смелость и испечете такой хлеб, думаю, радости близких не будет предела. Хоть работа эта трудоемкая и требует больших затрат времени, результат покроет все.
Мы уже давно привыкли к тому, что хлеб – это самая главная еда для россиянина. Это очень хорошо, но это скоро станет и очень плохо. Растёт число заболеваний, связанных с неправильным, нерациональным питанием. Диабет выявляют уже в детском возрасте, лишний вес стал причиной многих страданий не только взрослых, но и детей. А хлебобулочные изделия в этом сыграли немалую роль. Простота приготовления, доступность, исторические традиции приобщения к хлебобулочным изделиям – основная причина ожирения, следующих за ним болезней. Научить любить и уважать хлеб и при этом правильно питаться – наша задача. Нельзя полностью исключать хлеб из своего рациона, но нельзя и переедать.

Область применения методического материала: уроки биологии, экологии, ОЗОЖ. обществознания, внеклассные мероприятия.

Воспитательный, обучающий и развивающий потенциал формирования рационального питания как образования нового 21 века выходит за рамки школьного компонента образования , но в системе взаимодействия : ПЕДАГОГИ – УЧАЩИЕСЯ – РОДИТЕЛИ вполне возможен.

Возраст обучающихся, на который рассчитан данный методический материал – 6 - 17 лет.

Умения, навыки, способности , которые приобретут дети :

- Умение адекватно воспринимать и интерпретировать различные культурные ценности;

- Умение планировать собственную жизнь, формирование правильного отношения к собственному здоровью, как к ценности,

- умение рационально питаться,

- умения осознанно преодолевать границы устаревших, отживших своё традиций,

- сохранить, реконструировать, воссоздать обычаи, традиции народного праздничного творчества,

- развитие совместимости и отношений детей друг с другом с помощью игры,

- развитие творчества и сотрудничества при создании массового мероприятия,

- формирование потребности детей в своём постоянном духовном и физическом обогащении и совершенствовании.

Формы и методы реализации: уроки обществознания по темам «Семья», «Здоровье», уроки здорового питания, внеклассные мероприятия, утренники, фольклорный праздник.

Весь материал, представленный в данной разработке, конечно же, невозможно использовать в одном мероприятии – он слишком объёмен. Но использование в различных уроках и мероприятиях по частям будет очень удачно, также и само мероприятие в целом, будет интересно и поучительно. Тема эта очень актуальна на сегодняшний день. Мы привыкли в мероприятиях такой тематики воспевать хлеборобов, их труд, любовь и бережное отношение к хлебу – это традиционный подход. Никто не собирается от этого отказываться ни в коем случае! Но реалии 21 века требуют пересмотреть и изменить в соответствии с велениями времени сценарии подобных мероприятий. Считаю, что мне удалось это сделать.

Оборудование: иллюстрации, хлебобулочные изделия в ассортименте, меню своей школы, таблица рационального питания, таблицы калорийности продуктов, слайды, презентации, фото хлеборобов своего края, видео.
Эпиграф к работе: Хлеб – всему голова!

Введение.
Значение хлеба сегодня. Проведенное в 1996 году исследование в рамках ООН по проблеме питания на земном шаре дало ужасающие результаты: около 450 миллионов людей, прежде всего женщины и дети, постоянно находятся на грани голодной смерти. Несколько сотен миллионов людей недоедают. При этом число страдающих от голода и плохого питания продолжает увеличиваться.
В Африке голодает 266 миллионов человек, из них 30 процентов – женщины, 26 процентов  – дети младше 14 лет.
По последним данным ООН, около 2/3 человечества – свыше 2 миллиардов 800 миллионов жителей нашей планеты! – живет на грани голода и недоедания.
Почти три миллиарда людей не хватает хлеба насущного! Задумаемся над этим вопиющим фактом и в его свете оценим свое отношение к хлебу.

Доказано, что в школьном возрасте человек воспринимает и запоминает больше всего информации. Для того ,чтобы мозг справлялся с таким объемом работы, ему нужна постоянная подпитка, которую организм берет из углеводов. А еще ребенку нужно просто двигаться, бегать и играть – на это тоже требуется энергия.

Единственный источник питательных элементов и энергии – это еда. И если ваш ребенок не хочет, есть школьные завтраки (возможно, их попросту нет в вашей школе) или ограничивается вредными чипсами и шоколадками,  то развитие его может замедлиться.  В этом случае каждая мама должна задуматься о том, чтобы самой готовить школьный завтрак.
Как правильно приготовить «перекус» для ребенка?
Есть два простых правила: в питании школьника обязательно должны быть кальций и углеводы. На практике это молоко или молочные продукты и бутерброд-сэндвич.
Молочные продукты – источник кальция.
Всем известно, что для правильного питания и роста школьника, для здоровья костей и зубов необходим кальций. Но не все помнят, что кальций также нужен для распространения нервных импульсов по телу. Если кальция недостаточно, появляется нервное напряжение, раздражительность, у ребенка может начаться бессонница. Кальций является естественным успокоительным.
Наибольшее количество кальция необходимо детям с 9 до 18 лет. Дневная норма – примерно 4 порции молочных продуктов в день. Одной порцией при этом считается 2 стакана молока или йогурта, 2 кусочка сыра или 150 г творога.
Бутерброд-сэндвич – источник углеводов.
Немного из диетологии: углеводы бывают сложными и простыми. В первую группу входят крупы, мучные изделия, бобовые. К простым углеводам относятся сахар и мед.
Конечным продуктом распада углеводов является глюкоза – единственный источник питания для мозга. Во время умственной работы мозг потребляет огромное количество глюкозы, и если ее не хватает, организм получает сигнал: надо покушать. И первое, чего захочется человеку – сладости, потому что сахар, содержащийся в них, относится к простым углеводам, а поэтому быстро распадется до необходимой глюкозы. Отсюда и возникает у школьника тяга к сладкому, к шоколадкам и вафелькам, которые легко купить возле школы.
Естественно, ничего хорошего безмерное потребление сахара принести не может. О проблемах кариеса, ожирения и сахарного диабета наслышан каждый. Поэтому задача родителей – приготовить такой завтрак, который содержал бы как можно больше сложных углеводов (они усваиваются медленнее и питают мозг глюкозой дольше).
«Хлеб – всему голова». Эта пословица применима и к школьным завтракам. Именно в хлебе содержится оптимальное количество сложных углеводов «для перекуса», причем лучше выбирать хлеб из цельного зерна: в нем больше витаминов и минералов.
Количество хлеба так же важно: оптимальную порцию питания составляют 2 куска, поэтому сэндвич предпочтительней бутерброда.
Начинка – не главное: можно использовать паштеты, салаты, сыры, овощи и т.п. Не подходит в качестве начинки колбаса, в ней слишком много жира, соли и консервантов, а это вредно и взрослому человеку, не говоря уже о растущем организме школьника.
Итак, в детском рационе всегда должны быть кальций и углеводы, поэтому идеальный вариант правильного питания для школьников – пакетик натурального молока или йогурта и сэндвич. Такой «перекус» понравится любому ребенку, а у родителей не отнимет лишних сил для приготовления, да и по стоимости не будет во вред семейному бюджету. 

Работающий сегодня в области проект «Школьное молоко» - самое лучшее из того, что можно было сделать. Очень удачно сделано молоко в упаковке с трубочкой, некоторые дети и не стали бы пить , но трубочка так притягивает! Поэтому пьют с удовольствием. Замечательно придумано и осуществлено! Осталось приучить не переедать хлебные изделия и есть побольше овощей и фруктов. Эту задачу мы должны решать и с помощью вот таких мероприятий, как этот сценарий. Актуальность темы налицо: растущее количество детей с лишним весом, с хроническими заболеваниями желудочно – кишечного тракта, диабетом; малоподвижный образ жизни у детей, увлечённых компьютерами, улучшение качества жизни россиян ( в данном случае – переедание ); преодоление исторической привычки есть всё с хлебом (некоторые дети едят с хлебом вермишель, арбузы – их так научили бабушки); учить получать удовольствие от простой и малокалорийной, но полезной пищи.

Основная часть.

Организация правильного питания.
1. Проект «Школьное молоко»
Вопросы детям:

Вы каждый день получаете в школьной столовой молоко?

Когда вы выпиваете это молоко? ( Сразу утром, ближе к обеду, уношу домой и там выпиваю) А как нужно правильно сделать?

Что даёт вам утренний молочный завтрак? (Кальций, энергию, здоровье)

Нравится ли вам упаковка с трубочкой, удобна ли для вас такая упаковка? Как она называется? Можно ли поставить начатый пакетик молока в портфель? (нельзя, молоко от сдавливания учебниками прольётся и испортит учебники и тетради)

К какому выводу мы с вами пришли?
2. История хлеба.
Ведущий: «С детских лет запомни навсегда:
Хлеб – земля; Хлеб – воздух; Хлеб – вода».

– Солнечное в нем живет светило, в нем живет душа родных полей, нежность доброй матери твоей. Жизнь от хлеба и от хлеба сила».
Народная мудрость говорит: «Хлеб – всему голова». Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь. Без всего можно прожить. Без хлеба нельзя. Он гениально изобретение человечества. Он всегда добр, даже в мире, в котором много зла.

Хлеб насущный всегда был чудом …

А знаете ли вы, что пшеницу начали выращивать примерно 10,5 тысяч лет назад? Конечно, условно весьма можно называть протертые между двумя камнями и смоченные водой зерна злаков, которые употребляли в пищу наши первобытные предки.

Ученик1-й: Родословная хлеба…
ее предистоки 
затерялись в седой
непроглядной дали.
Мы не знаем,
где жил
наш  пращур далекий,
первый пекарь
кормилицы нашей
Земли.
Скрыта доля его за семью облаками,
За хребтами веков, что стоят на стене
над античными,
В пене морской
Черепками
древнегреческих амфор –
хранилищ зерна.
Нам не ведома тайна
явленья народу
первых восходов пшеницы студеной росе
как они пробивались, в какую погоду на каких континентах, в какой полосе
на каком языке?
В чьей эпохе?
В чем веке? Кем великим придумана формула – ХЛЕБ.

Ученик 2-й: А знаете ли вы, что:

В музее немецкого города Цюриха можно увидеть хлеб, выпеченный, как уверяют археологи, еще в каменном веке. Его нашли на дне осушенного озера, где он хранился затянутым илом без доступа воздуха 6 тысяч лет.

Трудно сказать, кто и когда догадался испечь первую в истории человечества пресную лепешку – прародительницу современного хлеба. Решительный шаг был сделан – хлеб начали печь на раскаленных камнях между глиняными дисками.

В глубь веков ведет нас история. У какой-то хозяйки однажды в тесто попали дрожжи. Велико было удивление, а вероятнее ужас человека, впервые увидевшего, как тесто забытое в горшке, стало подниматься, пузыриться, «дышать». Брошенное в огонь, такое тесто испеклось и превратилось в пышную, мягкую лепешку. Это было чудесное открытие. Историки считают, что кислое тесто впервые появилось у египтян, которые знали способ приготовления пива, а значит и процесс брожения.

Ведущий: Задание для детей – строим идеальную пирамиду здорового питания; для этого нужно подготовить картинки с изображением овощей, фруктов, молока, хлебных изделий и т.д. С помощью магнитов прикрепляем их к доске и строим «пирамиду», добиваясь, чтобы дети поняли разницу между «правильной» и «неправильной» системой питания. Особое внимание уделяем перемещению хлеба их основного ряда в середину. Ограничение употребления сладких, жареных хлебобулочных изделий – основное условие здорового питания.

3. Построение идеальной пирамиды здорового питания

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки Республики Бурятия Мухоршибирский район моу хонхолойская сош
Обратить внимание на правильный уход и содержание комнатных растений в зимнее время

Министерство образования и науки Республики Бурятия. Джидинский район...
Введение 2

Министерство образования и науки кбр моу сош с. Зарагиж, кбр, Черекский район
Научный консультант: Якимов А. В., п д о. Рдэбц, к б н., заведующий Музеем живой природы кбг

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Солдатская средняя...
Работу Степин Денис Александрович 8 класс Павлова Людмила Васильевна учитель биологии моу «Солдатская сош»

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия Целинный...
«Калмыцкий бактриан, его биологические особенности и хозяйственно – полезные признаки»

Название проекта
Проектная территория: Республика Казахстан, Южно-Казахстанская область, Отырарский район, село Жангельды

Название проекта
Проектная территория: Республика Казахстан, Южно-Казахстанская область, Сайрамский район, село Шыркын

Районный конкурс детского и юношеского творчества
Учащиеся моу сош с. Большой Труев участвовали в районном конкурсе детского и юношеского творчества «Каким я вижу мир бизнеса». Районный...

Томская область Шегарский район село Монастырка
Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей с нарушением осанки и зрения, многие...

Конкурсная документация конкурс по государственным закупкам товара
Заказчик-организатор государственных закупок: Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Ғылым...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru