vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Протокол Приказом от 14 мая 2012 №2 01 июня 2012


НазваниеПротокол Приказом от 14 мая 2012 №2 01 июня 2012
страница1/4
Дата08.03.2013
Размер0.53 Mb.
ТипПротокол
vcvetu.ru > Растения > Протокол
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

Согласована Утверждена

Протокол Приказом

от 14 мая 2012 2 01 июня 2012_ № 34п
__________________________ ____________________________

Председатель методического совета Директор МБОУДОДСЮН Т.П. Китина

МБОУДОД СЮН М.А.Макеева


Дополнительная образовательная программа

«Тепличное растениеводство»



программа рассчитана для детей с 8 лет

срок реализации– 3 года





Автор - составитель: Денисова Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории



Нижегородская область

г. Саров

2012

«Остановись в изумлении перед красотой,

и в твоём сердце тоже расцветёт красота».

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка к программе «Тепличное растениеводство»




Цель:

Обеспечение каждому учащемуся требуемого уровня знаний по растениеводству и формирование экологической культуры.

В процессе достижения поставленной цели решается комплекс взаимосвязанных задач – обучающих, воспитывающих, развивающих.

Задачи1-го года обучения:


Обучающие:

  • расширение круга знаний о комнатных и овощных растениях на основе глубокого и прочного освоения учебного материала.

  • практическое изучение морфологии, систематики, экологии, агротехники выращивания групп комнатных и овощных растений.

Воспитывающие:

  • воспитание любви к природе

  • воспитание культуры труда, ответственности за порученное дело

  • воспитание чувства прекрасного.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы

    • развитие познавательной активности, творческого мышления

    • развитие практических умений и навыков по выращиванию растений и уходу за ними

    • развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности

Задачи 2-го года обучения:

Обучающие:

    • знакомство с методиками опытнических и исследовательских работ, обучение технике постановки опытнической и исследовательской работы

    • ознакомление с принципами охраны природы

    • организация предпрофильной подготовки учащихся

Воспитывающие:

    • формирование навыков бережного отношения к природе

    • воспитание экологической культуры

    • развитие чувства товарищества и создание комфортного микроклимата в группах

Развивающие:

    • развитие способности сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научно-популярную литературу

    • развитие памяти и внимания

    • создание условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности каждого обучающегося


Задачи 3-го года обучения:

Обучающие:

  • расширение круга знаний об истории развития искусства аранжировки растений

  • знакомство с основными принципами и правилами построения цветочных композиций

  • практическое изучение методик и технологий исполнения цветочных композиций

Воспитывающие:

  • воспитание чувства патриотизма

  • воспитание эстетического вкуса

  • формирование навыков использования правил цветочного этикета в быту

Развивающие:

  • развитие практических умений и навыков по составлению цветочных композиций и уходу за ними

  • развитие умений и навыков по интерьерному озеленению помещений

  • развитие умений и навыков самостоятельной творческой деятельности


Природа, растение, человек. Неразделимы эти понятия, огромна зависимость между ними. Так было сотни, тысячи лет назад, вчера, сегодня, так будет завтра. В эпоху технического прогресса и индустриализации, бурной жизнедеятельности человека в городе всё более значительную роль играет природа. Растения и цветы в учебном заведении, в квартире сокращают разрыв между человеком и природой.

Данная программа дополнительного образования детей имеет эколого-ботаническую направленность. Чтобы растения долго доставляли радость учащимся, надо обладать некоторыми знаниями об их происхождении и условиях для их нормальной жизни. Кроме того, растения своими красками, формой, неповторимыми ароматами влияют на эмоции человека, формируют настроение. И ребёнок, почувствовав себя частицей прекрасной и вечной Природы, будет более сердечно воспринимать её, бережно относиться к ней.

На МОУДОД станции юных натуралистов имеется прекрасно оборудованная зимняя теплица с большим видовым разнообразием комнатных цветов, поэтому создание данной программы было целесообразно с воспитательной, обучающей и ресурсной точки зрения. Также созданию программы способствовал многолетний опыт работы с учащимися на базе тепличной оранжереи учреждения. Для учащихся тепличная оранжерея может стать маленькой лабораторией, где они познакомятся с многочисленными представителями живого растительного мира. Основы комнатного фитодизайна помогут учащимся умело подобрать видовой состав и взаимное расположение растений, что дополнит убранство домашних комнат оригинальностью и своеобразием.

Программами сборника Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Исследователи природы. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 1983. предлагался путь решения образовательных задач через освоение учащимися знаний и умений в одной конкретной узкоспециализированной области (юный ботаник, юный зоолог, юный цветовод и т.д.). Это ограничивало возможности процесса дополнительного образования учащихся и снижало его эффективность.

Отсутствие комплексных образовательных программ, объединяющих все возможные эколого-ботанические специализации, совместную деятельность групп учащихся разного уровня базовой подготовки, организацию учебно-исследовательской деятельности с учащимися стало стимулом для создания авторской образовательной программы «Тепличное растениеводство».

Работа по этой программе направлена на формирование эффективного процесса приобретения знаний и навыков учащимися в области тепличного растениеводства, фитодизайна и основана на развитии интереса к исследовательской деятельности.

Программа «Тепличное растениеводство» учитывает следующие базовые знания учащихся по курсу ботаники:

    • о многообразии растительного мира

    • о растениях дикорастущих и культурных

    • о растениеводстве, как отрасли сельского хозяйства

    • о строении цветковых растений

    • о значении растений в природе и жизни человека

    • об отдельных представителях комнатных растений и уходе за ними


В программе эти знания дополняются в направлении географии, экологии и биологии комнатных растений и овощных культур.

При проведении практических работ учащиеся получают знания, умения и навыки по уходу и содержанию растений в тепличных условиях. В рамках кружка предусматривается постановка опытов по изучаемым темам, что способствует закреплению теоретических знаний, полученных на занятиях, и вырабатывает интерес к исследовательской деятельности.

Программа «Тепличное растениеводство», в отличие от типовых Государственных программ кружков «Юные цветоводы» и «Юные ботаники» для внешкольных учреждений (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Исследователи природы. - 3-е изд. - М.:Просвещение, 1983), в которых уделяется большое внимание изучению биологии дикорастущих растений и цветочно-декоративных культур открытого грунта, раскрывает аспекты по видовому составу комнатных растений и овощных культур, имеющихся в теплице.

Государственная программа «Юные растениеводы» не подходит для учащихся городских школ, не имееющих возможности тесного ознакомления с сельскохозяйственным производством. В этой программе большое место отводится изучению агротехники полевых и овощных культур, знакомству с сельскохозяйственными машинами и селекционно-семеноводческой работой. В условиях города это не актуально.
Из государственных программ (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Исследователи природы.– 3-е изд.- М.: Просвещение,1983) нами были взяты следующие темы:

Кружок «Юные цветоводы»:

  • Биологические особенности комнатных растений

  • Уход за комнатными растениями

  • Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и

борьба с ними.

Кружок «Юных ботаников»:

  • Ботанический практикум по морфологии растений


В программу «Тепличное растениеводство» нами были внесены следующие разделы, позволяющие целиком использовать все ресурсы теплицы и представляющие интерес для учащихся в познавательном плане:

  • Значение комнатных растений в жизни человека. История комнатного цветоводства.

  • Общее знакомство с видовым составом комнатных растений в теплице

  • Классификация комнатных растений

  • Плодовый сад в комнате

  • Редкие комнатные растения

  • Сезонные изменения в жизни комнатных растений

  • Жизненные формы комнатных растений

  • Цветочно-декоративные культуры

  • Зеленая аптека на окне

  • Хвойные комнатные растения

  • Суккуленты

  • Лианы и ампельные растения

  • Самые неожиданные комнатные растения

  • О чем говорят названия комнатных растений

  • Интерьерное озеленение

  • Энциклопедия овощных растений


В первый год обучения учащиеся знакомятся со строением комнатных растений, их значением в жизни человека, историей комнатного цветоводства, с правилами ухода при выращивании растений в комнате. Получают сведения о классификации комнатных растений. Более подробно изучаются наиболее распространенные представители декоративно-лиственных, красивоцветущих и ампельных растений, имеющиеся в теплице. Дети знакомятся с плодовыми деревьями, выращиваемыми в комнатных условиях и редкими комнатными растениями, составляют календарь ухода за комнатными растениями в различные времена года. При изучении каждого комнатного растения дается материал об истории его культивирования, сведения о систематическом положении, биологических особенностях, условиях выращивания и правилах ухода. Материал излагается в доступной для детей форме так, чтобы учащиеся могли вырастить в домашних условиях любое понравившееся растение. В разделе «Классификация овощных растений» дети знакомятся с наиболее распространенными овощами, используемыми человеком. При изучении овощных культур уделяется внимание не только особенностям их выращивания, но и истории возникновения и лечебным свойствам.
Во второй год обучения продолжается изучение учащимися представителей видового состава тепличных растений. Кружковцы знакомятся с лекарственными свойствами комнатных растений, учатся правильно подбирать и размещать растения в комнатах, составлять композиции из комнатных растений. Узнают требования овощных культур к факторам окружающей среды, способы размножения овощей, составляют календарь ухода за овощами, заканчивают изучать классификацию овощных растений. Знакомятся со способами хранения и переработки овощей в домашних условиях и декоративными свойствами овощных культур.

В третий год обучения учащиеся знакомятся с историей развития искусства аранжировки растений, правилами цветочного этикета, символикой растений, основными принципами построения цветочных композиций, методикой и техникой исполнения отдельных наиболее популярных стилей цветочных композиций. Учатся подбирать ёмкости и растительный материал, пользоваться инструментами и оборудованием для составления цветочных композиций, узнают правила ухода за композицией.
Программа объединения «Тепличное растениеводство» рассчитана на реализацию в учреждении дополнительного образования станции юных натуралистов, во дворце детского творчества, в эколого-биологическом центре штатным сотрудником (возможна реализация педагогом-совместителем). Продолжительность реализации данной программы – 2 года обучения. Программа предполагает обучение учащихся

С3-4 кл (первый год обучения) по 4-5 кл (второй год обучения)

Работа в объединении строится по профильным постоянным группам, созданным на добровольных началах. Занятия для каждой группы проводятся:

2 раза в неделю по 2 часа (в первый год обучения)

2 раза в неделю по 2 часа (во второй год обучения)

Всего 144 учебных часа для каждого года обучения.

Число учащихся на занятии 10-12 человек, в группах могут обучаться как мальчики, так и девочки.

У младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Лишь после возникновения интереса к результатам своего учебного труда, у учащихся формируется интерес к содержанию учебно-познавательной деятельности, потребность к приобретению знаний. Поскольку интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, то естественно педагог должен стремиться сделать занятие в кружке интересным, занимательным. Вот эта основа и должна быть благоприятной почвой для формирования педагогами у учащихся мотивов к освоению Программы дополнительного образования.

Учебная деятельность в этой возрастной группе стимулирует прежде всего развитие психологических процессов познания окружающего мира – ощущения и восприятия. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, у учащихся более развита наглядно-образная память и мышление, что также необходимо учитывать при организации учебных занятий. В данной возрастной категории учащихся при правильном воспитании закладываются основы будущей личности. Новые отношения с педагогом дополнительного образования и сверстниками, включение в единую систему кружкового коллектива, включение в новый вид деятельности – всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношения к людям, коллективу, формирует характер и волю.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы рождаются именно на занятиях в кружке. Поэтому, одной из главных задач, которая стоит перед педагогом, является задача - дать учащемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. Выполняемые учащимися исследования носят преимущественно поисковый и учебный характер. Тематика их различна в зависимости от сезонов года и тематики изучаемого программного материала.

Тематика исследований с учащимися:

  • «Выращивание кофейного дерева из семян в оранжерейных условиях теплицы»

  • «Влияние минеральных и органических подкормок на рост и развитие пеларгонии зональной»

  • «Размножение комнатных растений различными способами»

  • «Передвижение воды от корней к листьям на примере черенка традесканции»

  • «Испарение воды листьями герани»

  • «Поглощение воды с растворёнными в ней минеральными солями бальзамином»

  • «Выращивание лука в воде»

  • «Выгонка петрушки на подоконнике»

  • «Перемещение питательных веществ в луковице»

  • «Выращивание овощных растений из семян»

  • «Влияние площади питания на урожай овощных растений»

  • «Выращивание декоративного перца из семян»

  • «Влияние глубины заделки семян на развитие овощных растений»

  • «Влияние длины светового дня на развитие овощных растений»

  • «Выращивание коллекции капусты» и др.


Типы занятий в кружковом объединении различны:

  • вводные занятия,

  • занятия изучения нового материала,

  • занятия формирования умений,

  • занятия проверки, контроля и коррекции,

  • занятия взаимоконтроля

  • комбинированные занятия,

  • занятия повторения изученного,

  • обобщающие занятия

  • интегрированные занятия

  • занятия –путешествия

  • занятия-соревнования

  • занятия-турниры

  • практические занятия

  • лабораторные занятия

  • занятия-экскурсии

  • занятия-викторины

  • участие в массовых мероприятиях МОУДОД СЮН

И, конечно же, работа с натуральными природными объектами, ведь нельзя же научить понимать и любить растения на расстоянии!

Именно поэтому, ведущее место в обучении занимает практическая работа в зимней оранжерее на учебно-опытном участке МОУДОД станции юных натуралистов.
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в кружке являются личностно-ориентированные технологии обучения.

Применяются также:

  • Технология коллективного взаимообучения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол 20 июня 2012 года
Секретарь – Калашник Н. А., начальник сектора по работе с молодежью Администрации Константиновского района

Мку «Управление образования» от «25» июня 2012 №
В двух образовательных учреждениях города в июне 2012 года изменены адреса официальных сайтов: мбоудод цдт «Хибины» и мбдоу «Детский...

Приказ от 28 мая 2012 г. N 324 об утверждении статистического инструментария...
Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г....

Протокол 21. 02. 2012 г n 2 Д. Копально Собрание граждан
Отчет администрации Верхнекалинского сельского поселения за 2011 год и перспективы развития на 2012 год

Посольство Государства Израиль Торгово-экономическое представительство
Информируем Вас о том, что с 14 по 18 мая 2012 г в Тель-Авиве, Израиль, состоится Бизнес-форум «Агро-технологии: Израиль-Россия»,...

Пресс-релиз 3 июля 2012
В сезоне 2012 года первую продукцию на рынках Киева можно было купить уже 15 июня, а на юге Украины – еще раньше. По словам экспертов...

С. В. Золотарев июня 2012 г
Селекционно-технологические методы управления качеством продукции животно-водства

Национальная академия наук Беларуси Центральный ботанический сад...
Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси. (19-22...

29 31 мая 2012 года Деловая часть делегации
Законодательное Собрание Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике

Министерство сельского хозяйства российской федерации
Минобрнауки №2895 от 28. 12. 2011 г., зарегистрирован Минюстом России 24. 01. 2012, №23011), Правилами приема в фгбоу впо "Российский...



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru