vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 274.61 Kb.
|
МБОУ СОШ № 33 г. Тамбова Учитель биологии Манохина Александра Юрьевна Рабочая программа по биологии. 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко). При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Она включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных работ; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; литературу средства обучения; календарно-тематическое планирование. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться при изучении данного курса. Программа предусматривает проведение 9 лабораторных работ и 3 экскурсий, использование текущего, тематического тестового и административного контроля. В ходе реализации программы целесообразно применение дидактической многомерной технологии и технологии тестового контроля, возможно использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава. Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2009. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Результаты обучения Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Основное содержание Введение (1ч). Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека. Демонстрации: Многообразие живых организмов Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов уметь объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; Общее знакомство с растениями (2 часа). Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения. Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений. Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях. Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение. Демонстрации: Споровые, семенные, цветковые растения. Органы цветкового растения Лабораторные работы: Строение спорового и цветкового растения. Экскурсии: Осенние явления в жизни растений Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов уметь объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. Клеточное строение растений (2 часа) Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений. Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток. Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения. Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. Строение растительной клетки Ткани и органы растительного организма Лабораторные работы: Рассматривание клеток кожицы чешуи лука Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: клеток организмов растений уметь изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. Органы цветковых растений (10 часов) Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени. Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян. Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения. Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение. Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение. Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов. Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев. Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад. Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец. Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время. Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков. Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия. Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян. Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды. Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян Виды корней Типы корневых систем Строение побега Строение почки Внешнее и внутреннее строение листа Листорасположение Многообразие стеблей Внутреннее строение стебля Строение цветка Соцветия Многообразие плодов Лабораторные работы: Изучение строения семян фасоли и пшеницы. Строение вегетативных и цветочных почек Внешнее строение корневища, клубня и луковицы Экскурсии: Жизнь растений зимой Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода уметь объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений; сравнивать биологические объекты (органы растений) анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); Процессы жизнедеятельности растений (6 часов) Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений. Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений. Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений. Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий. Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями. Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений. Демонстрации: Роль света в процессе фотосинтеза Испарение воды листьями растений Лабораторные работы: Черенкование комнатных растений. Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение; |
Составила учитель биологии моу «Аликовская сош им. И. Я. Яковлева» Алексеева Альбина Юрьевна | Биология 6 класс. Программа курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко. Учебник автор... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 | Гаврилова Вера Иосифовна – учитель биологии моу «сош №7» г. Зимы, Иркутской области | ||
Освоить программу возможно при достаточной подготовке обучающихся по ранее изученным разделам биологии: ботаника, зоология. В основе... | Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9... | ||
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 а классе, занимающего по программе инос | Работу Степин Денис Александрович 8 класс Павлова Людмила Васильевна учитель биологии моу «Солдатская сош» | ||
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008 г | Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т. М., учитель химии. Моу «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением... |