vcvetu.ru: Советы Доклады Лекции | Растения Цветы Дерьвья Огород Удобрения Уход | опубликовать |
Скачать 103.47 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 пгт Алексеевка г.о. Кинель Разработка урока по окружающему миру для 4 класса Тема урока: «Растения и животные поля». Учитель начальных классов: Кострюкова Ю.И Название урока: «Растения и животные поля». Срок проведения: 16 января 2009 года Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: гербарные образцы и таблицы полевых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха; семена хлебных растений и изделия из них; нож; дневники наблюдений; презентация «ПОЛЕ», компьютер, проектор с экраном. Цель урока: дать представление о полях как обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения. Задачи:
Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока - Ребята, вы заметили, что мы изучаем растения и животных по месту обитания. - Рассмотрели, что растет и кто живет в лесах, на лугах. (Слайд №1, 2) А сегодня познакомимся с растениями и животными поля. (Слайд №3) Каждый слайд рассматривается и обсуждается. III. Работа с «Дневником наблюдений» - Ребята, давайте вспомним тот день, когда мы были на экскурсии - 12 сентября. И сравним погоду этого дня и погоду сегодняшнего дня. Откройте дневники наблюдений, проанализируйте состояние погоды и сравните. 12 сентября - день осени, а 15 января - день зимы. 12.09.05 г. I ясный день температура выше 0° (t = +15°С) осадков не было ветер южный 15.01.06г. пасмурный нижеО0 идет снег ветер северо-западный Погода этих дней характерна для соответствующих им сезонов. - Какие изменения произошли в живой природе? (В живой природе за этот промежуток времени произошли большие изменения: улетели перелетные птицы, некоторые животные погрузились в зимнюю спячку, исчезли насекомые, опали листья с деревьев и т. д.) - Почему в живой природе такие большие изменения? (Потому что изменилась неживая природа.) - Что является основной причиной изменения неживой природы? (В первую очередь влияет положение солнца над горизонтом. В сентябре солнце высоко поднимается над горизонтом, а в январе - очень низко. И поэтому наша планета получает разное количество тепла в сентябре и в январе. И изменение положения солнца приводит к изменениям в неживой природе, которые являются причиной изменения в живой природе.) - Ребята, скажите, как изменилась деятельность человека? (В сентябре человек собирал урожай, сеял озимые, готовил корм домашним животным, а сейчас, в январе, он готовит технику к весенним работам.) IV. Изучение нового материала 1. Растения поля: хлебные, овощи. Использование их человеком. - Теперь проведем небольшие опыты и практические работы с растениями поля. На полях сеют и выращивают культурные растения. Какие из них выращивают на наших полях? (На наших полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу.) - Найдите у себя на столе рожь и рассмотрите ее. (Слайд № 4) - Какое это растение: травянистое, дерево или кустарник? (Это травянистое растение.) - Рассмотрите корни ржи. Что можно сказать о них? (Слайд №5) (У ржи много одинаковых тоненьких корешков. Все они отходят от нижней части стебля.) - Какие особенности поверхности имеет стебель ржи? (Стебель круглый и гладкий. Толщина не везде одинакова, на стебле есть утолщения.) - Теперь разломайте стебель, посмотрите, что внутри? (Стебель внутри пустой.) - Такой стебель называется полым. Еще такой стебель называется соломой. - Ребята, что находится на верху стебля? (На верху стебля - колос, в котором «держатся» зерна. В колосе много зерен.) - Сколько зерен в колосе? (В колосе много зерен.) - Да, одно посеянное зерно дает несколько. Теперь отделите несколько зерен и обратите внимание на форму, размеры, окраску зерен. (Слайд №6) (У ржи зерна вытянутые, маленькие, желтые, почти золотые.) - Хорошо. Сейчас мы работали с образцом ржи по плану: 1. Жизненная форма растений. 2. Характеристика корня. 3. Характеристика стебля. 4. Характеристика соцветия. 5. Характеристика зерна. Теперь возьмите пшеницу, ячмень, овес и по такой же схеме проведите сравнение этих растений (мысленно проведите анализ, а потом дайте сравнение). (Слайды № 7,8, 9) Ответы учащихся: 1. Пшеница, ячмень, овес - травянистые растения; 2. Форма корней похожа - много тоненьких корешков; 3. Стебель у всех - соломинка; 4. На стебле колос у пшеницы и ячменя, у овса - метелка; 5. У пшеницы зерна «голые», а у ячменя и овса покрыты чешуйками. - Теперь разрежьте зерна и посмотрите, какого цвета они внутри? (Зерна внутри белые.) - Для чего человек выращивает рожь? (Из ржи получают ржаную муку, а из нее готовят хлеб.) (Слайд№10) - Какие продукты получают из зерна пшеницы? (Тоже получают муку, хлебные изделия.) (Слайд №11) - А как нужно относится к хлебу? (К хлебу нужно относится бережно! Не выбрасывать его!!)(Слайд №12) - Как люди используют солому? (Солома идет на корм домашним животным.) - Все растения, из зерна которых получают муку и крупу, называются хлебными. - К хлебным растениям относится и гречиха. Из ее зерен получают крупу. Гречневая крупа очень ценная. Каша из нее очень питательная. Гречиха - прекрасный медонос. (Слайд №13) (Слайд №14 картофельное поле.) - Какие еще растения выращивает человек на поле кроме хлебных? (На полях можно увидеть картофель, капусту, свеклу. Это овощи.) - Правильно. Сейчас проанализируйте рисунки с изображением картофеля, клубней и дайте описание этого растения. (Слайд №15) (Картофель - травянистое растение. На корнях образуются клубни. Стебель зеленый, круглый. Но не ровный. Есть подземные стебли. В середине лета картофель цветет белыми, розовыми цветками. После отцветания образуется плод-ягодка с семенами внутри. Размножается клубнями. Был завезен Колумбом из Америки.) - В клубнях картофеля много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма человека. - Как же называются все растения, которые выращивает человек на поле? (Растения, выращиваемые человеком, называются культурными.) 2. Сорные растения поля. - Скажите, на поле растут только культурные растения? (На поле кроме культурных растений можно встретить дикие растения, сорняки.) (Слайд № 16) Учитель предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответить на вопрос: «О каких растениях рассказывается в нем?» Читает стихотворение учитель. К красоте равнодушным он не был, Тот, кто легким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В этом желто-зеленом море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза-васильки. - К каким группам относятся эти растения? (Сорные растения) - Какие сорняки вы знаете? (Лебеду, пырей, пастушью сумку, осот.) Несколько учеников зачитывают подготовленные сообщения о сорняках. - Рассмотрите гербарный образец пастушьей сумки, опишите его. (Слайд №17) (Пастушья сумка - травянистое растение, у которого очень много тонких корней, стебель невысокий, листья у самого корня очень большие, цветы белые. Семена похожи на сумку пастуха.) - Теперь вспомните, какую особенность имеет подземная часть корневища пырея? (Слайд №18) (У пырея очень длинное корневище, от него отходят тонкие корни пучками.) - Почему с пыреем и другими сорняками трудно бороться? (Если в земле остается хоть кусочек корневища, то от него вырастут новые растения. А другие сорняки дают очень много семян, и уничтожать их надо до того, как эти семена созреют.) - Почему так говорят: «Пырей да лебеда для посевов беда». (Если на поле будет много сорняков, то они заглушат культурные растения. Будет плохой урожай,) - Так как же называют эти растения? (Это вредные растения.) Физкультминутка Нива, моя нива, Нива золотая! Зреешь ты на солнце, Колос наливая. По тебе от ветру Словно в синем море Волны так и ходят, Ходят на просторе. Ю. В. Жадовский Учащиеся выполняют упражнения за учителем. 3. Животные поля. - Скажите, можно ли на поле встретить животных? И каких? (На полях живут хомяки, мыши, суслики и много птиц.)(Слайд № 19) - Вы готовили сообщения о животных поля. А теперь мы прослушаем рассказы о животных поля некоторых учеников. 1-й ученик. Я расскажу о хомяках (Показывает картинку с изображением животного.) Это грызуны. У них незаурядная внешность, довольно крупные до 30 см. Живут в норах. - Кто расскажет о мышах и полевках? 2-й ученик. Мыши питаются в основном семенами растений, на зиму делают запас в норках. А полевки поедают главным образом стебли. Они деятельны и зимой прокладывают под снегом ходы, запасов не делают - Эти животные приносят вред человеку, поедая культурные растения. Назовите тех животных, которые помогают человеку бороться с вредными. (Человеку помогают сохранить урожай совы. Они ночью вылетают на охоту. Днем спят. Грачи, ласточки, стрижи поедают насекомых: гусениц, жуков.) (Слайд № 20) - Как вы думаете: почему на полях не живут крупные животные? (Поле - открытый участок, и крупным животным негде спрятаться от врага.) - Молодцы! Ребята, посмотрите на экран. Здесь 3 картины. На какой из них изображено поле? (Слайд № 21) (На 1-й картине изображено поле.) - Почему? Проанализируйте и сравните картины поля, луга, леса. (Поле - это обширное пространство, где человек выращивает культурные растения. На 1-й картине изображено огромное пространство, на котором растет кукуруза. Значит, это поле.) - Что изображено на 2-й и 3-й картинах? (На 2-й картине изображен луг, т. к. здесь растения травянистые, дикорастущие. На 3-й - лес, т. к. есть и травянистые растения, кустарники и деревья.) V. Закрепление. - Как вы отличили поле от луга? (На поле культурные растения растут, а на лугу - дикие. Это отличие. А сходны тем, что растут на поле и на лугу травянистые растения.) - Чем отличается поле от леса? (На поле растут травянистые растения, а в лесу деревья.) - Хорошо. Сейчас я буду читать загадки, вы будете отгадывать и объяснять свой ответ. • В дом зерно возьмет - Каравай вернет. (Это хлебное поле. В загадке оно называется «домом». Поле засевают зерном, поливают, пропалывают, собирают урожай. Одно зерно дает много зерен. Из зерен делают муку, из которой пекут хлеб. И получается, что человек сеет зерно, а получает каравай.) • Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На столбе золотом. (Это колос.) - Почему колос - это «дом»? (В колосе укреплены зерна, колос «дом», а зерна - «дети».) - «Стены» дома? (Стены желтые - говорят, будто они «позолочены». Ставни «заколочены» и поэтому зерна не высыпаются. «Столб золотой» - это стебель, он ходит ходуном, потому что стебель высокий, ветер дует и качает «дом».) • Черная гора, а всем мила? (Это ржаной хлеб. Он всем мил, т.к. хлеб всему голова, его человек ест. «Черная гора», т. к. мука из ржи темная.) • И зелен, и густ на грядке вырос куст Покопай немножко: Под кустом... (Картошка!!! Потому что у картошки клубни использует человек в пищу, а они под кустом. Куст потому, что несколько стеблей) • Маленький рост, Длинный хвост, Серенькая шубка, Остренькие зубки. (Это мышь. Зубы острые - это грызун. Мышка очень маленькая, серая, с длинным хвостом.) • Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает, По полям кочует – Коноплю ворует. (Это воробей - маленькая птичка серого цвета.) VI. Итог урока. - С растениями и животными какого места обитания мы познакомились? (С растениями и животными поля.) - Какие группы растений можно встретить в поле? - Как называются растения, которые выращивает человек? - Назовите растения-сорняки. - Назовите особенности животных поля. (Маленькие размеры, темная окраска.) - Какие животные спасают урожай? Молодцы! Мы сегодня очень хорошо поработали! (Слайд 22) Домашнее задание: Дома вам надо составить список растений, которые выращивают на наших полях, список животных, птиц наших полей на альбомном листе, на другом листе схематично изобразить причинно-следственные связи в случаях: 1. Если человек ведет борьбу с сорняками и вредит животным; 2. Если такой борьбы нет. Использованная литература:
|
... | Цели урока: познакомить с животными – друзьями и вредителями растений поля; содействовать формированию бережного отношения к животным... | ||
Развивать у учащихся познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдательность, учить использовать свои наблюдения в... | Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для арифметического диктанта, карточки для самостоятельной работы | ||
На конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких... | Цели урока: ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены | ||
Теоретическая разработка данной темы рассчитана на проведение спаренного урока продолжительностью -80 минут с учащимися 10 классов... | Какие виды консервирования вы уже знаете? ( Квашение, соление, засолка, сушка, замораживание) | ||
Цели урока: организовать деятельность учащихся для овладения новыми знаниями об агроценозах как искусственных экосистемах, закономерностей... | Формирование представлений учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании |