vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Литература стр. 39 Приложение стр. 40- 46 Пояснительная записка направленность образовательной программы «Декоративное цветоводство и дизайн садово паркового ландшафта»


НазваниеЛитература стр. 39 Приложение стр. 40- 46 Пояснительная записка направленность образовательной программы «Декоративное цветоводство и дизайн садово паркового ландшафта»
страница1/5
Дата11.03.2013
Размер0.94 Mb.
ТипЛитература
vcvetu.ru > Растения > Литература
  1   2   3   4   5
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр творческого развития, экологии и туризма»


Утверждена

методическим советом

ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития,

экологии и туризма»

____________________

зам. директора по НМР

________ Е. А. Сысоева

ПРОГРАММА
«Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта»
Срок реализации – 3 года

Авторы:
Кудряшова Н.И.

педагог дополнительного образования

Неверова С.П.

методист эколого-биологический отдел

Тамбов 2010 г

Содержание:


  1. Пояснительная записка стр.3 - 7

  2. Учебно – тематический план 1 года обучения стр.8 - 11

  3. Содержание программы 1 года обучения стр.12 - 15

  4. Учебно – тематический план 2 года обучения стр. 16 - 20

  5. Содержание программы 2 года обучения стр. 20 - 23

  6. Учебно – тематический план 3 года обучения стр. 24 - 29

  7. Содержание программы 3 года обучения стр. 29 – 34

  8. Методическое обеспечение стр. 34 – 38

  9. Литература стр. 39

  10. Приложение стр. 40- 46


Пояснительная записка
НАПРАВЛЕННОСТЬ образовательной программы «Декоративное цветоводство и дизайн садово – паркового ландшафта» - естественнонаучная. Она призвана научить детей основам профессии «ландшафтный дизайнер» и способствовать дальнейшей профориентации. Основа курса – это процесс изучения ассортимента и агротехнических приемов выращивания цветочно - декоративных и древесно – кустарниковых растений, основ дизайна и элементов оформления садовых участков, экстерьера и интерьера домов и служебных помещений, основ аранжировки и флористики.

НОВИЗНА программы заключается в широком использовании современных технических средств, в частности, аппаратно программного комплекса « Космос М2», что позволяет расширить уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков учащихся в данной области. Учащиеся имеют возможность получать онлайн -информацию из космоса, использовать ее, что вовлекает детей в научно – исследовательскую и проектную деятельность, стимулирует познавательный процесс. Аппаратно – программный комплекс « Космос М2» - это новый интерактивный инструмент, способный придать новое качество обучению.

АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в большой востребованности профессии «ландшафтный дизайнер». Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, единства научно – практических знаний, целостного и позитивного отношения к биологическим процессам и явлениям, к основам ландшафтного дизайна. Практический материал направлен на развитие биологических и дизайнерских умений и навыков.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы заключается в том, что она дает возможность детям ближе познакомиться с профессией, приобрести дополнительные знания по биологии, географии, цветоводству.

ЦЕЛЬ программы – воспитание грамотного цветовода – любителя, владеющего знаниями, умениями и навыками в области основ ландшафтного дизайна
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- сформировать новые умения и навыки, для ландшафтного проектирования

- научить применять космические образовательные технологии при прогнозировании погоды, необходимой для выращивания растений данной зоны

- сформировать навыки практического применения полученных знаний при озеленении и благоустройстве УОУ, пришкольных территорий, городских и загородных участков

- расширить кругозор детей, помочь их дальнейшему профессиональному самоопределению

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- развивать умение видеть красоту окружающего мира, поддерживать и сохранять ее, чувствовать гармонию природной среды

- развивать мотивации к творчеству и познанию нового

- создать условия для социального, культурного досуга ребенка, обеспечить эмоциональное благополучие ребенка

- воспитывать чувство патриотизма, любви к окружающему

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- расширять кругозор учащихся, развивать любознательность

- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания на практике

- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества

- устанавливать причинно-следственные связи, проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты

- работать со справочной литературой, иллюстрациями, таблицами, схемами, компьютерными программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Paint, Microsoft Office PowerPoint, AptViewer (программно-технический комплекс «Космос-М2».
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
-биологические и экологические особенности цветочных и декоративно-лиственных растений

-посевной и посадочный материал, способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений, требования к условиям их выращивания, посева

-основные биологические и географические связи в природе, взаимодействие природы и общества

-современные тенденции, стили: пейзажный, регулярный, модерн

и направления зеленой архитектуры

-основные виды удобрений, способы работы с ними и меры безопасности

-виды цветников, особенности составления цветочных композиций, основные виды ухода за цветником

-основные виды комнатных растений, правила размещения и ухода за ними

-правила техники безопасности при работе на УОУ и в кабинете растениеводства
Должны уметь:
-вносить удобрения, проводить внекорневую и корневую подкормку растений, соблюдать технику безопасности при работе с ядохимикатами

-ухаживать за комнатными растениями

-различать стили садово-паркового ландшафта
В конце второго года обучения учащийся должен знать:
-отличительные особенности стилей садово-паркового искусства, исторические и природные особенности формирования этих стилей

-основные виды древесно-кустарниковых пород, используемых в декоративном озеленении, их характерные особенности, правила ухода за ними

-способы графического изображения различных элементов ландшафтных композиций, особенности схематического изображения планируемого участка, условные изображения, применяемые на схемах

-общие понятия об элементах зеленой и малой архитектуры
Должны уметь:
-разрабатывать планы агротехнических мероприятий по уходу за растениями и почвой

-разрабатывать простейшие проекты озеленения и цветочно-декоративного оформления различных объектов

-владеть основами ландшафтного и архитектурного дизайна

-составлять схемы размещения растений на участке, использование солитеров и групповых посадок

- использовать компьютерные программы при изучении материала
В конце третьего года обучения учащиеся должны знать:
-древесные и кустарниковые формы декоративно-лиственных растений, особенности их применения в ландшафтном дизайне

-функции и особенности проектирования и создания зон отдыха в саду, используемые материалы и декоративные элементы

-особенности создания газонов и живой изгороди, особенности ухода за ними

-особенности создания водоема, альпинария на участке и уход за ним
Должны уметь:
-читать топографический план

-составлять и читать ландшафтный план и его экспликацию

-составлять схемы цветников, подбирать цветочные растения для каждого участка с учетом колористки, функционального назначения, взаимодействия с другими растениями, особенностями ухода

-графически изображать пространственные элементы, передавать свет и тень, объем предметов, изображать основные ландшафтные элементы.

- грамотно использовать компьютерные программы при создании проекта разных участков

- выполнять предпроектные изыскания

- проектировать эскизные варианты схем отдельных зон участка-общий вид, местоположение на участке, функциональная роль, используемые материалы и способы проведения работ.

ВИДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.

Итоговый контроль: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ учащихся, оформление медиотеки.

В практической деятельности результативность оценивается качество посаженных и выращенных цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, а также качеством выполнения наглядных пособий, флористических поделок, творческих работ по ландшафтному дизайну и интерьеру помещений.

Данная программа составлена на основе типовых внешкольных программ «Юный цветовод» и «Зеленая архитектура».

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ представленной программы от уже существующих ранее заключаются в значительном расширении материала в соответствии с современными требованиями к ландшафтному дизайну, и включает в себя три года обучения. Содержание доступно для учащихся, базируется на уже имеющихся у них знаниях об окружающем мире, географии, ботаники и применении компьютерных и космических образовательных технологий.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей подростков и адаптирована к условиям школы: продолжительность обучения, режим занятий, формы и методы их проведения, способы контроля усвоения полученных знаний соответствуют возможностям детей.

Программа изучается блоками в соответствии с разделами учебно – тематического плана.

В программе предусмотрен ряд тем с использованием космических технологий в объеме 28 часов. Одним из вариантов реализации компетентного подхода в обучении является использование новых информационно – образовательных технологий приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени в учебном процессе. Для реализации этой задачи используется малогабаритный аппаратно – программный комплекс приема спутниковых изображений Земли «Космос-М2».

Станция «Космос-М2» позволяет принимать изображения, передаваемые с метеоспутников, непосредственно на компьютер, установленный в центре образования. Снимки позволяют наглядно представить земную поверхность и те процессы и явления, которые происходят в атмосфере, на суше и в океане.

Программа первого года обучения дает возможность:

- получить общее представление об использовании образовательных космических технологий

- о различных направлениях подготовки ландшафтного дизайнера

- определиться со своими интересами и склонностями.

Первый год обучения включает в себя основы морфологии и систематики грунтовых и комнатных цветочно – декоративных растений, аранжировку цветов и разбивку простейших цветников.

Во второй год обучения учащиеся знакомятся с элементами зеленой и малой архитектуры, учатся составлять простые проекты озеленения, составлять схемы цветников, используя компьютерные программы.

Третий год обучения является обобщающим, базируется на уже изученном материале на более высоком уровне.

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА на детей 12-15 летнего возраста.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 1 год обучения – 144; 2 год обучения – 216;

3 год обучения -216 часов

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ программы – 3 года.

ФОРМА И РЕЖИМ занятий – групповые занятия, проводятся группами по 8 - 15 человек.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ – первый год – 2 раза в неделю по 2 часа

Второй и третий год – 3 раза в неделю по 2 часа.

Занятия включают в себя как теоретический материал, так и практические работы, а также экскурсии, исследовательские работы на УОУ, уход за растениями в кабинете растениеводства.

На занятиях широко используется наглядные пособия и оборудование лабораторно-демонстрационного комплекса. В разделе «Основы цветоводства» используются коллекции «Плоды сельскохозяйственных растений» и модели покрытосеменных растений;

при изучении раздела «Систематика грунтовых и комнатных растений» микропрепараты «Заросток папоротника», «Сорус папоротника», микроскопы, биологические микролаборатории;

при изучении раздела «Растения и окружающая среда. Вопросы охраны природы» используются таблицы «Биология», «Основные группы растений», гербарии дикорастущих и культурных растений.

На занятиях широко используются:

- атласы декоративных деревьев и кустарников

- атлас цветочных растений

- энциклопедия комнатных растений

- дидактические игры о цветочно-декоративных растениях

- образцы ландшафтных планов различных участков

-компьютерные программы, используемые в ландшафтном проектировании

- видеофильмы, диски: «Садовые растения», «Общая биология», «Жизнь растений», «Альпийские горки и водопады своими руками», «Ландшафтная архитектура», «Цветники своими руками».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ




П/п

Наименование разделов, тем программы

Количество часов

теория

практика

экскурсии

всего

1.

Введение










2

1.1

Входное анкетирование. Знакомство с программой

2







2

2.

Знакомство с цветочно-декоративными и древесно-кустарниковыми растениями

4




4

8

2.1

Историческая справка о первых декоративных растениях, краткая история цветоводства.

2







2

2.2

Космические снимки – как источник знаний о планете Земля. Центры происхождения цветочно-декоративных растений.

2







2

2.3

Экскурсия на тему: «Декоративно-цветочное и древесно-кустарниковое оформление улиц и площадей»







2

2

2.4

Экскурсия:

Сезонные изменения в жизни растений







2

2

3.

Основы цветоводства. Требования цветочно-декоративных растений к среде обитания

34

18

2

54

3.1

Морфологические особенности растений.
Строение цветкового растения. Функции вегетативных и генеративных органов растения.

4







4

3.2

Практическая работа: Морфологические особенности цветочно-декоративных растений




2




2

3.3

Погода. Влияние погоды на произрастание растений. Предсказание погоды

2







2

3.4

Взаимосвязь
растений с факторами внешней среды. Атмосферные осадки.



2







2

3.5.

Взаимосвязь
растений с факторами внешней среды. Температурный режим

2







2

3.6

Питание растений:

- минеральные и органические вещества и их физиологическая роль

2







2

3.7

Закладка опытов по изучению питания растений




2




2

3.8

Удобрения:
- характеристика органических удобрений; - характеристика минеральных удобрений; комбинированных удобрений;
- характеристика бактериальных удобрений

2







2

3.9

Практическая работа:

Подкормка растений удобрениями




2




2

3.10

Условия выращивания цветочных растений:

- выращивание растений открытого грунта методом гидропоники;
- уход за растениями

2







2

3.11

Практические работы по уходу за комнатными растениями




2




2

3.12

Мероприятия по защите цветочных растений:
- борьба с болезнями, вредителями.
Фитонцидные растения

2







2

3.13

Практические работы по проведению защитных мероприятий




2




2

3.14

Цветоводство открытого грунта:

-однолетники: общая характеристика, классификация

4







4

3.15

Практическая работа: Изучение основных видов однолетников.




2




2

3.16

Цветоводство открытого грунта:

- двулетники: биологическая характеристика

2







2

3.17

Практическая работа: Изучение основных видов двулетников




2




2

3.18

Цветоводство открытого грунта. Многолетники.

4







4

3.19

Практическая работа:

Изучение основных видов многолетников.




2




2

3.20

Создание альбома «Цветковые растения»




2




2

3.21

Цветоводство защищенного грунта:

4







4

3.22

Экскурсия на территорию «Дирекции зелёного строительства».

Знакомство с комнатными растениями, произрастающими в теплице и оранжерее.







2

2

3.23

Знакомство с эколого-флористической экспозицией комнатных растений

2







2

4

Систематика грунтовых и комнатных растений

16

10




26

4.1

Определение вида. Семейства. Паспортизация растений.

2







2

4.2.

Практическая работа:

Проведение паспортизации комнатных растений




2




2

4.3

Растения засушливых мест обитания. Знакомство с семействами кактусовых, амариллисовых, толстянковых, лилейных

4







4

4.4

Практическая работа:

Закладка опытов с растениями семейств кактусовых




2




2

4.5

Растения влажных тропических лесов. Семейства ароидных, акантовых, бегониевых

4







4

4.6

Практическая работа:

Способы размножения бегоний




2




2

4.7

Растения субтропиков. Семейства гераниевых, губоцветных, лилейных

4







4

4.8

Практическая работа:

Вегетативное размножение пеларгонии




2




2

4.9

Папоротники – представители древнейших растений. Применение, использование в декоративном цветоводстве

2







2

4.10

Практическая работа:

Размножение папоротников. Изучение спор под микроскопом




2




2

5.

Искусство аранжировки

6

4




10

5.1

Инструменты и оборудование для аранжировки, вазы: форма, цвет, высота, виды крепления

2







2

5.2

Икебана как уникальное явление мировой культуры

2







2

5.3

Практическое занятие:

Составление икебаны




2




2

5.4

Виды цветочных произведений: декоративный букет и принципы
его составления

2







2

5.5

Практическое занятие. Составление букета




2




2

6

Размножение цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений


6


16





22

6.1

Способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений

2







2

6.2

Практическая работа:

Вегетативное размножение цветочных и декоративно-лиственных растений




2




2

6.3

Практическая работа: Изучение и определение семян основных цветочных и декоративно-лиственных растений. Подготовка семян к посеву




4




4

6.4

Посев семян в ящики





2




2

6.5

Практические работы по уходу за грунтовыми растениями




2




2

6.6

Ландшафтный дизайн. Устройство цветников. Разнообразие цветочного оформления участков.

4







4

6.7

Практические работы: Цветочное оформление участка




6




6

7

Весенние работы на УОУ

4

16




20

7.1

Практическая работа:

Составление схемы озеленения УОУ




2




2

7.2

Почва. Виды почв. Плодородие

2







2

7.3

Подготовка почвы




4




4

7.4

Расшифровка облачности. Прогнозирование выпадения осадков




2




2

7.5

Посев семян в грунт




2




2

7.6

Агротехнические требования высадки рассады в грунт

2







2

7.7

Высадка рассады в грунт




2




2

7.8

Уход за посевами и рассадой




4




4

8

Итоговое занятие











2

8.1

Выходной контроль




2




2




Всего

72

66

6

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение – 2ч.
Знакомство с планом работы объединения, видами работ на учебно-опытном участке. Входной контроль.
Раздел 2. Значение цветочно – декоративных растений в нашей жизни

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект Экологически чистая защита сада и огорода Учитель биологии...
Смета расходов для реализации проекта стр. 6 Теоретическое обоснование проекта стр. 7

Образовательная программа дополнительного образования детей «юные цветоводы»
Данная программа отражает эколого-биологическую направленность дополнительной образовательной программы

Протокол №4 от 14. 06. 2011 утверждаю директор маоу «Гимназии №3»
Данная программа отражает эколого-биологическую направленность дополнительной образовательной программы. За основу взята типовая...

Лекция общее цветоводство
Курс Растениеводство включает в себя такие разделы как Цветоводство и Декоративное древоводство, которые тесно связаны с ботаникой,...

Лекция общее цветоводство
Курс Растениеводство включает в себя такие разделы как Цветоводство и Декоративное древоводство, которые тесно связаны с ботаникой,...

Актуальность, ведущая идея опыта
Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Это воспитание «является первостепенной задачей современной...

Автор программы Матвейчук Любовь Николаевна пояснительная записка
Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы

Пояснительная записка по предмету технология (сельскохозяйственный труд)
При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного...

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...

Справка
Управлению  садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru