vcvetu.ru:
Советы
Доклады
Лекции

Растения
Цветы
Дерьвья
Огород
Удобрения
Уход

опубликовать

Конкурс овощеводов


Скачать 306.39 Kb.
НазваниеКонкурс овощеводов
страница1/2
Дата01.03.2013
Размер306.39 Kb.
ТипКонкурс
vcvetu.ru > Растения > Конкурс
  1   2


КОНКУРС ОВОЩЕВОДОВ

программа олимпиады

членов ученических производственных бригад Ставропольского края

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Цель конкурса – формирование знаний и умений по биологическим основам овощных культур, технологиям выращивания овощных растений.

Задачами конкурса является повышение уровня теоретических знаний и освоение практических навыков по вопросам:

- биологические основы овощеводства;

- технологии выращивания овощных растений в открытом и защищенном грунте;

- технологии выращивания рассады овощных культур.

Учащийся должен:

- знать биологические особенности овощных культур;

- знать технологии возделывания овощных растений;

- уметь управлять развитием растений и основными закономерностями формирования урожая, определить качество продукции и организовать работу овощеводческой отрасли в открытом и защищенном грунте с учетом конкретных климатических условий.
ПРОГРАММА КОНКУРСА ПО ОВОЩЕВОДСТВУ

Теоретическая часть.

  1. Биологические особенности, ботанические свойства и технология возделывания белокочанной капусты, томатов, перца, баклажанов, моркови, столовой свеклы, огурца, арбузов, тыквы, зеленных культур, лука репчатого, репы, брюквы, многолетних растений, хрена, ревеня, спаржи.

  2. Основные болезни и вредители овощных культур. Меры борьбы с ними.

  3. Районированные сорта овощных культур, возделываемых в вашем районе.

  4. Сельскохозяйственные машины и орудия для основной и предпосевной обработки почвы, для посева и ухода за посевами овощных культур.

  5. Посевные и сортовые качества семян овощных культур.

  6. Способы подготовки семян овощных культур к посеву.

  7. Севообороты. Основные понятия, принципы составления, организация севооборотов во времени и в пространстве. Значение севооборотов. Типы севооборотов.

  8. Органические и минеральные удобрения (простые, сложные, микроудобрения, их виды, содержание основных элементов питания). Способы внесения удобрений под овощные культуры.

  9. Экологические проблемы применения удобрений и химических средств защиты растений от вредителей и болезней в получении экологически чистой продукции и зашиты окружающей среды.

  10. Выращивание рассады овощных культур. Способы закалки прорастающих семян и рассады к неблагоприятным условиям.

  11. Виды защищенного грунта в овощеводстве. Способы обогрева.

  12. Возделывание овощных культур рассадным и безрассадным способом и посевом семян в грунт.

  13. Методика постановки и проведения полевых опытов: выбор темы, разработка схемы опыта, основные элементы методики полевого опыта (вариант, площадь делянки, повторность и повторения, защитные полосы, методы размещения вариантов на делянках опыта), выбор участка для закладки опыта, учет урожая в опыте, документация и отчетность в опыте.


Практическая часть.

  1. Рассортировать семена овощных культур в образце. Определить принадлежность семян овощным культурам. Назвать их ботаническое семейство, хозяйственную группу и используемый продукт питания.

  2. Рассчитать площадь питания растения при различных схемах посева и посадки следующих культур: капуста, томаты, перец, баклажаны, сельдерей, морковь, свекла, редис, лук, петрушка, редька, щавель, лук-батун, цветная капуста.

  3. Определить количество растений, высаживаемых на 1 га для всех вышеперечисленных культур.


РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

Классификация овощных культур.

Культурные и дикие растения, которые можно использовать в качестве овощей, согласно А. Н. Ипатьеву, представлены 1200 видами, входящими в 78 семейств. Число возделываемых овощных растений значительно меньше, но они весьма разнообразны. Для решения практических и научных задач, связанных с производством овощей, овощные культуры классифицируют по биологическим и хозяйственно-ценным признакам.

В нашей стране выращивают более 70 видов овощных растений, относящихся к различным ботаническим семействам. Все они (кроме шампиньонов) относятся к ботаническому типу высших (зародышевых) растений, отделу покрытосеменных (цветковых).

Наиболее широко овощные культуры представлены в следующих ботанических семействах из класса Двудольные:

  1. Капустные (Крестоцветные) – капуста кочанная, савойская, брюссельская, цветная, брокколи, листовая (декоративная), пекинская, брюква, репа, редис, хрен, кресс-салат, салатная горчица;

  2. Пасленовые – томат, баклажан, перец, физалис, картофель;

  3. Сельдерейные (Зонтичные) – морковь, петрушка, пастернак, сельдерей, укроп, фенхель, любисток;

  4. Астровые (Сложноцветные) – салат, салатный цикорий (эндивий, витлуф), овсяной корень, скорцонера, эстрагон, топинамбур, артишок, кардон;

  5. Бобовые (Мотыльковые) – бобы овощные, горох овощной, фасоль овощная;

  6. Бурачниковые – огуречная трава;

  7. Вьюнковые – батат;

  8. Гречишные – ревень, щавель;

  9. Маревые (Лебедовые) – свекла столовая, мангольд (свекла листовая), шпинат;

  10. Тыквенные – огурец, дыня, арбуз, тыква, кабачок, патиссон, чайот;

  11. Яснотковые (Губоцветные) – базилик, майоран, мята перичная, мелисса, душица, змееголовник, иссоп, тимьян, чабер однолетний и зимний.


Однодольные:

  1. Луковые – лук (репчатый, шалот, порей, батун, многоярусный, шнитт и др.);

  2. Спаржевые – спаржа;

  3. Мятликовые (Злаковые) – кукуруза сахарная.

Шампиньон относится к низшим, гетеротрофным организмам – грибам, семейству Пластинниковые.

Внутри видов наблюдается большой полиморфизм, что фиксируется во внутривидовой классификации, где выделяются подвиды, разновидности, подразновидности, формы и подформы. Часто разновидности одного вида представляют собой разные культуры, как тыква, кабачок, крукнек, патиссон. Вид сельдерей включает листовую, черешковую и корневую разновидности, которые являются самостоятельными культурами.

Овощные растения характеризуются широким разнообразием форм, что выражается в их различиях по габитусу, продолжительности жизни. Существуют классификации, в которых, с одной стороны, объединяются близкие по названным признакам культуры, принадлежащие к разным семействам, с другой – внутри культур выделяются жизненные формы (морфобиотипы), значительно различаются между собой.

У овощных культур с жизненной формой очень тесно связаны биологические и хозяйственно ценные признаки – продолжительность жизни, размеры и пространственная ориентация надземных органов и корневой системы, ритмы роста и плодоношения, урожайность и качество продукции, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды.

Появление новых жизненных форм часто обуславливает более высокий уровень технологии. Так, появление детерминантных форм томата, перца, огурца, гороха позволило создать сорта с высокой скороспелостью и механизировать уборку. Появление короткоплетистых (кустовых) форм тыквы, кабачка, патиссона значительно облегчило механизацию их возделывания.

В отличие от представителей спонтанной (дикой) флоры, где жизненные формы являются результатом приспособления к условиям место обитания, жизненные формы культурных растений в большинстве своем создаются в процессе селекции и удерживаются в дальнейшем отбором.

Жизненные формы многолетних поликарпических овощных растений (многолетних трав) представлены: одноглавыми (скорцонера, овсяный корень), стержнекорневыми и многоглавыми (ревень, щавель), коротко корневищными (спаржа, лук-батун, шнитт-лук), корнеотпрысковыми (хрен) растениями. К этой группе относятся также растения, образующие клубни стеблевого (картофель) и корневого (батат) происхождения, луковицы (лук репчатый, лук-порей, чеснок, лук многоярусный).

По продолжительности жизни овощные растения делят на однолетние, двулетние и многолетние. Продолжительность жизни – время от начала прорастания семян до естественного отмирания растений.

Однолетние культуры – монокарпические растения, т. е. цветут и плодоносят один раз в жизни. К однолетним овощным растениям относятся: пекинская, цветная капуста, редис, кресс-салат, шпинат, укроп, томат, перец, баклажан, огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок, горох, фасоль, бобы, овощная кукуруза, салат.

Двулетние овощные культуры монокарпичны. В первый год жизни их надземная часть представлена в виде розетки листьев. Продукты ассимиляции расходуются на создание приспособленных к перезимовке органов – вместилищ запасных веществ (кочаны, корнеплоды). На зиму у двулетних культур отмирают основная масса надземной части и, в той или иной степени, корни. Органы отложения запасных веществ и их почки вступают в период глубокого покоя, что обеспечивает сохранение жизни во время зимы. На второй год отрастание возобновляется за счет использования запасных веществ. Растение быстро восстанавливает корневую систему, образует стебли и переходит к плодоношению. При культуре на овощи вегетационный период длится один, а при семеноводстве – два сезона. В группу двулетних входит большинство видов капусты и корнеплодных овощных культур, а также репчатый лук.

Многолетние овощные растения поликарпические (многократно цветут и плодоносят). К плодоношению переходят не раньше второго года жизни. В первый и последующие годы жизни, многолетние растения образуют органы отложения запасных веществ (корневища, луковицы), которые к наступлению зимы вступают в покой. Надземные органы и часть корней к этому времени отмирают. Следующей весной часть перезимовавших почек корневищ и луковиц быстро образуют новые листья и цветоносные побеги, которые, дав семена, отмирают. Продуктивным органом у многолетников являются как вегетативные (щавель, ревень, хрен), так и генеративные (артишок) органы.

Репчатый лук – потенциально многолетнее овощное растение, но для получения овощного продукта (лука-репки) его выращивают один или два сезона. Семена репчатого лука получают за два или три года. Хрен – многолетнее растение, способное расти больше 10 лет, но его продукт в виде толстых корневищ получают за один или два года.

Деление овощных культур относительно и пригодно для нашей страны. В иных условиях продолжительность жизни одного и того же вида может быть другой. Такие однолетние культуры, как томат или перец, в тропиках могут жить по несколько лет. Опытным путем легко получить семена двулетних культур в первый год жизни или задержать появление цветоносных стеблей на несколько лет.

Период вегетации – время года, в течение которого овощные растения могут, по метеорологическим условиям, активно расти и развиваться. Вегетационным периодом в биологии называют время, необходимое для прохождения полного цикла развития растений, заканчивающегося образованием зрелых семян. Однако у большинства овощных растений при культуре их для получения овощей урожай убирают до созревания семян, а часто и до перехода к плодоношению. Поэтому в овощеводстве вегетационным периодом удобнее называть время от начала роста (в практике от появления всходов) до уборки урожая. У огурца, томата и других культур, урожай которых собирают многократно, для полной характеристики вегетационного периода необходимо знать сроки первого и последнего сборов урожая.

Вегетационный период каждой культуры – величина непостоянная и может сильно изменяться в зависимости от особенностей сорта и внешних условий. У культур обычно выделяют скороспелые, среднеспелые и позднеспелые сорта, различия между которыми по продолжительности вегетационного периода колеблются от нескольких дней до 2-3 месяцев. При недостатке тепла, влаги или питания вегетационный период сорта может увеличиваться в 2-3 раза по сравнению с оптимальными условиями.

В зависимости от употребляемых в пищу органов овощные культуры подразделяют:

  1. Листовые овощи (продуктовый орган – лист): салат листовой, шпинат, щавель, пекинская капуста, салатная горчица, кресс-салат, лук репчатый при культуре на зеленый лист, лук-батун, шнитт-лук, лук-слизун, лук многоярусный, листовая петрушка, листовой сельдерей, свекольник (листья свеклы), салатная репа (листья), салатный цикорий, амарант, съедобные мальва и хризантема, проростки овощных растений (редька, лук, соя, люцерна и др.).

  2. Листостебельные овощи (продуктовый орган – листья и стебель): капуста кочанная, савойская, пекинская, китайская и брюссельская, укроп, фенхель, чеснок при культуре на зелень, лук-порей, салат кочанный. В этой группе выделяют черешковые овощи (продуктовый орган – черешок): ревень, мангольд, черешковый сельдерей, кордон.

  3. Цветковые овощи (продуктовый орган – цветки, соцветия): цветная капуста, брокколи, артишок.

  4. Луковичные овощи: лук репчатый, лук-шалот, чеснок.

  5. Корнеплоды (продуктовый орган – корнеплод): морковь, пастернак, корневая петрушка, корневой сельдерей, редис, редька, репа, брюква, корневая горчица, скорцонера, овсяной корень.

  6. Клубненосные овощи (картофель, батат, ямс, топинамбур, стахис и др.).

  7. Корневищные овощи (съедобный орган – корень): хрен, катран, съедобный лопух.

  8. Ростковые овощи (продуктовый орган – утолщенные ростки): спаржа.

  9. Плодовые овощи (в пищу используются вызревшие или невызревшие плоды и семена): томат, перец, баклажан, физалис, огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок, крукнек, патиссон, момордика, горох, фасоль, кукуруза, бамия и др.

  10. Пряные овощи (в пищу используют листья, стебли, цветки, плоды): эстрагон, мята, душица, тимьян, любисток, иссоп, мелисса, котовник, майоран, укроп (стебли, соцветия, семена), перец острый, чабер и др.

  11. Грибы: шампиньон, вешенка, кольцевик (строфария) и др.

Приведенная классификация удовлетворяет специалиста по реализации урожая и потребителя, но не учитывает в полной мере биологических и технологических особенностей культур, связанных с их возделыванием. В. И. Эндельштейном была предложена классификация, в которой сочетались потребительские и агрономические особенности культур, связанные с их выращиванием. Приведем ее с некоторой корректировкой.

Капустные – капуста кочанная, савойская, брюссельская, цветная, брокколи, кольраби, пекинская при культуре на кочан.

Корнеплодные – морковь, корневой сельдерей, корневая петрушка, пастернак, редька, редис, репа, брюква, свекла, салатный цикорий витлуф (корнеплод для выгонки), скорцонера, овсяный корень.

Клубнеплодные - картофель, батат, топинамбур, стахис.

Луковичные (продуктовый орган – луковица) – лук репчатый, лук-шалот, чеснок.

Плодовые овощные культуры, представленные растениями из семейств: Пасленовые (томат, перец, баклажан, физалис, дынная груша), Тыквенные (огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок, патиссон, чайот и др.), Бобовые (горох, бобы, фасоль, вигна и др.), Мятликовые (кукуруза), Мальвовые (бамия).

Листовые однолетние культуры – салат, шпинат, укроп, фенхель и др.

Многолетние овощные культуры, выращиваемые в течение нескольких лет на запольных участках: щавель, ревень, спаржа, хрен, катран, пряные травы (эстрагон, любисток, мята, душица и др.). Условно к этой группе можно отнести луковые овощи – шнитт-лук, лук многоярусный, лук-слизун, лук душистый, которые выращивают на этих участках.

Грибы - шампиньон, вешенка, кольцевик.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Дементьев «31» октября 2011 г График проведения конкурс
Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ...

Конкурс проводится в 2 этапа: 1 тур городской (отборочный) проводится...
Городской конкурс «Юные цветоводы» (далее – Конкурс) проводится в рамках городского экологического марафона 2012 года

Итоги финала Всероссийского конкурса выставки «Юннат»
Всероссийский конкурс «Юннат» (далее – Конкурс) ежегодное итоговое мероприятие в сфере дополнительного образования детей по сельскохозяйственному...

Весенние заботы огородников
У овощеводов уже в конце зимы начинаются весенние хлопоты. Нужно подумать, как правильно разместить культуры на участке с учетом...

Конкурсы для детей Конкурс «Представление»
Предки наши относительно лентяев и бездельников имели очень категорические мнения, которые выражались в многочисленных пословицах...

Конкурс по соответствующей номинации проводится при условии участия...
Конкурс проводится в период работы Российской агропромышленной выставки «Золотая осень 2012»

Конкурсе «Юные цветоводы» I. Общие положения Городской конкурс «Юные...
Основной целью конкурса является популяризация знаний о биологических и экологических особенностях декоративных растений открытого...

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Районный конкурс детского и юношеского творчества
Учащиеся моу сош с. Большой Труев участвовали в районном конкурсе детского и юношеского творчества «Каким я вижу мир бизнеса». Районный...

Смотр конкурс
Охватывает цветение и продолжается до прекращения прироста ботвы



База данных защищена авторским правом © 2013-2019
обратиться к администрации
vcvetu.ru